Главная страница

Григорий Турский.История франков.Москва, 2009. Григорий Турский История франков


Скачать 6.86 Mb.
НазваниеГригорий Турский История франков
Дата19.05.2023
Размер6.86 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаГригорий Турский.История франков.Москва, 2009.rtf
ТипБиография
#1144665
страница35 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

Посты



От Троицы до Рождества святого Иоанна Предтечи301 – в четвертый и шестой дни недели.

С 1 сентября до 1 октября, дважды в неделю.

С 1 октября до погребения святого Мартина302, три дня каждую неделю.

От погребения святого Мартина до Рождества, три дня каждую неделю.

От рождения святого Илария303 до середины февраля, три дня каждую неделю.

Молитвенные бдения



В Рождество Христово, в соборе.

В Богоявление (Крещение), в соборе.

В День святого Иоанна, в церкви Святого Мартина.

В престольный день Святого Петра304, в церкви Святого Петра.

В праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, 27 марта, в церкви Святого Мартина.

В день Пасхи, в соборе.

В день Вознесения (на 40-й день после Пасхи), в церкви Святого Мартина.

На Троицу, в соборе.

В День усекновения главы святого Иоанна Предтечи – в баптистерии церкви Святого Иоанна.

В праздник апостолов святого Петра и святого Павла305, в церкви их имени.

В День святого Мартина306, в церкви Святого Мартина.

В День святого Симфориана307, в церкви Святого Мартина.

В День святого Литория – в храме его имени.

В День святого Мартина308, в церкви Святого Мартина.

В День святого Брикция309, в церкви Святого Мартина.

В День святого Илария310, в церкви Святого Мартина.
Епископ Перпетуй возвел церковь Святого Петра, в которую встроил свод прежней церкви, ее можно увидеть и сегодня. Он также построил церковь Святого Лаврентия в Мон-Луи и много других храмов. Перед смертью он завещал всю свою собственность нескольким церквам, находившимся в разных городах, а значительную сумму передал церкви Тура. Перпетуй занимал престол в течение тридцати лет, его похоронили в церкви Святого Мартина.

В качестве седьмого епископа посвятили Волузиана, также происходившего из сенаторской семьи, весьма благочестивого и очень богатого, близкого родственника Перпетуя, своего предшественника. В его время Хлодвиг уже правил несколькими городами в Галлии. В результате готы заподозрили епископа в том, что он хочет подчиниться правлению франков. Его отправили в изгнание в город Тулузу, где он и умер. В его время было основано селение Мантелан, в Великом монастыре построили церковь Святого Иоанна. Волузиан был епископом в течение семи лет и двух месяцев.

Восьмым епископом был поставлен Вер311. Он также вызвал подозрение у готов, и по этой причине его отправили в изгнание, где он и умер. Вер оставил всю свою собственность церкви и нуждающимся. Он был епископом в течение одиннадцати лет и восьми дней.

Девятым епископом стал Лициний из Анже312. Во имя любви к Господу он путешествовал по Востоку и посетил святые места. Вернувшись, он основал собственный монастырь на своих землях близ Анже. Позже его поставили аббатом монастыря после смерти святого аббата Венанция, а уже оттуда избрали епископом. В его время король Хлодвиг посетил Тур после победы над готами (в 508 г., а готов победил в 507 г. – Ред. ). Лициний был епископом двенадцать лет, два месяца и двадцать пять дней. Его похоронили в церкви Святого Мартина.

Теодор и Прокул стали десятыми, их назначили на кафедру по распоряжению набожной королевы Хродехильды (Клотильды)313. Они прибыли вместе с ней из Бургундии, где уже были рукоположены как епископы, их изгнали из собственных городов, жители которых испытывали к ним враждебные чувства. Тогда оба были достаточно старыми людьми, они управляли епископством Тура в течение всего двух лет, затем их похоронили в церкви Святого Мартина.

Динифий, ставший одиннадцатым епископом, также происходил из Бургундии и стал епископом по желанию вышеупомянутой королевы. Она наделила его некоторой собственностью, принадлежавшей королевской семье, разрешив ему делать с ней все, что тот захочет. Большую часть он завещал родной церкви, что, впрочем, оказалось мудрым решением. Остальную оставил нуждающимся. Динифий занимал престол в течение десяти месяцев, после смерти его похоронили в церкви Святого Мартина.

