Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки для разработки направления

  • Основные идеи

  • Цели, задачи, методы, психотехники. Основные сферы воздействия

  • Возможности и ограничения

  • Список литературы

  • Логотерапия. Гоу впо Тюменский государственный университет Факультет психологии


    Скачать 40.24 Kb.
    НазваниеГоу впо Тюменский государственный университет Факультет психологии
    Дата29.12.2022
    Размер40.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛоготерапия.docx
    ТипДокументы
    #869183

    ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

    Факультет психологии

    Кафедра общей и социальной психологии
    ЛОГОТЕРАПИЯ

    Экзаменационная работа


    Исполнитель:

    Сидорова Ирина Викторовна, студентка гр. 2232______________

    Научный руководитель:

    Белецкая Ю.С., канд. псих. наук, ст. преподаватель ______________

    Заведующий кафедрой:

    Доценко Е.Л. доктор псих. наук, профессор ____________________


    Дата допуска к защите: ___________________
    Тюмень 2021

    Об авторе

    Виктор Франкл родился в Вене в еврейской семье государственных служащих (Beamtenfamilie). Его интерес к психологии всплыл рано. Для окончательного экзамена (Matura) в гимназии он написал статью о психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 году он изучал медицину в Венском университете, а затем специализировался в области неврологии и психиатрии, уделяя особое внимание темам депрессии и самоубийства. Его раннее развитие было под влиянием его контактов с Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером, хотя позднее он отклонился от их учения1.

    В 1924 году он стал президентом Sozialistische Mittelschüler Österreich, социал-демократического молодежного движения для школьников по всей Австрии.

    Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал и предложил специальную программу бесплатного консультирования школьников. В программе участвовала психолог Шарлотта Бюлер, и она уделила особое внимание студентам в то время, когда они получили свои карточки. В 1931 году ни один венский студент не совершил самоубийство. Успех этой программы привлек внимание Вильгельма Райха, пригласившего его в Берлин.

    С 1933 по 1937 год Франкл закончил свое пребывание в неврологии и психиатрии в психиатрической больнице Штайнхоф в Вене. Он отвечал за так называемый Selbstmörderpavillon, или «самоубийственный павильон». Здесь он лечил более 30 000 женщин, у которых были суицидальные тенденции. В 1937 году он основал независимую частную практику в неврологии и психиатрии на Алсер-штрассе 32/12 в Вене.

    Начиная с захвата нацистами Австрии в 1938 году, ему запрещалось обращаться с пациентами «арийского происхождения» из-за его еврейской идентичности. В 1940 году он начал работать в госпитале Ротшильда, где возглавлял неврологическое отделение. Эта больница была единственной в Вене, куда до сих пор допускались евреи. Его медицинские заключения спасали нескольких пациентов от эвтаназии через программу нацистской эвтаназии. В декабре 1941 года он женился на Тилли Гроссер.

    25 сентября 1942 года Франкл, его жена и родители были депортированы в нацистское Терезиенштадтское гетто. Там Франкл работал врачом общей практики в клинике. Когда его навыки в психиатрии были замечены, его назначили в психиатрическую лечебницу в блоке B IV, создав лагерную службу «психогигиены» или психиатрическую помощь. Он организовал подразделение, чтобы помочь новичкам лагеря преодолеть шок и горе. Позже он создал часы самоубийства, которым помогала Регина Джонас.

    29 июля 1943 года Франкл организовал закрытое мероприятие для Научного общества в Терезиенштадте и с помощью Лео Бэка предложил серию открытых лекций, в том числе «Нарушения сна и сна», «Тело и душа», «Медицинское обслуживание «Психология альпинизма», «Как сохранить мои нервы здоровыми?», «Медицинское служение», «Экзистенциальные проблемы в психотерапии» и «Социальная психотерапия». Его отец Гавриил умер от отека легких и пневмонии в Терезиенштадте.

    19 октября 1944 года Франкла и его жену Тилли перевезли в концлагерь Освенцим, где он был обработан. Он был перемещен в Кауферинг, лагерь, связанный с Дахау, 25 октября, где он провел пять месяцев. В марте 1945 года ему был предложен переезд в так называемый лагерь отдыха Тюркгейм, также связанный с Дахау, где он работал врачом до 27 апреля 1945 года, когда лагерь был освобожден американскими солдатами.

    Мать Франкла Эльза и брат Уолтер умерли в Освенциме. Его жена переехала в Берген-Бельзен, где она умерла. Единственным оставшимся в живых после Холокоста среди ближайших родственников Франкла была его сестра Стелла, эмигрировавшая из Австрии в Австралию.

    Освобожденный после трех лет пребывания в концентрационных лагерях, Франкл вернулся в Вену, где разработал и прочитал лекции о своем собственном подходе к психологическому исцелению. Франкл считал, что люди в первую очередь руководствуются «стремлением найти смысл в своей жизни» и что именно это чувство смысла позволяет людям преодолевать болезненные переживания. Франкл написал свою всемирно известную книгу под названием «Trotzdem Ja Zum Leben Sagen: Ein Psychologe Erlebt das Konzentrationslager» («Говорить «Да всему жизнь во всем: психолог переживает концентрационный лагерь»), известный по-английски под названием «Поиск человеком смысла» (1959г. «От лагеря смерти к экзистенциализму»). В этой книге он описал жизнь обычного заключенного концлагеря с объективной точки зрения психиатра.

    Вытерпев страдания в этих лагерях, Франкл подтвердил свой убедительный вывод о том, что даже в самой абсурдной, болезненной и дегуманизированной ситуации жизнь имеет потенциальное значение, и поэтому даже страдание имеет смысл. Этот вывод послужил прочной основой для его логотерапии.

    В 1947 году Франкл женился на своей второй жене Элеоноре Катарине Швиндт. Она была католичкой, и супруги уважали религиозный фон друг друга, отправляясь в церковь и синагогу, и праздновали Рождество и Хануку. У них была одна дочь, Габриэле, которая впоследствии стала детским психологом.

    В 1948 году Франкл получил степень доктора философии. В 1955 году он был удостоен звания профессора неврологии и психиатрии Венского университета, в качестве приглашенного профессора он проживал в Гарвардском университете (1961 год), в Южном методистском университете, Далласе (1966 год) и в Университете Дюкнес, Питтсбург (1972 год). Он читал лекции и преподавал семинары по всему миру и получил 29 почетных докторских степеней. Франкл опубликовал 39 книг, которые были переведены на 40 языков. Американская психиатрическая ассоциация присудила Франклу премию Оскара Пфистера в 1985 году за важный вклад в религию и психиатрию. Франкл умер от сердечной недостаточности 2 сентября 1997 года2.
    Предпосылки для разработки направления

    Логотерапия тесно связана с экзистенциальным анализом (Frankl, 1958). Фактически экзистенциальный анализ «может пониматься как философская и научная основа логотерапии, а также как неотъемлемая часть собственно теории»3. В этих целях экзистенциальный анализ относится к анализу собственного существования, что естественным образом переходит к вопросу о значении.

    Логотерапия считается третьей школой венской психотерапии, наряду с психоанализом Зигмунда Фрейда и индивидуальной психологией Альфреда Адлера. Логотерапия определяется идеей, согласно которой люди мотивированы «волей к значению», а не «волей к удовольствию» и «волей к силе», выделенных Фрейдом и Адлером.

    Логотерапия частично возникла из-за разочарований Франкла этими и другими школами мысли. В частности, Франкл считал, что психоанализ был слишком редукционистским, поскольку он «отказался от подлинного и спонтанного человеческого общения по методологическим причинам»4.

    С другой стороны, он не согласился с Альфредом Адлером и индивидуальной психологией, заявив, что люди «не только стремятся понять свое собственное существование, они ищут смысл своей жизни»5. Другими словами, Франкл чувствовал, что психоанализу не хватает человеческого элемента, и что индивидуальная психология игнорирует вопрос о значении. Для Франкла эти недостатки венской психотерапии обусловили необходимость создания нового типа психотерапии, который стал его логотерапией6.
    Основные идеи

    Логотерапией называется одно из направлений психотерапии, которое оказывает поддержку в поиске и понимании смысла жизни, а также нацелено на изучение смыслозначимых характеристик существования человека. Логотерапию трудно отнести к теории в чистом виде. Она больше подходит к гуманистической психологии, но тем не менее во многом базируется на психоанализе7.

    Как уже было выше сказано, основателем направления является В. Франкл, разработавший эту концепцию в процессе преподавательской деятельности и клинической практики, а после в полном объеме сформировавший ее в нечеловеческих условиях нацистского концлагеря. Для ученого было важно понять, как человек мотивирует себя путем стремления к смыслу. Он подразумевал, что наличие в человеческой жизни смысла само по себе помогает оказать психотерапевтический эффект, а потеря его влечет за собой экзистенциальный невроз со свойственным для него ощущением бессмысленности жизни и подавленности настроения. В лечении неврозов важным является необходимость убедить больного в том, что смысл можно найти во всем, в том числе и в мучениях, что даже если личные неудачи не получается исправить, само отношение к ним можно изменить8.

    В свое время узники, не желавшие мириться с положением угнетаемого, боролись с губительным влиянием фашистских концлагерей, то есть даже в таких неблагоприятных условиях была надежда на духовный рост. «Исцеляющим зельем» могла послужить вера в будущее, а без нее человек терял желание существовать и сдавался. В узническое время В. Франкл задался вопросом: «Нужно ли ожидать что-то от жизни или нет? Не правильнее ли спросить, чего ждет от нас сама жизнь?»9. Ведь смысл существования - преодолевать препятствия, которые перед нами встали. Так, каждый имеет свои задачи и трудности, следовательно, и каждый случай уникален и требует уникальной реакции. Однако бывает так, что человеку требуется смириться с судьбой и страданиями, но если человек способен преодолевать страдания, то он имеет возможность для личностного роста.

    По мнению Франкла, стремление к пониманию смысла жизни может дать одно из ярчайших переживаний. Для понимания этого можно попытаться выполнить мысленный эксперимент: представить человека, который слушает любимую музыку, его уши переполняются красивыми нотами любимой композиции, и он начинает испытывать то волнение и трепет, которое можно испытать только при восприятии чистейшей красоты. Далее человека спрашивают: «Ваша жизнь имеет смысл?». Спрашиваемый ответит: «Ради одного такого момента стоит жить». Величие одного такого мгновения можно соизмерить с величием всей жизни: ведь высота горных хребтов тоже оценивается по самой высокой точке. Также и в жизни - смысл ее познается в вершинных моментах, а одно высочайшее впечатление способно наполнить её высочайшим смыслом»10. Франкл особенно выделяет любовь, как одну из форм переживания, обладающую большим потенциалом: «Любовь - не только милость, но и волшебство. Любовь придает жизни любящего человека дополнительный смысл, раскрывающий ему мир во всем его объеме. Мир для него становится необыкновенно другим, он способен видеть его так, как видит его влюбленный человек. Помимо любовной милости и волшебства любви есть и третий аспект - чудо любви. Ведь благодаря ему совершается таинство, на свет рождается новая личность, таинственная, единственная, неповторимая - ребенок!»11.

    Одновременно с этим нельзя утверждать, что любовь есть оптимальный вариант осмысления жизни. Встречаются люди, которые никогда не были любимыми и не испытывали это чувство сами, и все же они способны сделать свою жизнь осмысленной.

    Новизной подхода Франкла стало осознание смысла ценностных отношений, на которых он заостряет внимание. Подобные вещи бывают полезны в таких ситуациях, которые мы не способны изменить, но в которых при этом человек способен занять осмысленную позицию и придать смысл своему страданию. Они способствуют пониманию того, что человеческая жизнь не может оказаться бессмысленной по своей внутренней сути, а жизнь сохраняет смысл до конца - до последнего вздоха.

    Человек сам должен брать на себя обязанность за актуализацию ценностей. Существует три группы ценности: те, что реализуются в процессе жизнедеятельности; те, которые осознаются в процессе переживания мира; те, что «актуализируются, когда индивид встречается с чем-то, не поддающемуся изменению, чем-то, предписанной судьбой. Это значит, что жизнь может не только осуществляться в радости и созидании, но и в мучениях»12.

    Люди также могут придать смысл своей жизни, открывшись Богу, познав Истину и поняв уникальность одного единственного человека, то есть возлюбить его13.

    Смысл жизни - это не абстракция. Человек должен понимать, что вопрос «в чем смысл жизни» обращен к нему самому. И ответ на него можно получить, лишь взяв ответственность за собственную жизнь. То есть единственное, что может подсказать человеку жизнь - это то, что он должен быть ответственным, что и обосновывается в категорическом императиве логотерапии: «Проживи жизнь так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто ты в первый раз сделал ошибку, именно так, как собираешься сделать сейчас!»14.

    Смысл жизни, таким образом, уникален для каждого и способен меняться со временем.
    Цели, задачи, методы, психотехники. Основные сферы воздействия

    Цель логотерапии - не убедить в чём-то клиента при помощи рациональных доводов, а помочь ему в определении его собственного индивидуального, особенного смысла.

    С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, - человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

    - созидание;

    - получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;

    - нахождение смысла в страданиях.

    Франкл подчёркивает, что третий путь - путь нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только если недоступны первые два15.

    Основная задача логотерапии - обретение персонального смысла, помогающего идти дальше, творить, любить и быть любимым. Смысл может быть найден в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание, сознательное принятие ситуаций, которые человек не в силах изменить. Приоритет в ценностях В. Франкл отдает творчеству, определяя человека как творца. А в эмоциональных переживаниях – любви.

    Рассмотрим методы логотерапии.

    В логотерапии разработан метод логоанализа для изучения жизни и ценностей пациента. Его разработал американец Джеймс Крамбо (James C. Crumbaugh), один из учеников В. Франкла. Метод позволяет провести детальную, как выражается Крамбо, инвентаризацию жизни пациента. В логоанализе используются два основных приёма: расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения.

    Для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства Франкл предложил метод парадоксальных интенций. В рамках данной методики пациенту, имеющему, например, определённую фобию, предлагается парадоксальная попытка возжелать то, чего он больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой пациент очень боится оказаться.

    Назначение метода дерефлексии в том, чтобы преодолеть навязчивую склонность к самонаблюдению, которое становится чрезмерным. Человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире. Посредством дерефлексии пациент получает возможность игнорировать свой невроз, фокусируя своё внимание на чём-то постороннем. Он направляет своё внимание на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые имеют непосредственное отношение к его личным способностям16.

    Логотерапия рассчитана на людей и здоровых, и в болезни, цель логотерапии - не навязать человеку смысл, который видит терапевт, но помочь отыскать его, здесь вся ответственность лежит на пациенте. В. Франкл обозначил пять сфер применения логотерапии:

    - психогенные неврозы;

    - не поддающиеся излечению соматические заболевания;

    - социогенные явления (чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум);

    - социогенное сомнение (ятрогенные неврозы, фрустрации);

    - отчаяние17.
    Возможности и ограничения

    Логотерапия может использоваться сама по себе для лечения расстройств психического здоровья, так как использовалась большая часть ранней психотерапии. Ее также можно использовать в контексте позитивной психологии, чтобы помочь людям без видимых нарушений психического здоровья жить осмысленной жизнью и, в свою очередь, обеспечивать более высокий уровень благосостояния. Логотерапия может также использоваться в групповой или семейной терапии, чтобы помочь людям справиться со многими стрессорами.

    В последнее время логотерапия используется для поддержки учащихся, будь то в контексте предоставления учащимся начальной школы смысла и снижения уровня их депрессии или в контексте предоставления первокурсникам университета поддержки на основе логотерапии.

    Логотерапия также используется для улучшения качества жизни подростков с терминальным раком. Исследования также показали, что отсутствие смысла может привести к тому, что человек становится более склонным к скуке, что указывает на то, что логотерапия может быть даже эффективным вмешательством для человека, которому часто скучно.

    Недавние психологические комментарии утверждают, что смысло-ориентированные вмешательства, такие как логотерапия, имеют первостепенное значение для состояния человека с возможностью применения к множеству жалоб на психическое здоровье в таких ситуациях, как психология бедствий, серьезные психические заболевания проблемы наркомании, депрессии и тревоги, а также ситуации, связанные с неизлечимыми заболеваниями. Это показывает, что логотерапия применима не только в различных психологических контекстах, но и признается психологами в качестве ценного и универсального инструмента для лечения нескольких проблем. В частности, логотерапия может служить единственным психотерапевтическим компонентом другой программы лечения18.

    Беды XXI века - от разного рода зависимостей до веры в псевдонаучные теории появились не случайно. Они в значительной степени порождение экзистенциального вакуума, точно и тонко описанного В. Франклом.

    Концепция всемирно известного психолога, выжившего в условиях концлагеря и давшего выжить другим, эффективно работает сегодня в условиях ситуации, создавшейся в связи с коронавирусом. Именно логотерапия может стать сейчас наиболее востребованным и наиболее щадящим для человека (самым низко травматичным) видом психотерапии и психологической поддержки в сложный период пандемии. Она выступает как скорая помощь, помогающая открыть смысл момента и сделать его более глубоким, личным и необходимым.

    Далее приведем ограничения логотерапии:

    1. Логотерапия предполагает, что большинству людей достаточно лишь сопровождение, направляющее и дающее смысл, без дифференцированной аналитической проработки невротических дефицитов и искажений развития. Такой подход уместен лишь при работе с людьми, которые обладают достаточно сильным Я, освободились от невротических симптомов и травм развития, а страдают «лишь» от «экзистенциального вакуума».

    2. В логотерапии термин «самодистанцирование» обозначает специфически человеческую способность выходить за свои пределы и смотреть на себя «со стороны». Однако дефицитарные пациенты не могут справиться с таким вызовом их личной воле к смыслу. Они еще не способны к самотрансценденции и не могут добровольно говорить «да» миру. Сначала им необходимо укрепить свои границы и «найти себя», а потом уже использовать возможности изменения внешней данности, переступать границы своей идентичности, так чтобы приближение к Ты не стало смертельной угрозой и растворением своего Я.

    3. Недостатком логотерапии является то, что Франкл не занимался травмами, возникающими в течение жизни человека, и «зациклился» на «выписывании рецепта» смысла, блистательно формулируя для пациентов «подходящий» им смысл и тем самым навязывая и внушая им свою точку зрения. При ноогенных неврозах, несомненно, логотерапия является хорошим подспорьем, но в сфере «обычных» неврозов этот подход требует дополнения и расширения с помощью других методов19.

    Логотерапия относится к спектру краткосрочных психотерапевтических методик. Однако, не смотря на свою краткосрочность, она является достаточно эффективным инструментом при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний.

    Список литературы


    1. Аллахманов Э.М. Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла // Инновационная наука. – 2016. – № 5-3(17). – С. 47-48.

    2. Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.

    3. Виртц У. Жажда смысла: человек в экстремальных ситуациях: пределы психотерапии / У. Виртц, Й. Цобели; пер. с нем. Н.А. Серебренниковой. – М.: Когито-Центр, 2012. - 324 с.

    4. Зубаирова П.Р., Шуруха Т.А. Логотерапия // Мировая наука. - 2019. - № 4 (25). - С. 297-300.

    5. Пронин Э.А. Психотерапия Виктора Франкла: Традиция и современные подходы / Э.А. Пронин, Е.М. Орлова // Актуальные проблемы информационного общества в науковедении, культуре, образовании, экономике: Сб. науч. докл. XV Междунар. науч.-практ. конференции. - 2018. – С. 469-476.

    6. Франкл В.Э. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_neslishnaya_molba_o_smysle_1998.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    7. Франкл В.Э. Основы логотерапии: психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. - 285 с.

    8. Франкл В.Э. Психотерапия и экзистенциализм. - М.: ИОИ, 2015. – 192 с.

    9. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    10. Фридман А.А. Виктор Франкл «психолог в концлагере», логотерапия / А.А. Фридман, А.С. Абрамова, Е.В. Ескин // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире: Мат. Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. - 2017. – С. 173-180.

    11. Штукарева С.В. Методы логотерапии // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. мат. XXI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - 2016. - С. 271-274.




    1 Аллахманов Э.М. Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла // Инновационная наука. – 2016. – № 5-3(17). С. 47.

    2 Фридман А.А. Виктор Франкл «психолог в концлагере», логотерапия / А.А. Фридман, А.С. Абрамова, Е.В. Ескин // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире: Мат. Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. - 2017. С. 173-176.

    3 Франкл В.Э. Основы логотерапии: психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. С. 18.

    4 Там же. С. 19.

    5 Там же.

    6 Зубаирова П.Р., Шуруха Т.А. Логотерапия // Мировая наука. - 2019. - № 4 (25). С. 298.

    7 Аллахманов Э.М. Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла // Инновационная наука. – 2016. – № 5-3(17). С. 47.

    8 Франкл В.Э. Психотерапия и экзистенциализм. - М.: ИОИ, 2015. С. 65.

    9 Фридман А.А. Виктор Франкл «психолог в концлагере», логотерапия / А.А. Фридман, А.С. Абрамова, Е.В. Ескин // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире: Мат. Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. - 2017. С. 177.

    10 Франкл В.Э. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    11 Франкл В.Э. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    12 Франкл В.Э. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_neslishnaya_molba_o_smysle_1998.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    13 Франкл В.Э. Основы логотерапии: психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. С. 116.

    14 Франкл В.Э. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frankl_neslishnaya_molba_o_smysle_1998.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

    15 Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. С. 39.

    16 Штукарева С.В. Методы логотерапии // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. мат. XXI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - 2016. - С. 271-274.

    17 Пронин Э.А. Психотерапия Виктора Франкла: Традиция и современные подходы / Э.А. Пронин, Е.М. Орлова // Актуальные проблемы информационного общества в науковедении, культуре, образовании, экономике: Сб. науч. докл. XV Междунар. науч.-практ. конференции. - 2018. С. 472.

    18 Зубаирова П.Р., Шуруха Т.А. Логотерапия // Мировая наука. - 2019. - № 4 (25). С. 299-300.

    19 Виртц У. Жажда смысла: человек в экстремальных ситуациях: пределы психотерапии / У. Виртц, Й. Цобели; пер. с нем. Н.А. Серебренниковой. – М.: Когито-Центр, 2012. С. 67-68.


    написать администратору сайта