Глоссарий терминов к 5-6,9 заданиям. Глоссарий терминов к темам 56 Аббасиды (аббасиййабану альАббас)
Скачать 57 Kb.
|
Глоссарий терминов к темам 5-6 Аббасиды (‘аббасиййа/бану аль-‘Аббас) — вторая династия арабских халифов, унаследовавшая власть после Омейядов и ведущая свое происхождение от ‘Аббаса, дяди Пророка Мухаммада. Алиды (‘алявиййа) — потомки ‘Али ибн Аби-Тали- ба или только те его потомки, которые имели поддержку шиитов в борьбе за халифат. Ансары (ансар) — «помощники», жители Йасриба (Медины), поддержавшие дело Мухаммада. Ахль аль-байт (аль байт/аль Мухаммад) — буквально «люди семьи», имеется в виду семья или род Мухаммада, точнее, его ближайшие родственники и потомки, у шиитов-имамитов только потомки ‘Али и Фатымы. Ахль аль-бид‘а (ахль аль-бида‘/мубтади‘а/муб- тади‘ун) — буквально «люди нововведения», т.е. мусульмане, исповедующие вероубеждения, противоречащие ортодоксальным установлениям веры, или совершающие религиозные действия, не имеющие основы в Коране и сунне. Ахль аль-калям (мутакаллимун) — мусульманские теологи или богословы. Ахль аль-китаб — буквально «люди писания», представители религий, отличных от ислама и признаваемых мусульманами как имеющие божественные корни, обычно под данным термином подразумеваются иудеи и христиане. Ахль аль-ма‘рифа — мусульманские гностики или «люди мистического познания», суфии, достигшие определенной степени мудрости и знания об истине. Ахль аль-хадис — «сторонники предания» и «буквалисты», строгие приверженцы хадисов, отдающие предпочтение преданию и отказывающиеся от самостоятельного суждения по какой-либо правовой проблеме. Ахль аль-хакк — буквально «люди истины», подразумеваются мусульмане, приверженцы традиционных установлений веры, имеющих основу в Коране и сунне. Ахль ас-сунна — общее название для всех суннитов, приверженцев основного направления ислама, сторонников сунны и политико-религиозной системы, отрицающей право на власть лишь за потомками ‘Али. Ахль ас-сунна ва-л-джама‘а — буквально «люди сунны и согласия общины», т.е. сунниты, самоназвание большей части мусульман, приверженцев канонических богословско-правовых школ ислама, система догматов которых идентифицируют с исламским «правоверием». Ахль ат-тафсир (муфассирун) — комментаторы Корана или сторонники толкования. Ахль аль-усул (усулиты) — мусульманские богословы, знатоки науки о методологии мусульманской веры или теологи, трактующие основы теологии. Ахль аль-хикма (хукама’) — «люди мудрости», мусульманские ученые-философы, или суфии, достигшие определенной степени в познании Бога. Аш‘ариты (аш‘ариййа/аша‘ира) — последователи богословской школы имама аль-Аш‘ари, наиболее распространенной в мусульманском мире, одной из суннитских школ каляма. Аятолла (айат Аллах) — титул высшего звания шиитского религиозного ученого. Батыниты (батыниййа) — сторонники «внутреннего» или скрытого смысла в сакральных текстах, также одно из направлений исма‘илизма. Брахманиты (барахима) — одна из сект индийского происхождения, сторонники собственного мнения, отрицающие пророчества. Ваххабиты (ваххабиййа) — вариант более широкого саляфитского движения в исламе, число сторонников которого сегодня возросло по всему миру. Ваххабизм является официальной доктриной религиозных правящих кругов Саудовской Аравии. Происходит от идей Мухаммада ибн ‘Абдальваххаба, сторонника пуританского возрождения религиозной морали XVIII в. из центра Аравийского полуострова, который заключил союз с предками нынешней правящей саудовской семьи. Гностики (‘урафа’/‘арифун) — см. ахль аль-ма‘рифа. Гулят (крайние шииты) — «неумеренные», ряд шиитских сект, исповедующие вероубеждения, которые выходят за рамки умеренного шиизма и даже ислама. Да‘ва (дагват) — проповедование или, дословно, «призыв» (или «приглашение») этнических (номинальных) мусульман и немусульман принять исламскую веру и религиозные практики. Дахриты (дахриййа) — последователи разных течений философского свободомыслия, материалисты, проповедовали вечность и несотворенность материи и мира. Деобандизм (деобандиййа) — консервативная школа исламской теологии, основанная во второй половине XIX века, и названная в честь духовной школы в пригороде Дели, Индия. Деобадизм имеет влияние среди многих мусульман южно-азиатского происхождения, особенно среди последователей движения Таблиги Джамаат. Джабриты/джабариты (джабриййа) — сторонники божественного предопределения, отрицающие свободную волю человека и приписывающие все действия Богу. Джарудиты (джарудиййа) — одна из зайдитских сект. Джахмиты (джахмиййа) — последователи мурджиитского теолога Джахма ибн Сафвана, которые отсрочивали суждение о вере человека, признавали безусловное предопределение в действиях, отрицали антропоморфизм. Джемаат — турецкий вариант арабского слова «джама‘а», что означает сообщество и общину. Джихад — арабское слово, которое переводится как «борьба» или «соперничество». Традиционно используется мусульманами для обозначения внутренней духовной борьбы за святость и послушание (добродетель), хотя термин также часто используется для описания военных действий во имя ислама. Джуббаиты (джуббаиййа) — му‘тазилиты, последователи басрийского теолога Абу-‘Али аль-Джуббаи. Дуалисты (санавиййа) — представители секты, проповедующей веру в Свет и Тьму, Добро и Зло. Зайдиты (зайдиййа) — последователи религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда ибн ‘Али, наиболее «умеренная» ветвь шиитов. Захириты (захириййа/асхаб аз-завахир) — «сторонники очевидного смысла», следующие букве Корана и сунны, «буквалисты», не допускающие иносказательного или рационального толкования сакральных текстов, также последователи правовой школы Давуда аз-Захири. Ибахиты (ибахиййа) — буквально «последователи полной свободы действий», ряд еретических сект, особенно дуалисты, считавшие себя независимыми от исполнения законов шариата. Имам — термин, используемый многими мусульманами сегодня, для обозначения титула ведущего молитву в мечети и (или) духовного лидера мусульманского сообщества. Однако шииты также используют данный термин, но в другом контексте — по отношению к потомкам Пророка Мухаммада, которых они считают законными преемниками. Имамиты (имамиййа) — двунадесятники, шииты, верующие в исчезновение 12-го имама и ожидающие его возвращения, представители основного и умеренного направления шиизма. Исламист (ислями) — последователь исламизма, политической идеологии, которая призывает к установлению исламской системы правления путем прямого насаждения исламского религиозного права (шариата). Исма‘илиты (исма‘илиййа) — представители политико-религиозной секты исма‘илизма, имевшей многочисленные ответвления, относятся к крайним шиитам. Исна‘ашариййа — см. имамиты. Йахуд (бану Исраил) — евреи, представители иудейской веры. Ка‘биты (ка‘биййа) — последователи багдадской школы му‘тазилитов, которую возглавлял теолог из Бальха аль-Ка‘би. Кадариты (кадариййа) — сторонники богословского учения, которое ограничивало предопределение и утверждало существование свободной воли у человека. Кайсаниты (кайсаниййа) — шиитская секта, приверженцы имамата Мухаммада ибн аль-Хана- фиии. Каррамиты (каррамиййа) — последователи Ибн-Каррама, исповедовавшие учение о телесности Бога. Курайшиты (курайш) — племя, входившее в группу северных арабов, которое господствовало в Мекке. Маликиты (маликиййа) — одна из канонических суннитских школ мусульманского права, последователи имама Малика. Марджа‘ — среди шиитов — религиозная фигура, рассматриваемая как живой пример воплощения принципов ислама, предмет восхищения и подражания. Краткая форма от арабского «марджа‘ ат-таклид», означающее «источник для подражания». Марваниты (марваниййа/бану Марван) — марва- нитская ветвь омейядской династии. Матуридиты (матуридиййа) — последователи имама аль-Матуриди, сторонники ханафитской богословской школы, одной из суннитских школ каляма. Машшаиты (машшаиййа/машшаиййун) — философы-перипатетики. Мулхидиты (маляхида/муляххада) — «безбожники», общее название еретиков в исламе. Мурджииты (мурджиа) — первоначально сторонники богословского течения, отказывающиеся осудить и исключить из ислама верующих, повинных в тяжких грехах; затем те, кто считал, что деяния никак не влияют на веру человека. Мурид — последователь суфизма или послушник суфийского шейха. Муршид — суфийский духовный лидер (наставник). Му‘тазилиты (му‘тазиля) — сторонники риго- ристского, с тенденцией к рационализму, течения в мусульманском богословии, самой ранней школы каляма. Мухаджиры (мухаджирун) — «экспатрианты» или «эмигранты», мекканские сподвижники Мухаммада, покинувшие Мекку, чтобы найти более гостеприимное место. Мухандиситы (мухандисун) — одна из му‘тазилит- ских сект. Мухтариты (мухтариййа) — одна из шиитских кайсанитских сект, сторонники аль-Мухтара, вождя алидского восстания в Куфе. Мушаббахиты (мушаббиха) — «уподобляющие», антропоморфисты, одна из ранних школ мусульманской теологии, представлявшая Аллаха в образе человека. Наджжариты (наджжариййа) — одна из джаба- ритских сект, основанная теологом ан-Наджжаром. Наззамиты (наззамиййа) — последователи му‘та- зилитского теолога басрийской школы ан-Наззама. Навуситы (нависиййа/навусиййа) — одна из групп приверженцев шиитского имама ас-Садика, верили в возвращение ‘Али. Насара (насраниййа) — представители христианской религии, независимо от направлений и толков. Насыбиты (навасыб) — буквально «проявляющие вражду», одно из прозвищ хариджитов, так как они «питали вражду и ненависть» к ‘Али и Му‘авие, открыто проклиная и ругая их. Омейяды (бану Умаййа) — первая династия халифов ислама, правившая с 660 г. по 750 г., до «аббасид- ского переворота». Рафидиты (равафид) — буквально «отвергающие», общее название шиитов по причине того, что они «отвергли» имамат Абу-Бакра и ‘Умара. Сабаиты (сабаиййа) — последователи ‘Абдаллаха ибн Саба’, идейные предшественники «крайних шиитов», обожествляли ‘Али. Саляф (мазхаб ас-саляф) — буквально «предшественники», последователи первоначального учения ислама, сподвижники Пророка, их последователи, ранние ученые ислама, ортодоксы. Саляфизм (салафиты/саляфиййа) — аскетическое движение в исламе, которое акцентирует консервативную и буквальную интерпретацию духовных источников. Дословно, последователи «ас-саляф ас-салих» или «набожных предшественников», са- ляфиты придают особое значение учению ранних мусульман, близких к Пророку Мухаммаду. Классический саляфизм полностью занят вопросами чистоты веры и аутентичности духовных источников, однако в последние годы саляфизм стал испытывать на себе влияние откровенно политических групп. Суннизм (сунниты) — основная ветвь в исламе. Мусульмане-сунниты составляют по крайней мере 85% мусульманского населения в мире. Название происходит от «ахль ас-сунна», или «люди традиции», и относится к установленным нормам мусульманского поведения, основанном на высказываниях и действиях Пророка Мухаммада. Софисты (суфистаиййа/суфистаиййун) — создающие видимость доказательства, ведущие пустой и бесполезный спор, отрицающие чувственное и очевидное, сторонники софистского направления греческой философии. Суманиты (суманиййа) — мистическая секта индийского происхождения, имевшая своих последователей в исламском мире. Суфии (суфиййа) — последователи школы исламского мистицизма. Таби‘иты (таби‘ун/таби‘униййун) — натурфилософы. Тарикат (тарика) — дословно означает «путь», духовные ордены или братства суфиев. Умма — всемирное сообщество верующих мусульман. Фалясифа/мутафальсифа (философы) — мыслители, ориентировавшиеся на античные модели философствования. Халифат (хиляфа) — линия преемников Пророка Мухаммада в качестве светских и духовных лидеров ислама, продолжившаяся после его смерти в 7 в. Халифат существовал в той или иной форме (т.е. либо практически, либо формально) с 632 по 1924 гг., когда официально закончило свое существование Османское государство. Ханафиты (ханафиййа/асхабуна/аль-асхаб) — представители богословско-правовой школы ислама, одной из четырех суннитских канонических, основанной имамом Абу-Ханифой. Ханбалиты (ханабиля) — представители догматико-правовой школы ислама, одной из четырех канонизированных суннитских школ, основанной имамом Ибн-Ханбалем. Хариджиты (хаваридж) — «раскольники», бывшие сторонники ‘Али, которые оставили его после битвы при Сыффине и приняли ригористическую и эгалитаристскую доктрину. Хашвиты (хашвиййа) — сторонники предания, которые допускали антропоморфические выражения, признавали вечность буквы Корана и божественное предопределение. Хашимиты (бану Хашим) — потомки Хашима, прадеда Мухаммада, позднее под ними стали подразумевать Алидов и Аббасидов. Шафи‘иты (шафи‘иййа) — последователи правовой школы ислама, основанной имамом аш-Шафи‘и, одной из четырех канонических суннитских. Шииты (ши‘а) — сторонники ‘Али и его потомков, которые отказались признать легитимность трех первых праведных халифов, затем омейядских и аббасидских халифов, и требовали власти в пользу алидских имамов, впоследствии разделились на многочисленные секты и группы. |