Двенадцатым епископом стал Оммаций, житель Клермона, также происходивший из сенаторской семьи. Он владел обширными земельными владениями. В завещании он отказал свою собственность храмам городов, близ которых были его земли. В Туре он восстановил церковь близ городской стены, поместив в нее мощи святых Гервасия и Протасия. Он начал строить базилику Святой Марии внутри городских стен, но так и не закончил. Оммаций занимал кафедру в течение четырех лет и пяти месяцев. Когда он умер, то его похоронили в церкви Святого Мартина.

Тринадцатым епископом был Леон, ранее служивший священником в церкви Святого Мартина. Он был искусным мастером по дереву, любил в часы досуга вырезать что-либо из дерева и сделал несколько пирамидальных покрытий для купели, которые затем позолотил. Некоторые из них сохранились до наших дней. Он отличался мастерством и в других ремеслах. Леон занимал престол лишь шесть месяцев, его похоронили в церкви Святого Мартина.

В качестве четырнадцатого епископа назначили Францилиона из Пуатье, из сенаторского рода. У него была жена по имени Клара, но не было сыновей. Им принадлежали большие земельные владения, которые они в основном принесли в дар церкви Святого Мартина, некоторую их часть завещали своим родственникам. Францилион занимал престол в течение двух лет и шести месяцев. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Пятнадцатым епископом был Иньюриоз, житель Тура. Он происходил из бедной семьи, но родился свободным. Королева Клотильда (Хродехильда) умерла во время его епископата314. Он закончил строитьство церкви Святой Марии внутри стен Тура. Именно в его время построили церковь Святого Германа и основали селения Нейи и Люзиль. Он установил, чтобы в соборе совершались третья и шестая молитвы. Иньюриоз был епископом в течение шестнадцати лет, одиннадцати месяцев и двадцати шести дней. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Шестнадцатым епископом рукоположили Бавдина, бывшего рефендария короля Хлотаря. У него были собственные сыновья, он много занимался благотворительностью, распределяя среди бедных деньги, оставленные его предшественниками, отдав более двадцати тысяч золотых. В его дни построили второе селение Нейи. Именно он учредил общую трапезу для каноников. Бавдин занимал престол в течение пяти лет и десяти месяцев. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Семнадцатым епископом рукоположили Гунтара, аббата монастыря Святого Венанция. Он был весьма находчивым и разумным человеком, из-за чего еще в должности аббата часто отправлялся с посольскими поручениями, улаживая отношения между различными франкскими королями. После своего рукоположения в качестве епископа Гунтар начал пить и почти помешался. Напившись, он не узнавал даже тех, кого очень хорошо знал, и мог оскорблять их и упрекать невесть в чем. Гунтар был епископом в течение двух лет, десяти месяцев и двадцати двух дней. Когда он умер, то был похоронен в церкви Святого Мартина. Место епископа после него оставалось свободным в течение года.

В качестве восемнадцатого епископа рукоположили священника Евфрония315. Он отличался удивительной святостью и уже в молодости стал духовным лицом. В его дни большая часть города Тура сгорела во время большого пожара, в том числе и все церкви. Ему удалось восстановить две из них, но третью, старейшую, он оставил так, как есть.

Позже церковь Святого Мартина сгорела по вине Вилиахара, укрывавшегося там от преследований Храмна. Евфроний покрыл ее оловом на средства короля Хлотаря. Церковь Святого Винцента выстроили в его время, как и церкви в селениях Туре, Сере и Орбиньи. Он был епископом в течение семнадцати лет, умер в возрасте семидесяти лет, похоронен в церкви Святого Мартина. Тогда место епископа оставалось свободным в течение девятнадцати дней.

Девятнадцатым епископом был назначен я, недостойный Григорий316. Турский кафедральный собор, в котором святой Мартин и все другие служители Господа нашего были посвящены в сан епископа, был разрушен огнем и находился в весьма плачевном состоянии317. Я перестроил его, сделав больше и выше, чем прежде, и на семнадцатом году своего епископства снова освятил.

В сокровищнице церкви Святой Марии я нашел ковчежец. Почтенные священники рассказали мне, что в нем хранились мощи мучеников, много лет назад принесенные из Акавна318 и сохранившиеся благодаря чудесной силе мучеников. Сами же мощи оказались в ужасном состоянии.

Пока в канун праздника им воздавались соответствующие почести, я решил снова осмотреть их при свете свечи. Когда я внимательно разглядывал реликвии, церковный ризничий сказал мне: «Здесь находится камень с крышкой. Не знаю, что под ней находится. Я выяснил, что те, кто был до меня ризничими, также ничего не знают. Я принесу его, чтобы вы осмотрели его и узнали, что находится внутри».

Он принес камень, и я, конечно, вскрыл его. Внутри я нашел серебряный ковчежец, содержащий не только мощи названных святых, но и останки многих святых, мучеников и исповедников. Я стал заботиться обо всем этом и в то же время принял на заметку ряд других выдолбленных изнутри камней, в которых сохранились мощи других святых апостолов и мучеников.

Я был восхищен даром, посланным мне Господом. Воздавая благодарение Ему, я отслужил несколько служб, после чего поместил в собор все, что я нашел. Только мощи святых Космы и Дамиана319 я поместил в часовню Святого Мартина, примыкавшую к собору.

Поскольку стены церкви Святого Мартина сильно обгорели, я приказал мастерам, чтобы они расписали их и украсили столь же искусно, как и прежде. Кроме того, я обустроил баптистерий, примыкавший к церкви, куда я поместил мощи святого Иоанна и мученика Сергия, а в старый баптистерий поместил мощи святого мученика Бенигна. Во многих других местах Тура и в окрестностях города я освятил церкви и часовни, которые я прославил мощами святых, о чем не буду рассказывать подробно.

Я, Григорий, написавший десять книг этой «Истории»320, семь книг о Чудесах321 и одну «Жизнеописания Отцов Церкви»322, составил книгу «Комментариев к Псалтири»323. Я написал эти книги простым языком, и мой стиль далек от совершенства. Тем не менее я заклинаю вас всех, тех епископов Господа, что примут на себя управление церковью Тура после меня, недостойного, я заклинаю вас всех грядущим пришествием Господа нашего Иисуса Христа и днем Страшного суда, которого боятся все грешники, чтобы вы не дали уничтожить эти книги и не позволили переписать их с изменениями и с опущенными частями.

В противном случае вы попадете в неловкое положение в день Страшного суда, когда вы будете осуждены вместе с дьяволом. Сохраните их нетронутыми, неправлеными и точно такими, какими я вам их оставляю.

Кто бы ты ни был, епископ Господа, даже если сам Марциан наставил тебя в семи искусствах, если он научил тебя грамматике, так что ты сможешь читать, если он показал тебе, как с помощью диалектики вести споры, с помощью риторики – знать размеры стиха, с помощью геометрии исчислять размеры поверхностей и линий, с помощью астрономии наблюдать движение звезд, складывать и умножать числа с помощью арифметики, согласовывать модуляции сладкозвучных звуков посредством гармонии; даже если ты станешь искушенным во всех этих вещах, даже если язык, которым я написал, покажется грубым, не принимай это во внимание, умоляю тебя, не стремись после этого уничтожить написанное мною. Ты можешь изложить мои книги стихами, если захочешь, но сохрани мои книги в целости.

Я закончил писать эту историю на двадцать первом году моего епископства. Выше я перечислил епископов Тура, отмечая годы их службы. Я не обозначил годы в том же порядке, как в хронике, поскольку не смог обнаружить точные интервалы между посвящениями в епископы.

Общее число лет, начиная от Сотворения мира, следующее.

С Сотворения до потопа – 2242 года.

С потопа до перехода через Красное море сынов Израиля – 1404 года.

С перехода Красного моря до Воскресения Господа – 1808 лет.

С Воскресения нашего Господа до смерти святого Мартина – 412 лет.

Со смерти святого Мартина до года, упомянутого выше, то есть на двадцать первом году моего служения епископом, что произошло на пятом году правления Григория, папы римского, на тридцать третьем году правления Гунрама и девятнадцатом Хильдеберта II, – 197 лет.

Все вместе составляет 5792 года.324

Во имя Христа здесь заканчивается книга X моей «Истории».

1 Григорий рассказывает, что родился в День святого Андрея. Он сообщает также о том, как мать пришла в Тур после его посвящения и была исцелена святым Мартином от мышечных болей, которые беспокоили ее тридцать четыре года, начиная со дня его рождения.


2 Григорий приводит очаровательное описание самого себя и церковного служителя, обследующих с зажженной свечкой усыпальницы в церкви Святого Мартина.


3 Предшественники Григория в Туре непрерывно строили: Евфроний выстроил четыре церкви, Бавдин две, Перпетуй семь. Если взять в качестве примера другой период, то окажется, что между 1050 и 1350 гг. только во Франции выстроили 80 соборов, 500 больших церквей и десятки тысяч сельских церквей.


4 Известно, что в 573 г., всего за два месяца до своего посвящения, он серьезно заболел дизентерией и почти отчаялся, думая, что умрет. Тогда Григорий прибег к своему любимому лекарству, potio de pulvere sepulchi, изготовленному из настоя пыли, взятой с гробницы святого Мартина, и когда он его выпил, то тотчас поправился.


5 Обширно, обильно. (Примеч. пер. )


6 Исключительной книгой, где сам автор не менее интересен, чем те великие люди, которые появляются на сцене (фр. ).


7 Вестготы – представители западной ветви готов – германского племени, происходившего с о. Готланд, затем со II в. переселившегося в Северное Причерноморье, откуда после разгрома в 375 г. гуннами началась новая история готов, приведшая вестготов через победу при Адрианополе в 378 г. и захват в 410 г. Рима в Южную Галлию и Испанию. (Примеч. ред .)


8 Gregoire de Tours. Histoire des Francs / Trad. du latin par R. Latouche. P., 1963. Т. 1. Introduc. P. 5.


9 В 325 г. н. э. в Никее (совр. Изник, Турция, Малая Азия) заседал первый Вселенский собор епископов христианской церкви Римской империи, созванный императором Константином. Собор объявил арианство ересью и выработал так называемый символ веры, где было кратко сформулировано вероучение ортодоксальной (православной) христианской церкви, обязательное для всех христиан.


10 Григорий основывается на ложной, но оригинальной этимологии греческого имени Зороастр, которое происходит от иранского Заратуштра.


11 Хевроном ошибочно назван Нимрод, см.: Быт., 10: 8—10.


12 В своем тексте Григорий опустил Неффалима, который, как и Дан, от Валлы (наложницы и служанки).


13 Вавилон, в данном случае крепость в Нижнем Египте, расположен напротив пирамид.


14 Григорий принял за хранилища пирамиды.


15 Григорий опустил последних четырех правителей – это были Иоахаз, Елиаким (Иоаким), Исхония и Седекия. Правление Давида и первые семь лет жизни Соломона описаны дважды, хотя они уже перечислены в главе 13.


16 Иосиф – тринадцатый; возможно, называя его четырнадцатым, Григорий ведет свой отсчет от Иисуса.


17 Согласно современным археологическим свидетельствам, Авраам существовал на самом деле, действительно жил в XIX—XX вв. до н. э. Приблизительную дату жизни Нина, мифологического основателя Ниневии, определяют 800 г. до н. э.


18 Находится всего в нескольких милях от Коринфа.


19 Слово «династия» греческого происхождения, но не египетского. Шестнадцатая династия называлась «гиксосской», или «династией пастухов».


20 Навуходоносор правил в Вавилонии с 605 по 562 г. до н. э.


21 Сервий Туллий, шестой царь римлян, правил, согласно традиционной точке зрения, с 578 по 535 г. до н. э.


22 Формально Юлий Цезарь не был императором.


23 Лион был основан в 43 г. до н. э. Луцием Манацием Планком, одним из военачальников Юлия Цезаря, как Копиа Лугдунум – на горе, расположенной над слиянием рек Роны и Соны. В 43 г. Августу, тогда звавшемуся Октавианом, было двадцать.


24 В 177 г. до н. э. христианское сообщество Лиона преследовалось императором Марком Аврелием, в 197 г. н. э. город сожгли, и большую часть его уничтожил император Септимий Север. Григорий вновь возвращается к данной теме в 29-й главе своей «Истории».


25 Об Иосифе из Аримафеи см. у Мф., 27: 57—60.


26 Отчеты, посылавшиеся Пилатом, находятся в апостольской книге Gesta Pilati, или «Деяния Пилата».


27 Содержание главы взято из книги святого Иеронима De vribus illustribus.


28 Факты снова взяты из «Деяний Пилата».


29 Полагают, что Понтий Пилат совершил преступление во время правления императора Калигулы (37—41). Мани, персидский основатель секты манихеев, жил гораздо позже, в III в. (в 216 или 217—276 гг. замучен в тюрьме), то есть после Христа.


30 Веспасиан – римский император в 69—79 гг. н. э., в 67 г. подавил восстание евреев.


31 Домициан – римский император в 81—96 гг. н. э. Об изгнании Иоанна на остров см.: Апок., 1: 9.


32 Адриан – римский император в 117—138 гг. н. э. После строительства храма, посвященного Юпитеру Капитолийскому, на месте разрушенного иудейского храма Иерусалим переименовали, назвав его Элия Капитолина.


33 Веттий Эпагатус был отдаленным предком самого Григория.


34 Место галльской святыни, называвшееся Вассо-Галате, – этот храм, расположившийся у Клермона, отождествлялся с богом Меркурием.


35 Стола – женское платье в Древнем Риме и Древней Греции. (
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта