Главная страница

Григорий Турский.История франков.Москва, 2009. Григорий Турский История франков


Скачать 6.86 Mb.
НазваниеГригорий Турский История франков
Дата19.05.2023
Размер6.86 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаГригорий Турский.История франков.Москва, 2009.rtf
ТипБиография
#1144665
страница31 из 37
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37

Текст письма



«Высокочтимой госпоже Радегунде, дочери церкви во Христе, епископы Евфроний, Претекстат, Герман, Феликс, Домициан, Виктор и Домнол.

Всемогущий Господь вечно заботится о роде человеческом и постоянно за ним наблюдает. Никогда и ни в какие времена не перестает Он оказывать нам Свои благодеяния и не оставляет нас Своей любящей заботой. Во всех случаях священные судьи всех сущностей посылают людей, чтобы те инициировали веру в церковь от поколения к поколению.

С огромным рвением эти люди переворачивают покров поля Господа плужными лемехами своей твердой веры, с тем чтобы с помощью Небес христианский урожай умножился в сотни раз. В Своей любящей доброте Бог постоянно наделяет нас Своей мудростию, никогда не отказывая, зная, что это принесет пользу многим. Благодаря святейшим примерам этих людей, когда Он придет судить нас, выявятся многие, достойные увенчания.

На заре истории христианской веры, когда первые начатки веры, которую мы чтим, только начали укореняться и прорастать в землях Галлии и когда непостижимые таинства Святой Троицы оставались известны лишь немногим, движимый состраданием, Он решил послать святого Мартина, чужеземца, принести свет в наше отечество, проповедуя апостольское учение в близлежащих землях.

Верно, что святой Мартин не жил во времена апостолов, но это вовсе не значит, что он не обладал апостольской силой. То, что он не имел, придя позже, он компенсировал теми целями, которые поставил во имя Христа, получив вознаграждение за свои труды, поскольку своими достоинствами поднялся до уровня апостолов.

Благодарим тебя, нашу высокочтимую дочь, за то, что по милости Божьей ты подавала пример небесной любви, не требуя вознаграждения. В те дни, когда весь мир только находится в начале рассвета, с помощью горячего желания твоего сердца вера вновь расцветает. То, что холодной зимой стареющего мира вера вновь расцветает, – результат жара твоей горячей души.

Мы знаем, что в том, что ты пришла примерно из тех же мест, что и святой Мартин (Радегунда из Тюрингии, святой Мартин из Паннонии (совр. Венгрия) – для святых отцов рядом. – Ред. ), нет никакого чуда, ибо в своей деятельности ты зеркально повторила его, и он стал твоим проводником.

Следуя по его стопам, блаженной клятвой ты следуешь его примеру. Заявив, что не станешь искать мирских богатств, ты выбрала в качестве твоего наставника самого святого человека. Яркий свет его учения исходит и от тебя. Ты наполняешь небесным светом сердца тех, кто слышит тебя. Твои монахини черпают свое вдохновение от тебя и зажигаются светлой искрой небесной жизни.

Возгораясь любовью к Господу, они спешат, преисполненные рвением, утолить свою жажду у твоей груди, припав к источнику твоей души. Оставив свои семьи, они избрали тебя своей наставницей и матерью по милости Божьей, но не матери во плоти. Когда мы рассмотрели степень их преданности, то воссоздали хвалу всемогущему Господу, который Своей милостью объединяет волю смертных Своей собственной волей, поскольку мы уверены, что Он будет Своей волей связывать с тобой всех тех, кто стремится обрести безопасность в Его объятиях.

Нам стало известно, что благодаря Божественному провидению ряд женщин из нашей епархии с огромным воодушевлением собрались вокруг тебя, чтобы принять ваш устав. Мы рассмотрели петицию, содержащуюся в этом письме, и это доставило нам огромное удовольствие. Во имя Христа, нашего Создателя и нашего Спасителя, мы повелеваем, что все те, без исключения, кто собрался вместе вести милосердную жизнь, должны соблюдать и придерживаться и не нарушать устава, который они, очевидно, приняли по своей собственной воле.

