Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое изложение статьи.

  • Хайдеггер. Хайдеггер М. Вопрос о технике


    Скачать 203 Kb.
    НазваниеХайдеггер М. Вопрос о технике
    Дата11.02.2018
    Размер203 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХайдеггер.doc
    ТипДокументы
    #36243
    страница2 из 2
    1   2
    ПРИМЕЧАНИЕ
    «Вопрос о технике»
    «Вопрос о технике» — выступление Хайдеггера 18.11.1953 в Главной аудито­рии Мюнхенского высшего технического училища в ряду устроенных Баварской академией изящных искусств чтений «Искусства в техническую эпоху». Первая публикация: Heidegger M. Die Frage nach der Technik // Die Künste im technischen Zeitalter. München, 1954, S. 70—108. Это развернутая редакция второго из четырех докладов («Вещь», «Постав», «Опасность», «Поворот»), с которыми Хайдеггер впервые выступил в декабре 1949 в бременском клубе. Доклады имели общее название: «Прозрение в то, что есть».
    1 Fragen nach der Technik. Предлог nach обозначает движение вслед чему-
    либо. — 221.

    2 По-видимому, имеются в виду тезисы вышедшей в 1949 книги Карла Ясперса «Начало и цель истории»: «Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства... Техника — только средство... сама по себе она не хороша и не дурна»; а с другой стороны, «Техника — это совокуп­ность действий знающего человека, направленных на господство над природой» (Ср. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.: Политиздат, 1991). — 221.

    3 Возможно, имеются в виду также положения Ясперса из вышеназванной книги: «Человек попал под ее (техники) власть... Судьба человека зависит от того способа, каким он подчинит себе последствия технического прогресса... как человек, подчинившийся технике, станет господствовать над ней» (Ср.: ук. соч., с. 140). «Духовное овладение» — почти ритуальный мотив западной философии техники. Ср.. например, вступительное слово А. Димера к пленарным заседаниям XVI Всемирного философского конгресса: «актуальная ситуация» вторжения техники в человеческое существование не только в смысле изменения окружа­ющей среды, но и особенно в смысле «биологической и социальной инженерии» «выдвигает настоятельное требование духовного овладения, на основе которого только и становится возможным практическое и техническое овладение» этой ситуацией (Diemer A. Aktuelle geistige Herausforderung // 16. Weltkongress für
    Philosophie — 1978: Kongreß-Zeitung. Düsseldorf, 1978, 28. Aug. S. 1). — 222.

    4 Соответствующее начало называется у Аристотеля «движущее», «подвигну­вшее», «то, что первое сдвинуло», «то, откуда движение», «то, откуда начало движения». Κίνησις «движение» на философском языке Аристотеля есть прежде всего «сдвиг», «изменение». — 223.

    5 Ύποκείσθαι — «под-лежание», откуда лат. subiectum. См. «Наука и осмыс­ление»: в античном понимании «подлежащим», «субъектом» была достигшая осуществленной полноты, вошедшая в человеческий мир и присутствующая в нем вещь, обязывающая человека к ответу и соответствию. — 224.

    6 Непосредственно перед вышеприведенным местом «Пира» Диотима гово­рит (пер. С. К. Апта): «Творчество — понятие широкое» (Платон, Соч., т. 2. Μ­., 1970, с. 135). — 224.

    7 По Аристотелю, природа есть «пребывающее в себе начало движения» (О небе III 2, 301 b 17). Она «создает произведения», подобно уму (О душе II 4, 415 b 17), «творит», «живописует»; подобно искусству, она следует логосу, хотя в ее произведениях больше целесообразности и красоты (О частях животных I 1; 639 b 16—20). Искусство — «начало в ином», природа — «начало в себе»: человек рождается от другого человека, статуя не рождается от другой статуи. — 224.

    8 «Кто был, однако, Рожден, чтоб остаться Всю жизнь свободным и прихо­тям сердца Следовать с высот благодатных, Кто, если не Рейн, лоном святым на счастье рожденный?» (Гёльдерлин Ф. Соч. М., 1969, с. 161—166. Пер. В. Микушевича). — 227.

    9 Т.е. существо техники не столько в разнообразной деятельности исполь­зования возможностей природы и общества, сколько в обеспечении возможностей такого раскрытия, в самовоспроизведении. — 227.

    10 По Гегелю, в отличие от орудия труда, косной вещи, формально применяемой в деятельности, машина — самостоятельное орудие, которым человек об­манывает природу, заставляя ее работать на себя. Обман мстит обманщику, низводя фабричного рабочего до крайней степени тупости. — 227.

    11 Чем больше человек захвачен тем, что открылось его мысли, тем меньше он успевает задуматься о природе и истоке своего озарения; чем полнее открыва­ется бытие, тем глубже оно утаивается, отсылая от себя к вещам. — 228.

    12 Т.е. область опредмечивающего представления. Человек перешел от средневекового символического к новоевропейскому объективному восприятию суще­го не потому, что так решил и запланировал. — 228.

    13 Беспредметность (das Gegenstandlose) — здесь не бессодержательность, а, как в абстрактной живописи, утрата бывшими предметами индивидуальной самостоятельности, их подчинение единому всеобъемлющему предмету — си­стеме. — 228.

    14 Т.е. платоновская идея, сверхвещественная суть земных вещей утверди­лась в 20 в. в облике постава, который сегодня, как прежде идея, организует мир, наделяя вещи значением и назначением соразмерно втягиванию их в единую систему овладения действительностью. Хотя постав исторически намного млад­ше идеи, он впервые развертывает ее существо, никогда прежде не являвшееся с такой определенностью (Heidegger M. Zur Seinsfrage // Heidegger M. Wegmarken. Frankfurt a. M.: Klostermann, 1967, S. 229). — 229.

    15 «Возникающее незавершенно и движется к своему началу, так что поздней­шее по возникновению первее по природе» (Аристотель. Физика VIII 7, 261 а 13—14 и др.).- 230.

    16 «Действующая причина», «формальная причина» (лат.). В формальной (формирующей) причине иногда уже у Аристотеля и часто позднее объединялись действующая и целевая, так что вместо четырех причин оставались две — форма­льная и материальная. — 231.

    17 См. Heisenberg W. Das Naturbild in der heutigen Physik // Die Künste im technischen Zeitalter. München, 1954. S. 43 ff.

    Гейзенберг говорил в этом докладе, включенном им в 1971 в сборник «Шаги за горизонт»: «Законы природы, математически формулируемые нами в кванто­вой теории, говорят уже не об элементарных частицах самих по себе, а о нашем познании элементарных частиц... Естественнонаучная картина мира перестает тем самым быть естественнонаучной в собственном смысле слова» (Heisenberg W. Schritte über Grenzen. München, 1973, S. 115; 126). По Хайдеггеру, гейзенберговское соотношение неопределенностей — способ средствами все того же объективиру­ющего метода зафиксировать в виде надежной, пусть статистической закономер­ности и тем самым сделать достоянием научной системы даже ту «контратаку» действительности, в которую она перешла, когда внезапно перестала в атомной физике укладываться в традиционные научно-объективирующие понятия (Heidegger. Zur Seinsfrage... S. 230). Гейзенберг косвенно признал свою принадлеж­ность к традиции метафизической мысли в посвященной Хайдеггеру статье: «Я не вижу, чтобы в той части современного мира, в которой, по-видимому, совершают­ся наиболее сильные движения, а именно в естествознании, историческое движение уводило прочь от идей и ценностей. Напротив, истолкование через идеи и ценно­сти практикуется с большей интенсивностью, только в каком-то более глубоком слое» (Dem Andenken Martin Heidegger. Frankfurt a. M., 1977. S. 45). Ср.: Хайдег­гер, Учение Платона об истине, с. 357. См. по этому вопросу также: Heisenberg W. Grundlegende Voraussetzungen in der Physik der Elementarteilchen // Martin Heidegger zum 70. Geburtstag: Festschrift. Pfullingen, 1959, S. 276—290. О диалоге между Хайдеггером и Гейзенбергом см.: Chiodi P. Il problema della tecnica in un incontro fra Heidegger e Heisenberg // Aut aut, n. 32. Milano, 1956, p. 87—108. — 231.

    18 T.е. ничего изменить в своей принадлежности к технической эпохе человек не может. См. «Время картины мира», с. 52.— 231.

    19 Выступление «О существе истины» (1930) вышло первым изданием: Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. Frankfurt a. M.: Klostermann, 1943. Включе­но в сборник «Путевые знаки». См. Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit // Heidegger M. Wegmarken... S. 85: «Эк-зистирующее, открывающее присутствие правит человеком, причем так изначально, что только оно обеспечи­вает тому или иному человечеству то отношение к сущему в целом, которое впервые обосновывает и очерчивает всякую историю». — 232.

    20 Т.е. историография, делающая историю своим материалом, кажется возвысившейся над историей, но она обязана своим возникновением историческому сдвигу, выдвинувшему ее на место прежнего мифологического и поэтического
    осмысления событий. — 232.

    21 Иррациональное своеволие и рационалистическая скованность оказывают­ся одинаково далеки от исходной свободы. - 232.

    22 Т.е. свободу впервые дарит «просвет» бытия. — 232.

    23 Ср. «Наука и осмысление», с. 252.— 232.

    24 Т.е. будет всесторонне обследовать и не увидит сути; истолкует всеми мыслимыми способами и все же извратит. Говоря, что техническая обработка действительности уводит от ее существа, Хайдеггер близок к тому пониманию опасности, которое одновременно с ним предложил В. Гейзенберг: «При, по-видимому, неограниченном расширении своей материальной мощи человечество оказывается в положении капитана, чей корабль так солидно построен из стали и железа, что магнитная стрелка его компаса указывает уже только на метал­лическую массу корабля, а не на север. На таком корабле уже невозможно
    достичь цели; он будет теперь просто ходить по кругу (Heisenberg W. Das Naturbild der heutigen Physik... S. 126). — 233.

    25 «Впервые в истории человек на нашей планете противостоит лишь сам себе... Мы живем в мире, настолько измененном человеком, что повсюду, об­ращаемся ли мы с аппаратами повседневной жизни, принимаем ли приготовлен­ную машинами пищу или пересекаем преображенный человеком ландшафт, мы снова и снова сталкиваемся со структурами, вызванными к жизни человеком, снова и снова встречаем, в известном смысле, лишь сами себя» (Heisenberg W. Das Naturbild... S. 120-121). — 233.

    26 Диаметральная противоположность тезисов Гейзенберга и Хайдеггера здесь кажущаяся. К мысли Хайдеггера, что в наше время сам человеческий субъект вместе с его отношением к объекту подвергнут опредмечению, подходил и Гейзенберг. «Речь идет уже, собственно, не о картине природы, а о картине наших отношений к природе» (Heisenberg W. Das Naturbild... S. 125). Наоборот, сходство Хайдеггера с Ясперсом, говорящим о превращении общества в «одну большую машину» с человеком в роли сырья, только внешнее: для Ясперса техника — «демоническая сила», невзначай поработившая человека, для Хайдеггера она — истиннейшее обнаружение существа и призвания новоевропейского субъекта. — 233.

    27Первые строки гельдерлиновского гимна «Патмос» в его заключительной редакции (1802): «Близок и труден для понимания Бог. Но где опасность, там вырастает и спасительное». Ср. Maler A. Wo aber Gefahr ist, Wächst das Rettende auch: Zu Hölderlins Bibeltopik // Euphorion, 71, 1977. — 234.

    28 Явление техники возвращает нас к раннему пониманию бытия как имуще­ства. Если в отношении природных вещей еще можно было надеяться, что их бытийную сущность можно извлечь из них путем наблюдения, анализа и обобще­ния, то пытаться понять сущность техники, наблюдая и изучая, например, устрой­ство авиалайнера, — абсурдное занятие. Здесь необходим подход, идущий от замысла, с каким человек создал и поддерживает свою технику. — 235.

    29 Wesen («сущность», «существо») имеет этимологическую связь с Anwesen «владение, крестьянская усадьба», währen «пребывать», «длиться», Währung «ва­люта», gewähren «осуществлять, ручаться, гарантировать», wahr «истинный, вер­ный». — 235.

    30 В русском примерно те же соответствия: слово «суть» (с его формами «есмь», «есть») связывается через гипотетическое праславянское *sotь с латинским sonticus «лежащий в основании», готским sunja «истина», древнеиндийским sant, sat «подлинный, правдивый, истинный, сущий»: возможно, к тому же корню относится слово «истина». — 235.

    31 «Спокойный ход, какой приобрело все это дело, не был ускорен и помолв­кой. Обе стороны хотели, чтобы все продолжало осуществляться (fortgewähren) именно таким образом» (Goethe W. Die Wahlverwandschaften. Leipzig, 1968. S. 209) .— 236.

    32 Техника осталась у новоевропейского субъекта главным или единственным обеспечением его места в бытии. Без техники он прекратил бы свое историческое существование. — 236.

    33 Желание «овладеть техникой» само входит в орбиту техники. Двигаясь по кругу овладения техникой как инструментом, мысль оказывается частью постава. — 236.

    34 Интенсивность технического производства, с одной стороны, не оставляет времени для осмысления бытия, с другой — говорит о небывалой в истории захваченности человека истиной бытия, открывшейся в образе науки. — 237.

    35 «Констелляция» современности определяется близостью двух, казалось бы, взаимоисключающих явлений: планетарного технического производства и тайны бытия. Хайдеггер видит в технике путь (через сближение с искусством) к небывалому историческому величию человека. См. «Поворот», с. 256. — 237.

    36 «Ум невидим, потому что любовь к нему стала бы безумной, если бы что-либо представило взору его явственный образ... Только красоте выпало на долю это — быть наиболее явственно-сияющей и вызывать наибольшую любовь к себе» (Платон, Федр 250 d). — 238.
    Краткое изложение статьи.

    Дилемма «научно-технический прогресс для человека или человек для прогресса?» возникла в философии еще в 20-е годы прошлого века (например у К. Ясперса) и ко второй половине XX века стала уже едва ли не банальностью. Разрешалась она не менее банальным способом, который по большей части сводился к увещаниям решительно осознать и не забывать о том, что человек свободное по сути своей существо и потому в принципе не может и тем более не должен быть рабом своих собственных проектов и произведений. Но если эта мысль столь проста, почему же она все время ускользает из нашего сознания? (Примеры: от обычной привычки к использованию все новых и новых технических средств во всех областях повседневной жизни, до убежденности общества в гарантированности новых научных открытий в будущем и неспособности ученого остановиться на полпути к решению загадки, даже если у него вызывает сомнения возможное использование результатов его работы – новые виды оружия, этические аспекты клонирования и т.п.).

    Ответ Хайдеггера: по-видимому, сущность техники не есть нечто техническое. Т.е. по своему существу техника как таковая не есть инструмент в руках человека, которым он может совершенно свободно манипулировать и от которого в конце концов может отказаться. На самом деле техническое производство это способ каким бытие переходит из возможности в действительность, актуализируясь, воплощаясь в сущем (конкретных единичных вещах). Человек же затребован, или захвачен, этим способом реализации бытия, техническое производство – это в определенном смысле судьба человека. Как Хайдеггер обосновывает эту мысль?

    Прежде всего может показаться, что пусть даже это верно для всех создаваемых человеком искусственных вещей, но ведь есть еще и природа, которая есть то, что она есть сама по себе, независимо от человеческой деятельности. Хайдеггер же демонстрирует, что это не так. Например, мост построенный в Средние века, действительно скорее встроен в реку, приспособлен к ней, нежели наоборот. Но в случае с гидроэлектростанцией мы скорее скажем, что река встроена в гидроэлектростанцию; теперь мы, наконец, поняли, что река имеет смысл не «сама по себе» независимо от человеческой деятельности, а по своей сущности представляет собой источник энергии, которая извлекается и используется человеком в процессе технического производства. Как выражался Аристотель: «первое по сущности – последнее по существованию», – т.е. не сразу, а лишь на определенном этапе истории сущность реки наглядно проявилась, дала себя увидеть, и произошло это тогда, когда наука и техника достигли достаточно высокого уровня развития.

    Что же с господствующим положением человека по отношению к этому процессу, не убеждаемся ли мы тем более в том, что человек господин всего сущего, распоряжающийся его (этого сущего) бытием?

    Здесь Хайдеггер продолжает свое обращение к Аристотелю и его учению о 4-х началах всех вещей: их формальной, материальной, целевой и действующей причинам. По внимательном размышлении обнаруживается, что человек полностью не распоряжается, не властен ни над одной из этих причин. (Надеюсь, при необходимости вы сможете это показать). Самое главное, что само его существование – это существование в качестве действующей причины (того что соединяет подходящую материю с подходящей формой в свете определенной цели), человек не может существовать, не действуя, он поставлен в просвет бытия, через который проявляются, выходят на свет возможности, воплощаясь в действительных вещах. Человек, тем самым, необходим, но как необходимое средство, скорее как слуга, а не как господин. Хайдеггер пишет, что человек – пастух бытия. Его дело – быть открытым (прислушиваться и вглядываться), быть самим этим просветом, через который возможное проникнет в мир и станет действительным.

    Наконец, самая большая проблема, что техническое производство – это особый способ осуществления бытия при котором, все таким образом выходящее из потаенности осуществляется как постав – состоящее в наличии для распоряжения и манипулирования в целях дальнейшего развертывания технического производства. Захваченность этой судьбой грозит человеку тем, что: 1) он повсюду начнет видеть лишь отражение самого себя (ведь он производит все, что существует); 2) сам себя начнет воспринимать как нечто состоящее в наличие и готовое для использования. Это опасность тоталитаризма.

    Спасение – не отказаться от техники, это невозможно, а вспомнить об ином способе «производства» (поэзиса!) – о поэзии, искусстве. Произведение искусства не есть часть постава, это нечто самоценное, а никак не инструмент, прилагаемый к чему-то еще, и сам художник «не состоит в наличии», готовый для использования, поскольку для создания произведения искусства нет заранее данных однозначных правил, подобных правилам эксплуатации машин.
    1   2


    написать администратору сайта