Реферат по научной работе. Технология_восприятия_музыки. Городского округа клин муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
Скачать 29.33 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА» 141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16 ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ При подготовке материалов технологии были использованы публикации Интернет – ресурсов. Благодарю авторов за предоставленный полезный материал. Пояснительная записка Активное восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать её и размышлять о ней. Содержание художественно - эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Развитие восприятия музыки находит свое отражение в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования в разделе "Слушание музыки". В начале нашего века многие крупные музыканты, такие, как Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, уделяли этому вопросу много внимания. Известный педагог В.Н. Шацкая начала работу в детских садах по этой проблеме еще в дореволюционное время. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Слушание музыки в детском саду дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Актуальность Музыкальное восприятие - это одна из наиболее перспективных технологий в области "Музыка" Процесс восприятия сложный, чувственный, поэтический, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них. Восприятие музыки может осуществляться всегда, даже тогда, когда ребёнок не может включиться в другие виды искусства. Технология восприятия музыки актуальна, так как является ведущим видом музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать её характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Также целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихотворений, которые созвучны ему по настроению. Цель: Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах в процессе слушания музыкальных произведений и формирование музыкальной культуры как части общей культуры детей. Задачи: -воспитывать любовь к музыке, обогащая музыкальные впечатления детей. -помочь детям овладеть элементарными представлениями о музыке как виде искусства: о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры, формирующие элементы); о простейших музыкальных жанрах (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет); о видах искусства (классическая, народная, эстрадная, вокальная, хоровая, инструментальная); -подводить к умению различать отдельные, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении, к осознанию выразительного значения музыкального образа; -познакомить с доступными для восприятия произведениями наиболее известных отечественных (П.И.Чайковский, М.Глинка, Н.Римский-корсаков, А.Гречанинов, А.Лядов, С.Прокофьев, С.Свиридов, Д.Кабалевский, и др. композиторов) и зарубежных (И.С.Бах, А. Вивальди, И.Штраус, Э.Григ и др.) -накапливать и постепенно обогащать опыт музыкальных впечатлений; -создавать условия для развития музыкальных способностей(основных, музыкально-сенсорных); Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии 1.Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием условий жизни и воспитания, поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, её активное развитие. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально - чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций. Активизация собственного опыта, образное погружение в него, анализ своих переживаний и чувств в игровой форме помогут ребёнку лучше чувствовать музыку. 2.Музыка - искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребёнка об эмоциях и чувствах. "Музыка прежде всего - путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств", писал крупнейший отечественный психолог Б.М.Теплов. Знакомя ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственны ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и с другими людьми. 3.Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями: - наличие соответствующего музыкального репертуара; - регулярность совместной деятельности педагога с детьми (слушание музыки и беседы о ней) - повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности. - Закрепление преставлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, оценивать, активизация желания послушать его ещё раз. - Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в деятельности - игровой, художественной, двигательной. - Целесообразно устраивать слушание музыки с детьми не менее двух раз в неделю в течении всего учебного года независимо от музыкальных занятий. Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии. Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей - концерты. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Они, как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт "Музыкальные инструменты" дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. В такие концерты входят различные "Музыкальные загадки", используется грамзапись. Следующая форма работы - применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей воспитателю необходимо иметь в групповой комнате своеобразную музыкальную библиотечку. В ней должны быть собраны комплект пластинок с записями программных произведений, соответствующих возрасту ребят, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотечке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива принадлежит воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении. Этапы педагогической технологии 1.Выбираем музыкальные произведения и формы совместной деятельности с детьми с целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах. 2.Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах. Это должно подготовить детей к слушанию музыки с детьми и беседы о ней. 3. Проводим цикл занятий по слушанию музыки с детьми и беседы о ней. 4.Организуем итоговый мониторинг. Педагогическая диагностика дошкольников образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» («Музыка», раздел «Слушание») Старшая группа: Содержание исследования: 1. Умение различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) 2.Узнавание мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза) 3.Умение различать звуки по высоте в пределах квинты. 4.Умение различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель) Условия реализации технологии 1.Технология реализуется педагогом, который устраивает совместные с детьми слушание музыки и беседы о ней в течении дня. Задача музыкального руководителя - оказать педагогу помощь в создании фонотеки и использовать обогащенный опыт детей на музыкальном занятии, закрепляя его в разных видах музыкальной деятельности. 2.При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями: - эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребёнка, вызывающего у него интерес; - богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; - особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др. - наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчёркивающего выразительность мелодии; - наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении. - наличие многократной повторяемости мелодии 9в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и почувствовать его); - длительность звучания (до 7-10 минут); - художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями; - качество аудиозаписи; 3. Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию конкретного эмоционального переживания в музыке: у него должен быть опыт переживания этого эмоционального состояния. 4. В процессе слушания музыки с детьми обязательно стремиться к соблюдению следующего алгоритма (пошаговой организации данной деятельности) - Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу. Методы обследования: 1.Жанры музыкальных произведений. Предложить детям послушать три музыкальных произведения; "Марш", "Колыбельная" Д.Б.Шостаковича, "Парень с гармошкой" Г.Свиридова. Спросить, что можно делать под ту или иную музыку. 2. Музыкальная память. Исполнить детям вступление к песне В.Шаинского "Песенка про кузнечика". 3.Звуковысотный слух. Прослушать попевку В.Ветлугиной "Лесенка", пропеть попевку. Предложить послушать, куда идёт матрёшка (вверх или вниз), затем показать движение матрёшки по лесенке. 4. Тембровый слух. Дать послушать "Осеннюю песню" П.И.Чайковского в исполнении фортепиано, затем в исполнении струнных инструментов. Оборудование: 1.Картинки с марширующими детьми, девочка качает куклу, танцующие дети. 2.Фортепиано 3.Музыкальный центр. Диски. 4.Иллюстрации скрипки и виолончели. 5.Музыкальное произведение из цикла "Времена года" П.И.Чайковского по выбору педагога. Подготовительная группа Содержание обследования: 1.Уметь определять и называть элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика), различать жанры (опера, балет) 2. Умение обобщать и излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие по отношению к музыкальному произведению. 3.умение узнавать на каком инструменте исполняется музыкальное произведение. 4. Умение различать звуки по высоте в пределах квинты - терции. Методика обследования: 1.Жанры музыкальных произведений. Предложить детям послушать пьесы из оперы "Сказка о царе Салтане", "Танец с саблями" Хачатуряна, определить жанр и назвать средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор. 2.Выразить своё отношение к данным произведениям. 3.Предложить послушать произведения из "Карнавала животных" К.Сен - Санса и определить звучащие в нём инструменты. 4.Звуковысотный слух. Пропеть попевку: "Бубенчики" Е.Тиличеевой. Оборудование: 1.Репродукции известных художников 2.Портреты композиторов. 3.Музыкальный центр. Диски. Коллекция фонограмм. 4. Видеозапись балета и оперы. (по желанию) 5. картинки с изображением музыкальных инструментов. 6. Аудиозапись "Море", "Белка" Н.Римского - Корсакова, "Танец с саблями" Хачатуряна, "Карнавал животных" С. Сен - Санса. 7.Картинки бубенчиков для фланелеграфа. Оценка результатов: Высокий уровень (3 балла) Выполняет сам, определяет безошибочно Средний уровень (2 балла) Выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Допустил 1-3 ошибки. Уровень ниже среднего (1балл) Не уверен в своих действиях, требует помощи взрослого. Сравнительный анализ компетентности дошкольников Итог: Благодаря поставленным задачам в начале года, дети выросли в музыкальном отношении. У детей вырос интерес к слушанию музыкальных произведений классиков. |