Не следует нарушать обещание, данное Христу, и привлекать в качестве свидетеля Небеса, высочайшим преступлением является осквернение храма Господа, чего допустить нельзя, иначе Господь, разгневавшись, может его разрушить. Более того, особо подчеркиваем, что если женщина пойдет по пути, определенному Провидением Господним, и будет достойна выбрать в качестве убежища вашу обитель в Пуатье, то в соответствии с Уставами блаженной памяти Цезария, епископа Арля252, она никогда не получит право покидать ее, поскольку очевидно, что она вошла в нее по собственной воле, как и указывается в Уставах.

Иначе ее достопочтенное состояние, каковым оно кажется в глазах многих, обернется позорным грехом, поскольку она совершит бесчестный поступок. Если какая-либо монахиня, движимая безумием вследствие душевного заболевания, опозорит себя посрамлением своих клятв, своей славы и своего величия, то, по настоянию Господа, она должна быть изгнана из монастыря, как Ева была изгнана из Рая.

После пребывания в этом месте ее следует поспешить выставить босыми ногами в уличную грязь, отлучить от церкви и предать анафеме. И если эта женщина, оставившая Христа и обманутая обольщением дьявола, захочет выйти за человека, то и она, и тот, кто сочетался с ней браком, будут считаться нечестивцами, а муж – мерзким соблазнителем.

Любой человек, вступивший в такой союз, да подвергнется тому же Божьему суду и нашему порицанию, как и она сама. После того наказания, которое мы посчитаем соответствующим ее отвратительному поведению, ей, коли она покается, надо заслужить возможность вернуться в обитель.

Добавим также, что все епископы, что придут после нас, должны поддержать наше осуждение. Если кто-либо захочет, впрочем, в это мы не верим, смягчить любую часть нашего наставления или сделать это частично, пусть они знают, что им предстоит защищать свои действия перед нами, когда придет Судный день, поскольку общее правило спасения таково, что любое обещание, данное Христу, должно сохраняться ненарушенным.

Чтобы то, что мы решили и оформили в виде постановления, полностью стало нормой, мы подумали о том, что следует подтвердить его, подписав собственноручно. Таким образом оно сохранится навечно, и сам Господь проследит за его исполнением».
Когда я прочитал ей этот документ, Хродехильда (Клотильда) ответила: «Ничто из этого не помешает мне искать аудиенции у короля, который, как мне хорошо известно, является моим родственником». Она и ее приятельницы монахини пешком пришли из Пуатье, ибо не имели лошадей, чтобы добраться сюда. Они были совершенно измождены и оборвались. Никто не предложил им никакой еды во время путешествия. Они добрались в наш город в первый день марта. Дожди лились потоком, и дороги по щиколотку были в воде.
40. Они также сделали несколько весьма резких замечаний по поводу своего собственного епископа (Маровея (584—590)), заявив, что именно его неумение разобраться в ситуации стало истинной причиной, по которой они оставили обитель.

Теперь, как мне кажется, будет лучше, если я расскажу вам всю историю этого бунта.

В дни правления короля Хлотаря, когда святая Радегунда основала монастырь, она сама и ее сообщество были послушны и покорны епископам того периода. При Сигиберте, когда Маровей стал епископом в епархии, святая Радегунда, вдохновленная верой, послала священников в восточные земли, чтобы те поискали частицы древа Креста Господня, а также мощи святых апостолов и других мучеников, заручившись на то письмами короля Сигиберта.

Священники отправились в путь и со временем привезли несколько реликвий253. Сразу же после этого королева попросила Маровея поместить их в ее обители, выказав все подобающие почести и совершив церемонию с пением псалмов. Тот пренебрег ее просьбой, оседлал свою лошадь и отправился навестить одно из своих городских поместий.

Тогда королева еще раз написала Сигиберту, умоляя направить одного из своих епископов, чтобы тот поместил святые реликвии в обители со всеми подобающими почестями в соответствии с ее обетом. Сигиберт поручил блаженному Евфронию, епископу Тура, выполнить то, о чем просит Радегунда. Тот тотчас со своими клериками поспешил в Пуатье. Поскольку Маровей вторично отказался, Евфроний перенес мощи в обитель, при пении псалмов, при свечах и воскуривании большого количества ладана.

Годами Радегунда искала милости у епископа, но не получила ничего, она и назначенная ею аббатиса254 даже были вынуждены обратиться в Арль. Там они и получили Правила (Уставы) святого Цезария и благословенной Цезарии. Они отдали себя под защиту короля, поскольку не нашли проявлений интереса и поддержки со стороны человека, который должен был быть их пастырем.

Когда дни святой Радегунды подошли к концу, разногласия между ними только усилились. После ее смерти матушка настоятельница снова стала умолять епископа принять обитель под свою опеку. Сначала Маровей хотел отказаться, но его близкие уговорили епископа, правда не сразу, пообещать, что он станет для них как отец, что, конечно, было совершенно правильно и верно, и что он по мере сил будет защищать их интересы.

Затем Маровей отправился к королю Хильдеберту и получил от того письменное подтверждение, согласно которому ему было позволено управлять обителью надлежащим образом и другими приходами в епархии. Мне кажется, что Маровей по-прежнему питал некоторое чувство обиды по отношению к монахиням, и действительно, они заявляли, что это и стало одной из причин их возмущения.

Как я уже рассказывал, они были вынуждены искать аудиенции у короля, и я дал им следующий совет: «То, что вы делаете, совершенно неразумно. Если вы упорствуете, то подвергнетесь открытому порицанию, не важно, насколько вы продвинетесь. Однако, если вы отказываетесь прислушаться к доводам разума, как я уже говорил, и не принимаете добрых советов, которые я вам даю, по крайней мере, сохраните сказанное в вашей памяти. Подождите, пока закончится этот холодный период, что мы переживаем в середине весны. Оставайтесь здесь, пока не начнут снова дуть теплые ветры, и тогда вы сможете отправиться туда, куда влечет вас ваша прихоть».

Они увидели разумное зерно в том, что я сказал. Снова пришло лето, и Хродехильда (Клотильда) отправилась из Тура, оставив нескольких монахинь под началом своей кузины (Базины), нанести визит королю Гунтрамну. Он дал ей аудиенцию и наградил ее подарками. Затем она вернулась в Тур, оставив за себя в монастыре Отёна Константину, дочь Бурголена. В Туре она ждала епископов, которым король велел расследовать случившееся между монахинями и их аббатисой.

Однако задолго до того, как она вернулась обратно из своей миссии, ряд монахинь, решив, что обстоятельства направлены против них, приняли сделанные им предложения о женитьбе. Другие продолжали ждать прибытия епископов, но те так и не приехали.

В конце концов монахини вернулись в Пуатье и нашли убежище в церкви Святого Илария. Там они собрали вокруг себя банду ночных грабителей, убийц, прелюбодеев и преступников всех видов. Они решили продолжать свое сопротивление. «Мы – королевской крови, – говорили они, – ноги нашей не будет в обители, пока не сместят аббатису».

В то время в обители жила некая затворница, которая за несколько лет до случившегося перелезла через стену и нашла убежище у Святого Илария, обвинив свою аббатису во многих прегрешениях – как я выяснил, все они оказались ложными. Позже она сама поднялась в обитель снова по веревкам в том самом месте, откуда когда-то спустилась.

Она попросила разрешения затвориться в тайной келье, заявив: «Я сильно согрешила снова против нашего Господа и моей госпожи Радегунды». Та еще была жива в то время. «Я хочу удалиться от мирской суеты и принести покаяние за свои грехи. Я знаю, что Господь милосерден и прощает грехи всем, кто раскаялся». Сказав это, она вошла в келью.

Когда же начался бунт, затворница сломала дверь своей кельи в середине ночи, бежала из обители, явилась к Хродехильде (Клотильде) и, как и ранее, сделала ряд голословных заявлений против своей аббатисы.
41. Когда все это происходило, Гундегизил, епископ Бордо, сопровождаемый Никазием из Ангулема, Сафарием из Перигё и Маровеем, епископом Пуатье, отправились к церкви Святого Илария, чтобы наставить монахинь, по-видимому надеясь убедить их вернуться в их обитель. Те продолжали настаивать на своем, отказываясь это сделать. Тогда епископы, в соответствии с пунктами письма, процитированного выше, объявили об их отлучении.

Вслед за этим толпа ночных грабителей, упомянутых мной, осквернила церковь Святого Илария, оскорбила епископов и сбила их на землю, так что они поднялись с огромным трудом. Дьяконы и другие присутствующие священники были все в крови и вышли из церкви с разбитыми головами. Сам дьявол направлял их, и в этом я уверен.

Священники настолько перепугались случившимся, что, когда вышли из церкви, все бросились по домам самым коротким путем, даже не простившись друг с другом. Во время неудачных переговоров присутствовал и Дезидерий, дьякон Сиагрия, епископа Отёна. Он не смог найти переправу, просто прыгнул в реку Клён, добрался до берега, заставив свою лошадь переплыть через реку, и так спасся, ибо другой берег был не таким крутым.

Вслед за этим Хродехильда (Клотильда) назначила своих собственных управляющих и захватила все поместья, принадлежавшие обители. Исключительно силой она отстранила всех людей, нанятых обителью, вместо того чтобы использовать их. Она пригрозила, что если только сможет войти в здание, то сбросит матушку настоятельницу со стены.

Услышав о том, что произошло, Хильдеберт тотчас послал депешу графу Маккону, повелев ему сделать все, что было в его силах, чтобы прекратить бунт. Как я уже рассказывал вам, Гундегизил отлучил монахинь, убежавших из общины, заручившись одобрением своих действий другими епископами, находившимися с ним. Затем он написал письмо от своего имени и от своих коллег священников к епископам, собравшимся в это время у короля Гунтрамна. От них он получил следующий ответ.

Копия ответа

(посланного Гундегизилу)



«Дражайших Гундегизила, Никазия и Сафария, достойных блюстителей апостольских престолов, приветствуют епископы Этерий, Сиагрий, Авнахар, Эзихий, Агрикола, Урбик, Феликс, Веран, Феликс и Бертрам.

Мы получили письмо, принесенное вашим посланцем, и поздравляем вас с вашим избавлением. В то же время мы безмерно страдаем, когда читаем о тех оскорблениях, что вам довелось претерпеть. Попраны законы, а церкви нанесено великое поругание. Вы рассказали нам, как монахини по наущению дьявола ушли из обители блаженной памяти Радегунды, отказавшись внять вашим увещеваниям и вернуться обратно в стены своей обители. Затем они осквернили церковь Святого Илария, совершив здесь насилие над вами и над вашими клириками. В результате вам пришлось отлучить их от церкви. Теперь же вы просите нашего совета в этом деле. В канонах и правилах четко говорится, что те, кто уличены в совершении подобных проступков, должны быть не только отлучены, но также наказаны в полном объеме. Поэтому в знак уважения и братской любви, которую мы питаем к вам, мы заявляем, что мы единогласно соглашаемся с тем, что вы решили сделать. Когда мы сядем рядом на нашем следующем соборе епископов, где встретимся 1 ноября, мы обсудим с вами, как будет лучше всего усмирить безрассудство этих лиц и покончить с ним, чтобы никогда и никто больше не преисполнялся непомерной гордыней, совершая преступление подобного рода.

Поскольку апостол Павел постоянно напоминает нам своим словом, что мы должны «во время и не во время»255 терпеливо исправлять преступников словом, и он утверждает, что «благочестие на все полезно»256, – вот почему мы просим вас постоянно молить Господа о милосердии, дабы Он удостоил вселить в них (заблудших монахинь) «дух раскаяния», дабы надлежащим покаянием они искупили свой грех; чтобы с помощью ваших наставлений они, чьи души почти погибли, по милости Христовой вернулись в свой монастырь; чтобы тот, кто принес на своих плечах заблудшую овцу в овчарню, мог радоваться ее возвращению257, будто он приобрел стадо.

Особо же просим вас удостоить нас своих непрестанных молитв и заступничества, на кои мы и уповаем.
Осмеливающийся вас приветствовать,

всецело ваш грешный Этерий .

Почтительно вас приветствует

ваш покорный слуга Эзихий .

Почтительно вас приветствующий,

любящий вас ваш Сиагрий .

Покорно вас приветствующий,

почитающий вас грешный Урбик .

Почтительно приветствующий вас,

ваш почитатель епископ Веран .

Осмеливающийся вас приветствовать,

ваш слуга Феликс .

Осмеливающийся вас приветствовать,

ваш покорный слуга Феликс .

Осмеливающийся вас приветствовать,

ваш покорный и смиренный слуга епископ Бертрам».
42. Настоятельница также прочитала письмо, с которым святая Радегунда обратилась к епископам в свою бытность. Затем аббатиса разослала новые копии этого письма епископам соседних городов. В нем говорилось следующее.
«Копия письма (первоначально посланного Радегундой). Святым отцам во Христе и господам епископам, достойно занимающим свои престолы, Радегунда из Пуатье посылает свои приветствия.

Начиная свое дело, мы, движимые только желанием и надеждой на успех, объяснили его во всех деталях священникам, врачам и пастырям вверенной паствы и затем заручились их поддержкой. Если они, руководствуясь любовью, готовы оказать помощь, то окажут ее своими советом и молитвой.

Некоторое время назад я с помощью Божественного провидения и вдохновившей меня Божьей милости отреклась от собственных желаний и светской жизни и, руководимая Господом, обратилась к религиозной жизни. Я спросила себя со всем пылом, на какой была способна, как мне лучше действовать во имя других женщин и как, если наш Господь так пожелал, мои собственные желания помогут моим сестрам.

Здесь в городе Пуатье я основала для монахинь монастырь. Хлотарь, мой господин и король, да славится его имя, учредил его и стал его покровителем. Когда монастырь был основан, я передала в него как дар всю ту собственность, что король, руководствуясь необычайной щедростью, даровал мне.

Для сестричества монахинь я с Божьей помощью ввела Правила (Уставы), в соответствии с которыми жила святая Цезария и которые, отвечавшие ее собственным нуждам, с любовной заботой составил из сочинений святых отцов епископ Арля, святой Цезарий. С безоговорочного согласия епископа этого города и отцов прелатов, все они святые люди, и в соответствии с выбором наших монахинь я назначаю в качестве матери настоятельницы госпожу Агнесс, ставшую практически сестрой, которую люблю и воспитала как дочь с детства. Я подчиняюсь, как положено, ее власти, следующей после Господа.

Другие монахини и я последовали примеру апостолов, передав всю собственность, нам принадлежавшую, в тот момент, когда мы вступили в монастырь, ничего себе не оставив, поскольку боялись разделить участь Анании и Сапфиры258. Однако, поскольку время и конец человеческого существования непредсказуемы и неизвестны и потому, что мир движется к своему концу и некоторые из людей теперь предпочитают скорее следовать своим желаниям, чем велениям Господа, я пока еще жива и со всей страстью во имя Христа, направляющего меня, посылаю вам, апостолистическим отцам, письмо, в котором определяю все свои намерения.

Поскольку я не могу сейчас лично встретиться с вами, я выражаю свою почтение через это письмо, припадая к вашим стопам. Я заклинаю вас во имя Отца, Сына и Святого Духа, а также величественным днем Страшного суда, как если бы стояла перед вами, да пощадит вас тиран, если предстанете пред судом, но истинный царь увенчает вас венцом.

Если после моей смерти какой-нибудь человек, или епископ этого города, или должностное лицо короля, или любая конкретная личность попытается, обуреваемая враждебностью или законодательным ухищрением, разрушить наше сообщество, или нарушить Устав, или назначить другую аббатису, кроме Агнесс, моей сестры во Христе, которую святой Герман в присутствии своих братьев священников посвятил своим благословением, или же если сами монахини восстанут, что, очевидно, невозможно, и захотят перемен, или если любая личность, возможно даже епископ города, захочет провозгласить, пользуясь новыми привилегиями, юрисдикцией любого рода над обителью или собственностью обители, кроме той, что первые епископы или кто-нибудь иной использовали при моей жизни, или же любая монахиня захочет нарушить Правила и выйти в мир, или если любой епископ или лицо, наделенное властью, или даже кто-то из самих монахинь попытается совершить святотатственную попытку присвоить себе любую часть собственности, которую наш светлейший Хлотарь и светлейшие его сыновья-короли даровали мне и которую я с их особого разрешения передала в обитель, ради чего заручилась подтверждением от светлейших королей Хариберта, Гунтрамна и Хильперика и Сигиберта, что скреплено их клятвой и подписями, или которую пожертвовали ради спасения их душ, или которую монахини выделили из своего имущества, пусть всех их вслед за гневом Господним покарает и ваш гнев, и тех, кто сменит вас, и пусть все подобные личности лишатся вашей милости, как грабители и похитители имущества бедных.

Вы должны помешать им, никакие изменения не могут быть сделаны в Правилах, и никакие отчуждения собственности монахинь не следует допускать. Об этом я также молюсь, что, когда случится так, что, согласно воле Господа, святая Агнесс, наша возлюбленная вышепоименованная сестра, оставит эту земную жизнь, мать настоятельница, назначенная сменить ее в нашем собственном сообществе, продолжит пользоваться благосклонностью Господа. И те, кто продолжал хранить верность Правилам никоим образом не нарушая святой образ жизни, не позволят, чтобы их собственная воля или любого другого человека противоречила ему.

Если кто-то, вопреки воле Господа и власти королей, поступит вразрез с условиями, здесь установленными, и перед нашим Господом и Его святыми, коих я молю о защите, повредит любую собственность или попытается каким-либо образом причинить зло вышеназванной аббатисе Агнесс, моей сестре, да навлечет он на себя гнев Божий, и Святого Креста, и Святой Марии. Пусть он подвергнется критике и будет наказан блаженными Иларием и Мартином, чьей особой заботе, после Господа, я передаю этих монахинь, что являются моими сестрами.

К тебе также, праведный епископ, и к тем, кто придет после тебя, которых я по воле Господа назначаю своими заступниками, взываю: найдите тех, кто попытается действовать противоположно моим распоряжениям. Пусть им не позволят обратиться к королю, который в то время станет править этим местом, или приехать в город Пуатье по делу, которое доверено вашей заботе перед Господом.

И не уклоняйтесь от жизненной потребности оберегать и защищать все виды справедливости, невзирая на несправедливость других. Поскольку только именно так вы сможете противостоять и опровергать Врага Господа. Ни один католический (ортодоксальный. – Ред. ) правитель не захочет в свое время приобрести столь дурную славу, равно как не разрешит, чтобы сломали то, что было построено по Божьей воле, по моему намерению и в соответствии с желаниями нескольких королей.

В то же время я заклинаю королей, которых Господь учредит править после моей смерти, заклинаю Царем, царству Которого не будет конца и по воле Которого существуют земные королевства, Который дарует самое дыхание жизни и их собственную королевскую власть, подтвердить, что мать настоятельница Агнесс вместе со всей обителью, которую по разрешению и одобрению королей, их отцов и дедов, я основала и смогла построить в соответствии с Правилами и обеспечила имуществом, будут охраняться их суверенной властью и законами.

Пусть никогда не случится так, чтобы нашей матушке настоятельнице, упомянутой мной несколько раз, кто-либо досаждал или мешал или что-либо в отношении этой обители было отчуждено или переменено. Напротив, пусть обеспечат ей любую защиту и поддержку. Господь наблюдает за мной, и я, преклоняя колени, доверяю свое дело этим королям и епископам церкви во имя Того, кто освобождает всех людей. Пусть они всегда живут в царстве, которое существует всегда вместе с Защитником бедных и Мужем всех находящихся в уединении монахинь, от чьего имени они станут охранять служительниц Господа.

Кроме того, я заклинаю вас, благочестивых епископов, и вас, высочайшие и светлейшие короли, и весь христианский народ ради истинной веры, в которую нас крестили, что когда Господь распорядится, что пришло мне время умереть, то мое бедное тело похоронили бы здесь, в этой церкви, которую я начала строить в честь Благословенной Девы Марии, Богоматери, где уже покоятся в мире многие мои монахини. И совсем не важно, закончена церковь или нет.

Если же кто-либо захочет или попытается совершить что-либо иное, пусть подвергнется гневу Господнему, через силу Креста Господнего и Блаженной Марии. Я молюсь, чтобы со мной обращались подобающим образом, чтобы я нашла место отдохновения в этой церкви вместе с монахинями моей собственной общины, что расположатся вокруг меня.

Слезно молю исполнить мою просьбу, что я подписываю собственной рукой, прошу сохранить его в архиве церкви. Если мать настоятельница Агнесс, моя сестра, или монахини обители станут когда-нибудь искать вашей помощи во времена бедствий или защиту от нечестивых людей, я молюсь о том, чтобы они смогли полагаться на данные Господом ваши расположение, утешение и отеческую заботу, которые вы со своей любящей добротой им даруете. Господь пообещал им защиту через вашу милость. И пусть они потом не говорят, что я оставила их покинутыми!

Все сказанное я передаю вам во имя Того, кто с Креста поручил Преславную Деву, родительницу Свою, блаженному апостолу Иоанну. И как апостол Иоанн выполнил просьбу Господа, пусть и вы выполните все то, что я, недостойная и смиренная, прошу вас, Отцов Церкви, моих владык и апостольских отцов. Если вы выполните мое последнее желание, которое я передаю вам, вы станете достойными продолжателями тех заветов, которые задал Он, явите достойный апостольский пример».
43. После того как епископ Маровей выслушал всяческие оскорбления в свой адрес, он отправил Поркария, аббата церкви Святого Илария, к епископу Гундегизилу и другим прелатам своей провинции, чтобы они приняли монахинь в лоно церкви и разрешили им прийти на разбирательство их дела. Ему отказали в этой просьбе. Устав от непрекращающегося потока жалоб то с одной, то с другой стороны, то из обители, то от ушедших оттуда монахинь, король Хильдеберт отправил священника Теотара, чтобы тот прекратил поток взаимных обвинений.

Теотар вызвал Хродехильду (Клотильду) и других монахинь. «Мы не придем, – ответили они, – ибо нас отлучили. Если нас примут обратно, то мы согласны предстать перед вами». Услышав это, Теотар отправился к епископам. Он объяснил им, как обстоят дела, но не смог продвинуться в вопросе о возвращении монахинь в лоно церкви. Поэтому он ни с чем вернулся в Пуатье.

Теперь монахини разделились. Одни вернулись обратно в свои собственные дома, другие к родственникам, и только несколько вернулись в монастыри, в которых были прежде. Это было вызвано тем, что вместе они не могли переносить холодную зиму из-за недостатка дров. Однако одна или две монахини остались вместе с Клотильдой (Хродехильдой) и Базиной. И даже они продолжали ссориться друг с другом, поскольку каждая хотела возвыситься над другой.

44. Как раз после Пасхи того года начались дожди с градом, причем они буквально проливались на землю. В течение двух или трех часов на месте маленьких ручейков в долинах уже бежали большие реки. Во второй раз зацветшие осенью фруктовые деревья дали второй урожай, причем такой же несметный, как и первый. В ноябре распустились розы. Необычайно высоко поднялись реки, они размыли берега и затопили места, до которых никогда разливы не доходили, нанеся огромный ущерб посевам на полях.


1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37


написать администратору сайта