Глоссарий. ГЛОССАРИЙ(3 (копия). Глоссарий а автофония
Скачать 49.65 Kb.
|
Глоссарий А АВТОФОНИЯ (от греч. autos — сам, phone — голос) — слышание своего собственного голоса. Исполнитель воспринимает собственный голос не только через воздушную среду, но и через ткани головы, что вносит в звучание голоса значительные искажения.. АГОГИКА (от греч. agoge — увод, унесение) — в музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа произведения (замедление, ускорение), не фиксируемых в нотах. АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo — расчленяю): 1) Работа органов речи (артикуляционного аппарата), необходимая для образования звуков; 2) В музыкальном исполнительстве — способ исполнения звуковой последовательности с той или иной степенью слитности или расчленённости звуков. В нотной, записи артикуляция обозначается словами (legato, tenuto, non legato, marcato, staccato и т. д.) или графическими знаками — лигами, точками и т. д. АТАКА (фр. attaque — нападение) — в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Три вида атаки: 1) Твёрдая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом обычно бывает точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировке — жёстким. 2) При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты - образуются «подъезды к ноте». При придыхательной атаке может появиться «утечка» воздуха, его повышенный расход сквозь неплотно сомкнутую голосовую щель, голос может потерять необходимую чистоту тембра, яркость, энергию, опору. 3) Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. Она обеспечивает чистоту интонации и наилучшие звуковые возможности работающим голосовым складкам. Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. Разные виды атаки используются в педагогической практике для организации певческого голосообразования, для борьбы с дефектами певческого звука. АНАЛИЗАТОРЫ (их функции) – Сложная система нервной системы. Первичная обработка информации через рецепторы чувствительных нервов (периферический отдел). Проводниковый отдел по нервным волокнам проводит нервные импульсы от рецепторов к центрально нервной системе. Центральный отдел – анализирует информацию, преобразует в ощущение. Зрительный анализатор – рецептор глаза, 90% информации. Слуховой а. – р. уха, отвечает за слух и равновесие. Обоняние – р. носа, воспринимает запахи. Вкусовой а. – р. языка, вкусы. Осязание – р. кожи, тактильные, температурные и болевые анализаторы, передает ощущение. Двигательный а. – внутренний, сигнализирует о том, какие мышцы напряжены, какие расслаблены. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - мысленно обобщая, мы выделяем существенные, характерные свойства предметов и отвлекаемся от несущественных свойств. АКУСТИКА - с греч. (Слуховой, слышащий). Раздел физики, изучающий распространите звуковых волн. Акустика (от греч. языка – слуховой) - это наука, изучающая объективные физические закономерности возникновения, распространения и восприятия звука. Акустика – это самая древняя область знаний, связанная с потребностью многих учёных дать объяснение явлениям слуха и речи, музыкальным звукам в голосе и инструментах. Именно в учениях древних философов, музыкантов и учёных зародился раздел музыкальной теории. АФФКТ – высшее проявление отрицательных эмоций. Возникает быстро, бурно, вызывает органические изменения в организме и притупляют разум. Б БЕГЛОСТЬ — техника пения в быстром движении. Чаще всего используется в колоратурных украшениях и пассажах. Техникой беглости должны владеть все певцы, независимо от типа голоса. Беглость может быть природным качеством, но у большинства певцов она — результат систематических специальных занятий.. «БЕЛЫЙ» ЗВУК — термин, распространенный в вокальной практике для обозначения открытого звучания голоса. Это «плоское», напряжённое звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытия, что заставляет голосовые складки работать с «пересмыканием», зажатостью. В академической манере пения звучание не допускается. К исправлению данного дефекта ведут приёмы, повышающие импеданс: более округлённое, полное произнесение гласных, округлый рот, опущенная гортань. В ВИБРАТО (итал. vibrato, лат. vibratio — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Вибрато существует в правильно поставленном певческом голосе и придаёт ему теплоту, льющийся характер, участвует в создании индивидуального тембра певца. Отсутствие вибрато обедняет голос, делает его гудкообразным, невыразительным. Различают скорость (частоту) вибрато и его размах (амплитуду). Вибрато с частотой 6—7 колебаний в секунду делает звук живым, выразительным, певучим. Более частая вибрация воспринимается как блеяние («барашек» в голосе), тремоляция, а более редкая — как его качание. Вибрато отсутствует в речевом голосе и плохо выражено в детском певческом. Певческое вибрато — в основном природное качество голосового аппарата, но может быть выработано искусственно. ВОКАЛИЗ (лат. vocalis — гласный) — музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определённых вокально-технических навыков (аналогично этюдам у инструменталистов) или для концертного исполнения. Учебные вокализы — важнейший переходный материал от упражнений к произведениям с текстом. ВОКАЛИЗАЦИЯ (от итал. vocalizzazione) — исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова. В вокальной педагогике используется для наилучшего выявления вокальных качеств голоса. На вокализации в упражнениях и вокализах отрабатываются все основные элементы вокальной техники, она позволяет сосредоточить внимание на задачах голосообразования, звуковедения и музыкальной выразительности. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — музыка, предназначенная для пения. В это понятие входят любые музыкальные сочинения для пения а капелла или с музыкальным сопровождением: различные жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокальный ансамбль), хоровая музыка, опера. ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА 1) Система вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран. В национальной школе пения отражаются особенности психологического склада данного народа, его музыки, поэзии, языка, исполнительских традиций. Национальные вокальные школы в странах Западной Европы начали формироваться одновременно с возникновением национальных композиторских школ, выдвигавших перед певцами свои художественно-исполнительские требования. Важную роль в формировании вокальных школ сыграло появление оперы. Основные европейские вокальные школы — итальянская, французская, немецкая, русская. Русская вокальная школа складывалась на национальной основе, овладевая опытом вокальных школ других народов. ВОКАЛЬНОСТЬ — удобство для пения. Термин применяется для характеристики произведения или языка. Произведение, написанное вокально, хорошо ложится на голос. ВЫСОТА ЗВУКА — качество музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, голосовых складок). В акустике измеряется в герцах (число колебаний в секунду). В музыкальной практике принято различать абсолютную высоту звуков, соответствующую определённым установленным частотам (напр., ля 1-й октавы — 440 герц), и относительную, определяемую интервальным соотношением звуков. Восприятие высоты звука имеет зонную природу, т. е. каждый звук воспринимается как неизменный в определённой зоне частот, при небольших (до 1/8 тона) отклонениях от установленной частоты колебаний. ВОКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – сложный психо-физический процесс, который определяется методическим воспитанием голоса с учетом индивидульных качеств обучающегося. ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – раздел музыкальной педагогики. Сформировалось из вокального исполнителського искусства, муз. Педагогики, акустики, психологии, физиологии, на их основе выработала свои формы, принципы, методы работы и определила цель и содержание вокального обучения. ВОСПРИЯТИЕ - это сложный процесс отражения в сознании действительности, когда явление или предмет воспринимается образно, целостно. Виды восприятия - целостное - выделяют общие особенности явлений; конкретное - выделяют частные детали явлений; специализированное восприятие - развивается в процессе деятельности. ВООБРАЖЕНИЕ - это особая форма психической деятельности, направленная на создание новых образов, представлений и идей. Воображение позволяет представить результат деятельности до её начала. Основа воображения - жизненные впечатления, переживаемые чувства, различные увиденные ситуации. ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ - это законы, по которым осуществляется деятельность организма. Возбуждение - деятельное состоянии нервных клеток. Торможение - состояние временного покоя нервных клеток. ВНИМАНИЕ - это направленность сознания на определённый объект. Внимание участвует во всех психологических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью. Внимание с точки зрения физиологии - это концентрация возбуждения в определённой области коры мозга. Внимание - это важнейшая способность нашей психики. Оно делает движения точными, мысли ясными и обеспечивает хорошее запоминание. Внимание — это свойство нашего мозга, которое участвует во всех других психических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью, важнейшая способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания различных психических явлений. ВОЛЯ – это особая форма душевной жизни человека, новый способ решения задач, сознательно регулировать своё поведение, требует большого нервно-психического напряжения и волевого усилия, направленного на мобилизацию физических, интеллектуальных и моральных сил. Для волевого действия важно осознать мотивы, необходимость и свои возможности для достижения цели. ВОЛЯ – это способность сознательно, планомерно и неотступно действовать для достижения цели. ВЫСОКАЯ ПОЗИЦИЯ ЗВУКА – это физиологическое приспособление голосового аппарата с концентрацией энергии в области высоких частот для получения максимальной слышимости при минимальной затрате энергии. Реверберация – это «отзвук, гулкость» помещения в виде многократного отражения звука от больших поверхностей помещений. ВЫСОТА ЗВУКА – субъективное восприятие частоты колебательных движений. Рождается в гортани, в голосовых складках и зависит от того, сколько смыканий и размыканий осуществят голосовые складки в процессе колебаний. Чем чаще колебания, тем выше звук. ВИБРАТО – это составная часть тембра голоса. Вибрато – это показатель совершенства вокальной техники. Вибрато делает голос тёплым, выразительным, эмоциональным, льющимся. Эти качества голос приобретает, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду. Г ГЛАСНЫЕ в пении — звуки, на которых осуществляется пение и раскрываются все певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, силовые ресурсы, диапазон. Пение возможно и на некоторых звучных (сонорных) согласных (к примеру, м, н). В русском языке шесть чистых гласных: а, о, у, э, и, ы. При добавлении звука и формируется ряд йотированных звуков: я, е, ё, ю, йи. Гласные в академической манере пения звучат более округло по сравнению с речью, обладая при этом необходимой звонкостью, металличностью и придавая пению льющийся характер. Эти качества связаны с постоянным наличием в тембре хорошо поставленного певческого голоса высокой и низкой певческих формант, а также устойчивого вибрато. ГЛОТКА — полость, располагающаяся за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью. В речи и пении отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом и входит в состав ротоглоточного канала. Глотка является подвижным резонатором, участвующим в образовании одной из двух формант. Ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани. В пении глотка должна быть свободно и широко открыта. Глотка участвует в создании импеданса и осуществлении прикрытия звука. ГОЛОС 1) Звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми (см. Голосообразование). Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром. Высота служит основой классификации певческих голосов. Различают певческие голоса поставленные (профессиональное пение) и непоставленные, бытовые. На протяжении жизни голос человека претерпевает значительные изменения. Время полного расцвета вокальных возможностей совпадает с обретением полного физического развития и продолжается до 50—60 лет, когда голос начинает постепенно терять прежние качества. 2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре. ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – это взаимосвязанная система резонаторов (гортань-глотка-рот), которые не только резонируют, накапливая звуковую энергию, но и создают работающей голосовой щели сопротивления сверху – импеданс. Постановка голоса – это нахождение координаций в работе всех частей голосового аппарата. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ (связки) — две парные мышцы, расположенные в гортани, покрыты эластичной соединительной тканью и слизистой оболочкой. Они могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Звучание происходит при сомкнутых голосовых складках. Строение голосовых складок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Так, например, в фальцетном регистре голосовые складки вибрируют только краями, в грудном — колеблются всей массой. Просвет между голосовыми складками называется голосовой щелью. При вдохе голосовая щель широко раскрыта, при выдохе — сужается. Размеры голосовых складок определяют тип голоса. Самые длинные и толстые — у басов (длина до 25 мм, толщина 5 мм), самые короткие и тонкие — у колоратурного сопрано (длина 14 мм, толщина 2 мм). ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, звукообразование, фонация — процесс образования звука голоса. Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха. В результате возникают периодические прорывы (толчки) воздуха, т.е. звуковые колебания определенной частоты. Частота колебаний воспринимается как высота звука, а энергия прорывающихся порций воздуха (сила толчков) — как сила звука. Благодаря резонаторным явлениям в полостях, лежащих выше и ниже голосовой щели, происходит усиление определенных групп обертонов звука (образование формант), влияющих на формирование тембра и позволяющих отличать один гласный звук от другого. Голосообразование осуществляется в результате желания сформировать возникший в представлении звук, что на основе предыдущего опыта ведет к соответствующему действию мышц дыхания, гортани, артикуляционного аппарата. Таким образом, в голосообразовании принимают участие все компоненты голосового аппарата. Характер голосо-образования может быть изменен в результате постановки голоса. ГОРЛОВОЙ ЗВУК — специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т. е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена. Горловой звук содержит много высоких обертонов и потому резок. Он не имеет естественного свободного вибрато, в нем отсутствует полнота произношения гласных, поэтому он звучит «плоско». ГОРТАНЬ — орган, в котором возникает звук. Гортань представляет собой сложную систему хрящей, которые соединены связками и суставами. Внутри гортани, недалеко от входа в нее, находятся голосовые складки. Надскладочная полость играет большую роль в академическом пении, т. к. является местом образования высокой певческой форманты. Гортань выполняет три функции: дыхательную, голосообразовательную и защитную (при попадании инородных тел).. ГРОМКОСТЬ – субъективное восприятие звука нашим слухом. Наш слух лучше воспринимает звуки высоких частот, поэтому они слышаться нам как громкие. ГАРМОНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ – частичные колебания, которые в несколько раз выше основного тона. Д ДЕТОНИРОВАНИЕ (от фр. detonner — петь фальшиво) — пение с пониженной, реже — с повышенной интонацией. Звук слышится пониженным или повышенным, когда он выходит из зоны частот, определяющих высоту данного тона (см. Высота звука). Однако на ощущение высоты звука влияют и другие факторы — тембр (см. Позиция звука), вибрато. Детонация может появляться на отдельных, технически более трудных звуках (обычно высоких или переходных), а может определять пение данного певца в целом. В последнем случае говорят о позиционной нечистоте пения. Причины детонации различны: недостаточно развитый музыкальный слух, в частности плохое ощущение ладовых тяготений; пение во время мутации, дефекты техники голосообразования или ее нарушение вследствие болезни, переутомления, невнимательности, изменения акустических условий самоконтроля и т. п. ДЕФЕКТЫ ПЕВЧЕСКОГО ЗВУКА — горловой голос, открытый, «белый» звук, форсирование звука, бетонирование, гнусавость, носовой призвук (см. Ротоглоточный канал), качание, или тремоляция, голоса (см. Вибрато), несобранный, неопертый звук (см. Опора). Все эти дефекты, как правило, носят приобретенный характер. Основной причиной их возникновения являются неверные навыки пения, полученные в результате самостоятельных занятий или плохого обучения. ДИАПАЗОН [от греч. dia pason (chordon) — через все (струны) ] — звуковой объем голоса или инструмента от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса профессионального певца — солиста или хориста — должен быть не менее двух октав. |