Главная страница

Характеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый


Скачать 6.8 Mb.
НазваниеХарактеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый
Дата12.04.2022
Размер6.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаObschaya_psikhologia_noyabr.docx
ТипДокументы
#464119
страница82 из 129
1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   ...   129

152


 КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive maр) – субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. См. Пространственные представления. (Т. П. Зинченко)Добавление: К. к. – метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч. Толменом (1886–1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «Когнитивная карта у крыс и человека» (1948) след. образом: «Поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать когнитивной картой окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное». Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать «непосредственными» (или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. (Б. М.)

 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА (англ. neurolinguistics) – научная отрасль, стоящая на границе психологии (психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства) были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций). Становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики – с другой.

В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию – как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртенэ, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматизмов, наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр, Сигнальные системы, Фонематический слух. (Т. В. Ахутина)

153


 БАШНЯ МОЛЧАНИЯ (англ. silent tower) – каменное сооружение с толстыми стенами и рвом (а также с герметическими лабораторными камерами), построенное в Л. по заказу И. П. Павлова для проведения экспериментов с собаками по выработке условных рефлексов. Предполагалось, что изолированные от случайных внешних шумов животные будут демонстрировать нормальное поведение, а исследователи смогут проводить «чистые» эксперименты. Против всех ожиданий собаки «отказывались» работать в таких условиях и демонстрировали явно ненормальное поведение. (Б. М.)

154


 РЕФЛЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО (англ. reflex circuit) – фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4 составляющих: афферентации (Aff), центрального управления (CSS), эфферентации (Eff) и движущейся системы (Mot). Впервые подробно изучено Н. А. Бернштейном, предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 10):Рис. 10

См. также Координация движений, Принцип сенсорных коррекций, Построение движения, Сервомеханизм моторики.

155


 ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ (сформулирован Н. А. Бернштейном) (англ. principle of sensory corrections) – использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов, специфических для каждого уровня построения движений. Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики. Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи, откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего – плавность, точность, стабильность. (А. И. Назаров)

156


 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious) – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает (см. Психоанализ). Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии, так и в экспериментальной психологии. На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их соц. неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).5. Структуры общественного Б. – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и соц. нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека – неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. См. также Автоматические процессы, Бессознательные умозаключения, Гельмгольц Герман фон. (Д. А. Леонтьев)

157


 ГИПНОЗ (англ. hyрnosis; от греч. hyрnos – сон) – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения. Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в Г. с резким понижением чувствительности к действию всех др. факторов (вплоть до полной анестезии в глубоком Г.). Первостепенное место в возникновении и протекании Г. принадлежит психологическим факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего влияния, искренности и выразительности интонации при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к соц. среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре Г.). Отличительной чертой Г. является строгая, не свойственная сну и бодрствованию избирательность в усвоении и переработке информации.

Принято выделять 3 стадии Г.: сонливость, гипотаксию, снохождение (сомнамбулизм; от лат. somnus – сон + ambulo – хожу). 1-я стадия характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этой стадии Г. пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному отчету, спящим себя не считает. 2-я стадия — гипотаксия – отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без внушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. 3-я стадия представляет собой наиболее глубокую степень Г., когда пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотизером: пациенту можно внушить галлюцинаторные переживания; изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители; заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия, соответствующие внушенной ситуации (скакать на лошади, грести, катаясь на лодке, ловить бабочек, собирать цветы, отмахиваться от пчел, прогонять собак и т. д.). На этой стадии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующими внушенному, чаще детскому, возрасту; легко добиться полной потери чувствительности к болевым раздражениям и выключения др. анализаторов; можно производить постгипнотические внушения, т. е. приказания о выполнении к.-л. действия спустя заданное время после гипнотизации. В глубоком Г. можно наблюдать расщепление личности, когда загипнотизированные «живут» двойной жизнью (за себя и за внушенный образ). Еще один эффект гипнотического воздействия – отрицат. галлюцинации, т. е. внушенное невидение реально существующих предметов, что может проявляться на протяжении долгого времени после выхода из Г. Но возможности внушения не безграничны. При попытках внушить пациенту покушение с помощью бутафорского оружия у него возникала нервная сшибка, заканчивавшаяся истерическим припадком.

Знакомство с явлениями Г. существовало у людей с незапамятных времен. К первым попыткам объяснения природы Г. следует отнести учение Ф. А. Месмера о животном магнетизме (XVIII в.). В 1784 г. Шастенэ де Пьюисегюр, занимаясь магнетическими пассами, открывает наиболее глубокую стадию Г. – искусственный сомнамбулизм («лунатизм»). В 1813 г. аббат Фариа впервые ввел методику словесного погружения в Г. Джеймс Брэйд в трактате «Нейрогипнология» (1841) впервые использует термин «Г.», который вытеснил слово «магнетизм». С этим фактом связывают начало эры научной гипнологии.

