Главная страница
Навигация по странице:

  • Пётр выдвинул другой тип писателя

  • Многогранная проблематика

  • В своих рассуждениях Прокопович

  • : ограниченную и абсолютную

  • Литературная деятельность

  • Василий Никитич Татищев 1686-1750

  • Главных тем Петровской эпохи


    Скачать 63.31 Kb.
    НазваниеГлавных тем Петровской эпохи
    Дата20.10.2022
    Размер63.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипЛитература
    #745425
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).

    «Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

    Рост интереса русских писателей XVIII века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в иcкусстве. А просветительская основа русской литературы XVIII века влекла за собой утверждение внесословной ценности человека, развитие антифеодальной морали.

    С 60-ых годов XVIII столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на человека среды, внешних обстоятельств.

    К концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода «К милости» Карамзина и произведения Радищева). В вершинном произведении литературы XVIII в. – «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев придет к твердому выводу о необходимости восстания народа.

    Одна из главных тем Петровской эпохи - это, конечно, проблема человеческой личности. Человек начинает восприниматся как активно действующая личность, ценная и сама по себе, и еще в большей степени за «услуги отечеству». Ценятся не богатство и не знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость: именно они в новых условиях могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней общественной лестницы.

    Петр развернул широкую издательскую деятельность, печатаются учебники (например, «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого, 1703), исторические книги, политические трактаты и научные труды. Наряду с этим появляются и совсем необычные книги, такие как «Юности честное зерцало» (1717), которое вполне можно назвать руководством по этикету, так как оно рассказывало, как вести себя отрокам и юношам.

    В литературе господствовала риторика. Торжественная проповедь, школьная драма и панегирическое стихотворство - вот те роды, которые развивались в литературе. Проповедь стала не только главным жанром, но и ведущим эстетическим принципом. Барочная литература начала 18 в. преследовала и просветительские цели, исходя из принципа: чем человек просвещённее, тем доступнее ему нравственное совершенство.

    Пётр выдвинул другой тип писателя. Интеллектуал, сочинявший по внутреннему убеждению, был заменён служащим человеком, пишущим по заказу или по прямому указу. Пётр выдвинул и другой тип культуры. Если для барочных писателей поэзия была царицей искусств, то теперь она стала украшением естественнонаучных и практических изданий. Если прежде весь мир, все элементы мироздания, воспринимались как слово, то теперь и слово стало вещью.

    2. Сюжет трагедии «Тамира и Селим» построен на исторических событиях 1380 г. Тема Куликовской битвы в этом произведении — одна из центральных, она отодвигает на второй план традиционный сюжет о любви крымской царевны и багдадского царевича.

    Трагедии предпослано авторское повествовательное вступление — «Краткое изъяснение», следующего содержания: «В сей трагедии изображается стихотворческим вымыслом позорная погибель гордого Мамая, царя татарского, о котором из российской истории известно, что он, будучи побежден храбростью московская государя, великого князя Димитрия Иоановича на Дону, убежал с четырьмя князьми своими в Крым, в город Кафу, и там убит от своих».

    Краткое изложение сюжета в повествовательном вступлении к трагедии помогает решению вопроса об исторических источниках, к которым обращался писатель Ломоносов. Изучение и сопоставление текстов приводит к выводу о том, что основным источником при создании трагедии «Тамира и Селим» был «Синопсис», впервые изданный в Киеве в 1674 г. В третьем издании «Синопсиса» (1680 г.) было напечатано на «вечную память грядущим родом» «достославное» Сказание о Мамаевом побоище, памятник XV в. На протяжении XVIII в. «Синопсис» оставался самой распространенной и популярной книгой по отечественной истории.

    В то же время в целом между содержанием трагедии и названной редакцией Сказания обнаруживаются расхождения. Они относятся к описанию боя на Куликовом поле и обстоятельствам гибели Мамая. Из этого следовало, что Ломоносов не ограничился данным источником. Иная трактовка некоторых событий, связанных с Куликовской битвой, взята им еще из одной из многочисленных редакций Сказания о Мамаевом побоище, а именно из «киприановской», вошедшей в состав Никоновской летописи, возникшей в XVI в. В описании Куликовской битвы Ломоносов следует за рассказом этой летописи. В «киприановской» редакции Сказания сообщается, что в начале боя преимущество было на стороне золотоордынцев. Солнце слепило глаза русских воинов, ветер и пыль дули в лицо. Позже, когда солнце стало светить в спину, ход сражения принимает иной оборот. В трагедии крымский царевич Нарсим, посланный на помощь Мамаю и участвующий в сражении, сообщал, как в момент напряженного сражения появление запасного полка русских изменило ход боя и русские начали теснить врага.

    В Сказании о Мамаевом побоище, вошедшем в «Синопсис», Мамая убивают его приближенные во время бегства после поражения на Дону. В трагедии сообщаются иные сведения, во многом совпадающие с данными Никоновской летописи. По сюжету Мамай приезжает в Кафу, скрывая свое поражение в Куликовской битве. Его принимают как победителя. Крымский царь Мумет даже готов выдать замуж за Мамая свою дочь Тамиру. Однако события развиваются так, что Мамай гибнет в схватке с царевичем Нарсимом, которому приходит на помощь багдадский полководец Селим, возлюбленный Тамиры.

    Помимо источников Ломоносов был знаком с рукописью труда В. Н. Татищева «История Российская». Известно, что в 1749 г. Ломоносов по просьбе Татищева написал посвящение к «Истории Российской» (опубликована в 1768 г.). Возможно, под влиянием этого исследования, в котором описание Куликовской битвы дано на основании Никоновской летописи, Ломоносов привлекает в числе других и этот труд. Татищев пишет об окончании битвы во время яркого захода солнца. У Ломоносова о завершающем моменте сражения сказано в следующих словах: «Тогда над русскими полками отворились и ясный свет на них спустили небеса».

    Ломоносов пишет в трагедии «Тамира и Селим», что в противовес хищнической политике ордынцев произошло объединение русских княжеств для совместного отражения врага.

    3. Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма:

    ✓      описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ''сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

    ✓      использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

    ✓      соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

    ✓      введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

    ✓      сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

    ✓      использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

    ✓      горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

    ✓      возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

    ✓      открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

    ✓      использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

    4. Проводя анализ произведения «Бедная Лиза», можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину, главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладает всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

    Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

    Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это всё та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

    Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

    5. Общегосударственная деятельность.

    Перу архиепископа принадлежит  ряд произведений, написанных на политические и религиозные темы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», Панегирики царствующим особам, трагикомедия «Владимир», «Слово похвальное о преславной над свойскими войсками победе», трактаты «Поэтика» и «Риторика» и ряд стихотворных поэм. Феофан был образованнейшим человеком своей эпохи, обладателем одной из обширнейших в стране библиотек Он хорошо знал отечественную и зарубежную светскую и богословскую литературу. При построении своей политической концепции он обращался к трудам античных и современных западноевропейских мыслителей, а также широко пользовался отечественной литературной традицией.

    В своих рассуждениях Прокопович сумел  соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия, присовокупляя  к доводам «от естественных законов  и естественного разума» «непреложное Слово Божье»

    В истории русской политико-правовой мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о естественном преддоговорном состоянии, которое  он рисовал как эпоху войн и  кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей «в неукротимых  зверей». Естественные законы (он понимает их как требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о  заключении договора об образовании  государства. Эта идея была реализована  людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение труда) не без содействия бога («не без смотрения Божьего»).

    Таким образом, высшая власть в обществе образовалась путем договора, при  заключении которого народ полностью  отказался от своего суверенитета («не  оставляюще себе никакой свободности») и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав» (смешанную форму) Республики (аристократия и демократия) не вызывают его одобрения. В аристократиях своекорыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме того, республики пригодны лишь для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.

    Рассматривая монархию как форму  организации власти, Прокопович исследует  два ее варианта: ограниченную и  абсолютную .В ограниченной монархии государь связан определенными обязательствами, за нарушение которых он может  быть лишен власти, что также чревато  непредсказуемыми последствиями, могущими повлечь различные бедствия для  страны и ее народа. Для России же самой «многополезной» и «благонадежной» формой является абсолютная монархия, которая единственно способна обеспечить русскому народу «беспечалие» и «блаженство» В лице абсолютного монарха Феофан видит «стража и защитника и сильного поборника закона... ограду и сбережение.. от внутренних и внешних опасностей», а кроме того, «пристанище и защиту» для каждого человека.

    Наследственную монархию архиепископ  предпочитает выборной, поскольку она, по его мнению, обладает большей  устойчивостью в силу замещения  престола специально подготовленным для  этой цели лицом и поэтому более  защищена от случайностей и неожиданностей. Обосновывая правомерность петровского  указа «О престолонаследии» (1723), Прокопович настаивает на предоставлении монарху  широких возможностей в выборе себе наследника по собственному усмотрению, а не по жестким правилам семейной преемственности. Монарх вправе, утверждает Феофан, сам подыскать себе «доброго и искусного» преемника на троне. В связи с этим следует напомнить, что смысловая неясность данного  указа привела впоследствии к  дворцовым переворотам, предел которым  был положен Указом Павла I (1797), восстановившим старый порядок передачи престола старшему в роде сыну как первому наследнику.

    Литературная деятельность.

    Феофан Прокопович, разносторонне образованный человек, был поборником распространения «не токмо священного писания», но и «внешнего», светского учения. Он был блестящим церковным оратором, причем его искусно построенные проповеди (слова) были не столько богословскими поучениями, сколько выступлениями политика. Характерны заглавия наиболее прославленных из них - «Слово о власти и чести царской» (1718), «Слово похвальное о флоте российском» (1720). Классическим образцом риторической ораторской прозы было слово, произнесенное Прокоповичем на погребении Петра I (1725). Здесь он с большим художественным мастерством и полнотой раскрыл историческое значение его реформаторской деятельности. Из-под пера Феофана вышел также ряд правительственных документов. В них он внес страстность публициста, гордящегося возросшей благодаря Петру международной ролью России, острый обличительный сарказм по адресу противников преобразований, ревнителей старины.

    Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трех этих языках сочинен им «Епиникион» в честь Полтавской победы (1709). В основу сюжета трагедокомедии Феофана «Владимир» (1705), написанной в бытность его в Киево-Могилянской академии, положены история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром, борьба, которую в связи с этим князю-преобразователю пришлось вести с языческими жрецами. Современники узнавали во Владимире Петра I, а в сатирических образах жрецов - представителей ретроградной части современного духовенства.

    6. Дмитрий Ростовский

    Интеллектуал. Святой, митрополит (1651-1709). Автор Четъих-Миней — 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в колыбели русской святости — Киеве и продолжая до конца своих дней. Четьи-Минеи стали любимым чтением русского народа и только в XVIII в. выдержали десять изданий. Родился святой в семье казачьего сотника. Получив классическое образование, он в 1668 принял монашество и скоро прославился, проповедуя слово Божие в различных местах Украины, Литвы и Белоруссии. Затем настоятельствовал поочередно в нескольких монастырях, одновременно работая над Четьями-Минеями. В 1701 указом Петра I вызван в Москву и назначен на Ростовскую кафедру. Административные заботы и монашеское делание удивительным образом сочетались с его напряженным литературным трудом. Свт. Димитрий оставил несколько томов своих сочинений: летопись библейской истории, сказание о чудесах Черниговской-Ильинской иконы Богоматери, каталог российских митрополитов, обличительные и поучительные наставления, пастырские послания, духовные песнопения, проповеди, дневниковые записи, пьесы, в которых поколения русских богословов и священнослужителей черпают духовные силы для творчества и молитвы. В 1757 был причислен к лику святых.

