тест. Грамотность чтения Текст 1
Скачать 28.9 Kb.
|
Грамотность чтения Текст 1 Матрёнин двор В ту осень много было у Матрены обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили ее соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть -- и из колхоза ее отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа,то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были -- добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живет она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать -- дадут ли пенсию. Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет -- в десяти километрах к западу, а поселковый -- к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца -- то за точкой, то за запятой. Каждая проходка -- день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа -- работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом -- по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой. 1.Как называется деревня, в которой жила Матрёна? А. Топорково В. Тимофеевка С. Трубино Д. Тальново Е. Турабьево 2. Добиться пенсии было практически невозможно из-за А. отсутствия документов. В. безответственности. С. отсутствия времени. Д .формализма. Е. бюрократизма. 3.Какое предложение не соответствует содержанию текста? А. Бедственное положение бедной женщины. В. Забитость и униженность простого человека. С. Счастливая старость Матрёны. Д. Всюду препоны и запреты. Е. Смиренное беззлобное отношение к жизни. 4.Верное средство Матрены вернуть себе расположение духа А. Общение. В. Работа. С .Воспоминания. Д. Помощь. Е. Семья. 5.Ярким противоречием в произведении выступает А. Отношения между людьми. В. Неутраченная жалость, человечность. С. Бестолковость хозяйственной жизни. Д. Контраст между предельной нищетой крестьянского быта и богатства внутреннего мира. Е. Обвинение кого-либо в своем бедственном положении. Текст 2 Дом был одноэтажный, недалеко от угла Тверской. Чувствовалась близость Брестской железной дороги. Рядом начинались ее владения, казенные квартиры служащих, паровозные депо и склады. Туда ходила домой к себе Оля Демина, умная девочка, племянница одного служащего с Москвы-Товарной. Она была способная ученица. Ее отмечала старая владелица и теперь стала приближать к себе новая. Оле Деминой очень нравилась Лара. Все оставалось, как при Левицкой. Как очумелые, крутились швейные машины под опускающимися ногами или порхающими руками усталых мастериц. Кто-нибудь тихо шил, сидя на столе и отводя на отлет руку с иглой и длинной ниткой. Пол был усеян лоскутками. Разговаривать приходилось громко, чтобы перекричать стук швейных машин и переливчатые трели Кирилла Модестовича, канарейки в клетке под оконным сводом, тайну прозвища которой унесла с собой в могилу прежняя хозяйка. В приемной дамы живописной группой окружали стол с журналами. Они стояли, сидели и полуоблокачивались в тех позах, какие видели на картинках, и, рассматривая модели, советовались насчет фасонов. За другим столом на директорском месте сидела помощница Амалии Карловны из старших закройщиц, Фаина Силантьевна Фетисова, костлявая женщина с бородавками в углублениях дряблых щек. Амалия Карловна была в мастерской новым и неопытным человеком. Она не чувствовала себя в полном смысле хозяйкою. Но персонал был честный, на Фетисову можно было положиться. Тем не менее время было тревожное. Амалия Карловна боялась задумываться о будущем. Отчаяние охватывало ее. Все валилось у нее из рук. Их часто навещал Комаровский. Когда Виктор Ипполитович проходил через всю мастерскую, направляясь на их половину и мимоходом пугая переодевавшихся франтих, которые скрывались при его появлении за ширмы и оттуда игриво парировали его развязные шутки, мастерицы неодобрительно и насмешливо шептали ему вслед: "Пожаловал", "Ейный", "Амалькина присуха", "Буйвол", "Бабья порча". Предметом еще большей ненависти был его бульдог Джек, которого он иногда приводил на поводке и который такими стремительными рывками тащил его за собою, что Комаровский сбивался с шага, бросался вперед и шел за собакой, вытянув руки, как слепой за поводырем. Однажды весной Джек вцепился Ларе в ногу и разорвал ей чулок. — Я его смертью изведу, нечистую силу, — по-детски прохрипела Ларе на ухо Оля Демина. 1.Почему Амалия Карловна не чувствовала себя свободно? А. Она боялась чего-то. В. Она была молода. С .Ей не хватало опыта. Д. Она была нерешительна. Е. Она не знала, как себя вести. 2.Как женщины относились к Комаровскому? А. С осторожностью. В. С недоверием. С .С подозрительностью. Д. С неприязнью. Е. С насмешкой. 3.Что задумала Оля? А. Наказать собаку. В. Убить собаку. С. Отравить собаку. Д. Отомстить хозяину. Е. Припугнуть собаку. 4. Кем была Фаина? А. Хозяйкой мастерской. В. Портнихой. С. Старой закройщицей. Д. Прежней хозяйкой. Е. Бригадиром. 5.Кого автор называет « девочкой из другого круга»? А. Олю. В. Амалию. С. Фетисову. Д. Лару. Е. Левицкую. Текст 3 С давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами (слободы их начинались от хутора Нижне-Яблоновского и тянулись вплоть до Миллерова на семьдесят пять верст) не уступить дороги, украинцы избивали его. Оттого ездили на станцию по нескольку подвод вместе и тогда уж, встречаясь в степи, не боялись вступить в перебранку. - Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь? Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо всякой причины, просто потому, что "хохол"; а раз "хохол" - надо бить. Не одно столетье назад заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев - русских, украинцев. Через две недели после драки на мельнице в хутор приехали становой пристав и следователь. Штокмана вызвали на допрос первого. Следователь, молодой, из казачьих дворян чиновник, роясь в портфеле, спросил: - Вы где жили до приезда сюда? - В Ростове. - В тысяча девятьсот седьмом году за что отбывали тюремное наказание? Штокман скользнул глазами по портфелю и косому, в перхоти, пробору на склоненной голове следователя. - За беспорядки. - Угу-м... Где вы работали в то время? - В железнодорожных мастерских. - Профессия? - Слесарь. - Вы не из жидов? Не выкрест? - Нет. Я думаю... - Мне неинтересно знать, что вы думаете. В ссылке были? - Да, был. Следователь поднял голову от портфеля, пожевал выбритыми, в пупырышках, губами. - Я вам посоветую уехать отсюда... - И про себя: - Впрочем, я сам постараюсь об этом. - Почему, господин следователь? На вопрос вопросом: - О чем вы имели беседу с местными казаками в день драки на мельнице? - Собственно... - А ну, можете быть свободны. Штокман вышел на террасу моховского дома (у Сергея Платоновича всегда останавливалось начальство, минуя въезжую) и, пожимая плечами, оглянулся на створчатые крашеные двери. 1.Как вели себя украинцы на дороге по отношению к казаку ? А. Угрожали ему. В .Связывали его. С. Избивали его. Д. Требовали плату. Е. Вступали в ссору. 2.Причина драки казаков и украинцев А. Земельный вопрос. В. Собранный урожай. С. Мельницы. Д. Сословные розни. Е. Личные мотивы. 3.Профессия Штокмана А. Следователь. В. Слесарь. С. Машинист. Д. Механик. Е. Кузнец. 4.Кого называют «жидами»? А. Хохлов. В. Казаков. С. Иностранцев. Д .Евреев. Е. Русских. 5.Следователь посоветовал Штокману уехать, потому что А. он подчинял своему влиянию всех. В. устраивал беспорядки среди населения. С. вёл агитационную работу среди казачества. Д. отбыл тюремное наказание. Е. пренебрежительно относится к казакам. Текст 4 Публика внимательно слушала этот разговор, полагая, что он является прелюдией к магическим фокусам. Кулисы были забиты артистами и рабочими сцены, и между их лицами виднелось напряженное, бледное лицо Римского. --Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также и москвичами, — сказал Бенгальский, дважды улыбнувшись. Фагот и кот повернули головы в сторону конфер. — Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота. — Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот. — Так что же говорит этот человек? —А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши! — Сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? - говорил маг тяжелым басом. — Да, это важнейший вопрос, сударь. Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул: — Три, четыре! — поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал. После этого кот раскланялся, шаркнув правой задней лапой, и вызвал неимоверный аплодисмент. Фагот тыкнул пальцем в партер и объявил: — Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой. В партере зашевелились, начали привставать, и, наконец, какой-то гражданин, которого, точно, звали Парчевским, весь пунцовый от изумления, извлек из бумажника колоду и стал тыкать ею в воздух, не зная, что с нею делать. — Стара штука, — послышалось с галерки, — этот в партере из той же компании. — Вы полагаете? — заорал Фагот, прищуриваясь на галерею, — в таком случае, и вы в одной шайке с нами, потому что она у вас в кармане! На галерке произошло движение, и послышался радостный голос: — Верно! У него! Тут, тут... Стой! Да это червонцы! Сидящие в партере повернули головы. На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: "Одна тысяча рублей". Соседи навалились на него, а он в изумлении ковырял ногтем обложку, стараясь дознаться, настоящие ли это червонцы или какие-нибудь волшебные. 1.Самым невероятным и скандальным было происшествие А .В Москве. В. На одной из улиц. С. В кабинете финдиректора. Д. В театре. Е. В буфете. 2.Сталкивая зрителей с нечистой силой, писатель исследует А. Изменились ли люди. В. Могут ли они поверить. С. Способны ли они противостоять искушению грехом. Д. Осознают ли люди свои поступки. Е. Есть ли в них милосердие. 3.Публику взволновало А. Чудо появления денег. В. Настоящие ли деньги. С. Собственная жестокость. Д. Реакция на «денежные бумажки». Е. Запах только что отпечатанных денег. 4.Как можно озаглавить этот отрывок? А. Жажда денег. В. Образ москвичей. С. Страшная картина. Д. Черная магия. Е. Внутренняя пустота. 5.Какой вопрос больше интересовал мага? А. Развлечение публики. В. Чудовищные эксперименты. С. Изменилась ли Москва. Д. Изменились ли москвичи внутренне. Е. Квартирный вопрос. |