Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература Chapoutier G., Kreulzer M., MeniniС .

  • Выбрать правильный ответ

  • Ответы на вопросы Заполнить пробелы

  • Верно или неверно (В или Н) 1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В.Выбрать правильный ответ

  • Первые шаги Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам.«Тень» как место пребывания разума

  • Донаучная психология. Первые западные философы

  • От конца античной культуры до середины средневековья

  • От эпохи Возрождения до XIX века

  • Зарождение естественных наук.

  • Годфруа. Что такое психология. Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода


    Скачать 7.1 Mb.
    НазваниеГодфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода
    Дата18.02.2023
    Размер7.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГодфруа. Что такое психология.doc
    ТипЛитература
    #944042
    страница8 из 86
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   86

    Резюме


    1. При исследовании многих форм поведения человека возникают споры об относительном значении врожденного и приобретенного.
    1. Эволюционная теория, рассматриваемая ныне как установленный факт, утверждает, что в данной среде наиболее приспособленные к ней особи оставят больше потомков, чем менее приспособленные, потомки которых будут таким образом мало-помалу элиминироваться. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения со времени появления жизни на Земле до наших дней.
    3. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами; это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.
    4. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфические и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов.
    5. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. То или иное инстинктивное поведение может проявиться лишь в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм решает, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.
    6. Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам; в результате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.
    7. С развитием способности к научению эволюционно наиболее продвинутые виды получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.
    8. Способность к умозаключениям - уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.
    9. Род человеческий происходит от живших на деревьях приматов, от которых он отделился в результате развития прямохождения и использования руки для хватания. За этим последовало увеличение объема головного мозга и развитие языка, что позволило человеку за последний миллион лет достигнуть быстрых успехов в приобретении разного рода навыков и заселить всю планету.
    10. Благодаря членораздельной речи человек может рассуждать как о событиях, происходивших в прошлом, так и о грядущих событиях, общественная структура облегчает выживание группы и воспитание детей. Таким образом, человек окончательно берет свою эволюцию в собственные руки. Однако агрессивные тенденции, составляющие, возможно, часть наследия, полученного человеком от животных предков, грозят погубить его, если он не сумеет преодолеть их путем надлежащего воспитания.
    Литература 
    Chapoutier G., Kreulzer M., MeniniС., 1980. Psychophysiologie-Le systeme nerveux
    et le comportment, Montreal, Etudes vivantes, Paris. Chavaillon J. (1985). Les premiers habitants d'Ethiopie, La Recherche, n° 165,
    p. 449-451.
    Clarke R., 1985.De 1'univers a nous, Paris, Seuil. Coppens Y., 1983. Le Singe, 1'Afrique et 1'Homme, Paris, Fayard. Dethier V.G., Stellar E., 1961. Animal Behavior, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall. Kohler W., 1927. L'intelligence chez les singes superieurs, Paris, Alcan. Lorenz K., 1979. Evolution et modification du comportement, L'inne et 1'acquis, Paris,
    Payot.
    Mead M.N., 1969. Moeurs et sexualite en Oceanic, Paris, Plan. Moore R., (Dir, publ.), L'evolution, Nederland, Time-Life (B.V.). Ouvrage collectif, 1979. Le Darwinisme aujourd'hui, Paris, Seuil. Piagel J., 1979. Le comportement, moteur de 1'evolution, Paris, Gallimard. Reeves H., 1986. L'heure de s'enivrer, Paris, Seuil. Singh J.A.L, Zingg P.M., 1980. L'homme en friche-de 1'enfant-loup a K. Hauser,
    Bruxelles, Ed. Complexe. Tmbergen N.. 1953 L'etude de 1'instinct, Paris, Payot.

    Материал для самопроверки


    Заполнить пробелы 
    1. Относительная роль ..... и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.
    2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к ..... признаков, наиболее ..... к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.
    3. Труд Дарвина, опубликованный в ..... г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался ..... .
    4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными ..... и открытием ..... .
    5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием ......
    6. Последовательность событий, в результате которой информация от ..... передается в нервную систему и  вызывает автоматическую реакцию, называется ......
    7. Присущие данному виду сложные ..... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ..... поведением.
    8. Врожденный ..... механизм - это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
    9. У некоторых животных наблюдается .... -создается глубокая привязанность к первому ..... предмету, который они увидели после появления на свет.
    10. Только представители видов, обладающих способностью к .....и приобретению ..... , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
    11. Способность к ...... это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у ..... .
    12. Вид Homo habilis, очевидно, возник ..... лет назад в ..... Африке.
    13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение ..... и развитие способности к изготовлению первых ..... .
    14. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития ..... во всех направлениях, а тем самым и для увеличения ..... головного мозга.
    15. Первые признаки гоминизации появились у Нота ..... примерно ..... лет назад.
    16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo ..... , или ..... , произошло примерно ..... лет назад.
    17. Развитие ..... создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
    18. Главные особенности социальной организации человека...... пищи со своими сородичами и образование постоянных ..... .
    19. Наблюдения Джейн Гудолл над ..... показали, что агрессивность .....может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы. 
    20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара, ...... по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.
    Верно или неверно? 
    1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.
    2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения.
    3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым.
    4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большинство ученых.
    5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения.
    Что такое поведение?                         55
    6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов v всех видов, обладающих инстинктивным поведением.
    7 Способностью к научению обладают только высшие организмы.
    8 Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад.
    9 Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад.
    10 Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее.
    Выбрать правильный ответ 
    1. У человека врожденными формами поведения считаются
    а) агрессивные действия;
    б) доминирование;
    в) половое поведение.
    г) Все ответы неверны.
    2. Дарвин создал свою теорию эволюции
    а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;
    б) с целью подтвердить тезисы креационистов;
    в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;
    г) с целью показать причину неизменяемости видов.
    3. Теория эволюции в широком смысле
    а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;
    б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;
    в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности,
    г) Верны все ответы.
    4. Таксис -это реакция организма, которая
    а) носит общий (нелокальный) характер;
    б) является механической;
    в) ориентирована относительно источника раздражения.
    г) Верны все ответы.
    5. Рефлексы
    а) всегда врожденные;
    б) встречаются только у низших животных;
    в) имеют мало отношения к выживанию.
    г) Все ответы неверны.
    6. Инстинктивные формы поведения
    а) запрограммированы от рождения;
    б) менее сложны, чем рефлексы;
    в) не могут изменяться в результате опыта;
    г) у человека более многочисленны, чем у других видов.
    7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у
    а) насекомых;
    б) рыб;
    в) рептилий;
    г) млекопитающих.
    8. Импринтинг, например у гусенка,
    а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;
    б) создается в любом возрасте;
    в) возникает благодаря скрещиванию.
    г) Все ответы неверны.
    9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию 
    а) идеально соответствующую условиям среды;
    б) к вполне определенному типу среды;
    в) к различным средам.
    г) Все ответы неверны.
    10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек
    а) произошел от обезьяны;
    б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;
    в) не происходит от животных.
    г) Все ответы неверны.
    11. Гоминизация тесно связана
    а) с вертикальным положением тела;
    б) с освобождением руки;
    в) с развитием головного мозга;
    г) Верны все ответы.
    12. Наиболее прямые предки человека появились
    а) 700000 лет назад;
    б) 200000 лет назад;
    в) 100000 лет назад;
    г) 40 000 лет назад
    13. Человек – единственное существо, способное
    а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
    б) пользоваться орудиями;
    в) жить в сообществах.
    г) Верны все ответы.
    14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность
    а) получать очень хороший уход;
    б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
    в) усваивать опыт предшествующих поколений.
    г) Верны все ответы. 
    15. Агрессивность человека
    а) представляет собой врожденное свойство;
    б) может быть легко преодолена;
    в) отсутствует у большинства народов.
    г) Все ответы неверны.
    Ответы на вопросы 
    Заполнить пробелы 
    1 - наследственности; 2-отбору, приспособленных; 3-1859, «Происхождение видов»; 4-генетики, законов наследственности; 5-таксисов; 6-органов чувств, рефлексом; 7-стереотипные, инстинктивным; 8-пусковой; 9 - импринтинг, движущемуся; 10-научению, навыков; II-умозаключению, высших млекопитающих;
    12-10 млн., восточной; 13-рук, орудий; 14-черепа, объема; 15 -Homo habilis, 2 млн.; 16 -sapiens, кроманьонцем, 40000; 17-языка (речи); 18 - разделение, групп;
    19-шимпанзе, самцов; 20 - агрессивность.
    Верно или неверно (В или Н) 
    1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В.
    Выбрать правильный ответ 
    1-г; 2-в; 3-г; 4-г; 5-г; 6-а; 7-а; 8-г; 9-в; 10-6; 11-г; 12-в; 13-а; 14-г; 15-г.

    Глава 2 Что такое психология?


    Введение 
    Согласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными.
    Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь, и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии - «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию.

    Развитие психологии


    Первые шаги 
    Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам.
    «Тень» как место пребывания разума 
    Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.
    Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот (см. документ 2.1).

    58        Глава 2

     

    Рис. 2.1. После смерти Воина его «тень» покидает его тело, приняв форму человека. Это одно из первых представлений о душе, которого придерживались еще древние греки.
    Это верование, распространенное среди древних греков (рис. 2.1), все еще сохраняется у многих народов, называемых «примитивными».
    Боги 
    Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.
    Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих -в зависимости от данной культуры -на Олимпе, на небе в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и даже бог вина (см. документ 2.2).

    Что такое психология?                        59
    Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
    За более чем 800 лет до н. э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, придавали им смелость в бою или, напротив, отнимали ее, направляли их гнев или чувство мести (рис. 2.2).
    Донаучная психология. Первые западные философы 
    Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и ответственном за его поведение.
    Тем не менее, они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».
    Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», -это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.
    От конца античной культуры до середины средневековья 
    Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.
    Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо, которое представляет собой тайну, недоступную смертным. Путь к спасению лежит поэтому через незнание и веру в догматы.
    60        Глава 2

    На протяжении всех одиннадцати столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, учения которых противостояли этим двум концепциям. По одну сторону находились несгибаемые богословы, которые чаще всего рассматривают философию лишь как измышление дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над человеческим разумом. По другую – возникавшие философские течения, из которых наиболее известное – схоластическое. Его предтечей был Абеляр (Abelard, 1079-1142), но расцвета оно достигло лишь в XIII- веке благодаря Фоме Аквинскому (1228-1274).
    Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались, таким образом, объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Роль философа состоит в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира, попытавшись отвести всему сущему его подлинное место.
    Одна из тем, вызывающих вечные дискуссии, - это проблема души. В самом деле, как можно рационально изучать нечто такое, что невозможно увидеть и еще менее того - описать? Начиная со II века до н. э. считалось установленным, что душа помещается в мозгу, но философы без конца вели умозрительные споры о ее природе и о способе ее влияния на поведение. Выдвигался даже аргумент, что физическое существование души невозможно, поскольку она, будучи бессмертной, находится в смертном теле.
    От эпохи Возрождения до XIX века 
    Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления - математические и одновременно механические - о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.
    Так, сталкиваясь с враждебностью богословов, которые прочно держались за догму о сотворенном Господом мире, неподвижно лежащем в центре Вселенной, Коперник (1543), Кеплер (1604) и Галилей (1633) один за другим утверждали, что планеты совершают одновременно вращение вокруг своей оси и обращение вокруг какой-нибудь звезды (для Земли это будет Солнце)1.
    1Опасаясь реакции богословов, польский астроном Коперник опубликовал свои открытия только накануне смерти. Что касается итальянца Галилея, его судила инквизиция и заставила отречься от своих взглядов, что не помешало ему все же воскликнуть: «А все-таки она вертится!».
    Что такое психология?                       61
    Что касается Декарта, то он на основании известных в его время фактов создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие.
    Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума (рис. 2.6).
    Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им душа - надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. И несмотря на то что знания в области анатомии и физиологии в последующие века значительно обогащались, лишь в началеXX века понятие «души», которое сменилось сначала понятием «разума», а затем «сознания», окончательно уступило место монистической концепции, согласно которой поведение человека управляется в основном нервной системой (см. документ 2.3).

    Рис. 2.6, Иллюстрация из «Трактата о человеке» Декарта (1664), в котором изложена его механистическая концепция о функционировании человеческой «машины». Рисунок показывает, как «животные души» стекают по трубкам из мозговой «железы», чтобы обеспечить одновременный поворот обоих глаз и правой руки к предмету В.

    62        Глава 2

    Тем не менее представления Декарта, пусть зачаточные, о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии.
    Зарождение естественных наук. Со времен Древней Греции, как мы видим, только философы пытались понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной. Среди них рационалисты - от Платона до Декарта полагали, что «любые достоверные знания могут исходить лишь от разума»; следовательно, один только разум должен играть главную роль в объяснении фактов как в онтологическом плане, так и в плане познания или действия. Согласно этим философам, наилучший способ сформулировать какую-либо проблему и попытаться получить ответ состоит в поисках логических доводов. В результате они на протяжении веков обсуждали, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в действительности.
    Развитие естественных наук начинается в тот день, когда философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания, уступая частично место точным и систематическим наблюдениям, а главное-эксперименту2.
    Эмпирическое направление, которое легло в основу экспериментирования, делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от господствовавшего ранее рационалистического направления. Это не означает, однако, пренебрежения логикой и рассудительностью или просто здравым смыслом. Ученые, выбравшие это направление, тоже высказывают предположения о том, как все происходит в этом мире, и аргументы, выдвигаемые для объяснения некоторых фактов, нередко вызывают яростные споры. Однако предположения этих ученых рассматриваются как гипотезы, т. е. новые соображения, выдвигаемые на основе уже установленных фактов. Эти гипотезы затем проверяют путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате которых получают новые данные. Если эти новые данные согласуются с тем, что уже было известно, то постепенно создается все более и более четкая теория, позволяющая объяснить наблюдаемые факты. Если же новые данные противоречат выдвинутой гипотезе, то ее подвергают изменениям или даже отбрасывают. Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия реальной действительности и состоит научный метод (см. документ 2.4).
    1А позднее Кант и Гегель. 
    2 Как это уже неоднократно происходило в античную эпоху.
    Что такое психология?                        63
    В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это были химия и физика, открытия которой в области света и звука позднее позволили лучше понять, каким образом расшифровываем реальную действительность. В XVIII веке наступает очередь физиологии приобрести самостоятельность; в результате учения нервной системы появилась возможность объяснить, как проходит передача информации в организме. Наконец, на исходеXIX века развиваются социология и научная психология.
    Психология в XVIII и XIX веках. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная с XVIII века первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-новому. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.
    Так, Кондильяк (Condillac, 1754) полагал, что все наши знания проистекают из наших ощущений. Локк (Locke, 1690) и Юм (Hume, 1739) выдвинули гипотезу о том, что основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей. Идея снежка, например, ничего не говорит ребенку, который его никогда не видел. Лишь через ощущения, вызываемые качествами белого, холодного и округлого, присущими снежку, которым ребенок играет впервые в жизни, создаются у него путем ассоциации этих фундаментальных идей восприятия, лежащие в основе более сложной идеи снежка.
    Итак, эта субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь, для того чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознаёт окружающий его мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания.
    Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций организма, а ее изучение вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную «окраску» такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние «души». А между тем увидеть - значит поверить. Кроме того, до тех пор пока психология не начнет систематически исследовать конкретные факты, она не сможет претендовать на то, чтобы называться наукой.
    64                              Глава 2
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   86


    написать администратору сайта