Во 2-й пол. XIX в. вокруг понимания сущности Г. возник спор между 2 фр. школами – нансийской (И. М. Бернгейм), где Г. описывали как результат того, что человек (гипнотик) поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом выраженной критики к внушению (по их выражению: «Г. нет, есть только внушение»), и сальпетриерской, или парижской (Ж. М. Шарко), в которой Г. понимался как болезненное состояние, связанное с истерией. Шарко, изучая явления Г. на больных, страдающих истерией, выделял след. стадии Г.: каталепсия, летаргия, сомнамбулизм. Оппонируя Шарко, нансийцы утверждали, что Г. связан исключительно с внушением, а не с патологической, истерической природой самого Г.

В ряду рос. физиологов, изучавших Г., необходимо назвать В. Я. Данилевского, который дал экспериментальное обоснование единства природы Г. у человека и животных, и В. М. Бехтерева, который делил Г. на 3 стадии (малый Г., средний и глубокий) и впервые предложил сочетать Г. с самовнушением. Ученик В. М. Бехтерева В. П. Протопопов высказал гипотезу о том, что состояния Г. м. б. объяснены с помощью принципа доминанты (А. А. Ухтомский). По Протопопову, Г. есть не тормозное состояние, но особая форма бодрствования, аналогичная состоянию человека при концентрации внимания на 1 раздражителе (своего рода реакция сосредоточения). И. П. Павлов указывал на то, что физиологическую основу Г. (у животных и человека) составляет процесс торможения в коре больших полушарий. С этой т. зр. Г. есть частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков коры присутствует бодрствующий, сторожевой пункт, обеспечивающий возможность раппорта. С т. зр. отечественной психотерапии (В. Е. Рожнов, А. М. Свядощ, И. З. Вельвовский) Г. нельзя смешивать с внушением. Неверным также является положение о том, что Г. возникает только в результате речевого воздействия. В Г. можно погрузить не только человека, но и животных. А вот способность воспринимать словесные внушения присуща только человеку.

Свою трактовку природы Г. дал З. Фрейд: это бессознательное перенесение на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде и вытесненных отношений сына к отцу (источником последних является комплекс Эдипа), что и создает неодолимую власть гипнотизера.

Одним из последних течений в области гипнотерапии является подход М. Г. Эриксона. Его ученик, С. Гиллиген, назвал этот подход кооперативным, т. к. в нем предполагается сотрудничество клиента и гипнотизера, основанное на принципах утилизации и гибкости: терапевт учитывает стереотипы самопроявления субъекта, рассматривает их как основу возникновения транса, использует нестандартные, адаптивные команды. Сначала он следует за текущим поведением субъекта, а затем начинает им руководить. Путь к трансу всегда уникален, транс возникает из межличностного взаимодействия на уровне ощущений, когда обе стороны становятся все более восприимчивыми друг к другу. Для этого терапевт должен выработать у себя восприимчивое состояние дефрейминга, в котором он отказывается от собственных шаблонов и «усваивает» (утилизирует) новую «реальность» (клиента). Транс должен создать и у клиента дефреймированное (т. е. неискаженное) самовосприятие. Важны также идеодинамика (действие кажется текущим автоматически, без участия и усилия субъекта) и подчинение логике «оба/и» (человек идентифицируется с обеими сторонами взаимодополняющего деления на «это» и «то», «внутри» и «вовне», «субъект» и «объект»). См. Гипнопедия. (И. М. Романенко)

158


 АРТЕФАКТ (англ. artifact, artefact).1. В культурно-исторической психологии А. – искусственное средство деятельности: орудия и знаки (в т. ч. слово, символ и т. д.). Син. (но не всегда) медиатор. Следует пояснить, что человек в своей деятельности и жизни пользуется не только искусственными средствами, но и природными (напр., энергией ветра, солнечным теплом, пещерами, тенью от дерева и т. п.). Кроме того, термин «медиатор» относится к людям-посредникам в разных сферах деятельности.2. В широком смысле А. – любые продукты (и даже отходы) жизни и деятельности человека. Иногда из предельно широкого понимания А. выделяют в особую категорию духовные продукты (ментифакты), в силу чего А. – это любой материальный объект культуры, в т. ч. измененный человеком природный объект. А. и ментифакты противопоставляются натурфактам. См. также Артефакт эксперимента. (Б. М.)
1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   ...   129


написать администратору сайта