мифы. Греческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника). Guide to the Classical Stories
Скачать 7.98 Mb.
|
Драматическая история c коллегой-музыкантом в главной роли — как Оффенбах мог отказаться от такого сюжета? Оперетта «Орфей в аду», созданная в 1850-х годах, — легкомысленная интерпретация этой истории, полная галльского остроумия. В ней парижане впервые увидели, как танцовщицы вскидывают ноги в веселом канкане. Опера Монтеверди «Орфей» (1607) гораздо ближе к первоначальной истории как по сюжету, так и по духу. В скульптурной форме Эвридику и Орфея можно встретить, например, в работе Антонио Кановы (1776) и в ренессансном «Орфее» Баччо Бандинелли во Флоренции. В живописи мы видим классическое полотно «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (1650–1653) Никола Пуссена, а также версию Альберта Кёйпа, которую он создал примерно в 1640 году, — «Орфей, очаровывающий животных». Эвридика и Орфей на шедевре Пуссена История Орфея в последующие века легла в основу орфического культа. Его последователи — орфики — оставили целый ряд трогательных гимнов, обращенных к богам: О совоокая, изобретатель ремесел, царица, Молят тебя днем и ночью, всегда, до последнего часа. Ныне услышь и меня, подари же мне мир многосчастный, Дай мне счастливые дни и добрую меру здоровья! Орфический гимн Афине, XXXII Возвращение Слева от дома Аида ты найдешь источник… <…> Скажи: «Я дитя Земли и звездного Неба, но род мой — небесный… так дайте же мне скорей холодной воды, текущей из озера…» [20] Надпись, найденная в гробнице в Петелии (Италия) В конечном счете каждую тень влекло к дальнему концу подземного мира, где по камням струятся воды маленькой речки Леты и где живет сама Ночь. Здесь, как считал Платон, находилось что-то вроде пересадочной станции, за которой присматривал Сфинкс: духи получали новые роли — тех, кем они станут в будущей жизни. В распределении ролей был элемент случайности, никто заранее не знал, что именно ему выпадет, — отсюда и пошло выражение о жребии в жизни. Далеко не все «жребии» подходили всякой душе. К примеру, души, что недавно поднялись из животного состояния (каждый из нас встречал хотя бы одну такую), получали не особенно важные роли, а другие, вкусившие человеческой жизни, возможно, сами желали идиллически спокойного существования — в теле, скажем, коровы, которая мирно пасется на лугу. Те, кто попадал сюда впервые, думали, что их порадует роль царя или тирана, прочие выбирали короткие жизни, с которыми в комплекте шли и радость, и боль, и удовлетворение духовных потребностей. Платон говорит, что Одиссей, испытав на себе в мире людей все возможное, искал жребия, который дал бы ему серую жизнь обычного человека. Лета Олицетворением Леты была дочь Эриды , богиня забвения. Благодаря идее об утрате воспоминаний Лета стала мощным образом во многих современных поэмах, а когда химическое соединение эфир начали использовать в качестве обезболивающего, его первоначально называли летероном. Коктейль «Воды Леты» Шаг 1 Взять около 30 миллилитров джина, 30 миллилитров клубничного ликера, 15 миллилитров апельсинового сока, 15 миллилитров ананасового сока, одну чайную ложку мелкого сахара. Шаг 2 Добавить лед, энергично встряхнуть, вылить в коктейльный бокал и выпить. Шаг 3 Повторять, пока вы не забудете свое имя или не разучитесь поднимать бокал. Осторожно: чрезмерное употребление чревато риском попробовать настоящие воды Леты! После распределения ролей все пили из источника Леты и немедленно теряли память. Они снова становились чистыми духами: страсти и злодеяния предыдущих жизней уходили, прошлое стиралось, но характер сохранялся. На этом души засыпали. Предполагалось, что они проснутся в телах младенцев, которых выбрали, и приключение начнется снова. Какие-то греческие культы учили, что, избежав Леты и выпив из соседнего источника Мнемозины (памяти), человек мог покинуть загробный мир, сохранив все воспоминания о предыдущей жизни. Глава 3 ВЕЛИКИЕ БОГИ: ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ Перед тем как рассматривать личность каждого из великих богов, необходимо осознать их природу. Нельзя понять суть мифа, если воспринимать их просто как неприятных сверхсуществ, не умеющих владеть собой. Богов надо считать не людьми с исключительными силами, а силами природы, у которых, как верили древние, есть человеческий аспект. Каждый бог контролировал или воплощал одну или больше таких сил, и, перед тем как познакомиться с первым поколением олимпийцев, мы рассмотрим их подробнее именно в этом свете. О природе богов С точки зрения греков и римлян, не верить в богов было все равно что не верить в гравитацию, падая с крыши, — странная позиция, оторванная от реальности. Существование богов не зависело от того, верите вы в них или нет. Например, все согласятся с тем, что если посадить всхожее семя в теплую влажную землю, то оно прорастет и при нужных условиях превратится в новое растение. Сегодня мы называем это проявлением генетической программы. Греки считали, что это проявление Деметры (для римлян — Цереры). Растение будет расти вне зависимости от того, верим мы в то или в другое. Точно так же времена года меняются регулярно вне зависимости от того, верим мы в них или нет. Для греков это было одно из проявлений Зевса — организующего принципа. Вы убираетесь в комнате и расставляете вазы и безделушки на каминной полке — и точно так же работает Зевс: для него мироздание — как собственная квартира. Если человек проснется от кошмара, он скажет себе: то, что казалось таким жутким лишь несколько секунд назад, вообще не существует или, во всяком случае, не угрожает ему напрямую. А греки сказали бы, что этот человек призвал Афину, богиню рационального мышления. И наоборот, если вы отбросили всякое рациональное мышление и безумно влюбились, то древние сказали бы, что вас коснулась Афродита. Таким образом, силы, которые символизировали боги Греции и Рима, вполне реальны. Другой вопрос — действительно ли они обладают сознанием, разумом и интересуются делами людей. (Древним философам это тоже было интересно.) Перед тем как сразу отвергать такую идею, вспомните, что все основные религии проповедуют идею о том, что бог обладает самосознанием, разумом и принимает участие в жизни людей, а потому в этом плане не так сильно отличаются от античных верований. Итак, греческие и римские мифы нужно считать не собранием суеверий или историй героев из комиксов, но настоящей системой верований, которая заслуживает такого же уважения, как и другие попытки людей понять божественное и общаться с ним. (Некоторые самые красочные эпизоды, например, Ветхого Завета могут показаться странноватыми, если неверующий человек ознакомится с ними вне контекста.) Проблема с мифами Итак, как понять роль, которую великие боги Олимпа играют в мифе? В античной религии боги воплощали изначальные силы Космоса. Благодаря им вставало солнце и текли реки. Именно боги следили за тем, чтобы в мире была справедливость и все вещи работали правильно. Однако в античных мифах боги кажутся глупыми, склочными существами, которые любят разыгрывать жестокие шутки друг с другом и с людьми и мстительно преследовать врагов. Зевс и Семела Жрица Зевса Семела была чарующе прекрасна, так что Зевс немедленно решил ее соблазнить. Естественно, бог явился к ней в облике смертного. Забеременев, Семела спохватилась и стала задаваться вопросом, действительно ли ее галантный и сладкоречивый любовник был человеком. Она потребовала, чтобы Зевс явился к ней в своем истинном облике. Бог, связанный обещанием выполнять требования женщины, неохотно согласился. Увидев его в сиянии истинной славы, Семела немедленно сгорела и превратилась в головешку. Дионис делит кубок вина со своей матерью Семелой Разгадка головоломки В этой очевидной несообразности лежит попытка дать ответ на знакомый всем вопрос: почему справедливый и любящий бог позволяет, чтобы с хорошими людьми происходило что-то плохое? Конечно, греки и римляне отчасти на этот вопрос ответили, решив, что их боги отнюдь не любящие (если не считать того смысла, который Зевс вкладывал в это слово по отношению к своим возлюбленным). Более того, как мы уже видели во второй главе, древние люди считали: многое из того, что происходит с человеком, даже не находится в руках богов, а связано с неизменной судьбой, которую намечают мойры. Однако большинство людей в Античности предпочитали не соглашаться с тем, что их жизнь определяется слепыми непреодолимыми силами. Они хотели (и требовали), чтобы их боги время от времени ломали нерушимые законы природы, чтобы дать передышку какому-нибудь заслуживающему этого смертному. Мы уже знаем, что у богов были аспекты — отдельные грани их силы, которые можно рассматривать в отрыве от других. Для общения с людьми каждый бог использовал человеческий аспект, обладавший своими непривлекательными чертами, хотя и не характеризовавший божество в целом — как и явление Зевса-человека Семеле не характеризовало все его существо. (На самом деле Семеле было суждено погибнуть, увидев истинную природу Зевса, поскольку именно благодаря ее гибели в мир пришел трижды рожденный бог Дионис .) Античные боги представляли собой нечто гораздо большее, чем их собственные любовь, ревность, склоки и возлюбленные. Однако именно эти моменты привлекают наше внимание: человека интересует человеческая сторона богов — особенно потому, что именно ее древние люди винили в большей части того случайного зла, которое является печальной, но неотъемлемой частью жизни. Итак, великие боги — очень интересные персонажи, и сейчас мы с вами это увидим. В искусстве и культуре других эпох: Зевс и Семела Гюстав Моро написал «Юпитера и Семелу» в 1894– 1895 годах, а Рубенс создал «Смерть Семелы» в 1636-м. «Семела» — еще и название оратории в трех актах Генделя, впервые исполненной в Лондоне в 1744 году. АФРОДИТА (ВЕНЕРА), НЕОТРАЗИМАЯ Родители: Уран (отец) и адамантовый серп 1 Супруг: Гефест (Вулкан) Значимые возлюбленные: Арес (Марс), Гермес (Меркурий), Адонис, Анхиз Дети: Эней, Гармония, Деймос, Фобос, Гермафродит, Приап, Бероя 2 Основной аспект: богиня любви и секса Вторичные аспекты: спасительница моряков, хранительница рас те - ний, богиня брака и общественной гармонии, а также покро - вительница тех, кто занимается проституцией Символы: мирт, лебедь, голубка Храмы, оракулы и места поклонения: Афродисий (город Афродиты в Малой Азии), святилище Афродиты на вершине горы Акро - коринф, храм Венеры Прародительницы в Риме, храм Венеры и Ромы Афродиты Здесь чары несомненны. …И в высоте эфирной, и в морской Пучине — власть Киприды [Афродиты], и повсюду Творения ее. Она в сердцах Рождает страсть, и все в ее кошнице Мы зернами когда-то были. Еврипид, Ипполит, стр. 438–450 В каком-то смысле Афродита — одна из старших богов, поскольку Зевс на поколение младше нее. Кроме того, все боги (за тремя исключениями, о которых мы поговорим позже) подвержены ее влиянию подобно смертным. Множество влюбленных, страдающих и «рожденных под несчастливой звездой», могут подтвердить, что Афродита вполне способна использовать свои силы в шутку или даже во зло. Пояс Афродиты делал его носительницу неотразимой для любого, кого она хотела зачаровать, а зеркало Афродиты с маленькой крестообразной ручкой до сих пор остается символом женского пола. Сила богини любви упоминается почти во всех мифах Греции и Рима, и Зевс нередко списывал свое легкомысленное поведение на влияние Афродиты (хотя римский Юпитер вел себя несколько осторожнее). Едва ли не самое знаменитое воплощение Афродиты (Венеры) в искусстве — поврежденная статуя двухтысячелетней давности, которая сейчас хранится в Лувре и известна как Венера Милосская. Знаменитая Венера Милосская С Афродитой легко столкнуться даже сегодня: например, она есть в ночном небе — это Венера, вечерняя звезда [21] . От имени богини (у римлян его изначально носила второстепенная богиня плодородия) получил название целый класс неприятных болезней, которые передаются через половой акт. Изображения Афродиты Порне — воплощения плотской любви — привлекают повышенное внимание цензоров во все века («порнэ графэ»), а пища, призванная усиливать сексуальное желание (например, устрицы), называется афродизиаком. Венера появляется в самых неожиданных местах: так, кроваво-красный цветок анемон символизирует смертные останки ее возлюбленного, прекрасного юноши Адониса, который погиб на охоте. У Афродиты была незаконная связь с Аресом, богом вой ны (любовь и вой на часто идут рука об руку). Двое ее детей, родившиеся в результате этого приключения, — Деймос и Фобос (Страх и Ужас) — все еще кружат вокруг своего небесного отца, которого римляне называли Марсом. У Фобоса также есть сотни аспектов — от аблютофобии (страх перед мытьем или чисткой) до ятрофобии (боязнь врачей). Афродита родила ребенка от Гермеса (для римлян — Меркурия), и этот ребенок взял себе имена обоих родителей — Гермафродит . Еще один сын (кто его отец — спорный вопрос) — это бедолага Приап , чья неспособность удовлетворить свою неодолимую похоть наделила его слишком большим мужским достоинством. (Он так страстно преследовал нимфу Лотос, что боги превратили ее в растение, которое теперь носит то же имя.) Троянская вой на произошла (по крайней мере, отчасти) из- за того, что Афродита заставила Париса и Елену полюбить друг друга . Богиня проявляла активный интерес к конфликту, потому что в нем участвовал ее сын от смертного по имени Анхиз. Этот сын, Эней, после победы греков бежал из горящей Трои. Его потомки впоследствии основали город Рим, и представители знаменитого рода Юлиев, к которому принадлежал и Цезарь, считали себя прямыми потомками Анхиза и Афродиты. В искусстве и культуре других эпох: Афродита (Венера) Как и следовало ожидать, Венера (Афродита) стала любимицей многих художников. Существует два знаменитых изображения ее романа с прекрасным смертным Адонисом — «Венера и Адонис» (около 1560) Тициана и «Венера и Адонис» (1630-е) Рубенса. Венера и Марс часто изображаются вдвоем: забавно выглядит «Венера и Марс» Боттичелли, где малыши-фавны играют с копьем впавшего в транс Марса и за этим наблюдает полностью одетая Венера. Они появляются и на других картинах: «Венера, Марс и Купидон» (1490) Пьеро ди Козимо, «Марс и Венера: аллегория мира» (1770) Луи Жана-Франсуа Лагрене, а также (в довольно откровенном виде) на картинах «Марс и Венера, застигнутые богами» (1610–1614) Иоахима Эйтевала и «Марс и Венера, связанные Амуром» (1570-е) Паоло Веронезе. ГЕСТИЯ (ВЕСТА), БОГИНЯ ДОМАШНЕГО ОЧАГА Родители: Кронос (отец), Рея (мать) Супруг: нет Значимые возлюбленные: нет Дети: нет Основной аспект: богиня домашнего очага Вторичные аспекты: семейное счастье Символы: фрукты, масло, вино, годовалая телка Храмы, оракулы и места поклонения: очаг в каждом доме, центр общественной жизни в каждом греческом городе, храм Весты в Риме Почесть большая на долю тебе, о Гестия, досталась: Вечно иметь пребыванье внутри обиталищ высоких Всех олимпийцев и всех на земле обитающих смертных. Дар превосходный и ценный тебе: у людей не бывает Пира, в котором бы кто при начале его возлиянья Первой тебе и последней не сделал вином медосладким. Гомеровский гимн Гестии, XXIX Гестия была старшим ребенком Кроноса и, что парадоксально, одновременно с тем младшим, поскольку он выплюнул ее последней. Гестия идет первой — такого правила придерживались греки и римляне. Так сложилось отчасти потому, что она была старшей сестрой и главной среди других богов в ритуальных жертвоприношениях, а еще и потому, что Гестия символизировала дом и семью. В знак мира и согласия Гестия добровольно уступила свое место среди олимпийских богов (считается, что Дионису, хотя состав богов в пантеоне у греков и римлян не был одинаковым), чтобы их осталось двенадцать — это священное число. (Кстати, сакральным значением числа двенадцать объясняется и количество звезд на флаге Евросоюза.) Гестия занимала более прочное место в греческих и римских верованиях, чем в мифах, поскольку богиня домашнего очага редко выходила из дома. Однако ее огонь часто пускался в путь: основывая новое поселение, жители греческого города брали с собой священный огонь Гестии, чтобы поставить его на новом месте. Гестия Как Веста в Риме, она хранила священный очаг римского народа, и считалось огромным несчастьем, если пламя в нем гасло. Так что на группу дев, которых называли весталками, возложили обязанность поддерживать культ Весты и беречь священный огонь в ее храме. В честь хранительницы счастливого дома полные надежд основатели многих американских городов называли свои поселения, а связь этой богини с огнем до сих пор жива — так называется популярная марка спичек [22] ЗЕВС (ЮПИТЕР), ЦАРЬ БОГОВ Родители: Кронос (отец), Рея (мать) Супруга: Гера Значимые возлюбленные: Лето, Леда, Майя, Семела, Ио, Европа, Деметра, Метида, Ганимед, Даная, Мнемозина, Фемида, Алкмена (и многие другие) Дети (самые известные): Афина (Минерва), Персефона, музы, Арес (Марс), Аполлон, Артемида (Диана), Геракл (Геркулес), Дионис (Вакх), богиня юности Геба, Персей, Диоскуры, царь Крита Минос 3 Основной аспект: царь богов Вторичные аспекты: повелитель гроз, тучегонитель, охраняющий чужеземцев, хранитель клятв, враг лжецов, защитник Рима, посылающий знамения, останавливающий вой ска 4 Символы: молния, орел, дуб Храмы, оракулы и места поклонения: храм Зевса в Олимпии, оракул Зевса в Додоне, храм Юпитера Капитолийского в Риме Могучий Зевс с молнией и орлом, в венке победы По воле, мальчик, Зевса тяжкогромного Конец приходит к смертному. Не сами мы Судьбу решаем нашу. Кратковечные, Как овцы, мы проводим жизнь, не ведая, Какой конец нам бог готовит каждому. Семонид Аморгосский, Доля смертных, 1 (1) Зевс — отец олимпийских богов, но это правда только отчасти. Безусловно, он был отцом, поскольку считался paterfamilias — главой дома. Но Зевс также был братом других богов, в том числе своей жены Геры (Юно ны), По сей до на (Нептуна) и Аида (Плу то на). Ни По сей дон, ни Аид не питали особого уважения к младшему брату, поскольку, как утверждал По сей дон, каждый из трех богов стал повелителем своего царства по чистой случайности: |