Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческое содержание

  • Привет. Гражданское общество и модернизация


    Скачать 5.04 Mb.
    НазваниеГражданское общество и модернизация
    АнкорПривет
    Дата11.10.2022
    Размер5.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаVolodin-2000-3.pdf
    ТипДокументы
    #728387
    страница2 из 3
    1   2   3
    западной науке стадиальные состояния исторического процесса принято описывать в категориях традиционного и современного общества. Человече­
    ское измерение первого из них образуют такие социопсихологические черты, как пассивность, созерцательность, склонность к мистицизму, иррациональ­
    ная приверженность традиции, слабое осознание личной ответственности, боязнь нововведений. Для динамичного ("современного") образа жизни ха­
    рактерны: территориальная и социальная мобильность, высокий уровень са­
    моорганизации, рациональное восприятие мира, способность к абстрактному мышлению, склонность к предпринимательству и разумному, оправданному риску и т.п. [см., напр. Inkles and Smith 1974].
    Российскому обществу конца X I X в. тоже были свойственны постоянные ди­
    намичные изменения. Однако несоответствие реальных возможностей экономи­
    ческой системы (отсутствие равномерного распределения результатов экономи­
    ческого роста по территории страны и среди основных социально-политических сил) возраставшим запросам населения, все более ориентировавшегося на за­
    падные ценности и модели потребления, привело к росту политической напря­
    женности и обострению конфликтов (революция 1905 — 1907 гг.).
    Развитие России в период до октября 1917 г. можно, таким образом, рас­
    сматривать как поступательный ("волнового" типа с частыми возвратными движениями) процесс становления гражданских отношений, проходивший в режиме непрекращавшегося противоборства общества и государства (в форме самодержавия). Тем не менее в конце X I X — начале XX в. Россия "вырули­
    вала", как говорят нынче, на траекторию самоподдерживающегося роста.
    Немалозначимым был и факт усложнения и осовременивания духовно- интеллектуальной инфраструктуры гражданского общества: если к началу
    1860-х годов в стране насчитывалось около 20 тыс. лиц с высшим образова­
    нием, то к концу того столетия высшими учебными заведениями граждан­
    ских ведомств было подготовлено уже около 85 тыс. человек, функционально готовых к интеллектуальному труду. Резко возросли тиражи книг (хотя их значительную часть по-прежнему составляли литературные суррогаты); важ­
    ным элементом развития гражданских отношений стала распространяющаяся сеть воскресных школ, независимых от государства [см. Лейкина-Свирская
    1971: 70, 213-214, 255-256].
    На Западе развитие общенациональной светской системы образования со­
    общило мощный импульс процессам модернизации и становления граждан­
    ского общества: современные формы государственного управления, преодо­
    левая сопротивление традиционалистских элементов, землевладельческой аристократии и антиреформистски настроенного клира, внедрились в самое основание социума. Секуляризация образования раздвинула мировоззренче­
    ские горизонты массовых слоев населения, нарушив устойчивость локально- патриархальных связей. Общенациональная система образования фактически способствовала установлению контроля за информационными потоками со стороны новых субъектов — "индустриальных" (экономических и политиче­
    ских) элит. В ведущих странах Запада этот процесс начался примерно на 80-
    100 лет раньше, чем в России.
    Модернизация, к которой сегменты отечественной социальной структуры адаптировались неодинаково, обостряла противоречия и конфликты между
    ними, обусловленные различиями их систем ценностей и образов жизни.
    Патримониальная* политическая система оказалась неспособной абсорбиро­
    вать лавинообразно нараставшие требования массовых слоев, что вызвало глубокий и затяжной политический кризис, а затем попытку его "оконча­
    тельного" разрешения в октябре 1917.
    Процесс развития гражданских отношений в послеоктябрьский период первоначально был заблокирован, в т.ч. из-за массовой эмиграции носителей идей гражданского общества. Однако новые каналы социальной мобильно­
    сти, которые вынуждены были открыть захватившие власть группы — как в интересах сохранения государства, так и для обеспечения его мирового стату­
    са, — заставили их уделять внимание системе образования, в т.ч. высшего**.
    В исторической перспективе это могло привнести в общественную жизнь элемент критического отношения к действительности и, как следствие, по­
    ставить под сомнение легитимность власти.
    Россия в течение нескольких веков стремилась приблизиться к Западу по основным показателям развития, а после октября 1917 г. это выразилось в устойчивой ориентации на быстрое и решительное — по типу диктатуры
    развития — осовременивание социально-экономической структуры общества и его институтов. Гражданские отношения формировались заново, как "побочный продукт" растущего индустриального общества. Причем модель "регенерации" гражданского общества в СССР (РСФСР) в основном повто­
    ряла траекторию его естественной дореволюционной эволюции. Дискуссии среди интеллектуалов постепенно становились достоянием широких слоев населения, при этом процесс делегитимизации системы, как и в дооктябрь­
    ский период, стимулировался ее неудачами и, напротив, временно консерви­
    ровался в случаях экономических и военно-политических успехов, которые искусно приписывались точному исполнению стратегического замысла "направляющей силы" — КПСС***.
    Под воздействием самопроизвольных внутренних процессов политическая система "реального социализма" постепенно архаизировалась; она утрачивала способность к саморазвитию во многом и под влиянием "демонстрационного эффекта" от промышленно развитых стран, превратившихся в 1970 — 1980-е го­
    ды в социальные организмы научно-технического типа. Окончательное фиа­
    ско "реальный социализм" потерпел точно по классической формуле: зако­
    номерности современной модели развития вступили в неразрешимое проти­
    воречие с патримониальной институциональной системой, утратившей эф­
    фективный контроль над экономическими и социально-политическими процессами****.
    Саморазрушение этой системы произошло и из-за постоянно усиливаю­
    щегося воздействия факторов, совокупность которых можно условно назвать
    * Такая система, построенная по принципу наследования власти, заведомо лишена способности эффективно реагировать на возникающие в обществе интересы и потребности.
    ** Эти группы отчетливо понимали роль образования в общей стратегии социально- экономического развития страны. Есть и противоположные примеры: так, недостаток внимания южнокорейского государства к высшей школе постоянно испытывало на прочность избранную модель экономического роста. Переход некоторых сегментов экономики этого "азиатского ти­
    гра" на постиндустриальную стадию развития превратил потребность в высококвалифицирован­
    ных кадрах в серьезную политическую проблему.
    *** Первоначально лозунги типа "Народ и партия — едины!" обладали определенным мобилиза­
    ционным потенциалом. Лишь в 1970-е годы они превратились в бесполезный идеологический атрибут.
    **** Один из симптомов — подозрительное отношение властей к попыткам ряда отечественных авторов распространить приемы макросоциологического анализа, которыми оперировали
    К.Маркс, А.Грамши и др., на изучение внутренних процессов в СССР. Более того, значительная часть исследований западных неомарксистов хранилась, как правило, в библиотечных "спец­
    фондах", доступ к которым был ограничен.

    отложенным политическим развитием*, обусловленным следующими обстоя­
    тельствами:
    1. Крайне консервативная политическая "надстройка", руководящие по­
    зиции в которой занимали люди весьма почтенного возраста и средних ин­
    теллектуальных способностей (это превратилось просто в гротеск, особенно с середины 1970-х годов), стремилась контролировать все сферы жизни обще­
    ства. Однако гражданская жизнь продолжала развиваться по своему, не зави­
    сящему от партии-государства и его идеологических установок, вектору.
    2. Прогрессирующая социализация и быстрое гражданское "взросление" общества привели к "склерозу" проводящих политических артерий, т.е. к кризису легитимности патримониального государства и олицетворявшей его партии, ясно обозначившемуся к концу 1970-х — началу 1980-х годов.
    3. Основная часть населения (по крайней мере в России/РСФСР) интел­
    лектуально переросла узкие рамки системы. Естественно, увеличилось число людей, искавших источники информации, которые помогли бы составить по возможности объективное представление о политическом представительстве, о соревновательности избирательного процесса, о правах и свободах челове­
    ка, о соотношении демократии политической и демократии социальной. Не­
    посредственной причиной изменения духовно-интеллектуальных параметров российского населения стала урбанизация, которая в сравнении с западной была предельно форсированной, так как уложилась примерно в три десяти­
    летия (с начала 1960-х до конца 1980-х годов).
    Вышеперечисленные факторы отражали естественный и объективный про­
    цесс накопления элементов нового политического качества внутри россий­
    ского общества. Этап политической социализации современного типа наше­
    му обществу, в отличие от западного, предстояло пройти в чрезвычайно сжа­
    тые сроки. В частности, необходимо было постичь демократию как власть за­
    кона, как диктат процедуры, основанной на абстрактном, формализованном мышлении. При этом пришлось считаться с тем, что восприятие обществом современных политических институтов и технологий — не единовременный акт, а сложный исторический процесс, в ходе которого вырабатываются на­
    выки и "техники" формализованного мышления, преодолевается предметная непосредственность и ограниченность сознания, его излишняя эмоциональ­
    ность в оценке политической реальности.
    * * *
    Американский науковед Т.Кун заметил: "Ни один историк — независимо от того, является ли он историком науки или некоторой другой области че­
    ловеческой деятельности, — не может обойтись без предварительных поня­
    тий о том, что существенно, а что несущественно в исследуемой им области"
    [Структура 1978]. В число таких "предварительных понятий", несомненно, входят взаимоотношения гражданского общества и государства. На мой взгляд, в России по данной проблеме (в более конкретных измерениях — со­
    отношения "интервенционизма" и личной энергии созидания, этатизма и либерализма, "плана" и "рынка" и т.п.) пока нет даже надлежащего теорети­
    ческого взаимопонимания.
    Напомню: новую историческую перспективу для осмысления этого вопро­
    са открыла схема государственности, сформулированная Гегелем. Граждан­
    ское общество представлялось философу сферой, где правит всеобщий эго­
    изм, а мерилом всего выступает личный интерес. Гегель исходил из понима­
    ния двойственной природы человека, вобравшего в себя и партикулярист-
    * Под отложенным политическим развитием понимается накопление элементов нового качества в пространстве институтов патримониального государства, т.е. становление духовно-интел­
    лектуальных предпосылок для превращения личности в реальный субъект публичного политиче­
    ского процесса.
    с кое, и универсалистское начала. Системность в восприятии гражданского общества побуждала мыслителя внимательно отнестись к фактору внешней
    необходимости, связывавшему различные интересы и их носителей (массо- видные группы) в общность надформационного порядка — нацию-государство.
    В идеал-государстве, согласно Гегелю, происходит своего рода синтез, слия­
    ние этих начал: его парадигма государственности рассматривает индивида в двух ипостасях — как единицу гражданского общества и как сознательного
    гражданина государства, в силу объективных обстоятельств вынужденного поддерживать равновесие между двумя взаимоконфликтными аспектами сво­
    его бытия. Основные черты гегелевской парадигмы (назову ее условно "государство плюс гражданское общество") — поддержание внутренней ус­
    тойчивости общества путем регулирования стихийных процессов в экономи­
    ческой среде и социальные гарантии государства для малообеспеченных сло­
    ев населения, при том что охранительные функции производны от социаль­
    ного реформаторства и защиты населения*.
    Такое реформаторство и действенная защита населения возможны лишь в
    высокоэффективной хозяйственной системе, где органически сочетается не­
    прерывное соревнование государственного и частнокорпоративного сегмен­
    тов экономики, а на лидирующие позиции выдвигаются всесторонне образо­
    ванные и деятельные управленцы.
