Презентация Microsoft PowerPoint. Горная Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, доцент
Скачать 84.15 Kb.
|
Формирование интереса к музыке у детей дошкольного и младшего школьного возраста при обучении игре на музыкальном инструменте Горная Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, доцент, Зав кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования Детский музыкальный опыт и его своеобразие в воспитании детей Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт - важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности. Структура музыкального опыта включает:
Особое значение в этом возрасте - накопление опыта по элементарному музицированию. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах - дудке, барабане, бубне и т.д. Средний дошкольный возраст Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации - творчества:
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации - творчества:
что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха. О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. По ее утверждению, развитие данного качества ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке она называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству. Музыкальные интересы дошкольника формируются по мере приобретения им музыкального опыта. Формирование и развитие музыкального опыты дают основу для ориентирования в традиционных музыкальных стилях и для восприятия интонаций. Для развития интереса к музыке важно и накопление эмоционального опыта. Музыка является носителем эмоциональной информации. Комарова Т.С. рекомендует при отборе художественных произведений ориентироваться на их ценность, для того чтобы помочь детям раскрыть мир прекрасного Гродзенская Н.Л. призывала учитывать художественную ценность и возможность активного усвоения. Она писала, что при слушании классических произведений, у ребенка постепенно вырабатывается умение ценить подлинно художественное произведение, умение отличать их от произведений нехудожественных. Таким образом, интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности В том, что музыка необходима человек, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее». Они предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой». По их мнению, музыка нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Обучение детей игре на музыкальных инструментах может преследовать различные цели:
начинается уже в раннем возрасте в занимательной игровой форме, когда взрослый привлекает внимание ребенка к различному тембру звучания музыкальных инструментов. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движении ритм музыки, их начинают вовлекать в процесс элементарного инструментального музицирования. Обучение элементарному инструментальному музицированию рекомендуется начинать с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, деревянные ложки, колокольчики, барабан и др.). Работа над темпоритмом в процессе инструментального музицирования осуществляется в определенной последовательности:
простейших попевок может осуществляться в следующей последовательности:
на освоение ритмических рисунков в процессе инструментального музицирования могут использоваться русские народные попевки и песенки, такие как, например, «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые. По мере обогащения музыкального опыта ребенка (в среднем и старшем дошкольном возрасте) можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм).
можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. С этой целью используется наиболее простой и удобный для освоения исполнительских навыков музыкальный инструмент - металлофон. Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами. Наиболее распространенные из них - обучение по цветовой и цифровой системам, игра по слуху и игра по нотам. В педагогическом процессе обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно выделить три этапа:
|