Главная страница

Хохломская роспись Устинова А.8Г. Хохломская роспись Работу выполнила ученица 8 класса Г Устинова Анна


Скачать 3.19 Mb.
НазваниеХохломская роспись Работу выполнила ученица 8 класса Г Устинова Анна
Дата18.12.2022
Размер3.19 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаХохломская роспись Устинова А.8Г.pptx
ТипДокументы
#850828

Хохломская роспись

Работу выполнила ученица 8 класса «Г» Устинова Анна

Легенда о том, как появилась хохломская роспись:


Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь , украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями ,травой ,ягодами ,рыбами , птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по миру , у него появились продолжатели его ремесла.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Периоды развития хохломского искусства:

  • Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это - чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.
  • С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.
  • Во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.
  • Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и лубяные мочесники для хранения веретен.
  • В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.
  • Первый конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века - увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 



написать администратору сайта