    Если Гегель сформулировал обобщенную, или рамочную, теорию взаимо­
    действия государства и гражданского общества, то новый интеллектуальный "прорыв" принято связывать с идеями Дж.Кейнса. По мысли этого теоретика
    XX в., понимание современных процессов в экономике и политике исходит из тезиса об органической неспособности рыночного механизма (вне зависи­
    мости от причин его несовершенства) полностью использовать продуктивный потенциал общества. Послевоенная (с 1945 г.) практика основательно фунди­
    ровала предположения ученого: простое возвращение к экономике свободного
    рынка** не могло бы справиться с колоссальными трудностями, порожден­
    ными второй мировой войной.
    Тогда кейнсианский подход к решению проблем общества позволил сти­
    мулировать процессы его модернизации по крайней мере по двум направле­
    ниям. Во-первых, предлагалось концентрировать усилия государства, в т.ч. в стратегическом плане, в таких перспективных сферах, как, например, обра­
    зование, где фондоотдача существенно отдалена по срокам. Во-вторых, дока­
    зывалось, что государство должно стимулировать инвестиционные инициати­
    вы в инновационные отрасли хозяйства, значимость которых для предпри­
    нимательского сообщества изначально далеко не бесспорна **.
    В обществах "позднего старта", где фактически отсутствовали независи­
    мые от политической власти носители модернизации, государство принимает на себя основную ответственность за адаптацию их хозяйственных систем к инновационным тенденциям в "центрах" мирового хозяйства. И чем ниже "точка старта", тем насущнее необходимость политики государственного ин­
    тервенционизма.
    * К.Маркс, сосредоточив свою интеллектуальную энергию на проблематике отчуждения человека от общества, фактически отказался от поиска внутренних механизмов совершенствования со­
    циума. Видимо, в этом методологические истоки его концепций классовой борьбы, диктатуры пролетариата и др., оказавшихся эвристически ограниченными.
    ** Свободный рынок — одна из многочисленных идеологем современной науки. Однако идеоло- гема эта эффективно использовалась в политической борьбе против "чрезмерного" влияния го­
    сударства и бюрократии на воспроизводственный процесс.
    *** "Расширение функций государства, — полагает И.М.Бунин, исследовавший французскую практику, — привело к тому, что новое поколение высших чиновников видело свою миссию в деятельности по мобилизации экономических и социальных структур. По их мнению, государст­
    во есть активная сила, и оно в рамках капиталистической системы должно произвести посредст­
    вом убеждения или даже принуждения все необходимые в условиях НТР реформы. Они предпо­
    лагали, что движущей силой всех преобразований является просвещенное меньшинство, и в пер­
    вую очередь государственные чиновники" [Бунин 1978; см. также Kindleberger 1996].

    Историческое содержание российского императива модернизации я бы сформулировал как нарушение равновесия между экономическими, социаль­
    но-институциональными и политическими подсистемами жизнедеятельности общества при возникновении новых эффективных стимулов к его развитию, с одной стороны; с другой — сознательные усилия по осовремениванию пат­
    римониального государства, пытающегося осуществлять такую "стратегию" преобразований, которая сохранила бы права и привилегии монополизиро­
    вавших власть групп традиционалистского типа (сначала самодержавия, а за­
    тем партийно-государственной номенклатуры).
    Преобразование патримониального государства в государство интервен­
    ционистское — процесс, "синтезирующий" демократизацию социальных от­
    ношений с качественными изменениями природы государства, включая ди­
    версификацию его институтов и рационализацию их функций. Создание но­
    вого государства неотделимо от человеческого измерения: в историческом плане — "административной революции". Речь идет о появлении массового слоя людей с общими культурными ориентациями и современным профес­
    сиональным образованием, способных творчески распоряжаться полученны­
    ми знаниями в интересах модернизации общества.
    Как показывает опыт Запада, цель модернизации — общество, системообра­
    зующими компонентами которого являются: завершенный общенациональный цикл воспроизводства; структурно и функционально развитая система полити­
    ческого представительства; реальный политический субъект (как индивидуаль­
    ный, так и коллективный), способный самостоятельно мыслить и действовать в соответствии с императивами постоянно меняющегося социума. Поэтому, на мой взгляд, нынешние дискуссии по поводу роли государства в России станут плодотворными только тогда, когда в их центре окажутся проблемы социаль­
    ной эффективности этого властного института — от выработки стратегии мо­
    дернизации*до результативной налоговой политики**.
    В качестве главных ориентиров российской политики при таком подходе можно назвать: концептуальное решение проблем усиливающейся поляриза­
    ции общества. Имеется в виду сокращение разрыва между "элитными" груп­
    пами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населе­
    ния, расширение доступа последних к социальной инфраструктуре (образо­
    вание, здравоохранение, социальное обеспечение). В улучшении социальных условий воспроизводства в России должен быть заинтересован весь ее полити­
    ческий класс, поскольку от развития интеллектуального и "биологического" потенциала общества будет в конечном счете зависеть положение нашей стра­
    ны в мировой геополитической системе в начале третьего тысячелетия.
    Одна из трудностей анализа современной российской политической ре­
    альности кроется, очевидно, в том, что на жизненную активность граждан­
    ского общества влияют не только долговременные факторы, но и (в не меньшей степени) противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительст­
    венных кризисов 1998 — 1999 гг. в России обозначила четыре основные про­
    блемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе.
    1. Разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой станет устойчивое преобразование существующей дуалистической социально-экономической структуры и создание предпосылок для органиче­
    ской интеграции*** России в мировое хозяйство.
    * Под стратегией модернизации понимается комплекс экономических, политических и культур­
    ных инициатив, синхронная реализация которых предполагает "осовременивание" общества.
    ** К примеру, сбор налогов в сопоставимой с Россией по численности населения и масштабам экономики Бразилии в I квартале 1998 г. превзошел аналогичные отечественные показатели бо­
    лее чем в девять раз.
    *** Под органической интеграцией обычно понимают такие отношения с мировым хозяйством, которые строятся на основе кооперации и координации, в отличие от субординации, характери­
    зующей зависимое развитие.

    2. Установление — на теоретическом и практическом уровнях — отвечаю­
    щего условиям сегодняшнего российского общества равновесия между прин­
    ципами частной инициативы и государственной интервенции в хозяйстве при определении и реализации общего социально-экономического замысла*.
    3. Приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его пе­
    рехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к по­
    литической системе с более сложной организацией.
    4. Качественное обновление основных политических институтов и содер­
    жания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государ­
    ственного управления. Необходимой предпосылкой укрепления институтов политического представительства станет освобождение процесса их комплек­
    тования от элементов сословно-куриальной архаики: демонтаж системы "партийного представительства" в пользу принципа "один человек — один голос" обеспечит адекватное отражение позиций всех сегментов граждан­
    ского общества, сообщит мощный импульс развитию современной партийной системы снизу и, как следствие, логически обоснует отвечающее интересам общества действенное разграничение полномочий и разделение функций ме­
    жду исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.
    Модернизацию системы политического представительства уже сейчас под­
    спудно стимулирует начавшийся снизу процесс перегруппировки сил, поощ­
    ряемый массами. Очевидно, следствием нынешних социально-политических сдвигов станет кардинальное обновление "постсоветской элиты", значитель­
    ная часть которой не в состоянии управлять сложными общественными про­
    цессами в России.
    Опыт Западной Европы недвусмысленно показывает: высшая государст­
    венная бюрократия эффективна в той мере, в какой она в своей деятельности опирается на новейшие знания об обществе и его законах и сохраняет статус специфической общности, относительно самостоятельной от основных соци­
    ально-политических сил. Вместе с тем современная западноевропейская по­
    литическая элита способна в существенной мере контролировать исполнение высшим эшелоном государственного административного аппарата главных социальных функций.
    1   2   3


    написать администратору сайта