Главная страница

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”. Гончарова Ксения .. Гончарова Ксения К1Т2 (9) Образ Петербурга в романе Преступление и наказание (вопрос 1) Большую роль в романе Достоевского Преступления и наказание


Скачать 16.52 Kb.
НазваниеГончарова Ксения К1Т2 (9) Образ Петербурга в романе Преступление и наказание (вопрос 1) Большую роль в романе Достоевского Преступления и наказание
АнкорОбраз Петербурга в романе “Преступление и наказание
Дата05.04.2020
Размер16.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГончарова Ксения ..docx
ТипДокументы
#114954

Работу выполнила:

Гончарова Ксения К1Т2 (9)

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”

(вопрос №1)
Большую роль в романе Достоевского «Преступления и наказание» играет изображение Петербурга. У автора это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни.
Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.
Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города.

Картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина Ивановна.
Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Достоевский выбрал не парадно-благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина».
Картины нищего Петербурга в романе "Преступление и наказание" пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Преступление и наказание» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности.

Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота – все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.
Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь «желтым билетиком» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью.
Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка вызывает у человека чувство безвыходности и озлобления.



написать администратору сайта