Главная страница

мифы. Греческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника). Guide to the Classical Stories


Скачать 7.98 Mb.
НазваниеGuide to the Classical Stories
Дата17.06.2022
Размер7.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГреческие Мифы, Филипп Матышак (тг Цветок Папоротника).pdf
ТипGuide
#600501
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Женщины
Идут последними, поскольку занимали именно это место,
по мнению всех (если не считать образцового семьянина
Одиссея) участников Троянской вой ны.
Ифигения
Старшая дочь Агамемнона. Греческий флот попал в штиль в Авлиде — согласно многим версиям, это случилось из-за непочтительности, которую проявил Агамемнон по отношению к Артемиде. Царь узнал, что если принести в жертву Ифигению,
то флот может отплыть быстрее, и послал за дочерью, заявив,
будто она должна выйти замуж за Ахилла. Жертвоприношение сработало, хотя, по некоторым рассказам, Артемида в последний момент заменила девушку ланью и забрала к себе,
чтобы Ифигения стала ее жрицей.
Брисеида
Сирота, которую приютил Ахилл (он же и убил ее родителей и всю семью). Она была наложницей Ахилла до тех пор, пока
Ага мем нон не потерял свою любовницу и не потребовал себе
Брисеиду. Ахилл забастовал: отказался выходить из палатки и воевать.
Троянцы
Энергия, с которой троянцы защищали свой город, вошла в поговорку
[52]
, а прочность троянских стен, возможно,
вдохновила американцев на разработку ставшего популярным в Северной Аме ри ке средства контрацепции Trojan. Именно поэтому то, что главным защитником Трои среди богов была
Аф ро ди та, кажется вполне уместным.
Боги

Боги
Афродита
Богиня любви встала на сторону Париса, к тому же с Менелаем у нее был конфликт: тот не принес в жертву скот, обещанный ей в обмен на руку Елены.
Арес
Арес выступал не столько за троянцев, сколько за Афродиту,
и всю эту вой ну воспринимал как огромный подарок в блестящей упаковке, преподнесенный лично ему. Однако,
увлекшись, бог сам вступил в бой, и его с помощью Афины ранил Диомед. Арес немедленно бежал и с тех пор наблюдал за резней издалека.
Аполлон
Все сторонники троянцев собрались в начале алфавита: Апол- лон, видимо, поддерживал их потому, что поведение греков оскорбляло его утонченные чувства. Не сделал его дружелюбнее и тот факт, что на пути к Трое Ахилл первым делом убил Тенеда,
одного из его сыновей. Последней каплей стало то, что греки похитили дочь жреца Аполлона, — бог в ответ поразил весь их лагерь заразной болезнью.
Троянская царская семья
Приам
Сам ты, о старец, мы слышали, здесь благоденствовал прежде.
<…>
Ты среди всех, говорят, и богатством блистал, и сынами.
Гомер, Илиада, песнь XXIV (Ахилл — Приаму)
Приам стал царем Трои, поскольку оказался последним выжившим из правящего дома: Геракл разрушил город и убил всю его семью. Ко времени Троянской вой ны Приам стал уже
очень стар, у него было примерно пятьдесят детей и несколько жен. До рокового решения противостоять грекам он правил успешно и мудро. На плечи Приама легла незавидная задача отправиться к Ахиллу и попросить у него тело его сына Гектора;
самого Приама убил Неоптолем, сын Ахилла.
Приам выпрашивает тело Гектора: здесь он распростерся у ложа Ахилла
Гектор
Други, почто мы дивимся, что ныне божественный Гектор
Стал копьеборец славнейший, боец дерзновеннейший в битве?
Гомер, Илиада, песнь V
Величайший из троянских воинов, Гектор показан честным,
добрым человеком и при этом свирепым бойцом. С помощью
Аполлона он убил Патрокла, друга Ахилла: пока герой обижался,
Патрокл носил его доспехи, чтобы ободрить греков. Ахиллу это очень не понравилось.
В искусстве и культуре других эпох: Приам
В постклассический период героя изображали Гэвин
Гамильтон («Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора »,
1775), Пьер-Нарсис Герен («Гибель Приама », 1817) и Жюль
Бастьен-Лепаж («Ахилл и Приам », 1876). Признания
в музыке царю пришлось ждать долго, но наконец в 1961 году Майкл Типпетт написал «Царя Приама », одну из главных опер второй половины XX века. А невестке
Приама Андромахе оперу подарил в 1932 году Герберт
Виндт.
Парис
Видом лишь храбрый, несчастный Парис, женолюбец,
прельститель!
Лучше бы ты не родился или безбрачен погибнул! <…>
Вид твой красен, но ни силы в душе, ни отважности в сердце!
Гомер, Илиада, песнь III (Гектор — Парису)
Любовь Париса казалась бы гораздо более романтичной,
если бы речь не шла о супружеской измене — он уже был женат на речной нимфе Эноне, когда похитил Елену. Парис предстает вором и трусом, который при виде Менелая первым делом спрятался за спины троянских воинов. Гомер говорит, что Париc
«всем уже был ненавистен, как черная гибель». Именно он убил
Ахилла, вонзив ему в пятку отравленную стрелу. Когда Парис умирал (его в свою очередь сразила стрела из лука Геракла),
Энона могла исцелить его, но не стала.
Герои
Эней
Трои сыны ополчались, заняв возвышение поля…
Окрест Энея, который, как бог, почитался народом.
Гомер, Илиада, песнь XI

Сын Афродиты от смертного, Эней принадлежал к другой ветви троянского царского дома. Диомед его чуть не убил, но Аполлон вовремя спас. То же самое сделал Посейдон, когда Эней оказался в смертельной опасности из-за Ахилла, — бог знал, что герой сыграет важную роль в последующих событиях.
Пенфесилея
Смотри! И жен рукою смерть разит:
Сама ты знаешь — опыт не забыла.
Софокл, Электра, стр. 1242–1243
Дочь Ареса, Пенфесилея, получила от Приама отпущение грехов после убийства и пришла, чтобы отплатить ему за добро.
С десятком других амазонок она сеяла хаос среди греков, пока ее не убил Ахилл — который пожалел о своем поступке, как только снял с нее доспехи и увидел, насколько она была прекрасна.
Мемнон
Царевич из Эфиопии, сын Эос и Тифона
. У Мемнона было оружие, скованное Гефестом, которое делало его опасным противником на поле боя — пока он не встретился с Ахиллом.
Свое оружие и доспехи Ахилл потерял: их с тела Патрокла снял
Гектор. По этой причине Фетида убедила Гефеста дать еще один комплект ее сыну. Облаченный в божественную броню, Ахилл победил Мемнона в поединке, но через несколько часов Парис,
желая прикончить героя, выстрелил ему в пятку отравленной стрелой.
Женщины
Елена
Мы с ней уже слишком часто встречались, чтобы ее нужно было отдельно представлять. Пьеса Марло «Трагическая история
доктора Фауста», которую исполняют с 1594 года, показывает,
что за тысячелетия царица совсем не состарилась:
Вот этот лик, что тысячи судов
Гнал в дальний путь, что башни Илиона
Безверхие сжег некогда дотла!
Прекрасная Елена, дай изведать
Бессмертие в одном твоем лобзанье! <…>
Я жить хочу — в устах твоих все небо!
Все, что не ты, — один лишь тлен и прах!
[53]
А вот другое мнение:
Тиндарида,
Не Зевсова ты дочь! Твои отцы —
И не один — Аластор и Убийство,
И Смерть, и Зависть, и каких Земля
Питает только демонов.
Еврипид, Троянки, стр. 765–769 (точка зрения Андромахи)
Гекуба
Главная из жен Приама, подарила супругу девятнадцать детей.
Многие их них — в том числе Гектор — погибли от руки Ахилла под стенами Трои. Она пережила чудовищный штурм города и,
став рабыней в Греции, жутко отомстила убийце одного из своих любимых сыновей. Потом царица превратилась в черную собаку с огненными глазами и стала спутницей богини-ведьмы Гекаты.
Кассандра
Прекраснейшая из дочерей Приама. Кассандра отвергла ухаживания Аполлона и была проклята: она видела будущее,
но ей никто не верил. Она напрасно отговаривала троянцев пускать Париса в Грецию, просила их не ввозить в Трою коня и,
когда стала рабыней в доме Агамемнона, столь же безуспешно предупреждала царя о том, что его ждет погибель. И сегодня
Кассандрой называют человека, предсказывающего несчастье миру, который не прислушивается к пророческим словам.
Андромаха
Супруга Гектора от души ненавидела Елену и предчувствовала грядущую гибель мужа и детей. Сама она пережила вой ну и тот страшный период, когда ей пришлось быть наложницей сына
Ахилла, Неоптолема. Потом Андромаха вышла замуж за другого выжившего троянца и вместе с сыном позднее основала город
Пергам в Малой Азии.
Трагическое прощание Гектора и Андромахи
КЛЮЧЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ «ИЛИАДЫ» ГОМЕРА
Хотя ничто не заменит чтение гомеровского шедевра (тем более его древнегреческой версии), несколько коротких отрывков могут дать представление о том, как выглядит целое. То, что
идет дальше, взято прямо из «Илиады» и призвано донести до читателя боевой дух оригинала.
Хрисеида попадает в плен
Песнь I, стр. 1–21. Ахейцы по чести разделили добычу и решили, что прекрасная Хрисеида должна быть наложницей царя Агамемнона. Но затем Хрис, жрец Аполлона, пришел к кораблям ахейцев, чтобы те освободили его дочь. Он привез с собой огромный выкуп, и, что еще важнее, в его руке был жезл
Аполлона с венком просителя.
Агамемнон теряет Хрисеиду и забирает себе наложницу Ахилла;
герой жалуется матери
Песнь I, стр. 376–392:
Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы
Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп;
Но Атриду царю, одному, не угодно то было:
Гордо жреца он отринул, суровые речи вещая.
Жрец огорчился и вспять отошел; но ему сребролукий
Скоро молящемусь внял, Аполлону любезен был старец:
Внял и стрелу истребленья послал на данаев; народы
Гибли, толпа на толпе, и бессмертного стрелы летали
С края на край по широкому стану. <…>
В Хризу священника дщерь быстроокие чада ахеян
В легком везут корабле и дары примирения богу.
Но недавно ко мне приходили послы и из кущи
Брисову дщерь увели, драгоценнейший дар мне ахеян!
Вой на продолжается без Ахилла: когда у него отняли девушку, он отказался что-либо делать, и теперь в битве участвуют даже боги;
Афина атакует Ареса
Песнь V, стр. 840–863; песнь VI, стр. 1–3:
Разом и бич и бразды захвативши, Паллада Афина
Вдруг на Арея на первого бурных коней устремила.
В те поры он обнажал Перифаса, вождя этолиян,

Мужа огромного, мощного, славную ветвь Охезия;
Мужа сего кровавый Арей обнажал, но Афина
Шлемом Аида покрылась, да будет незрима Арею.
Смертных губитель едва усмотрел Диомеда героя,
Вдруг этолиян вождя, Перифаса огромного, бросил… <…>
Бог, устремяся вперед, над конским ярмом и браздами
Пикою медной ударил, пылающий душу исторгнуть;
Но, рукой ухватив, светлоокая дщерь Эгиоха
Пику отбросила вбок, да напрасно она пронесется.
И тогда на Арея напал Диомед нестрашимый
С медным копьем; и, усилив его, устремила Паллада
В пах под живот, где бог опоясывал медную повязь;
Там Диомед поразил и, бессмертную плоть растерзавши,
Вырвал обратно копье; и взревел Арей меднобронный
Страшно, как будто бы девять иль десять воскликнули тысяч
Сильных мужей на вой не, зачинающих ярую битву.
Дрогнули все, и дружины троян, и дружины ахеян,
С ужасом: так заревел Арей, ненасытный войною. <…>
Страшную брань меж троян и ахеян оставили боги;
Но свирепствовал бой, или здесь, или там по долине,
Воинств, одни на других устремляющих медные копья…
Греки просят Ахилла о помощи
Песнь IX, стр. 229–301:
Грозную гибель, питомец Крониона, близкую видя,
В трепете мы, в неизвестности, наши суда мы избавим
Или погубим, ежели ты не одеешься в крепость!
Близко судов, под стеной уже нашею стан положили
Гордые мужи трояне и их дальноземные други;
В стане кругом зажигают огни и грозятся, что боле
Их не удержат, что прямо на наши суда они грянут.
Им и Зевес, благовестные знаменья вправе являя,
Молнией блещет! И Гектор, ужасною силой кичася,
Буйно свирепствует… <…>
Храбрый, воздвигнись, когда ты желаешь, хоть поздно, ахеян,

Столь утесненных, избавить от ярости толпищ троянских.
<…> …Пожалей о других ты ахейцах!..
Ахилл отвечает
Песнь IX, стр. 373–387:
Он [Агамемнон], хоть и нагл, как пес, но в лицо мне смотреть не посмеет!
С ним не хочу я никак сообщаться, ни словом, ни делом!
Раз он, коварный, меня обманул, оскорбил и вторично
Словом уже не уловит: довольно с него! но спокойный
Пусть он исчезнет! лишил его разума Зевс промыслитель.
Даром гнушаюсь его и в ничто самого я вменяю!
Если бы в десять и в двадцать он крат предлагал мне сокровищ,
Сколько и ныне имеет и сколько еще их накопит,
Даже хоть все, что приносят в Орхомен иль Фивы египтян…
Сердца и сим моего не преклонит Атрид Агамемнон,
Прежде чем всей не изгладит терзающей душу обиды!
Патрокл, надев доспехи друга Ахилла, собирает греков на битву, но проигрывает в поединке с Гектором
Песнь XVI, стр. 843–854:
Дышащий томно, ему отвечал ты, Патрокл благородный:
«Славься теперь, величайся, о Гектор! Победу стяжал ты
Зевса и Феба поспешеством: боги меня победили;
Им-то легко; от меня и доспехи похитили боги.
Но тебе подобные, если б мне двадцать предстали,
Все бы они полегли, сокрушенные пикой моею! <…>
Слово последнее молвлю, на сердце его сохраняй ты:
Жизнь и тебе на земле остается не долгая; близко,
Близко стоит пред тобою и Смерть и суровая Участь
Пасть под рукой Ахиллеса, Эакова мощного внука».
Гектор встречает Ахилла
Песнь XXII, стр. 308–336:
С места, напрягшися, бросился, словно орел небопарный,

Если он вдруг из-за облаков сизых на степь упадает,
Нежного агнца иль зайца пугливого жадный похитить, —
Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным.
Прянул и быстрый Пелид, и наполнился дух его гнева
Бурного… <…>
Но, как звезда меж звездами в сумраке ночи сияет,
Геспер, который на небе прекраснее всех и светлее, —
Так у Пелида сверкало копье изощренное, коим
В правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя… <…>
Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида,
Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало…
Грянулся в прах он — и громко вскричал Ахиллес, торжествуя:
«Гектор, Патрокла убил ты — и думал живым оставаться!
Ты и меня не страшился, когда я от битв удалялся,
Враг безрассудный! Но мститель его, несравненно сильнейший,
Нежели ты, за судами ахейскими я оставался,
Я, и колена тебе сокрушивший! Тебя для позора
Птицы и псы разорвут, а его погребут аргивяне».
Приам лично приходит к Ахиллу, чтобы попросить у него тело
Гектора, и Ахилл смягчается
Песнь XXIV, стр. 578–595:
…Поспешно с красивого царского воза
Собрали весь многоценный за голову Гектора выкуп;
Две лишь оставили ризы и тонкий хитон хитротканный,
С мыслью, чтоб тело покрытое в дом отпустить от Пелида.
Он же, вызвав рабынь, повелел и омыть и мастями
Тело намазать, но тайно, чтоб сына Приам не увидел [не увидел тело грязным и обезображенным]… <…>
Сам Ахиллес и поднял и на одр положил Приамида, —
Но друзья совокупно на блещущий воз положили.
Он же тогда возопил, именуя любезного друга:
«Храбрый Патрокл! не ропщи на меня ты, ежели слышишь
В мрачном Аиде, что я знаменитого Гектора тело
Выдал отцу: не презренными он заплатил мне дарами;

В жертву тебе и от них принесу я достойную долю».
ПАДЕНИЕ ТРОИ
Ахилл и Гектор погибли, но вой на продолжала бушевать до тех пор, пока Одиссей не придумал свой хитрый план. Образ троянского коня настолько прочно вошел в наше сознание, что сегодня «трояном» называют компьютерный вирус, который,
как деревянный конь в Трое, пробирается в защищенное место и открывает двери для всяческой пакости из внешнего мира.
Когда греки наконец проникли в Трою, в городе произошло очень и очень много нехорошего. Достаточно много, чтобы в нашу эпоху Шлиман заявил, будто нашел следы насилия,
случившегося во время греческого штурма города. Все мужское население было истреблено, чего, в общем, и следовало ожидать. Однако погибло и множество женщин, и убивали их не в горячке боя.
КАК ГРЕКИ НАРУШАЛИ ЗАКОНЫ БОГОВ И ЛЮДЕЙ
Человеческое жертвоприношение. Неоптолем хладнокровно принес в жертву Поликсену, младшую дочь Приама: перерезал ей горло на гробнице Ахилла, ибо греки считали, что именно она открыла Парису секрет уязвимого места героя. За это
Неоптолем, в свою очередь, тоже был обречен на смерть. (Его убил Орест, сын Агамемнона.)
Детоубийство. Сын Гектора, еще младенец, был сброшен со стен Трои, чтобы род героя прервался.
Кощунство. В своей ярости греки разрушили все, не пощадив даже храмы богов.

Изнасилование. Одним из самых шокирующих событий —
с точки зрения греков — было кощунственное изнасилование
Кассандры Аяксом (не тем, про которого рассказывалось выше,
а другим, его тезкой, которого иногда называли Аяксом
Малым). Кассандра бежала в святилище Афины и вцепилась в статую богини так сильно, что та рухнула, когда младший Аякс оттащил девушку и совершил то, что хотел.
Богине-деве вообще не нравилось, когда в ее храме занимались сексом (вспомним Медузу), а надругательство над тем, кто умоляет о защите, прямо на ее территории Афина вряд ли могла обойти вниманием. Греки попытались снять с себя вину за проступок младшего Аякса и убить его на месте,
но он спасся, вцепившись в ту самую статую, которую осквернил.
В искусстве и культуре других эпох: падение Трои
Среди поздних версий падения Трои — «Ввоз троянского коня в Трою» (около 1760) Джованни Доменико Тьеполо,
«Жертвоприношение Поликсены» (примерно 1730–1734)
Джамбаттисты Питтони и «Пожар Трои» Луиса де Коллери.
В садах Тюильри в Париже находится скульптура «Кассандра ищет защиты у Паллады» (1877) работы Эме Милле. В
Висконсине (США), на озере Делтон, есть большая скульптура троянского коня. Одно из величайших творений XIX века —
опера «Троянцы» (1858) Берлиоза — рассказывает историю последних дней Трои и странствий Энея.
Божественное возмездие
…Возврат
Хотела б я ахейцев сделать горьким.

Еврипид, Троянки, стр. 65–66
Поведение греков во время взятия Трои так рассердило Афину и
Посейдона, что они фактически обратились против всех своих бывших протеже, кроме самых приличных. Аполлон и Афродита могли делать с оставшимися без божественной защиты греками все что угодно. Аполлон любил сводить счеты и славился своей безмерной и горячей страстью к этому занятию; не менее опасной оказалась и Афродита, потому что мстила тонко. Мало кто из греков добрался до дома живым. Вот лишь несколько примеров.
Аякс Малый
Тот корабль, что вез опозорившего себя насильника, вполне предсказуемо попал в шторм на обратном пути, но «герою»
удалось найти безопасное место на одной из скал, о которые разбилось судно. Он громко хвалился тем, что способен выживать вопреки воле богов, и тут Посейдон разбил скалу своим трезубцем, а Афина прикончила Аякса молнией
4
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта