Главная страница
Навигация по странице:

  • ANALYSIS Лилюхин Андрей Михайлович

  • Ключевые слова

  • Литература References

  • Гуманитарий Юга. Гуманитарий юга россии246 удк 101. 1 Условия, стратегия


    Скачать 362.96 Kb.
    НазваниеГуманитарий юга россии246 удк 101. 1 Условия, стратегия
    Дата01.01.2023
    Размер362.96 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГуманитарий Юга.pdf
    ТипДокументы
    #870238

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    246
    УДК 101.1
    УСЛОВИЯ, СТРАТЕГИЯ
    И ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ
    МОЛОДЕЖИ
    С АДДИКТИВНЫМ
    ПОВЕДЕНИЕМ:
    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
    CONDITIONS, STRATEGY
    AND PRACTICE OF RUSSIAN
    YOUNG PEOPLE WITH
    ADDICTIVE BEHAVIOR:
    SOCIAL AND CULTURAL
    ANALYSIS
    Лилюхин Андрей Михайлович
    Аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: dalai-lama2008@yandex.ru
    Lilyukhin Andrey M.
    Postgraduate Student,
    Institute of Sociology and Regional Studies,
    Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: dalai-lama2008@yandex.ru
    В статье дается оценка роли потребитель- ской культуры в формировании у молодежи установки наслаждения жизнью через бес- препятственное владение вещами, получение удовольствия от развлечений, что ведет к формированию различных видов аддиктив- ного поведения. Именно потребительская культура определяет специфику жизненных стратегий и потребительских практик моло- дых людей с аддиктивным поведением. Со- циологические исследования физических и психических видов зависимостей россий- ской молодежи позволили выявить специ- фику их жизненной стратегии, в основе ко- торой – краткосрочность жизненных планов, подмена образа будущего настоящим, отсут- ствие жизненной активности, а также аффек- тивные и знаково-символические особенно- сти потребительских практик, усваиваемые в процессе потребительской социализации.
    In the article the role of consumer culture in the formation of the attitude to enyoying the life through unhampered owning of things, getting pleasure from entertainment among the youth is estimated. It leads to the formation of different types of addictive behavior. The consumer cul- ture determines the specificity of life strategies and consumer practices of young people with addictive behavior. Sociological studies of physical and mental types of dependency among Russian youth allow to find out the spe- cifics of their life strategy, which is based on short-term life plans, the replacement of the im- age of the future by the present, the lack of vi- tality, as well as the affective and symbolic fea- tures of consumer practices, teachable while the process of consumer socialization.
    Ключевые слова: аддиктивное поведение, жизненные стратегии, потребительские прак- тики молодежи.
    Keywords: addictive behavior, life strategies, consumer practices of young people.

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    247
    Потребительская культура выступает условием формирования аддиктивного поведения молодежи в России, поскольку является сово- купностью ценностей и представлений об эстетизации материальных благ, утверждающих значимость вещественности через обучение прак- тикам потребления. Как разновидность массовой культуры, она, со- гласно социологическим исследованиям, занимает первую позицию по степени влияния на развитие личности молодого человека (40 %), поч- ти вдвое превышая все остальные. На втором месте оказалось образо- вание (24,5 %), тогда как последнее место, по мнению респондентов, заняло классическое искусство, являясь альтернативой массовой куль- туры (в качестве источника влияния его выбрали только 5 % респон- дентов) [1].
    Потребительская культура задает рыночную ориентированность ценностным представлениям молодежи: их основной целью становит- ся материальный достаток, а не творческое развитие и самореализация.
    В ценностной иерархии молодых людей здоровью отводится 51 % от- ветов, благополучию – 33 % и образованию – 27 % ответов. Матери- альный достаток (23 % ответов) доминирует над творческой самореа- лизацией (21 %), а карьере было отведено предпоследнее место. Сле- довательно, молодые люди экономическому измерению благополучия отводят решающую роль в своей жизни, которое не связывают его с карьерным ростом, ограничиваясь лишь получением образования. Это вызвано тем, что карьера перестает быть гарантом профессионального роста в сравнении с социальными связями, непосредственно ее обес- печивающими.
    Подчеркивая особенности потребительской культуры молодежи, зарубежные исследователи ввели в научный оборот термин «культура супермаркета», который указывает на формирование с помощью ком- мерческих сетей постоянно потребляющего молодого человека [14].
    Ведущим направлением развития потребительской культуры молоде- жи становится включение в мейнстрим, где индивидуальное заменяет- ся брендом и становится субкультурой с помощью рыночных меха- низмов. Так, 58,3 % экспертов положительно оценили роль потреби- тельских клубов в формировании потребительского поведения моло- дежи, а 41,7 % экспертов сомневаются, что организации такого типа смогут противостоять тотальному воздействию СМИ [2].
    Подчеркивая гедонистическую направленность потребительской культуры, в научный оборот было введено понятие «патологическая культура». Она позволяет человеку избавиться от влияния на его пове-

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    248 дение норм и ценностей религиозной и светской морали, исключая не- обходимость самосовершенствования [16]. Происходит это за счет ориентации патологической культуры на иррациональные способы по- знания мира – подсознательные влечения и инстинкты, снимающей запреты-предписания традиционной культуры. Именно эта направлен- ность патологической культуры способствует формированию аддик- тивного поведения молодежи [15].
    Об ориентациях молодежи на ценности патологической культу- ры, способствующих формированию аддиктивного поведения, свиде- тельствуют результаты эмпирических исследований. В России ценно- стные ориентации молодых людей концентрируются вокруг следую- щих целей: получения хорошей зарплаты (64,4 %) и жизни в свое удо- вольствие (51,3 %). Как следствие, среди жизненных предпочтений молодежи доминируют посещение развлекательных заведений (бары, ночные клубы) (53,7 % опрошенных), приобретение модной и стиль- ной одежды (53 %) и туристические поездки (47 %), и только потом следует ориентация на образование и учебу (43,3 %) [3].
    При исследовании формирования аддиктивного поведения важно учитывать антиномичность нормативно-ценностной системы молоде- жи. Ее изучение в восточноевропейских странах свидетельствует о конфронтации эмоциональной составляющей традиционной культуры и утверждении ценностей потребительской культуры, вызванной раз- витием соответствующего типа общества [13]. Так, ценность семейно- го благополучия и стабильности как эмоциональная близость с родст- венниками контрастирует с ценностью индивидуализма – самостоя- тельности и свободы в удовлетворении собственных желаний. Нельзя игнорировать ценность гедонизма, занимающую среди молодежи Лит- вы, Чехии и России, в отличие от поляков и украинцев, третье место, хотя и со значительным отрывом от первых двух ценностных позиций.
    Все это свидетельствует о благоприятных возможностях формирова- ния практик аддиктивного поведения молодежи России.
    Потребительская культура оказывает влияние на формирование жизненных стратегий российской молодежи с аддиктивным поведени- ем. К основным принципам этих стратегий относятся краткосрочная перспектива реализации жизненных планов, подмена образа будущего настоящим, отсутствие жизненной активности, направленной на пре- образование своего жизненного пространства.
    Результаты эмпирических исследований показывают, что моло- дые люди с аддиктивным поведением планируют свою жизнь на день, самое большее два в отличие от молодых людей с традиционной фор-

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    249 мой поведения, которые планируют свою жизнь на неделю или месяц.
    Формирование образа будущего у молодежи связано с испытанием чувства страха перед будущим – 69 %, его отсутствием – 20 % или по- стоянным ощущением страха – 11 % [4]. В качестве основного барье- ра, затрудняющего формирование образа будущего, молодые люди на- звали лень. У молодежи с аддиктивным поведением образ будущего соответствует настоящему или отсутствует: «Образ моего будущего – это мое настоящее, и, как мне кажется, он реализуется очень успеш- но»; «Образ будущего я не рисую, для меня этот процесс бессмыслен- ный»; «Образ будущего я не представляю, не вижу смысла» [5]. Аль- тернативой жизненной активности молодежи являются ограничен- ность социальных связей родителями и узким кругом знакомых, а так- же барьеры коммуникации, страхи и комплексы.
    Жизненные стратегии молодежи, ориентированные на употреб- ление наркотиков и алкоголя, имеют краткосрочную перспективу, что выражается в их субкультурных ориентациях. Так, наркотики упот- ребляются впервые молодыми людьми в кругу друзей или проживаю- щих рядом знакомых (45 %), из-за желания самоутверждения (12 %) и поскольку это модно (11 %) [6]. Субкультурные ориентации молодежи на употребление наркотических средств реализуются в досуговых и учебных учреждениях – школах, дискотеках и клубах. Отсутствие по- зитивной установки в отношении будущих перспектив развития у мо- лодежи, принимающей наркотики и алкоголь, исключает возможность формирования активной позиции, направленной на преобразование своего жизненного пространства. Альтернативой жизненной стратегии молодежи, ориентированной на употребление наркотиков и алкоголя, является наличие долговременной жизненной программы с профес- сиональной ориентацией, в основе которой – представления о прести- же здорового образа жизни.
    Специфика жизненных стратегий молодежи, в основе которых – психическая зависимость, выражается в подмене эмоциональных / ре- альных отношений суррогатными / визуальными формами взаимодей- ствия. В частности, сексуальное аддиктивное поведение молодежи ха- рактеризуется краткосрочными интимными отношениями, не встроен- ными в их перспективные жизненные планы, и соответственно, образ будущего подменен настоящим, а активность направлена на поиск но- вой пары с целью получения удовольствия исключительно от секса.
    Так, проект «Пикап» направлен на формирование сексуальной аддик- ции у молодежи с помощью интернет-коммуникации как техники бы- строго и краткосрочного сексуального соблазнения партнера, которая

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    250 исключает создание и развитие отношений вообще и в интимной сфе- ре.
    Жизненные планы интернет-зависимых краткосрочны или вооб- ще отсутствуют, поскольку они не имеют работы. Их составляют «не- работающие мужчины (82,3 %) в возрасте 21,5 года со средним
    (43,4 %) и неоконченным высшим (40 %) образованием. Более 90 % таких пользователей холосты и бездетны, сами сделали первый шаг к освоению Интернета (42,6 %) и стали регулярно им пользоваться более
    10 лет назад (71,1 %). Не имеют постоянной работы и проводят в Сети от 6 до 10 часов ежедневно (34,9 %), поручая оплату Интернета родст- венникам (68 %)» [7]. Интернет-среда, где постоянно пребывают мо- лодые люди, исключает возможность формирования образа будущего, а социальная активность направлена на поиск виртуальных партнеров, что ведет к сокращению друзей в реальной жизни. Так, молодые люди, зависимые от Интернета, испытывают сложности при знакомстве с людьми в реальной жизни (68,7 %), часто чувствуют себя некомфорт- но даже с друзьями при общении вне Интернета (59 %), а у подавляю- щего большинства (92,8 %) – нет друзей вне Сети.
    Жизненные стратегии российской молодежи с аддиктивным по- ведением формируются в результате потребительской социализации, целью которой является формирование у молодежи установки на ком- фортное существование. Условием потребительской социализации мо- лодежи является принуждение к потреблению как постоянное развитие потребительских способностей, а агентами выступают средства массо- вой информации и электронные массмедиа, которые при помощи рек- ламы формируют у молодежи новые потребности и мотивации, вну- шая необходимость их удовлетворения. Создание виртуальных тури- стических, игровых и кинематографических миров рекламой способ- ствует формированию зависимых состояний от вещей как символов искусственной реальности. Это принуждение нового типа, формируе- мое через создание новой мотивации, в основе которой – идеал соот- ветствия, исключающий рациональные основания потребления.
    Усвоение потребительских практик аддиктивного поведения происходит в результате потребительской социализации, аффективная функция которых сводится к получению положительных эмоций радо- сти и удовольствия от потенциальной возможности или непосредст- венного приобретения товара. В научном дискурсе это явление полу- чило название аддиктивного удовольствия, противоположности ра- циональной мотивации приобретения товаров и удовлетворения хо- зяйственных потребностей. Как показывают эмпирические исследова-

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    251 ния, 49 % молодых людей вкладывают в походы по магазинам прагма- тический смысл, а 51 % респондентов посещают их ради удовольст- вия, испытывая положительные эмоции, которые стремятся получить вновь [8]. Следовательно, аддиктивное удовольствие является основой шопингомании. Это подтверждают следующие данные: «среди уча- щейся молодежи вузов до 25 лет, которая достаточно хорошо разбира- ется в рыночных механизмах, 42 % респондентов регулярно делают
    “ненужные” покупки, фактически 100 % делают незапланированные покупки и при этом 73 % часто» [9].
    Наряду с аффективной потребительские практики выполняют зна- ково-символическую функцию в отношении формирования аддиктив- ного поведения. Социологические исследования позволили зафиксиро- вать переход от статусного к рутинному потреблению брендов молоде- жью, который ориентирован на выражение ее индивидуальности. Так, молодежь в регионах выбирает удобную, функциональную одежду
    (50,6 %), соответствующую индивидуальному стилю (27,5 %), соответ- ствующую ближайшему окружению (20,6 %), представляющую извест- ный бренд (19,4 %), модную и красивую (15,6 %) [10]. Однако результа- ты исследования скорее фиксируют изменение в мотивации потреби- тельского поведения молодежи, когда имиджевый приоритет принад- лежности вещи к известному бренду сменяется необходимостью соот- ветствия стилю, подчеркивающую индивидуальности. При этом статус- ные различия потребительских практик молодежи сохраняются.
    Итак, знаково-символическая особенность потребительских практик ведет к абсолютизации символических качеств предмета и, как следствие, к изменению его социальной или биологической функ- ции. Так, пропорционально снижению вещественной зависимости у молодежи увеличиваются различные виды телесной зависимости. Ос- нованиями анорексии или булимии как видов аддиктивного поведения является абсолютизация или отрицание питательной функции еды. В результате пища утрачивает свою основную функцию – поддержание жизнеспособности организма – и становится средством эмоционально- го возбуждения. Так, эмпирические исследования, проводимые в трех крупнейших вузах России, показали, что «симптомы расстройств пи- щевого поведения обнаружились у 46 % девушек» [11], хотя от общего количества населения России, страдающего этой зависимостью, 10–
    15 % – это юноши, среди которых 14 % гомосексуалистов страдают булимией и более 20 % – анорексией [12].
    Практики потребления молодежью алкоголя содержат противо- речие между рациональной и аффективной мотивациями его использо-

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    252 вания. С одной стороны, прием алкоголя признается молодежью есте- ственным атрибутом жизни россиян, вызывающим эмоции радости и удовольствия. С другой – рациональная мотивация употребления алко- голя молодежью вызвана признанием его социально ориентированным действием, поскольку он является одним из способов включения в со- циальную группу. Поэтому зависимость от алкоголя может быть вы- звана как аддиктивным удовольствием от его потребления, так и необ- ходимостью поддержания репутации и стиля жизни, характерного для референтной группы.
    Литература
    References
    1. Злотникова Т.А., Летина Н.Н., Га-
    понова Ж.К. Молодѐжь в современной российской провинции: социокультурная рефлексия // Социологическая наука и со- циальная практика. 2015. № 1 (9). С. 120.
    2. Гриф М.Р. Культура потребитель- ского поведения личности: мнения спе- циалистов [Электронный ресурс] // Науко- ведение : интернет-журн. 2014. Вып. 1.
    URL: http://naukovedenie.ru/PDF/36PVN114.pdf
    (дата обращения: 11.09.2014).
    3. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи //
    Известия вузов. Поволжский регион. Об- щественные науки. 2014. Вып. 1. С. 47.
    4. Легостаева Н.И. Жизненные стра- тегии «дневной» и «ночной» молодежи
    Санкт-Петербурга // Мониторинг общест- венного мнения. 2013. № 8 (114). С. 95.
    5. Лебедева А.О., Прохорова Е.П., Ки-
    селева Б.А. Стратегии предотвращения ад- диктивного поведения: сравнение мнений экспертов и населения // Социальная ин- новатика в региональном развитии. Петро- заводск, 2014. C. 48.
    6. Социологические опросы, прово- димые фондом «Общественное мнение».
    См: О наркомании [Электронный ресурс].
    URL: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/11685
    (дата обращения: 20.02.2016).
    7. Варламова С., Гончарова Е., Соко-
    лова И. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мо- ниторинг общественного мнения. 2015.
    № 2 (196). С. 178.
    1. Zlotnikova
    T.A.,
    Letina
    N.N.,
    Gaponova Zh.K. Molodezh' v sovremennoy rossiyskoy provincii: sociokul'turnaya refleksiya // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2015. № 1 (9). S. 120.
    2. Grif M.R. Kul'tura potrebitel'skogo povedeniya lichnosti: mneniya specialistov //
    Naukovedenie : internet-zhurn. 2014. Vyp. 1.
    URL: http://naukovedenie.ru/PDF/
    36PVN114.pdf
    (data obrashcheniya:
    11.09.2014).
    3. Afanas'eva Yu.L. Vliyanie reklamy na potrebitel'skoe povedenie molodezhi // Izves- tiya vyzov. Povolzhskiy region. Obshchest- vennye nauki. 2014. Vyp. 1. S. 47.
    4. Legostaeva N.I. Zhiznennye strategii
    «dnevnoy» i «nochnoy» molodezhi Sankt-
    Peterburga // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2013. № 8 (114). S. 95.
    5. Lebedeva A.O., Prokhorova E.P.,
    Kiseleva B.A. Strategii predotvrashcheniya addiktivnogo povedeniya: sravnenie mneniy ekspertov i naseleniya
    //
    Social'naya innovatika v regional'nom razvitii.
    Petrozavodsk, 2014. C. 48.
    6. Sociologicheskie oprosy, provodimye fondom «Obshchestvennoe mnenie». Sm: O narkomanii. URL: http://fom.ru/Zdorove-i- sport/11685
    (data obrashcheniya:
    20.02.2016).
    7. Varlamova S., Goncharova E., Soko-
    lova I. Internet-zavisimost' molodezhi mega- polisov: kriterii i tipologiya // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2015. № 2 (196).
    S. 178.
    8. Gorbunova M.Yu., Ponukalina O.V.

    ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ
    253 8. Горбунова М.Ю., Понукалина О.В.
    Управление поведением потребителя в контексте эмоционально- коммуникативного сервиса // Социологи- ческие исследования. 2012. № 4. С. 79.
    9. Голова А.Г. Потребительское пове- дение как индикатор социальных транс- формаций [Электронный ресурс]. URL: http://knu.znate.ru/docs/index-482392.html
    (дата обращения: 20.02.2016).
    10. Красова Е.Ю. Потребительские прак- тики воронежских студентов (социологиче- ская зарисовка) // Вестник ВГУ. История, политология, социология. 2015. № 2. С. 41.
    11. Гладышев О. Пищевые расстрой- ства: анорексия и булимия [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/ ek- strim/ekstrimsovet/141728-pischevye- rasstroystva-anoreksiya-i-bulimiya.html (дата обращения: 20.02.2016).
    12. Михайлова Е. Статистические дан- ные об анорексии и булимии, основанные на научных исследованиях [Электронный ресурс].
    URL: http://www.bulimia- newway.com/ (дата обращения: 11.09.2015).
    13. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная мода или социальный вызов // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3–11.
    14. Лубский А.В. Методология регио- нальных социально-гуманитарных иссле- дований. Ростов н/Д., 2009.
    15. Волков Ю.Г. В поисках новой идео- логической парадигмы // Социально- гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 80–101.
    16. Волков
    Ю.Г.
    Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006.
    Upravlenie povedeniem potrebitelya v kontekste emocional'no-kommunikativnogo servisa // Sociologicheskie issledovaniya.
    2012. № 4. S. 79.
    9. Golova A.G. Potrebitel'skoe povede- nie kak indikator social'nykh transformaciy.
    URL: http://knu.znate.ru/docs/index-
    482392.html
    (data obrashcheniya:
    20.02.2016).
    10. Krasova E.Yu. Potrebitel'skie praktiki voronezhskikh studentov (sociologicheskaya zarisovka)
    //
    Vestnik
    VGU.
    Istoriya, politologiya, sociologiya. 2015. № 2. S. 41.
    11. Gladyshev
    O.
    Pishchevye rasstroystva: anoreksiya i bulimiya. URL: http://oko-planet.su/ekstrim/ekstrimsovet/
    141728-pischevye-rasstroystva-anoreksiya-i- bulimiya.html
    (data obrashcheniya:
    20.02.2016).
    12. Mihaylova E. Statisticheskie dannye ob anoreksii i bulimii, osnovannye na nauch- nykh issledovaniyakh. URL: http://www. bulimia-newway.com/ (data obrashcheniya:
    11.09.2015).
    13. Lubskii
    A.V.
    Mezhdisciplinarnye nauchnye issledovaniya: kognitivnaya moda ili social'nyi vyzov // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 10. S. 3–11.
    14. Lubskiy A.V. Metodologiya region- al'nykh social'no-gumanitarnykh issledovanii.
    Rostov n/D., 2009.
    15. Volkov Yu.G. V poiskakh novoy ideo- logicheskoy paradigmy
    //
    Social'no- gumanitarnye znaniya. 2003. № 2. S. 80–101.
    16. Volkov
    Yu.G.
    Gumanisticheskaya ideologiya i formirovanie rossiyskoi identich- nosti. M., 2006.


    написать администратору сайта