Азиатское кино. АЗИИ КИНО. Грандиозный поток неамериканских фильмов сумел разжать пальцы Голливуда, сжимающие горло кинематографа
Скачать 42.85 Kb.
|
Грандиозный поток неамериканских фильмов сумел разжать пальцы Голливуда, сжимающие горло кинематографа. В далеких странах, вроде Японии или Китая и Кореи, появляются картины, дающие зрителям возможность разнообразить свою культурную диету. Наиболее удачны сегодня экзотические фильмы. Но это - особая экзотика, которая заключена не в теме, не в сюжете и не в материале, а в эстетике картины. Жанры этого нового кино - невероятно разнообразны. Они варьируются от исторических драм до гонконгских полицейских триллеров, От древних легенд до сокровенной хроники вполне современных любовных отношений. Чем же объяснить столь заметный успех всех этих фильмов у американского зрителя? Азиатское кино предложило американскому зрителю, уставшему от Голливуда, больше, чем новые имена и новые стили - оно показало, что его первоисточником является жизнь. Азиатский операторский стиль отличается гораздо большим уважением к зрителю и к его способности видеть и понимать. Режиссер оставляет зрителю свободу самому выбирать точку зрения. Автор не включен в драму, он как бы смотрит на нее издалека, давая возможность зрителю идентифицировать себя с любым из героев. Суть в том, что все это можно сказать и обо всем восточном искусстве, где всякое художественное произведение - эмоциональная икебана, чувственный иероглиф. Китайская поэзия, изъясняющаяся не словами, а пейзажами, принципиально близка кинематографу. Он состоит в мучительных - и трагически несостоявшихся - попытках соединить две противоположности - ян и инь. Другими словами, Энг Ли сделал фильм о любви, на что намекает и название: тигр в китайской символике - мужское начало, дракон - женское. Сложные отношения так связывают трех главных персонажей фильма, что ни один из них не может сказать другому о своей любви. Вместо слов - поединки. Поэтому все драки в фильме - в сущности своего рода брачный балет, а сама лента - психосексуальная драма, жанр, которым, Энг Ли, кстати, сказать и известен в Голливуде. Первый японский фильм появился в 1899 году. Со временем в стране сложилась сильная самодостаточная киноиндустрия Результатом стал золотой век кино, принесший великие картины Куросавы и других восточных мастеров, воспевающее японских военных. Куросава заимствовал истории и сюжеты из других культур. Его самурайский фильм «Телохранитель» основан на американском детективе «Стеклянный ключ». «Трон в крови» — японская версия шекспировского «Макбета», а «Идиот» — экранизация одноименного романа Достоевского. Япония – это единственная страна (помимо европейских стран), которой удается оказывать влияние на Голливуд. Дело в том, что японские фильмы не только становятся объектом международного проката или создания ремейков. Они служат источником вдохновения для создания новых пластов массовой культуры. Современный мир невозможно представить без эпопеи о Звездных войнах, сюжет которых был вдохновлен фильмами Акиры Куросавы; фильмы о Годзилле – это творение японских кинематографистов, получившее массовую популярность и множество трактовок во всем мире (первый фильм «Годзилла» вышел в 1954 г., реж. Исиро Хонда); В мировой культуре появился особый тип персонажа, который ведет себя в соответствии со своего рода кодексом самураев – что часто свойственно персонажам таких голливудских звезд как Сильвестр Сталлоне, Стивен Сигал, Жан-Клода Ван Дам или Киану Ривз. Такие фильмы как «Матрица» и «Убить Билла» становятся основой для зарождения волны аналогичных произведений. Хотя сами они были вдохновлены именно японскими малоизвестными широкой публике фильмами. Первые китайские фильмы появились в 1905 году и в течение 5 лет индустрия начала формироваться — сперва в Шанхае, затем в других прибрежных городах. Когда Мао Цзэдун, лидер китайских коммунистов, захватил власть в 1949 году, партия установила контроль над производством фильмов, подчинив его Министерству культуры. В течение 1950-х, китайское правительство создало десяток крупных киностудий по всей стране, которые снимали прокоммунистические фильмы. В 1966 году в Китае случилась Культурная революция, жестокое уничтожение большей части культурных и экономических институтов Китая, которое длилось десятилетие. Профессионалы из разных областей, включая кино, лишились работы и даже домов и в соответствии с приказом государства были высланы в провинцию на перевоспитание. В результате, производство фильмов практически остановилось. К 1970-му году были только кинематографисты-любители. Гонконгская Новая Волна — общий термин, относящийся ко многим молодым, исповедующим инновационный подход гонконгским кинорежиссёрам конца 1970-х — 1980-х годов, многие из которых обучались заграницей. в 60-е годы молодое поколение гонконгцев, родившихся после Второй мировой войны, имело слабое чувство национальной идентичности, училось в условиях европейской образовательной системы и находилось под сильным влиянием западной популярной культуры. "Те, кто родились и выросли в Гонконге, уже не ощущали культурной и политической связи с Китаем. В начале 70-х годов большая группа молодых сотрудников телевидения отправляется на учебу в киношколы Англии, США и Канады. Эти ребята оказались на Западе в один из самых бурных и интересных исторических моментов. Это была эпоха триумфа сексуальной революции.А в кино – это был период Голливудского Ренессанса. Молодые гонконгцы изучали историю и теорию кинематографа, – но также они жадно смотрели фильмы, которые шли в местных кинотеатрах. Пребывание в Лондоне или Нью-Йорке, Сан-Франциско или Лос-Анджелесе помогло им окончательно избавиться от остатков изоляционизма, содержащегося в классической китайской культуре, и начать воспринимать себя гражданами уникального урбанистического мира, целой планеты под названием Гонконг. Особенно сильным оказалось сходство Гонконга с Нью-Йорком. Статус Гонконга как перекрестка цивилизаций. "Нью-Йорк был в точности как Гонконг. Очень деловой, очень перенаселенный, очень вонючий, и люди тоже очень нервные". Представители «Новой волны» смело использовали в своих фильмах последние технические достижения в кинематографе того времени, подобно течению нового Голливуда не придерживалась строгих жанровых рамок и не стремилась «убежать» в сторону кино авторского, не рассчитанного на широкого зрителя. Напротив – фильмы гонконгцев охотно эксплуатировали жанровые сюжеты, подавая их под новым соусом. Среди фильмов этой волны можно встретить и классические драмы, и остросюжетные детективы, и фильмы о боевых искусствах, и криминальное кино. Благодаря подобной гибридности режиссёрам удалось протащить в кинотеатры нечто новое, не похожее на обычное жанровое кино,хотя большинство фильмов и режиссёров «Новой волны» были в той или иной степени поглощены массовой культурой. Лучший фильм Вонга, который в последствии станет его лучшей работой. Киноведы даже назвали «Любовное настроение» последним киношедевром XX века. Гонконг, 1960-е годы. Две бездетные супружеские пары в один день вселяются в дом, где только что сняли квартиры. Журналист (Тони Люн Чу Вай) и секретарша в крупной компании (Мэгги Чун) случайно знакомятся и выясняют, что их жизненные обстоятельства и причины переезда схожи. Жена Чоу и муж Су по работе вынуждены часто отсутствовать дома; так Чоу и Су знакомятся. А вскоре выясняют, что супруги изменяют им друг с другом. Поначалу в шутку, а потом всерьез герои задумываются над тем, чтобы отплатить тем же. Саундтрек опять играет решающую роль: незабываемый лейтмотив японского композитора Сигэру Умэбаяси( тягучая скрипка, мелодия красивая и чуть надрывная), традиционные напевы гонконгских поп-див, темы американца Майкла Галассо, испаноязычные баллады Нэт Кинг Коула. Эротизм в картине подменяет эротику. Легкое касание рук — вместо постельных игр, элегантность — вместо полной обнаженки. Физические контакты ограничиваются его робкими, неловкими прикосновениями к ней, а максимум, что она позволяет себе, положить голову ему на плечо пока такси везет их в сторону дома. Строгий фасон костюмов не просто подчеркивает стать Тони Люна, изысканность и гибкость Мэгги Чун. Образ главной героини, созданный Чжаном, стал культовым. «Она так одевается, чтобы выйти купить лапшу?» — в который раз удивляется дотошная соседка. За весь фильм миссис Чан успевает сменить более 20 платьев: с орнаментом и без, ярких цветов и холодных. В кадре часто идет дождь, герои элегантно едят то мясной стейк, то лапшу «Любовное настроение» снимали излюбленными методами Карвая: на пленку, без четкого сценария и репетиций, полагаясь на интуицию и импровизацию. Вонг снял потрясающую романтическую историю, наполненную тайной Востока, языком взглядов, красивейшей музыки и блистательной актерской игрой. Картинами, оказавшими наибольшее воздействие на стиль «Любовного настроения», Вонга Карвай называет опусы Альфреда Хичкока и Микеланджело Антониони. За кадром. Вонг Кар-Вай в последний момент вырезал постельную сцену между главными героями и не пустил пошлость в их хрупкий мир, что определенно верный шаг для того, чтобы сделать настоящий киношедевр, который мог поставить только восточный режиссер. Локализация. Название картин Вонга Кар-Вая редко сохраняют при переводе свое точное название, так «Любовное настроение» при дословном переводе значит, «Годы, подобные цветам», что дополняет картину восточной поэтичностью Кунг-фу комедия (kung fu comedy) – микс из рукопашного боевика и чаплиновской слэпстик комедии. Рубеж 1978-1979 был судьбоносным временем для киноиндустрии Гонконга: набирала силу Гонконгская Новая Волна, а Джеки Чан и Саммо Хунг пришли к выводу, что если смешать традиционно пафосное кино про боевые искусства с комедией, можно сорвать куш. Секрет успеха кунг-фу комедии прост: к традиционно зрелищным для гонконгского кино поединкам (Уся́ — приключенческий жанр китайского фэнтези), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. добавились позаимствованные из фильмов Чарли Чаплина и особенно Бастера Китона трюковые сцены (слэпстик буффонада).Герою можно и нужно выглядеть смешным и не героичным, что усиливает симпатию среднестатистического зрителя к подобному персонажу. Брюс Ли и Джеки Чан популяризировали китайские боевые искусства по всему миру.Пьяный мастер (Drunken Master). Фильм, который для кунг-фу комедии стал эталоном, на который ещё долго будут ориентироваться коллеги и конкуренты. Говоря о японском кинематографе абсолютно несправедливым будет не остановиться на японской анимации. В мире на сегодняшний день существует всего три больших и имеющих свой уникальный стиль «школы» мультипликации, расположенных в Америке, Франции и Японии. Изначально заимствуя наработки западных мультипликаторов, японским аниматорам удалось сформировать своеобразный художественный. Но главной особенностью японской анимации является не только стиль рисования, но и тематика. Для аниме характерно обращение к серьезным, глубоким, взрослым темам. Так, прославленный мастер японской анимации Хаяо Миядзаки, делает мультфильмы, которые, несмотря на фантазийный сюжет, воспринимаются зрителями как полноценные фильмы, с персонажами имеющими глубокий внутренний мир и сложную историю жизни, а не как детскую сказку. Еще более уникальным взрослое и серьезное содержание японской анимации делает такая особенность японской культуры, как «каваи». Сочетание глубокомысленного повествования с детски-милым изображением персонажей характерно исключительно этой стране и вызывает огромный резонанс во всем мире. Миядзаки во всех интервью говорит, что пытается через свои мультфильмы донести до зрителей важные моральные и философские уроки синтоизма - японской смеси мифологии и традиционных верований о духах. "Ма" в японской культуреВ японской культуре существует понятия "ма" - незаполненного пространства. Это время и место, свободные от действия, при помощи которых можно найти равновесие в бурном потоке жизни. Если вы пересмотрите "Унесённых призраками", то наверняка заметите кадры словно замершей в ожидании природы. "Ма" также подталкивает зрителя к самопознанию. Мальчик-дракон Хаку совсем не случайно имеет такую внешность. Японский бог водной стихии Рюдзин, по преданию, нередко прогуливался в мир людей в человеческом обличье. После этого рождались дети с характерными чертами - зелёные глаза, длинные прямые чёрные волосы и обязательная способность к магии. В мир духов его вынудили уйти люди, забывшие о традициях предков 5. Мораль БезликогоБезликий - отличное воплощение морали синтоизма. Начав с жадности и попыток завоевать дружбу Тихиро подарками и деньгами, он постепенно учится быть спокойнее, смирять свои желания и обретает терпение и понимание. Мураками работал мультипликатором, но работа не приносила желаемого успеха. На формирование его собственного стиля повлияла давняя любовь к аниме и японским комиксам. Мураками стремиться утвердить японскую культуру в мировом масштабе-считает её уникальной. Здесь создаётся искусство, продукт и продвижение модных домов, музыкальных компаний. Мураками впечатлила эстетика японского мультипликатора Хаяо Миядзаки и он создал свой фильм в стиле аниме для детей - «Глаза медузы» . В Японии тяжело провести границы между массовым и элитарным искусствами. Своими творениями он обозначает размытие рамок между Востоком и Западом, низким и высоким, элитарным и массовым. Круговорот, который проходят его работы из Японии в Европу, США, Азию и обратно, делает проекты сочетанием элементов всех культур и при этом остаётся чисто традиционным. Сочетание уникального содержания культуры Японии с типичным развитием структуры кинобизнеса позволило этой стране не только занимать свою национальную нишу, но и оказывать влияние на международный кинобизнес Фильмы, которые заняли принадлежащее им достойное место в континууме западной визуальной культуры. Беатрикс Кидо сбежала от Билла, так как забеременела и хотела дать своему ребенку совсем другую жизнь. Ей это почти удалось, она устроилась на работу в небольшой магазинчик и даже почти вышла замуж. Беатрикс даже было решила, что он ее отпустил. Назвала отцом, пригласила на свадьбу. А потом пришли еще четверо и всех расстреляли. В первой части Билл убивает свою лучшую ученицу, прекрасную возлюбленную и мать своего ребенка — Беатрикс Киддо. Во второй части Беатрикс Киддо убивает своего учителя, возлюбленного и отца своего ребенка — Билла необыкновенно умный, объемный, всеохватный, глубокий, даже незабываемый... масскульт д Сейчас в Китае «шестое поколение» режиссеров. Поколение свободного и независимого авторского кино появляется в конце 90-х. В это время все крупные проекты достаются «пятому поколению», уже ставшему знаменитым и популярным. «Шестому поколению» ничего не остается, как снимать «маленькие» картины про маленьких людей. Они стремятся к естественности, излагают реальные факты из реальной жизни ействие происходит в шести временах: середина XIX века, 30-ые и потом 70-ые годы ХХ века, наши дни, 2144 год и потом еще год неведомый в таком далеком будущем, что там уже и счет пошел с новой точки — «106 год после крушения». Буквально все главные герои, за исключением одного, являются реинкарнацией одной и той же души в различных телах на протяжении всего романа, идентифицируемых по родимому пятну. Сами не зная об этом, персонажи из прошлого, настоящего и будущего связаны между собой. Собственно, это и есть идея фильм В «Море деревьев», снятом Ван Сэнтом по сценарию Криса, сыгранный Мэттью МакКонахи профессор-физик отправляется из США в Японию, чтобы покончить с собой в знаменитом Лесу самоубийц у подножия горы Фудзи. Перед тем как проглотить целую упаковку снотворного, он внезапно встречает товарища по несчастью — истекающего кровью японца с перерезанными венами. Остальной фильм — их блуждания по живописным окрестностям, перемешанные с флешбэками, которые призваны объяснить поступок американца: умерла его жена, и он, мучимый чувством вины, не захотел жить дальше без нее. Снималось все в Массачусетсе, поскольку японцы не пустили съемочную группу к настоящему месту воображаемых событий. Вместо него начинается мистическое восприятие реальности. «Море деревьев» отдает своей меланхолией, мрачностью, тревогой, одиночеством, созерцательностью. Благодаря режиссеру, фильм, словно Аокигахара, не приглашает зрителя рекламой с ценником в сотни миллионов, напротив, заинтересованный зритель приходит по собственной воле, тем самым погружаясь в иной мир. По мере развития событий герои смогут поговорить о боге, жизни и смерти, но самое главное, Артур сможет высказаться, рассказать о прошлом и о моментах, приведших в Японию. После того разговора мир без пяти минут самоубийца кардинально меняется, чувства приходят в норму, в сердце, вместо пустоты, появляется любовь. Любовь к жене, которую он почти не знал. Артур пришел в Аокигахару для нахождения смерти, найдя нечто больше — свой путь, осязание прошлых ошибок, моментов, которые не в силах изменить, очищение души (вспомните упоминание Такуми о чистилище). Гринуэй сам по образованию — живописец. Питер Гринуэй никогда не был кинорежиссером в строгом смысле слова. Он неизменно расширяет границы кино — до тех пределов, где оно соприкасается с классическими видами искусства: театром, живописью, оперой и одновременно заходит на территорию современного искусства, превращая свои картины в визуальные инсталляции и перформансы и попутно разрушая барьеры между кино и новейшими технологиями. Вы когда-нибудь видели настоящее филосовское кино о простой обыденной жизни? Режессёры 6 поколения. Жи чхан шень хо. Профанное сакрально. Пожалуй, самая награждаемая картина из всего списка — фильм Асгаар Фархади, завоевавший в общей сложности 76 наград различных мировых фестивалей, включая Оскар и Золотой глобус за лучший иностранный фильм года. Сюжет развивается внутри простой иранской семьи, где после четырнадцати лет брака Симин подает на развод со своим мужем Надером, потому что тот отказался покинуть страну вместе с ней. Фаради раскрывает вопросы чести, социальной справедливости и религиозного послушания. Его герои живут каждый день, пытаясь соответствовать учению своей религии, что на практике оказывается очень сложно, потому что им приходится принести в жертву свою личную свободу. КОРЕЯДемонстрация кинематографа и соответствующий бизнес там сформировался еще в 1897 году. Долгое время корейское кино существовало как придаток японского. К концу XX века сформировался самостоятельный корейский кинематограф, который впитал и воплотил в себе традиции японского и голливудского кино. За корейским кино закрепилась слава крайне жестокого, эротичного, депрессивного и даже патологичного зрелища. За короткий период фильм «Паразиты» с небывалой скоростью распространился в топах у американской публики и не просто стал кинохитом, но и захватил умы профессионального сообщества и стал лидером наградного сезона. В 2020-м «Оскар» распахнул свои двери широко и номинировал «Паразитов» сразу на шесть позиций, четыре из которых фильм уверенно выиграл. .Уникальность ситуации еще и в том, что в эту ночь картина во многом стала первооткрывателем: первый фильм, получивший «Оскары» одновременно и в международной номинации, и как «Лучший фильм», первый фильм не на английском языке, взявший главную награду, первый корейский фильм, победивший в истории «Оскара», первый за полвека обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви», ставший «Лучшим фильмом» на «Оскаре». «Оскар» не открыл, но подсветил для многих, что за это время где‑то в далекой Южной Корее на фильмах Тарантино и Скорсезе вырос некий господин Пон, который пришел, выказал почтение своим учителям и удалился со статуэтками, чтобы, по его словам, пить до следующего утра. Раньше «Оскар», даже осознавая себя глобальным феноменом, все равно по традиции чествовал свою индустрию и (за редким исключением) принимал фильмы из других стран лишь в отдельную выделенную секцию, но теперь смело можно сказать,что будущее за азиатским кино! Несмотря на мощь китайского и гонконгского кинематографа, самая большая киноиндустрия в мире находится в Индии. Там производится от 800 до 900 фильмов в год — примерно четверть от рынка мирового кино. Кинематограф в Индии начался еще при британском колониальном правительстве в начале XX века. Когда вы слышите слово «Болливуд», то под этим подразумеваются киностудии в Мумбаи. Большая часть кинематографа Индии — роскошные мюзиклы и мифологические истории любви, которые сделаны по строгим законам. Например, для мюзикла существует следующее правило: нужна кинозвезда, шесть песен, и три танца. |