Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

  • КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • МЕТОДОЛОГИЯ

  • МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • МЕТОДИКА

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ

  • МЫШЛЕНИЕ

  • НАСТРОЕНИЕ

  • НАУКА

  • НАДСТАВНАЯ ТРУБА (или волновод)

  • Глоссарий. ГЛОССАРИЙ(3 (копия). Глоссарий а автофония


    Скачать 49.65 Kb.
    НазваниеГлоссарий а автофония
    АнкорГлоссарий
    Дата24.05.2021
    Размер49.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГЛОССАРИЙ(3 (копия).docx
    ТипДокументы
    #209346
    страница2 из 3
    1   2   3

    ДИНАМИКА — совокупность явлений, связанных с громкостью звучания. Динамика является одним из важнейших выразительных средств музыки. Применение динамических оттенков (forte, piano, creschendo, diminuendo и др.) определяется содержанием и характером музыки.

    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — свойство звука, зависящее от продолжительности колебания источника звука. Соотношение различных длительностей, выражающееся в метре и ритме, является основой музыкальной выразительности.

    ДЫХАНИЕ — один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц-вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (косто-абдоминальное) и диафрагмальное (абдоминальное, брюшное) дыхание. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. К деятельности человека побуждают мотивы. Мотивы помогают человеку сделать выбор вида деятельности. По мотивам мы понимаем то, что побуждает человека к данному виду деятельности. Мотив отвечает на вопрос: почему выбрал, для чего, ради кого?

    ДЛИНА ВОЛНЫ – расстояние между двумя соседними разряжениями. Длинные волны и редкие колебания – низкие звуки. Распространяются по принципу обтекания; Короткие и частые колебания – высокие звуки. Распространяются по принципу отражения.
    З

    ЗАКРЫТЫЙ ЗВУК — образуется при пении с закрытым ртом. Этот вид пения широко применяется в процессе постановки голоса, способствуя возникновению ярких резонаторных ощущений в области головного резонатора. При пении с закрытым ртом образуется очень сильный импеданс, что помогает голосовым складкам в их сопротивлении подскладочному давлению. Исключение привычных артикуляционных движений позволяет сосредоточиться на оценке работы гортани и дыхания. Пение закрытым звуком можно осуществлять по-разному, меняя его тембр.

    ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ — наименьший элемент музыки. Его основные свойства — высота, громкость (см. Сила звука), длительность, тембр.

    ЗЕВОК В ПЕНИИ — один из распространенных мышечных приемов, способствующий нахождению правильного положения гортани во время пения. Благодаря ощущению зевка мягкое нёбо активизируется и поднимается вверх, гортань опускается, задний отдел рта освобождается от скованности, излишнего напряжения. Высокие голоса, особенно женские (колоратурные и лирико-колоротурные сопрано), чаще употребляют «полузевок».

    ЗВУК - это распространение колебаний, то есть звуковых волн в упругой среде. Источник звуковых волн в музыкальных инструментах – колеблющиеся упругие тела: струны, деки. От них звуковые волны расходятся во всех направлениях.
    И

    ИМПЕДАНС (от лат. impeditio — препятствие) — обратное акустические сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала. Импеданс снимает часть нагрузки с колеблющихся голосовых складок, в их «борьбе» с прорывающимся подскладочным давлением. Постановка голоса связана с нахождением такого импеданса, который обеспечивает оптимальную работу голосовых складок. Величина импеданса зависит от длины ротоглоточного канала, наличия в нем сужений, формы полостей. Сравнительно более длинные и массивные голосовые складки низких мужских голосов требуют большего импеданса, для легких, высоких голосов, имеющих, маленькие голосовые складки, характерен небольшой импеданс. Вокальная педагогика располагает рядом методов и приемов подбора импеданса (см. Фонетический метод, Мышечные приемы).

    ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono — громко произношу)

    1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении. 4) Выравнивание звучания тонов звукоряда музыкальных инструментов по тембру и громкости. 5) В григорианском пении — краткое вокальное вступление к напеву, определяющее его тональность.
    К

    КАНТИЛЕНА (лат. cantilena — пение)

    1) Певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. Певучесть, кантиленность вокального исполнения — результат правильной техники голосообразования и звуковедения, когда при переходе от звука к звуку характер вибрато не нарушается. КОЛОРАТУРА (итал. coloratura — украшение) — быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии и т. п.) и мелизмы (группетто, морденты, форшлаги, трели), служащие для украшения сольной вокальной партии. Колоратура была широко распространена в вокальных партиях опер, хоровых произведениях, духовных концертах XVII — начала XIX вв.; сначала включалась в партии всех голосов, позднее — лишь высоких голосов.

    КОНСОНАНС (от лат. consonantia — согласное звучание) — благозвучное сочетание тонов в их одновременном звучании (в противоположность диссонансу). К консонансам относят интервалы (чистые прима, октава, квинта, кварта, большие и малые терции и сексты) и трезвучия, составленные из этих интервалов.

    КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - конкретные свойства, поясняющие суть ( низкий голос бас)

    М

    МАСКА (фр. masque, от итал. maschera — маска)
    1) Термин, применяемый в вокальной практике. Означает ощущение вибраций в верхней части лица (в области, обычно прикрываемой маской на маскараде), возникающее у певца во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей. Оно связано с присутствием в голосе высокой певческой форманты. Ощущение маски — показатель правильного голосообразования. Процесс пения при этом осуществляется более легко и свободно, голос звучит ярко, звонко, полетно. См. также Резонаторы.
    МЕЛОДИЯ (греч. melodia — песня) — осмысленное одноголосное последование звуков, основное выразительное средство музыки. В мелодии важное значение имеют звуковысотная линия, лад, ритм, музыкальная структура. Мелодия может оказывать художественное воздействие как сама по себе (в одноголосии), так и в сочетании с мелодиями в других голосах (полифония) или с гармоническим сопровождением (гомофония). В вокальной музыке при исполнении мелодии необходимо раскрыть интонационную выразительность, подчеркнуть кульминацию при помощи умело распределенных динамических и агогических оттенков, выявить соотношение музыки и текста.
    МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность человека воспринимать музыку. Музыкальный слух характеризуется широким диапазоном восприятия высоты звуков — от 16 герц (до субконтроктавы) до 20000 герц (приблизительно ми-бемоль 7-й октавы). Различают абсолютный слух (способность узнавать и определять высоту отдельных звуков без предварительной настройки) и относительный (способность определять звуковысотные интервальные отношения между звуками). Для музыканта важно развивать внутренний слух — способность представлять мелодическую последовательность без реального звучания, мысленно. Музыкальный слух развивается в тесной взаимосвязи с голосом как естественным инструментом выражения музыкальных впечатлений.
    МЫШЕЧНЫЕ ПРИЁМЫ — способ прямого сознательного воздействия на работу отдельных частей голосового аппарата. В вокальной педагогике широко распространены приемы, связанные с воздействием на дыхание (напр., требование сделать вдох того или иного типа), гортань (напр., пение на пониженной гортани), артикуляционный аппарат (пение на зевке, на улыбке, с уложенным языком и др.). Мышечными приемами следует пользоваться с большой осторожностью, т. к. они нарушают целостную координацию мышц, характерную для голосообразования. Единых, подходящих для всех певцов приемов не установлено. Применение их требует ясного понимания физиологии голосообразования при неотступном контроле за качеством звучания голоса.

    МЕТОДОЛОГИЯ – это научная система принципов, правил и методов, применяемых в какой-либо деятельности. Цель – организация работы.

    МЕТОД – способ достижения какой-либо цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом.

    МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – убеждение(рассказ, внушение, развивает воображение, мышление и худ. вкус), приучение (упражнения, организация), обучение (как процесс, через поощрение, соревнование, мотивация).

    МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – 1) объяснительно-иллюстративный (объяснение словами и показ голосом) 2) Фонетический (организовывает вокальную речь через речевую фонетику), 3) концентрический метод (формирование голоса на среднем диапазоне, постепенное обучение), 4) метод упражнения и вокализы (вид музыкально-педагогического материала для приобретения вокально-технических и исполнительских навыков) 4) эвристический (творческий метод, ученик сам ищет вокально-выразительные средства и собственную интерпретацию)

    МЕТОДИКА – совокупность конкретных приемов и методов по организации деятельности.

    МЕЛАНХОЛИК – слабый, неуравновешенный тип с подвижной психикой, что выражается в изменчивости настроения. Это легко ранимые люди, они остро

    воспринимают несправедливость, склонны к затяжным депрессивным состояниям, что снижает тонус организма и замедляет формирование навыков. Чувства вызревают постепенно и зависят от настроения. В общении больше слушает других, умеет сопереживать, бережено относится к чувствам собеседника, отчего пользуется доверием окружающих.

    Отрицательная сторона: постоянные сомнения в правильности своих действий и ощущений.

    МУЗЫКА – это вид искусства, отражающее действительность в звуковых и художественных образах. Музыка сопровождает нас с детства и учит воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, вызывая новые разнообразные эмоции и чувства. Это предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передавать переживания в движении со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка может воплощать человеческие настроения, такие как радость, грусть, бодрость, уныние, нежность, тревогу. Средствами музыки можно передавать и эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: элегичность, сдержанность, серьёзность, легкомыслие, импульсивность и вызвать различные ассоциации. Музыка - отражение жизни в музыкальных звуках и для умеющих слушать её, музыка полна значений: она вызывает различные ассоциации и переживания. Музыка – это язык чувств. Это особая форма общения.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ АККУСТИКА - изучает зарождение, распространение и восприятие звука и его основные свойства - высоту, силу, тембр а также длительность, ладовое наклонение, консонанс и диссонанс и тд. Музыкальная акустика исследует особенности музыкального звука: высоту, силу, тембр, длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи. В современной музыкальной акустике в середине 20 века появился.

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ – сложные тоны, которые состоят из многих колебаний разной частоты и сила.

    МОТИВ – от лат. Moto - движение, толчок, т.е повод, побуждающий к деятельности. Мотивами к деятельности являются потребности, интересы.

    МЫШЛЕНИЕ - это процесс обобщенного, опосредованного познания деятельности
    Н

    НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс. Это преднамеренное, планомерное восприятие явления или предмета с целью подробного его изучения. Наблюдение всегда сознательный акт.

    НАСТРОЕНИЕ – менее яркое, но длительное по времени эмоциональное состояние;

    НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - это свойство личности. Связана с умением человека подмечать характерные особенности явления или предмета. Это вожное качество личности для певца, которое помогает запоминать и фиксировать малейшие изменения звука.

    НАУКА - система знаний какой-нибудь отрасли

    НЕЙРОНЫ – нервная клетка, пронизывают весь организм и органы чувств. Фунцкии – чувствительные н. (проводят импульсы от переферии в головной мозг) Двигательные н. – импульсы от головного мозга к мышцам, промежуточные н. обеспечивают контакт между чувствительными и двигательными н. передают сигналы от одного вида к другому.

    НАДСТАВНАЯ ТРУБА (или волновод) – это расстояние от голосовых связок до передних зубов.

    НОСОВАЯ И ПРИДАТОЧНЫЕ ПОЛОСТИ — расположены в костях лицевой части черепа. Носовые ходы щелевидной формы покрыты слизистой оболочкой и служат для увлажнения, обеспыливания и согревания воздуха во время вдоха. В пеним вдох через нос всегда предпочтительнее, если это позволяет музыкальная фраза, темп произведения и т. п. Ряд небольших придаточных полостей, из которых самые крупные — гайморовы и лобные, также наполнены воздухом. Во время пения при наличии в тембре голоса высоких обертонов (и в частности, высокой певческой форманты) эти полости резонируют, вызывая ощущение сильного дрожания в области лица (см. Маска) и темени, которое называют головным резонированием (см. Резонаторы).

    НОСОВОЙ ПРИЗВУК — возникает в тембре голоса при опускании мягкого нёба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость. Часто наблюдается у теноров при пении верхних ног. Носовой призвук (гнусавость) является дефектом и исправляется упражнениями, связанными с поднятием мягкога нёба приемом зевка, освобождением от излишних напряжений заднего отдела рта и глотки.
    О

    ОБЕРТОНЫ (нем. Obertone, от ober — высокий и tone — звуки) — призвуки; расположенные выше основного тона, по которому определяется высота звука. Источник звука (струна, столб воздуха, голосовые складки) колеблется не только всей своей длиной и массой, но и отдельными частями. Колебание источника звука в целом рождает частоту, определяющую высоту звука,— основной тон. В результате частичных колебаний возникают обертоны, влияющие на окраску звучания (см. Тембр). Различают обертоны гармонические (гармоники), которые по частоте в 2, 3-, 4 и т. д. раз выше основного тона и образуют вместе с ним так наз. натуральный ряд звуков, и негармонические, подчиняющиеся другим закономерностям. В голосовом аппарате, как и в духовых инструментах, образование окончательного тембра зависит от резонаторов. Свойство обертонов образовывать тембр звука широко используется в музыкально-исполнительской практике. У певцов тот или иной набор обертонов, возникающих в голосовой щели, зависит от плотности смыкания голосовых складок, степени их натяжения, включения в вибрацию той или иной части мышечной массы. При плотном смыкании голосовых складок, характерном для звучания в грудном регистре, возникает богатый набор обертонов (до 30-ти), создающий условия возникновения резонанса в головном и грудном резонаторах. При неплотном смыкании в грудном регистре (недосмыкание; придыхание) уменьшается число высокочастотных обертонов, звук теряет яркость, звонкость. При фальцете, когда колеблются лишь края складок и между ними остается щель, набор обертонов исходного звука крайне ограничен (2—3 обертона)
    ОКРУГЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ — более округлое, «затемненное» звучание гласных при академической манере пения (см. Пение). Гласный а звучит с элементом о, е — с элементом э, и — с элементом ы.
    ОПЕРНОЕ ПЕНИЕ — исполнение оперных партий. В оперном пении обычно воплощаются глубокие человеческие страсти, сильные переживания, вызванные острыми, напряженными драматическими конфликтами. Оперное пение всегда крупно, выпукло, ярко. Оно требует от певца широкой динамической палитры голоса, эмоциональности исполнения, умения создавать живые реалистические образы, четкой дикции. Голос оперного певца — сильный, темброво насыщенный, с большим диапазоном, способный выдерживать тесситуру оперных партий, пробиваться через плотное звучание оркестра, наполнять большие помещения.

    ОПОРА — термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голоcообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие — как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры. Выработка «пения на опоре» — необходимый элемент воспитания хора, способствующий слитности звучания и чистоте интонирования.
    ОТКРЫТЫЙ ЗВУК — перенесение речевого звучания гласных в пение. Открытым звуком пользуются при исполнении народных песен. Профессиональные народные хоры и некоторые певицы, поющие в народной манере, используют не совсем открытый звук, несколько округляя его (см. Округление гласных).

    ОЩУЩЕНИЕсвойство предметов, чувство – наше переживание этих свойство. Способность органов чувств отражать в сознании свойства предметов и явлений, а также различные психологические состояния и работу органов внутри нас. Ощущение - в психологи и понимается способность органов чувств отражать в нашем сознании отдельные свойства предметов и явлений внешнего мира, действующих на них. в данный момент , а также способность отражать состояние и работу органов внутри нашего тела. В настоящем разделе мы остановимся на явлении адаптации.
    1   2   3


    написать администратору сайта