мифы. Греческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника). Guide to the Classical Stories
Скачать 7.98 Mb.
|
Геката, несущая светоч, Дочь темнолонной ночи… Пиндар, Вакхилид, Гимны, 1b-31 Триединая Геката на перекрестке (римская копия с греческого оригинала) Геката помогала искать Персефону : она несла факелы, чтобы Деметре не приходилось прекращать поиски ночью. Когда Персефону нашли в царстве Аида, Геката поняла, что ей нравится подземный мир, и осталась там, присоединившись к числу инфернальных богов. Своим характером она пугала даже тех, кто привык к странному поведению небожителей. Геката следила за религиозными обрядами, очищениями и искуплениями, поэтому часто служила посредницей между людьми и темными силами, такими как фурии или Немезида, когда те без устали преследовали нарушителей. Жертвы Гекате приносили на перекрестках. Издавна перекрестки считались популярным местом для призывания демонов и встреч ведьм (в Британии на них вплоть до XIX века хоронили убийц и самоубийц). Именно поэтому кажется вполне уместным, что Геката покровительствовала демонам и ведьмам. Некоторые — например, некроманты и те, кто творил чары и проклятия, — приносили Гекате жертвы, чтобы она что-то для них сделала, а обычный грек или римлянин — чтобы она чего-то не сделала или приказала разным злым существам, над которыми имела власть, прекратить портить жизнь молящемуся. Гекату в ее ночных путешествиях обычно сопровождала троянская царица Гекуба , которая после падения города страшно отомстила убийце одного из своих сыновей, — богиня превратила ее в черную собаку. Еще одним фамильяром богини был черный хорек, в прошлом ведьма. Геката могла принимать триединый облик — лошади, собаки и льва — и в таком виде представать в своих святилищах на перекрестках, где в четвертую сторону смотрел человеческий облик. По обычаю некоторые продукты (чаще всего мед) клали на перекрестки в полнолуние в качестве жертвы Гекате, и бедняки с благодарностью съедали их от имени богини. ЭРИДА (ДИСКОРДИЯ) Эта — свирепые вой ны и злую вражду вызывает, Грозная. Люди не любят ее. Лишь по воле бессмертных Чтут они против желанья тяжелую эту Эриду. Гесиод, Труды и дни, стр. 14–16 Эрида была из числа мрачных порождений Никты (Ночи). Однако многие стали называть ее сестрой Ареса из-за того, с каким профессионализмом и энтузиазмом она исполняла свою роль божества раздора и ссор. Раздором считалась и семейная склока, и полномасштабная вой на между государствами. У Эриды был еще один аспект — тот, в котором богиня поддерживала дух соревнования и соперничества, что могло приводить к чему-то хорошему. Так, говорит Гесиод, ленивый бедняк посмотрит на богатые поля соседа, а потом, направленный Эридой, встанет и что-то сделает на собственном поле. Но есть вероятность, что Эрида побудит его собрать группу приятелей и попытаться отнять поле соседа во имя равенства. И то и другое льет воду на ее мельницу. Гомер заметил, что Эрида начинает с малого, но если обида с обеих сторон растет, то и сама богиня может вырасти так, что «в небо уходит главой, а стопами по долу ступает». По общему мнению, Эрида гениально ответила на то, что ее не пригласили на свадьбу Фетиды со смертным по имени Пелей . Морская нимфа Фетида была подругой и помощницей многих богов, и все с радостью пришли на праздник. Эриду, как и следовало ожидать, не включили в список гостей — в конец концов, кому на свадьбе нужна Вражда? Не попав на торжество, она подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей» и, разумеется, забыла сказать, кому именно оно предназначалось. Афродита, Гера и Афина — каждая потребовала яблоко, и сотни людей погибли под стенами Трои, пока этот вопрос не разрешился. Бесплодные усилия Геракла Эзоп рассказывает басню о том, как Геракл шел через горное ущелье и увидел вроде бы обычное яблоко, лежащее на земле. В задумчивости он ударил его палицей, и, к его изумлению, фрукт не то что не раздавило — он даже стал как будто крепче, чем прежде. Геракл не привык сдаваться и от души поколотил яблочко оружием, которым до этого убивал чудовищ и заставлял саму землю трепетать. Но как бы он ни бил по яблоку, оно только росло. Геракл был не самым выдающимся мыслителем, но, когда плод вырос так, что закрыл ему дорогу, до него наконец дошло, что лучше перестать по нему колотить. Тут появилась Афина, которая всегда питала слабость к мускулистому полубогу, и объяснила, что яблоко послала Эрида и что, если причину раздора не трогать, она останется маленькой, но чем больше ее дергаешь, тем быстрее она будет расти. САТИРЫ (ФАВНЫ) Играющие сатиры (краснофигурная вазопись V века до н. э.) Люди делили мир мифа со множеством других разумных видов. Мы уже познакомились с нимфами и нереидами — все они в какой-то степени были божественны. Однако два других вида — сатиры и кентавры — стояли на одной ступени с людьми, а иногда даже ниже (хотя некоторые далеко превосходили среднего смертного). Поскольку сатиры были лесными спутниками Диониса и его нимф, они вполне закономерно обожали вино, женщин и песни. (Сатириаз — современный термин для обозначения состояния мужчины, который страдает чрезмерными и неконтролируемыми сексуальными желаниями; у женщин это называется нимфоманией.) Древние считали аморальным то, что сатиры так поддаются похоти. Тем не менее, поскольку эти существа наслаждались жизнью гораздо больше, чем люди, греки и римляне неохотно признавали, что, может, в сатирах что-то есть (кроме желания бегать за каждой встречной нимфой). Силен в своем самом «сатирическом» настроении (дно винной чаши) То в жар, то в холод [39] В древней басне один сатир, который зимой гулял по лесу, встретил замерзавшего человека. Сатир поинтересовался, что он делает. Человек ответил, что у него замерзли руки и он дует на них, чтобы согреть. Тронутый его бедой, сатир отвел человека к себе домой и дал ему миску супа. Суп был очень горячим, и гость стал на него дуть, чтобы остудить, но сатир тут же выгнал человека, заявив, что его дыхание не может согревать и охлаждать одновременно. Так и сегодня про непостоянное поведение иногда говорят «то в жар, то в холод» [40] Было четыре разных типа сатиров — все по определению мужчины. Молодых называли сатирисками, а старых, с лошадиными хвостами — силенами (помните Силена , спутника Диониса?). По мере развития мифов сатиры теряли сходство с лошадьми, и их стали путать с козлоподобными существами с раздвоенными копытами, которых, если быть точным, надо называть панами. Несмотря на свой аморальный образ жизни, все сатиры отличались железным здоровьем (хотя зачастую рано лысели, что подчеркивало наличие шишковатых рогов у них на голове). Строго говоря, фавны были совершенно другим видом, но даже древние вскоре забыли об этом. Сатиров уважали за то, что они не бросили обезумевшего Диониса, и сатировские драмы с афинских фестивалей не нужно путать с современными сатирическими пьесами («сатира» имеет другую этимологию). Презиравший условности Гермес тоже с удовольствием общался с этими существами. Среди необычных сатиров были Марсий и Кротос, чье чувство музыкального ритма помогло ему подружиться с музами. Энофилы (любители вина) могут поднять бокал за Ленея — древнего сатира, покровителя виноделов; и еще бокал, и еще, и еще, и еще выпить за Силена — сатира, который был покровителем всех допившихся до потери памяти. КЕНТАВРЫ Иксион, сын Ареса, был очень неприятным персонажем. Он убил своего тестя, а когда Зевс его за это простил, не придумал ничего лучше, чем влюбиться в собственную бабушку, Геру. Зевс заподозрил, что Иксион что-то замышляет, и попросил Нефелу, богиню облаков, принять облик Геры. За насилие над ней Иксиона навечно приковали к огненному колесу (воплощением волшебного колеса была нимфа по имени Йинкс 6 ; его использовали заклинатели, отсюда происходит современное слово jinx [41] ). После изнасилования Нефела забеременела, и, когда у нее отошли воды, получившийся дождь породил кентавров. Кентавры водились на окраине цивилизованного мира. Они были разумны, однако появились в результате насилия и похоти, так что легко теряли контроль над собой: как и сатирами, ими управляли страсти. Но, в отличие от сатиров, они обладали огромной силой, и потому пылкий влюбленный кентавр был исключительно опасен. Кенида — женщина, которую Посейдон превратил в неуязвимого воина-мужчину , — погибла от того, что кентавры вбили его/ее в землю сосновыми стволами. Попытки людей подружиться с этими существами постоянно разбивались о безрассудство, которое было глубоко заложено в их характер. Пирифой, царь Фессалии, как-то пригласил кентавров к себе на свадьбу. В итоге те напились, напали на невесту и ее служанок, и свадьба превратилась в жестокую драку. Овидий ярко и кроваво описывает, как это было: Купидон верхом на кентавре (римская копия с греческого оригинала) Сгустки крови, и мозг, и вино одновременно раной Тот извергает и ртом и, на мокром песке запрокинут, Тщится лягнуть. Разожглись двуприродные братья от крови, Наперерыв, как один, восклицают: «К оружью! К оружью!» Пыла вино придает. И вот, зачиная сраженье, Хрупкие кади летят, и кривые лебеты, и кубки — Утварь пиров, а теперь — убийственной брани орудье! Овидий, Метаморфозы, книга XII, стр. 238–245 Даже c таким мудрым и цивилизованным кентавром, как Фол, было опасно дружить. Однажды он принимал Геракла у себя в пещере, и один лишь запах вина довел других кентавров до опасного бешенства. Герой их успокоил так, как это ему удавалось лучше всего, — убил всех, до кого смог добраться. В их числе оказался и Фол, который случайно получил в ногу отравленную стрелу. В награду за его гостеприимство (пусть и обернувшееся катастрофой) Зевс поместил его на небе в виде созвездия Кентавра (Центавра): альфа Центавра — ближайшая к нам звезда в Галактике [42] Хирон, наставник Ахилла, оказался еще одним «добрым» кентавром, поскольку отличался от других по происхождению: его родителями были Кронос и нимфа 7 . Тем не менее Хирон все-таки внес свой вклад в формирование дикой натуры Ахилла, когда напоил его теплой кровью убитых животных. Кентавр интересовался медициной, а потому целебное растение золототысячник имеет латинское название Centaurium. Несмотря на это, у Хирона не оказалось лекарства от боли, когда его случайно поразила стрела, отравленная ядом гидры (опять- таки «благодаря» Гераклу), и он добровольно отказался от бессмертия, чтобы оказаться на ночном небе. Официально его связывали с созвездием Центавра, но, поскольку Хирон был искусным лучником, в виде кентавра часто изображается созвездие Стрельца. Рельефы из Парфенона, изображающие схватку кентавров с людьми Глава 6 ГЕРОИ И ИХ ПРИКЛЮЧЕНИЯ Битвы и мужа пою… Вергилий, Энеида, стр. 1 До Гомера герой был просто человеком, который мог себе позволить полный набор доспехов, а в идеале — и колесницу. Но после того как в классическую мифологию вошли персонажи вроде Геракла и Персея, герой превратился в полубожественную фигуру: он постоянно общался с богами и с их помощью совершал сверхчеловеческие подвиги. (Наркотик-опиат, вызывающий сильное привыкание, называется героином только потому, что под его воздействием человек начинает думать, будто способен на нечто подобное.) Героические подвиги обычно кончались гибелью какого-нибудь чудовища, и после этого мир становился чуть упорядоченнее и безопаснее для людей. Большинство из сотен существующих небольших мифов о великих и малых героях — побочные сюжеты, связанные с событиями, о которых мы узнаем в следующих главах. ГЕРОЙ: ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ Задачей героя было пойти за тридевять земель, найти какую- нибудь штуку и либо убить ее, либо привезти домой (либо, как в случае с Персеем, и то и другое — см. ниже ). На пути к месту назначения он обычно сталкивался с препятствиями, которые можно было преодолеть только с помощью богов и его собственного природного ума. Зачастую история начиналась с того, что герой находился в очень невыгодном положении: его преследовала злая судьба или отчаянно ненавидела некая богиня (благодаря Гере детям Зевса это было обеспечено). Хотя герои древних мифов зачастую плохо кончали, они наряду с героями всех времен и народов могли утешиться тем, что в конце концов все-таки получали девушку. Часть 1 Происхождение. Обычным людям здесь не место. Великие герои мифов — аристократы или даже полубоги. Ясон, предводитель аргонавтов, может, и был царевичем, но для таких, как Геракл, сын Зевса, даже он не считался достойной компанией. Часть 2 Злая судьба. Когда герой рождается, карты обычно ложатся не в его пользу. Поскольку бегать от судьбы бесполезно, большинство героев сосредотачиваются на том, чтобы разделить свою боль с максимальным числом заслуживающих этого существ. Часть 3 Рабство. Наш герой нередко оказывается во власти злого царя, который дает ему поручение, и в результате героя ждет… Часть 4 …Самоубийственная миссия. Часть 5 Помощники. Обдумывая стоящую перед ним задачу, герой получает геройское вооружение и помощников — божественных или каких-то других. Часть 6 Путешествие. Наш герой направляется к своей судьбе, чаще всего оставляя за собой горы трупов. В случае с Гераклом преследование мстительной богини вкупе с любовью героя к своей дубинке нередко приводило к бойне в особенно крупных масштабах. Часть 7 Сам подвиг. Герой выполняет миссию — иногда момент получается волнующим, а иногда не таким уж интересным. Часть 8 Путь домой. См. часть 6 (плюс еще несколько трупов). Часть 9 Последствия. Герой возвращается, обычно в обществе какой- нибудь девы. Зачастую на этом этапе злой царь погибает страшной смертью. ПЕРСЕЙ: НАЙТИ ГОЛОВУ Был там конный Персей, дитя пышнокудрой Данаи… <…> Вкруг ног сандалии были крылаты, Меч повисал вкруг плечей, облеченный в черные ножны… Гесиод, Щит Геракла, стр. 216–221 Происхождение. Сын Данаи из рода Даная , внук царя Акрисия и сын Зевса, царя богов. Злая судьба. Персею было суждено убить своего деда, поэтому Акрисий постарался сделать так, чтобы его дочь никогда не зачала ребенка. У него ничего не вышло: Зевс проник в ее покои в виде дождя из сияющего золота. Рабство. Персея и Данаю изгнали, бросив в ящике в море, так что герой вырос при дворе царя Полидекта, который решил жениться на его матери. Полидект навязал Персею налог в виде лошадей, зная, что тот не сможет заплатить 1 Персей бежит с головой Медузы, его сопровождает Афина Самоубийственная миссия. Вместо уплаты налога Персей должен найти Медузу горгону, убить и привезти ее голову. Медуза горгона Однажды жили три горгоны — три сестры, наделенные выдающейся красотой, и из них только Медуза (буквально «повелительница») была смертной. К несчастью, все горгоны чрезвычайно гордились своей невероятной внешностью и потому стали хвалиться, что красотой превосходят даже великих богов. Такая наглость могла бы пройти незамеченной, если бы Посейдон не овладел Медузой прямо в храме Афины. Афина тут же прокляла горгон, наградив их жутким обликом. Особое внимание она уделила Медузе : ее блестящие кудри превратились в шипящих змей, а вид в целом стал таким ужасным, что все, кто смотрел на нее, тут же обращались в камень. Помощники. Адамантовый меч и бронзовый щит Персей получил от Гермеса (который еще одолжил герою крылатые сандалии), шапку-невидимку — от каких-то дружелюбных нимф, а совет, как найти Медузу, — от Афины. Путешествие. Персея направили в пещеру, где обитали три старухи, знавшие все о горгонах. У них на троих был только один глаз и один зуб. Когда глаз передавали из рук в руки, Персей (далеко не лучший его поступок) перехватил его, запугал старых дам и заставил выдать нужную ему информацию. Уходя, Персей бросил глаз в озеро. Сам подвиг. Надев шапку-невидимку и использовав щит в качестве зеркала, чтобы не смотреть прямо на Медузу, Персей отрубил ей голову и сбежал на крылатых сандалиях, пока другие горгоны пытались понять, что же случилось. Путь домой. Затем Персей наткнулся на Андро меду, которая была привязана к скале, чтобы ее пожрало морское чудовище. (Это случилось, потому что Кассиопея, мать Андромеды, оскорбила богов, когда хвасталась своей «божественной» красотой.) Персей убил монстра, женился на Андромеде и превратил в камень ее бывшего жениха и его свиту, когда те попытались возразить. Последствия. Царь Полидект тоже превратился в камень, и Даная спаслась от брака с ним. Персей совершенно случайно метнул в голову своему деду диск во время спортивных состязаний, убив его, как и было сказано в пророчестве. А потом Персей и Андромеда жили долго и счастливо (что не очень обычно для древнего мифа). Примечания. Голову горгоны часто рисовали на щитах афинских гоплитов — может быть, надеясь, что она даст им ту же защиту, что и настоящая голова, которая в конце концов оказалась на непробиваемой эгиде Афины. Персей и Медуза В истории Персея было много чувственности (это передает, например, тициановская «Даная с золотым дождем», 1553), а также эротизма и насилия, что очень привлекало художников. В скульптурной форме эти темы воплотились в «Персее» (1545–1554) Бенвенуто Челлини и «Персее с головой Медузы» Антонио Кановы, впервые представленном публике в 1801 году (в основе обеих статуй может лежать римская фреска с виллы Сан-Марко в Стабиях в Италии). «Персей с головой Медузы» Кановы В живописи мы видим «Медузу» Караваджо (ему так нравилась эта тема, что в конце XVI века он нарисовал аж две такие картины) и «Голову Медузы» (1617–1618), совместную работу Яна Брейгеля Старшего и Питера Пауля Рубенса [43] В искусстве и культуре других эпох: Персей и Андромеда История Андромеды позволила художникам перенести садомазохизм в область высокой культуры, и многие с радостью воспользовались этой возможностью, в том числе Рубенс («Андромеда», 1638), Пьер Миньяр («Персей и Андромеда», 1679), Теодор Шассерио («Андромеда, приковываемая к скале нереидами», 1840), Джорджо Вазари («Персей и Андромеда», 1570–1672), Гюстав Доре («Андромеда», 1869) и Эдвард Пойнтер («Андромеда», 1869). Андромеда Пойнтера, прикованная к скале (Странно: хотя ничто в легенде не предполагает, что Андромеду приковали именно обнаженной, большинству художников Нового времени казалось, что это должно было быть именно так — наверное, одежда могла застрять у чудища в зубах.) В скульптуре мы видим работы Даниэля Честера Френча («Андромеда», 1929 — обнаженная) и Пьера Пюже («Персей и Андромеда», 1678–1684 — практически раздетая). В 1781 году Антон Циммерман создал оперу «Андромеда и Персей». Перс, сын Персея, отправился на восток и стал предком персов. Когда Персей, Андромеда и Кассиопея умерли, их перенесли на небо. Андромеда — это целая галактика, а Персей — всего лишь созвездие. Звезда бета в нем изображает голову горгоны [44] , так что не стоит смотреть на нее слишком долго! БЕЛЛЕРОФОНТ: ЛИКИЙСКИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ |