Главная страница

мифы. Греческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника). Guide to the Classical Stories


Скачать 7.98 Mb.
НазваниеGuide to the Classical Stories
Дата17.06.2022
Размер7.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГреческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника).pdf
ТипGuide
#600501
страница15 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
А. В. Стрелков,
доцент кафедры истории Древнего мира исторического
факультета МГУ им. Ломоносова

Введение
1.
Работы по мифографии создавались и позже, вплоть до конца
Античности.

Глава 1 1.
Согласно Гесиоду, Никта (Ночь) и Эреб (Мрак) — два различных божества, породившие Гемеру (День) и Эфир.
2.
В данном месте Эрос (Эрот) — одно из космогонических начал,
содействующее соединению и порождению новых божеств (сам не имеет потомства и вообще не антропоморфен). Совсем другим божеством стал сын Афродиты — Эрот (Эрос, Амур,
Купидон), изображавшийся в виде крылатого ребенка,
подростка или юноши. Именно поэтому раздел «В искусстве и культуре других эпох: Эрос (Амур)» касается именно сына
Афродиты, а не того первоначального божества.
3.
Согласно Гесиоду, Гея все-таки родила от Тартара чудовищного Тифона.
4.
В одном из фрагментов Еврипида Хаос действительно назван пространством между землей и небом, но мы не знаем контекста данной фразы. Если бы это было так, то не было бы возможности порождения детей Геи и Урана.
5.
Здесь вполне справедливо приведена версия Гесиода. Но уже у Гомера Афродита считалась дочерью Зевса и Дионы. Этот пример очень важен. Обе версии существовали одновременно и не смущали греков.
6.
Гимер (страстное любовное желание) нигде не упоминается как порождение Ночи. Гимер входил в свиту Афродиты и часто рассматривался как брат Эрота и Потоса (также любовное влечение).
7.
В «Теогонии» Гесиода сосуществуют две версии рождения мойр. По одной версии, они порождение Никты, по другой —
дочери Зевса от титаниды Фемиды.

8.
В Риме было несколько сложнее. Культ Mater magna,
восточный культ богини Кибелы, ввели в Риме в 204 году до н. э., он имел государственный характер, но широкое распространение получил только в эпоху империи. Для этого культа характерно сильное сближение с культом римской богини Опс. Но, с другой стороны, еще раньше культ Кибелы проник в Грецию, и богиня была отождествлена с Реей, матерью богов.
9.
Обычно это делает сам Зевс по совету Геи (Гесиод), либо зелье дает Кроносу Метида по просьбе Зевса (Аполлодор).
10.
Эта фраза есть у Овидия, хотя фавны — персонажи римской мифологии, а сатиры — греческой.

Глава 2 1.
В рассказе о происхождении людей автор, следуя в основном
«Метаморфозам» Овидия, сводит воедино разные варианты мифа, которые в первоисточниках часто противоречат друг другу (что типично для мифологии недогматических религий).
Согласно одному из этих вариантов, человека слепил из глины
Прометей. Именно в этой версии Прометей крадет для людей огонь и дает им различные знания. Вероятно, именно этих людей уничтожил потоп, который пережили Девкалион и Пирра. Другой вариант связан с рассказом о пяти веках в «Трудах и днях» Гесиода.
2.
У Гесиода ничего не сказано о мире холостяков, да и вряд ли такую жизнь можно было бы назвать золотым веком.
Происхождение женщин от Пандоры связано с другой версией мифа, не связанной с пятью веками.
3.
Согласно Гесиоду, боги изначально поместили в сосуд всяческие беды, болезни, которые попали в мир людей, когда
Пандора открыла крышку сосуда. Но интерпретация Матышака вполне соответствует мифологическому мышлению.
4.
У Гесиода люди медного века погибли в междоусобных вой - нах, и сразу начался век «славных героев». У Овидия было всего четыре века, и после медного сразу начался век железный.
Только у Аполлодора потоп связан с желанием Зевса истребить людей медного века. Потоп относится к первой версии мифа
(где Прометей — создатель людей). В этой версии фигурируют только два периода: до потопа и после.
5.
Ионийцы населяли Аттику, большую часть островов Эгейского моря, но Ионией называлась только центральная часть западного побережья Малой Азии.

6.
Одновременно с дорийцами с севера в северо-западную часть
Пелопоннеса (Элиду) вторглись этолийцы, которые так назывались по имени Этола, правнука Эола. Эолийцы населяли
Фессалию, часть северных островов Эгейского моря (например,
Лесбос) и северо-западную часть побережья Малой Азии —
Эолиду (вероятно, это место автор называет дальним востоком
Греции). Существует много версий о происхождении греческих племен. Но необходимо отметить, что Дор, Ксуф и Эол были сыновьями Эллина. Ахей и Ион были сыновьями Ксуфа.
7.
Далее автор в основном воспроизводит учение орфиков,
в центре которого — идея метемпсихоза (переселения душ).
Учение орфиков оказало сильное влияние на пифагорейцев и Платона.

Глава 3 1.
По Гесиоду, Афродита родилась в морской воде после оскопления Урана. Су щест вует и другой вариант мифа о ее появлении. Уже в «Илиаде» Гомера Аф ро ди та считается дочерью
Зевса и Дионы (океаниды или титаниды). Диона вместе с Зевсом почиталась в одном из самых авторитетных святилищ в Додоне, где находился знаменитый оракул. Как было отмечено выше, среди греков были распространены обе версии рождения
Афродиты, и никого это не смущало.
2.
Отсутствие в списке самого знаменитого ребенка Афродиты —
Эрота, связано с тем, что автор объединяет его с изначальным
Эросом (В данном месте Эрос (Эрот) — одно из космогонических начал, содействующее соединению и порождению новых божеств (сам не имеет потомства и вообще не антропоморфен).
Совсем другим божеством стал сын Афродиты — Эрот (Эрос,
Амур, Купидон), изображавшийся в виде крылатого ребенка,
подростка или юноши. Именно поэтому раздел «В искусстве и культуре других эпох: Эрос (Амур)» касается именно сына
Афродиты, а не того первоначального божества).
3.
Дочерью Зевса также была Елена Троянская.
4.
Последнее относится к Юпитеру, которому были присущи функции греческого Зевса. Сам Зевс никогда не считался защитником Рима.
5.
А еще трезубец, дельфин, бык, сосна.
6.
Навплий основал город Навплию в Арголиде. Навплий жил до и во время Троянской вой ны (его сын Паламед в ней участвовал). Аргос был основан задолго до этих событий (см.
миф об Ио
).

7.
У Аида нет и не может быть потомства. Эринии (фурии)
считаются порождением Геи из крови оскопленного Урана
(Гесиод, Аполлодор). Чаще всего их три: Аллекто, Тисифона,
Мегера. Но обитают они в царстве Аида. У Эсхила они порождение Никты и Эреба.
8.
Теперь это храм Афины.

Глава 4 1.
Титан Паллант действительно был отцом Ники. Паллант как отец Афины упоминается в редкой версии мифа, приведенной
Цицероном. Гиганта Палланта Афина убила в гигантомахии,
и обычно прозвище Паллада связывается либо с этим, либо с мифом, в котором Афина в детстве случайно убила Палладу,
дочь Тритона.
2.
Справедливости ради надо отметить, что Дафны и Марпессы он все-таки не добился.
3.
Отцом Иксиона обычно называют Флегия, который точно был сыном Ареса.
4.
Воины, появившиеся из посеянных зубов дракона, назывались спарты («посеянные»). Они вступили в схватку друг с другом,
пока их не осталось только пятеро. Выжившие стали соратниками Кадма, и от них произошли самые известные фиванские роды. К спартанцам дракон не имел отношения.
5.
Страх и Ужас (Фобос и Деймос), как и Гармония, — дети Ареса и Афродиты. Кстати, их детьми были также Эрос и Антэрос.
6.
Уже у Гомера (харита без имени) и Гесиода (с именем) Аглая считалась женой Гефеста.
7.
В других случаях гладиаторов убирал с арены переодетый раб с молотком, служившим символом этрусского бога мертвых
Харуна.
8.
Согласно Гигину, Приап — сын Гермеса, но чаще он считается сыном Афродиты и Диониса.

9.
Орфики (эта версия нашла свое отражение и у Нонна
Панополитанского) рассказывают, что Зевс в облике змея сошелся с Персефоной, которая потом родила Загрея (Диониса
Загрея). Гера натравила на младенца титанов. Хотя Загрей мог менять свой облик, титаны растерзали и пожрали его, когда он был быком. Зевс жестоко наказал титанов, а Афина спасла сердце младенца. Эта частица плоти и дала начало Дионису во чреве Семелы. А уж затем последовали рождения № 1 и 2.
10.
Еще одним значимым символом Диониса был плющ. Именно по венку из плюща Диониса узнают на греческих монетах.
11.
Согласно мифологической традиции, Ариадна стала женой
Диониса и получила бессмертие.

Глава 5 1.
Митра и Исида были божествами, культы которых римляне заимствовали у персов и египтян соответственно. Митра — из зороастризма в его поздней форме (митра изм), Исида — одна из самых главных богинь египетского пантеона. Такие заимствования были обычной практикой для римского государства (В Риме было несколько сложнее. Культ Mater magna, восточный культ богини Кибелы, ввели в Риме в 204 году до н. э., он имел государственный характер, но широкое распространение получил только в эпоху империи. Для этого культа характерно сильное сближение с культом римской богини Опс. Но, с другой стороны, еще раньше культ Кибелы проник в Грецию, и богиня была отождествлена с Реей, матерью богов).
2.
Римская Фортуна — богиня счастья, случая и удачи. Обычно рассматривается как ипостась греческой Тихе.
3.
Диоскуры действительно похитили у своих двоюродных братьев Афаретидов (Идаса и Линкея) невест Левкиппид,
на которых затем женились. Но пагубный спор произошел не из-за женщин, а из-за дележа совместно украденных быков.
Идас убил Кастора, Полидевк убил Линкея, Зевс убил Идаса.
4.
По другой версии, Асклепия оживил и сделал богом сам Зевс.
Змея же (Гигин, «Астрономия») появляется в мифах об Асклепии в сюжете об оживлении Главка, сына Миноса. Змея почиталась в храме Асклепия в Эпидавре. Во время чумы в Риме змея
Асклепия (Эскулапа) из Эпидавра была перевезена в Рим.
5.
Медитрина, вероятно, была римским божеством, а не дочерью греческого Асклепия.

6.
Нимфа Йинкс пыталась приворожить Зевса, за что Гера превратила ее в птицу вертишейку. Афродита научила Ясона поместить эту птицу в шар с четырьмя спицами и вертеть его под заклинания, чтобы пробудить любовь Медеи. С тех пор и сам волшебный предмет стал называться йинкс. Правда,
с Йинкс связан именно шар, а все источники говорят, что
Иксион был привязан к колесу.
7.
Хирон относится к древнейшим божествам. Его матерью была океанида Филира.

Глава 6 1.
Полидект попросил лошадей у близких людей, чтобы посвататься к дочери Эномая Гипподамии (там предстояли конные состязания). «От Персея же, не взяв у него лошадей,
потребовал принести ему голову горгоны» (Аполлодор).
2.
Речь идет об Афаманте, сыне Эола, внуке Эллина. Он был царем племени миниев в Беотии (а не в Фессалии), Нефела была его возлюбленной (а не женой), женой была Ино, дочь Кадма и Гармонии.
3.
Точнее, убедила женщин поджарить семенную пшеницу
(Аполлодор).
4.
Царь племени долионов принял аргонавтов очень дружелюбно. Но когда корабль вышел в море, ветер отнес их к тем же берегам. В ночном сражении, не узнав друзей, они многих убили, в том числе и Кизика.
5.
Плиний Старший писал, что храм находился в области,
простирающейся от Суррентинского мыса (или мыса Сирен)
до реки Силер. Эта территория относится к Кампании, но принадлежала этрускам. Но это не Этрурия, располагавшаяся к северу от Лация; сейчас это Тоскана.

Глава 7 1.
В схолиях к Пиндару сказано, что Артемида превратила
(временно) Тайгету в лань, чтобы спасти ее от домогательств
Зевса. В знак благодарности Тайгета посвятила Артемиде такую же лань с надписью на ошейнике: «Тайгета посвящает
Артемиде». Геракл поймал эту лань, но не Тайгету.
2.
Речь идет о Диомеде, сыне Ареса и Кирены, который был царем фракийского племени бистонов.
3.
Обычно рассказывали, что амазонки в детстве сдавливали или выжигали правую грудь.
4.
Это была Ехидна, порождение Форкия и Кето.
5.
Аполлодор упоминает только Гермеса в качестве сопровождающего Геракла. Никто из богов, кроме него, не мог спускаться в подземное царство. О конфликте с Хароном
Вергилий не сообщает (только говорит, что Харон переправил
Геракла в царство Аида). С Аидом Геракл договорился мирно.
У Гомера есть упоминание, что он ранил стрелой Аида, но это произошло во время вой ны с Пилосом Элейским. Что же касается бессмертия, его Гераклу предсказала дельфийская
Пифия после свершения десяти подвигов (согласно
Аполлодору).
6.
После убийства Ифита Геракл заболел и в Дельфах искал совета об исцелении. Когда он помирился с Аполлоном, Пифия посоветовала отдать отцу убитого Ифита, Эвриту, деньги,
заработанные от пребывания в рабстве. Гермес продал Геракла на три года Омфале.
7.
Этим другом был Мелеагр, брат Деяниры.
8.
Более известен изложенный Аполлодором вариант мифа,
в котором Геракл никак не мог убить Алкионея (прикасаясь к земле, гигант возвращал себе жизнь), пока по совету Афины не стащил его с земли Паллены.

9.
Речь идет об одном и том же сыне Миноса, Андрогее. У
Аполлодора приведены две версии его гибели.
10.
Елену держали в городке Афидны на территории Аттики.
По причине этого братья Диоскуры и напали на Афины. Трезен находится в Арголиде на Пелопоннесе.
11.
Согласно античной традиции, вой ны не было. Забрав сестру,
Диоскуры передали власть в Афинах Менесфею, который не отдал ее вернувшемуся Тесею. Тесей был вынужден уехать на остров Скирос, где и был убит.

Глава 8 1.
Согласно источникам (Диодор, Аполлодор), это были два разных эпизода. Еще до вой ны Тидей отправился в Фивы послом, чтобы потребовать от Этеокла вернуть власть
Полинику. Этеокл на обратном пути устроил ему засаду,
но Тидей перебил 50 воинов и благополучно вернулся. Во время штурма Фив Тидея смертельно ранил в живот Меланипп.
Тидей же расколол череп врага и выпил его мозг. Из-за этого поступка Афина отказалась от своего намерения даровать
Тидею бессмертие.
2.
Этим захваченным в плен прорицателем был Гелен, сын
Приама.
3.
Обычно говорят, что коня греки посвятили Афине, которая тоже имела эпиклезу (прозвище) Конная.
4.
Согласно Аполлодору, сначала Афина поразила корабль Аякса молнией. Аяксу удалось зацепиться за скалу и избежать гибели.
Он выкрикнул, что спасся наперекор воле богини. Тогда
Посейдон ударом трезубца разрушил скалу, Аякс упал в море и погиб.

Глава 9 1.
Вопрос локализации царства Аида очень интересен. Греки знали, что киммерийцы жили к северу от них, в Северном
Причерноморье. Но в данном случае Гомер имеет в виду просто край света. И от острова Цирцеи они отправились не в Понт
(Черное море), а по Океану на запад. Большинство древних народов (например, египтяне) считали, что страна мертвых располагается на западе. Одиссей прибывает в царство Аида просто на корабле. Гомер не упоминает никаких дверей в это царство, хотя в античной литературе есть устойчивое выражение «врата Аида», обозначающее некий образ смерти.
2.
Согласно Аполлодору и Овидию, Тиресий стал женщиной,
ударив палкой спаривающихся змей. Через семь лет он сделал то же самое и стал мужчиной.
3.
Эвандр был сыном (или внуком) аркадского царя Палланта,
ему пришлось вместе с матерью бежать в Италию, где он основал город на Палатине. Отцом Эвандра также называют
Гермеса.
4.
Речь идет о детях Геракла от Деяниры. Именно этих сыновей и их потомков назовут Гераклиды. После смерти Эврисфея
Гераклиды вторглись на Пелопоннес, но из-за чумы отправились обратно в Аттику. На Пелопоннес вернулось только третье поколение.
5.
Большинство авторов считают, что Альбу-Лонгу основал
Асканий-Юл, сын Энея и Креусы.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
С греческого «псюхе» — душа. Прим. ред.
[2]
Список русских переводов первоисточников приведен в конце книги. Прим. пер.
[3]
По-английски Грузия звучит как Georgia — «Джорджия».
Прим. ред.
[4]
Речь идет о семействе американских ракет-носителей Titan.
Прим. ред.
[5]
Речь идет о Симонетте Веспуччи, жившей с мужем во Фло - рен ции в начале 1470-х годов и умершей в 1476 году в возрасте предположительно 23 лет. Она привлекла внимание многих художников и других деятелей искусства того времени —
ее называли первой красавицей Флоренции. Несмотря на повышенный интерес к себе (и намек автора на внебрачные связи), имела репутацию благопристойной дамы. Есть версия,
что многие женские образы в своих картинах Боттичелли писал именно с Симонетты. Подтвердить или опровергнуть это сложно, поскольку точных портретов девушки не сохранилось.
Прим. ред.
[6]
По-английски суббота — Saturday, от Saturn’s day — «день
Сатурна». Прим. ред.
[7]
Этна — действующий вулкан, самый большой и активный в Италии. Прим. ред.
[8]
Трагедия Эсхила «Освобожденный Прометей» —
завершающая часть трилогии, в которую входят также
«Прометей прикованный» и «Прометей-огненосец». Дошла до наших дней лишь в отрывках. Прим. ред.

[9]
Эту скульптуру Адам создавал, чтобы вступить в парижскую
Академию живописи и скульптуры. Он получил задание в 1735 году, через месяц отчитался об исследовании темы,
а спустя три года представил гипсовую модель. После этого скульптор надолго забросил проект и вернулся к нему лишь в 1757 году. С того момента, как Адам получил задание, до представления скульптуры действительно прошло 27 лет,
но сложно судить о том, сколько времени заняла сама работа.
Прим. ред.
[10]
Скорее всего, имеется в виду Eumorpha pandorus. Прим. ред.
[11]
Возможно, речь идет о Pandora Publishing House —
филиппинском издательстве, выпускающем книги о личностном росте и мотивации. Прим. ред.
[12]
К примеру, существует гаджет Pandora — смесь портативного компьютера и игровой консоли. Выпущен в 2010 году. Прим. ред.
[13]
Атланта также называют Атласом, по транскрипции с древнегреческого — Atlas. Прим. ред.
[14]
Арголида в древности была областью Пелопоннеса с центром в Аргосе. Прим. ред.
[15]
Речь идет об известной аллегории, которую Платон использовал в седьмой книге «Государства». Философ представлял узников в пещере, скованных спиной к выходу и неподвижных; за ними, в вышине, как будто находится источник света, а между светом и узниками пролегает дорога,
по которой идут люди, держа в руках разные вещи. Узники могут видеть только тени этих вещей, отбрасываемые на стену пещеры. Так Платон выражал мнение о том, что чувственный опыт человека вряд ли дает ему представление об истинном положении дел.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта