мифы. Греческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника). Guide to the Classical Stories
Скачать 7.98 Mb.
|
Сын Зевса, Дионис, я — у фиванцев. Здесь некогда Семела, Кадма дочь, Меня на свет безвременно явила, Огнем Зевесовой грозы поражена. Еврипид, Вакханки (Дионис представляется в пьесе) Дионис как символ возрождения на римском саркофаге III века н. э. Любой, кто побывал на семейном торжестве, понимает, что у праздника зачастую есть темная сторона и избыток алкоголя может превратить дикое веселье в настоящее безумие. Греки и римляне тоже хорошо это знали, и Дионис (которого римляне почитали под именем Вакх) был гораздо более опасной, сложной и амбивалентной фигурой, чем тот веселый пьянчужка, увенчанный короной из виноградной лозы, которого мы себе представляем сегодня. Многократное рождение Дионис очень странным образом появился на свет и получил столь же странное воспитание. Рождение № 1 Мы уже видели, что мать Диониса — Семелу — испепелило, когда она узрела истинную природу Зевса . Чтобы спасти своего нерожденного сына, Зевсу пришлось поспешно извлечь ребенка из того, что осталось от чрева его матери, сделать разрез на собственном бедре и засунуть его туда. Рождение № 2 Очевидно, божественное бедро успешно заменило инкубатор: Дионис появился на свет в положенный срок. Однако защитить младенца от мстительной ревности Геры было не так уж просто. Согласно одному рассказу, чтобы скрыть маленького Диониса, его превратили в козленка. Рождение № 3 Гера раскусила маскировку и сделала так, что несколько титанов разорвали ребенка и съели его сырым. Афина спасла его сердце, этот кусочек Диониса поместили в материнское чрево — и бог родился и вырос снова 9 . Диониса воспитывали под видом девочки, и на изображениях бог зачастую выглядит андрогином. Рождение Диониса Гере снова удалось поразить Диониса — на сей раз сумасшествием, с которым бог часто ассоциировался. В полубезумном состоянии Дионис обошел всю Малую Азию и добрался до реки Ганг в сопровождении множества сатиров и менад. Слово «менада» буквально означает «обезумевшая» — это были женщины, которые одевались в оленьи шкуры, брали в руки живых змей и, как считалось, в экстазе разрывали животных и ели сырое мясо. Некоторые в Античности полагали, что тем самым менады повторяют то, что сделали титаны с младенцем Дионисом, и ритуально пожирают своего бога — впрочем, частицу Диониса получает каждый, кто пьет вино. Царь Мидас Мидас был царем в Малой Азии, сыном человека, подарившего миру легендарный гордиев узел. Однажды Мидас встретил Силена — сатира, который приходился Дионису другом и учителем: он лежал без сил в розовом саду дворца, утомленный общением со своим божеством. Мидас дружелюбно отнесся к пришельцу и развлекал его десять дней и ночей, пока за своим затерявшимся спутником не явился сам Дионис. В благодарность за доброту к Силену бог предложил царю выполнить одно его желание, и тот, как известно, попросил, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. К сожалению, Мидас забыл добавить к своему желанию кое-какие оговорки (обычная ошибка тех, кто просил богов о милости), и оказалось, что буквально все, к чему он прикасается, становится золотом. Так случилось со всем, что он пытался съесть или выпить, и даже — в одной версии мифа — с его дочерью, когда он обратился к ней за утешением. Диониса наконец убедили позволить Мидасу отказаться от своего пагубного дара, и царь избавился от него, омывшись в реке Пактол, позже славившейся златоносным песком. Исцеленный от безумия Реей, Дионис вернулся в Грецию. Ему было довольно трудно убедить греков в своей божественности: это, даже на взгляд древних людей, хорошо отражало ту неохоту, с которой доклассические народы Греции перенимали элементы азиатской религиозной культуры. Конечно, Дионис многим отличался от прочих олимпийцев. У представителей патриархальной и откровенно мачистской культуры Греции и Рима вызывали беспокойство его женоподобие (Диониса изображали чаще других богов, но никогда не показывали с эрекцией и часто рисовали в женской одежде) и то безумие, которое он внушал последователям, преимущественно женщинам. Обезумевшие менады разрывают несчастного на куски (слева) в присутствии Диониса Обряды этого бога настолько растревожили римлян, что в республике началась настоящая моральная паника: сотни подозреваемых в участии в «оргиях» Вакха были арестованы, изрядную их часть казнили. Даже в позднейшую эпоху, когда праздники Диониса стали частью обыденной жизни в древних городах, не все соглашались включать этого бога в олимпийский пантеон, и во многих дошедших до нас «канонических» списках его нет. Дионис (Вакх) был нераздельно связан с вином, особенно с вызываемым им опьянением. Первого человека, которого Дионис научил делать вино, убили соседи, подумав, что он их отравил (недаром говорят про алкогольную интоксикацию, ведь алкоголь — это все-таки несильный яд, то есть токсин). Вне зависимости от того, что греки и римляне думали про Диониса, они не собирались от него отказываться, если вместе с тем следовало отказаться и от вина. Именно поэтому Дионис стал символом праздника, отречения от культурных норм и оправдания их нарушения. Но он также воплощал ничем не сдерживаемое безумие, бесконтрольную страсть. Тех, кто входил в состояние вакхического безумия, никогда прямо не называли сумасшедшими, однако Дионис все-таки мог наслать настоящее помешательство на своих обидчиков. Символом Диониса был тирс — посох, обвитый виноградом и увенчанный сосновой шишкой 10 . На случай, если кто-то не увидел в нем фаллического символа (а праздники Диониса редко обходились без любовно вырезанных и анатомически точных фигурок фаллосов), заметим, что пару тирсу регулярно составлял соответствующий женский символ — винная чаша. Самого Диониса часто изображали верхом на леопарде или в колеснице, запряженной пантерами. У Диониса — андрогин он или нет — было множество возлюбленных, в том числе Ариадна, которую он, согласно отдельным рассказам, взял к себе после того, как ее бросил Тесей 11 . Их сын, аргонавт Эвримедонт, дал имя месту [32] , где произошла одна из главных битв греко-персидских войн. В искусстве и культуре других эпох: Дионис (Вакх) Фигура пьянчужки Вакха больше привлекала художников, чем сложный образ Диониса, — в пример можно привести картину «Юный Вакх» (1505–1510) Джованни Беллини. Еще откровеннее в этом плане «Пьющий Вакх» (1623) Гвидо Рени. Тициан показывает более зрелую (во всех смыслах) версию персонажа в «Вакхе и Ариадне» (1520–1523). Тициан изобразил Вакха выпрыгивающим из своей колесницы — его поразила любовь с первого взгляда Каменная фигура Вакха была популярным украшением как древних, так и современных садов — хороший пример тому «Вакх» в санкт-петербургском Эрмитаже. А в 1909 году Жюль Массне даже посвятил богу целую оперу. Глава 5 МАЛЫЕ БОГИ, ВОЛШЕБНЫЕ СУЩЕСТВА И ПРЕДКИ-ГЕРОИ В греческом мире богов были десятки, а в римском — тысячи, но большинство из них, даже некоторые крупные римские (например, Янус, Митра и Исида 1 ), не так уж часто фигурируют в мифах. Чаще всего встречаются те, о ком пойдет речь ниже. ПАН (СИЛЬВАН) Спой мне, о Муза, про Пана, Гермесова милого сына. С нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый — Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев. Гомеровский гимн к Пану, XIX Пан преследует козопаса (вазописец Пана) Матерью Пана была нимфа Дриопа. Дриопу связывали романтические отношения со многими богами, в том числе и с Гермесом. От Гермеса у нее родился волосатый малыш с рожками и козлиными ногами. Нимфа пришла в такой ужас при виде странного ребенка, что с криком убежала прочь, и Пан с тех пор обрел способность внушать внезапный беспричинный ужас, который сегодня именуется паникой. Пана усыновили лесные нимфы, и леса стали его домом, но он предпочитал поросшие деревьями холмы Аркадии в южной Греции. Пан покровительствовал пастухам и козопасам, и они так свято в него верили, что некоторые его отличительные признаки (козлиные ноги и рога) перенял христианский враг человечества — дьявол. Как бог плодородия, Пан беспрерывно ухаживал за нимфами. Одна из них, Сиринга, превратилась в камыш, чтобы скрыться от него. Из этого камыша Пан сделал флейту, с которой до сих пор ассоциируется его имя [33] и с которой он состязался в музыке с Аполлоном (и проиграл). Позднее афиняне стали считать, что Пан непосредственно повлиял на исход битвы при Марафоне [34] . Гонец Фидиппид (который побежал в Афины с новостью о победе, поэтому бег на длинные дистанции до сих пор ассоциируется с его подвигом) рассказал, что до этого, передавая сообщение спартанцам, якобы говорил с Паном. ФУРИИ (ЭРИНИИ, ДИРЫ) …Неистовых духом Эриний, что издавна много слишком кичащимся смертным различного зла посылают. Квинт Смирнский, После Гомера, книга V, стр. 454–455 Месть в мире греческой мифологии обретала множество форм. Эриниями — «свирепыми» — назывались они по-гречески, а для римлян были дирами (это слово осталось в английском языке [35] ). Хотя иногда их родителями называют Никту и Эреба, Гесиод настаивал, что фурии в каком-то плане приходятся сестрами Афродите, потому что тоже родились из крови Урана, когда его оскопил Кронос. Наверное, именно поэтому фурии считали делом жизни мстить за преступления детей против родителей, но вскоре добавили к своему «резюме» наказание за убийства и нарушение законов гостеприимства, а также кощунство, святотатство и другие оскорбления богов. Месть могла принимать форму безумия или болезни. Иногда целая община страдала за то, что не наказала преступника: в этом случае «болезнью» считалась чума или неурожай, а «безумием», например, безрассудное желание напасть на могущественных и хорошо вооруженных соседей. Cегодня мы называем фуриями злобных и сварливых женщин (в том же значении используется ставшее нарицательным имя одной из фурий — Мегеры). Орест и фурии (панель с древнего саркофага) Если родитель, с которым плохо обошлись его дети, мог сам направить на них месть фурий, то тех, кто оскорблял богов, эти существа, видимо, находили сами. Фурий было три — Аллекто, Тисифона и Мегера. Хотя драматург Эсхил показал их отвратительными змеевидными чудищами, фурий чаще всего изображали серьезными молодыми женщинами в черных траурных одеждах; впрочем, по случаю они переодевались в короткие девичьи платья и охотничьи сапоги до колен и вооружались плетьми. НЕМЕЗИДА Матерь Ночь! На казнь, о мать Ночь, меня родила ты Тьмы слепцам, жильцам света. Эсхил, Эвмениды, стр. 321–323 От этой богини спастись не мог никто: у беспощадной дочери Никты (Ночи) было гораздо более широкое поле деятельности, чем у фурий. Ее считали чем-то вроде уравновешивающего начала, направленного на противодействие самой капризной из богинь — Тихе, или удаче. Тихе раздавала свои дары тем, кто этого не заслуживал, а Немезида беспрестанно следовала за ней и «вознаграждала» счастливца соответствующим несчастьем. Она особенно приглядывала за теми, кем овладел «хюбрис» — чрезмерная гордыня. И сейчас известно выражение «Погибели предшествует гордость, падению — надменность» [36] . Древние воспринимали падение гордеца как то, что он получил от Немезиды толчок в ближайшую пропасть. В искусстве и культуре других эпох: Немезида «Немезида» Альбрехта Дюрера показывает богиню, которая, очевидно, размышляет над судьбой какого-то города (обычно его отождествляют с Кьюзой в Тироле). История Нарцисса отражена в «Метаморфозах Нарцисса» (1937) Сальвадора Дали. Поликрат и Немезида Поликрат был царем острова Самос и чрезвычайно удачливым человеком. Он одержал великое множество побед, его двор утопал в роскоши, любые задуманные дела ему удавались. Однажды Поликрат получил письмо от своего друга, египетского фараона Амасиса. Тот предупреждал: чрезмерная удачливость смертного может навлечь на него гнев завистливых богов. Решение он предлагал следующее: избавиться от того, что Поликрату дороже всего. Больше всего тиран любил свой перстень с изумрудом в золотой оправе тончайшей работы. Он попытался избежать встречи с Немезидой, «потеряв» перстень в море. К несчастью, сев пообедать неделю спустя, он обнаружил, что Тихе вернула его перстень в желудке рыбы, которую царь собирался съесть. Это был зловещий знак, и предчувствие не обмануло. Орудием Немезиды стал Оройт, персидский наместник, правивший в Сардах. Он позвал Поликрата на встречу, где тот был взят в плен и казнен с исключительной жестокостью. Был, например, однажды прекрасный молодой человек, которого любила Эхо, нимфа, обреченная повторять все, что она слышала . Юноша совершенно не интересовался девушкой и так резко отверг ее, что она угасла и от нее не осталось ничего, кроме голоса. И вот является Немезида: она прокляла юношу, и он безумно влюбился в собственное отражение в озере. Неспособный от него оторваться, Нарцисс зачах на берегу. После него остались одноименный цветок и термин, обозначающий тип личности, который в наше время изучают психологи. Говорят, дух Нарцисса витает у берегов реки Стикс и увлеченно рассматривает свое отражение в волнах. Римляне называли Немезиду Фортуной 2 , и даже сейчас многие итальянцы относятся к ней с большим уважением. В искусстве и культуре других эпох: Леда Леда обладала непреодолимым очарованием и покорила многих художников, таких как Джампетрино («Леда и ее дети», около 1520) и Леонардо да Винчи, чья «Леда» (1508– 1515) известна только по копиям. Леда Леонардо — с лебедем и вылупляющимися из яиц малышами Немезида также сыграла роль в том, как (наконец) пал большой и счастливый город Троя. По одной версии легенды, за Немезидой ухаживал Зевс, но она неоднократно меняла облик, чтобы избежать его внимания. Когда Немезида превратилась в гусыню, бог стал лебедем и в этом виде завоевал ее сердце. Их ребенок вылупился из яйца — так появилась на свет Елена, прекраснейшая из смертных. В этой версии истории Елену, дитя Немезиды, удочерила женщина по имени Леда. Однако по более распространенной версии Зевс провернул свой трюк с обольщением в виде лебедя именно с Ледой и таким образом зачал Елену. БОБЕР И КУЧА СЛАДОСТЕЙ Два брата Елены Троянской были близнецами, несмотря на разных отцов — одного зачал человек, другого — бог (Зевс). В результате первый брат, Кастор (что означает «бобер»), родился смертным, а второй, Полидевк («много сладости»), — бессмертным. Братьев называли Диоскурами, и они участвовали в большинстве знаменитых геройских потех своей эпохи. Они плавали с аргонавтами Ясона , участвовали в охоте на калидонского вепря . Они напали на Афины, чтобы вызволить сестру, похищенную Тесеем. Вражда с другой парой братьев из- за невест привела к непоправимому, в конечном счете — к гибели Кастора 3 . Поступок Полидевка оказался образцом братской любви: он предложил брату половину своего бессмертия, так что один день они стали проводить в царстве Аида, другой — на Олимпе. В Риме близнецов почитали как Кастора и Поллукса, богов битв. Один из крупных храмов на римском форуме был посвящен именно им. Те, кто родился между 21 мая и 21 июня, имеют особую связь с Диоскурами, поскольку в честь братьев назвали астрологический знак Близнецов [37] ХАРИТЫ (ГРАЦИИ) Как мы уже узнали, харит было три: Аглая (Сияющая), Эвфросина (Благомыслящая) и Талия (Цветущая) . Они служили Афродите, которая любила танцевать вместе с ними, и сопровождали ее. Хариты (римляне называли их грациями) создали платье Афродиты, утешали ее и заботились о ней на острове Пафос, куда богиня бежала после того, как ее унизил Гефест . Источники расходятся в том, как звали харит и кем были их родители, в каких-то рассказах их даже больше трех, но они всегда символизируют доброту, хорошее настроение и веселье. Естественно, хариты любят праздники, и древние часто обращались к ним, начиная пиры и обеды. АСКЛЕПИЙ Ты же прими, о юноша Фебов, воспетые кудри; Цезарев отрок тебе их дарует — прими благосклонно. Стаций, Сильвы В самой распространенной версии мифа Асклепий был сыном Аполлона и смертной женщины по имени Коронида . Коронида допустила огромную ошибку — она изменила безумно влюбленному в нее Аполлону, причем со смертным, что для бога еще обиднее. Как и следовало ожидать, Аполлон поразил свою неверную возлюбленную, слишком поздно осознав, что она беременна его ребенком. Асклепий (гравюра на гемме) Асклепия выхватили из погребального костра матери, его воспитал добрый кентавр Хирон (см. ниже ). Аполлон был богом врачевания, и Асклепий унаследовал эту «профессию». Ему помогала Афина — он получил от богини дары, с которыми стал совершать чудесные исцеления и даже воскрешать людей. Это нарушило покой олимпийцев: Аид терпеть не мог, когда люди покидали его царство без разрешения. Повелитель подземного мира пожаловался своему брату Зевсу. Тот согласился, что Асклепий посягает на власть, принадлежащую богам, и ударом молнии отправил его в Тартар. Аполлон скорбел, но не в силах был ничего сделать своему отцу. Вместо этого он отомстил циклопам, которые создали молнию, отчего Зевс разгневался еще больше, и только вмешательство Лето, матери Аполлона, смягчило наказание. Считается, что Асклепий бежал из Тартара в облике змеи и, пребывая в этом виде, учил людей исцелять — потому змея с посохом и стали символами медицины 4 . Медитрина 5 , одна из дочерей Асклепия, могла дать свое имя этой области знания, а ее сестра Гигиея — набору навыков, позволяющих сохранять здоровье без обращения к служителям Медитрины. Остается молиться, чтобы к нам скорее явилась и третья дочь Асклепия, Панацея, которая исцеляет от любого недуга. Римских рабов, считавшихся неизлечимо больными, по традиции оставляли в храме Асклепия на священном острове посреди реки Тибр (там до сих пор находится больница). Император Клавдий постановил, чтобы все рабы, которые там выздоровели, получали свободу. МУЗЫ Музы были дочерями Зевса и Мнемозины, и в качестве спутниц Аполлона они помогали людям в разных областях жизни. Число муз варьируется от трех до девяти. Хотя обычно они обитали на горе Геликон в Беотии, считалось, что они имеют отношение к колодцам и источникам во многих других местах, прежде всего в Дельфах и на Парнасе, где любил бывать их предводитель Аполлон. В обычай входило просить соответствующую музу о вдохновении и, если удалось хорошо поработать, ее благодарить. Каждая из девяти муз была связана с определенной областью искусства. Каллиопа — эпическая поэзия. Клио — история. Эвтерпа — музыка и лирическая песнь. Терпсихора — танец. Эрато — лирическая поэзия, особенно любовная и эроти- ческая. Мельпомена — трагедия. Талия — комедия. Полигимния — серьезная гимническая поэзия. Урания — астрономия. В искусстве и культуре других эпох: музы Одно из самых интересных появлений муз в искусстве поздних эпох — это работа Ричарда Сэмюэла «Портреты в образе муз в храме Аполлона» (1778). Там девять женщин — ведущих специалистов того времени в разных творческих профессиях — изображены в виде девяти спутниц Аполлона [38] ГЕКАТА |