Этапы
| Деятели
| Характеристика этапа (направления)
| Своё мнение
|
Анимизм. В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе
| Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII—I вв. до н.э.
| Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материальный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.
|
|
Античность. Развитие идеалистических взглядов на психику человека
| Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.).
| Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу.
|
|
Античность. Идея неразделимости души и живого тела.
| Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразделимости души и живого тела.
| В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мнению Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.
|
|
Средневековье
| Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561—1626)
| Обосновывает идею о решающей роли в научном познании эксперимента, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обоб-щения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действительности. Все это переносится и на изучение человека.
|
|
Средневековье
| Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке»)
| Вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впоследствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт счи-тал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействиемвнешних явлений, обстоятельств на «машину тела».
|
|
Новое время
| Бенедикт Спиноза (1632—1716
| Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир.
Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов научной психологии — принцип детерминизма.
|
|
Новое время
| Немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716)
| Впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ — «монад»
|
|
Новое время
| Джон Локк (1632—1704)
| Родоначальником эмпирической (опытной) психологии становится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особенностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое раз-витие.
|
|
Новое время
| Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820)
| разрабатывает проблему рефлексов и дает классическое определение рефлекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раз-дражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (какнизшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.
|
|
19 век, новейшее время
| Английский невролог Ч. Белл, французский физиолог Ф.Мажанди
| Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф.Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.
|
|
Новейшее время
| Ч. Дарвина (1809— 1882)
| В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч. Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении чело-века и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой.
|
|
Новейшее время
| Советский психолог А. Н.Леонтьев
| В структуре сознания А.Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование личности.
|
|