    Для него литература- выполнение духовного долга.

    Стефан Яворский.

    Из зажиточных украинцев. Понял, что его жизнь связана с Богом, постригся в монахи. Преподавал в Киево-могелянской академии. После смерти последнего патриарха, стоял во главе Синода. Это был человек старого московского склада культуры, ученый монах, принципиальный сторонник церковности в жизни и мышлении. В начале деятельности Петра в 1700х годах Яворский поддерживал царя и славил его в своих проповедях, но размах реформ отпугнул его, и он скоро перешел в лагерь реакционеров. Для пропаганды недовольства он использовал свои проповеди. В одной из них Стефан выражал сочувствие опальному царевичу Алексею и молился о том, чтоб и он был избавлен от бед и процвел.

    Иван Тихонович Посошков 1652-1726

    Из дворцовых крестьян-ремесленников выбился в люди. Талантливый механик-изобретатель сделался промышленником, предпринимателем, разбогател,- и погиб, арестованный через полгода после смерти Петра по политическому подозрению «как опасный человек». Кроме нескольких работ о технических вопросах, о военном деле и проч. Посошков написал обширный экономический и политический трактат- главное свое сочинение – Книга о скудости и богатстве (1724), после публикации которого Посошков был арестован (1725). Умер Посошков в Петербурге в Петропавловской крепости .

    В своей Книге и в других сочинениях Посошков доказывал, что для нормального социально-экономического развития и материального благополучия Россия нуждается в равномерном распределении общественного богатства, в установлении равенства экономических возможностей различных сословий. Особенно высоко он оценивал социальное значение купечества, утверждая, что без торгового сословия ни одно «царство состояти не может». Центральную роль в обществе должно играть монархическое государство и сам монарх, располагающий всеми возможностями для достижения «общего блага» всех сословий. Посошков был сторонником народного просвещения (в первую очередь, распространения грамотности) и ослабления тягот крепостного права, выступал за радикальную судебную реформу. Все эти преобразования, по убеждению Посошкова, могут и должны быть согласованы с принципами православной нравственности, основаны на фундаменте христианского богословия и церковной традиции («Священство – столп и утверждение всему человеческому спасению»).

    Василий Никитич Татищев 1686-1750

    Еще более новый писатель. Аристократ, помещик, учившийся в петровской артиллерийской и инженерной школе, ездивший не раз за границу по служебным делам Председатель всех заводов государства, настоящий делец, абсолютно практичный человек. Астраханский губернатор. Занимался строительством новых заводов на Урале, основал город Екатеринбург, открыл ряд горнозаводских школ, стремился увеличить использование вольнонаемного труда на заводах. Активная деятельность привела Татищева к столкновению с промышленниками Демидовыми, которые оклеветали его, обвинив по взяточничестве. Следствие над Татищевым (1723), проведенное по указу Петра I, доказало его невиновность.

    Татищев был первым ученым историком и географом России.. человек большой и разносторонней образованности, ревностный сторонник петровских реформ. Татищева по праву называют отцом русской истории. “История Российская” (кн. 1-4, 1768-1784) — главный труд Татищева, над которым он работал с 1719 до конца своей жизни. В этом труде им впервые были собраны и критически осмыслены сведения из многих исторических источников. Русская Правда (в краткой редакции), Судебник 1550, Книга Большого Чертежа и мн. др. источники по истории России были открыты Татищевым. “История Российская” сохранила известия не дошедших до нашего времени источников. - первое сочинение по русской истории. По справедливому замечанию С. М. Соловьева, Татищев указал “путь и средство своим соотечественникам заниматься русской историей”. “Предъизвесчение” к “Истории” явилось первым в русской исторической мысли историко-философским осмыслением основных принципов работы историка и задач исторического познания. Отказавшись от провиденциальной точки зрения в толковании исторических событий, Татищев выступил с рационалистическим объяснением, связывая историческое развитие с “умопросвещением”.

    7. «Недоросль» – 1782 г.

    История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта