Хорошее самочувствие Новая терапия настроений Д. Бернс москва вече персей act 1995
Скачать 2 Mb.
|
Часть вторая. Практическое применениеГлава четвертая. Первый шаг к самоуважениюВо время депрессии многие больные уверены в своей никчемности. Анализ доктора Аарона Т. Бека показал, что больше восьмидесяти процентов депрессирующих испытывают самоотвращение. В дальнейшем Бек исходил из того, что больные видят свои недостатки во многих областях, но у них могут быть реально высоки такие качества, как интеллигентность, способность к подвигу, популярность, здоровье и сила. Он сказал, что самоимидж (самоосознание депрессирующего) можно охарактеризовать четырьмя словами: неудача, несовершенство, обделенность и одиночество. Все эти негативные эмоции — результат низкого самоуважения. Самоимидж во время депрессии — это увеличительное стекло, преображающее случайные ошибки и неудачи в символы личного несовершенства. Например, первокурсник Эрик ощущает на занятиях страх: «Когда профессор вызовет меня, я скорее всего все перепутаю». Постоянный страх Эрика все перепутать доминирует в его сознании, причина возникновения которого выяснилась в нашей беседе. (56:) Я: Предположим, что ты все перепутал в классе, почему это расстроило бы тебя? В чем трагедия? Э: В том, что я выставлю себя дураком. Я: Предположим, ты выставил себя дураком. Почему это так расстроит тебя? Э: Тогда каждый сможет смотреть сверху вниз на меня. Я: Пусть так. Что тогда? Э: Тогда я буду чувствовать себя несчастным. Я: Почему ты будешь чувствовать себя несчастным при подобном отношении людей? Э: Что я могу ожидать, не являясь сколько-нибудь стоящей персоной. Впоследствии это может повредить моей карьере: имея плохую репутацию, я не стану юристом. Я: Пусть ты не стал юристом, допустим, ты исключен за неуспеваемость. Это стало бы особым провалом для тебя? Почему? Э: Всю жизнь я мечтал стать юристом, провал означал бы мое полное поражение. Я: Ну? Э: Жизнь стала бы пустой. Я — неудачник, я никчемен. В этом диалоге Эрик показал, почему он уверен в катастрофичности чьего-либо неодобрения, допущения ошибок или неудачи. Он верит, что если одна персона смотрит сверху вниз на него, то и все тоже. Да, это было бы так при условии, что всемирное признание негодности стало вдруг штамповаться на его лбу от каждого взгляда. У него не было чувства собственного достоинства, что не способствовало (57:) успеху. Свои достижения Эрик мерил по чужим взглядам. Если его страстное желание получать одобрение и комплименты было неудовлетворено, то Эрик чувствовал себя ничем в глазах других. Совершенство Эрика, построенное на одобрении его достижений посторонними, — нереально и равносильно самопоражению. Но для Эрика этот стимул действителен и необходим. Любой находящийся в состоянии депрессии может убедиться, как тяжело переделать нелогичные штампы мышления, из-за которых больной смотрит «сверху вниз» на себя; он верит, что на самом деле несчастен, и любой намек на обратное кажется ему неубедительным. Несчастье, если не только больной верит в свои беды. Во многих случаях он будет так настаивать на своей несоразмерности требованиям, что в это могут поверить друзья, семья, и даже личный врач. Многие господа психотерапевты «покупались» на негативные взгляды депрессирующих без глубокого анализа утверждений пациента. Это показано в работе Зигмунда Фрейда «Скорбь и меланхолия», которая является основой классического подхода психоанализа к лечению депрессии. В этом исследовании Фрейд сказал, что когда пациент говорит: «Я печален, неспособен к достижениям, морально подавлен», то он может быть прав. Результат этих утверждений абсолютно бесполезен для терапевта. Фрейд уверен, что терапия может опираться на то, что пациент действительно не интересен, не привлекателен, не честен; мелочен и эгоцентричен. Эти постулаты опираются на свойственную человеку веру в себя, выделенную Фрейдом, и существование болезненного процесса подведения своих верований под категорию правды. «Пациент изображает свое «эго» несчастным, неспособным (58:) к каким-либо достижениям и морально презренным. Он упрекает себя, чернит себя, ощущает вину и предписывает наказание. Это может быть одинаково бесполезно как для научной, так и для терапевтической точки зрения; противоречит реальному состоянию самого пациента. Но он должен непременно быть прав каким-то образом (по-своему), и больной описывает свое «эго» таким, каким оно ему видится. Действительно, мы должны иногда подстраиваться под его утверждения без проверки. Он, действительно, так неудачлив в интересах, любви, достижениях, как он и говорит (по-своему). Возможно больной в своих самообвинениях выказывает более тонкое чутье на правду, чем другие люди, не меланхолики (по-своему). Когда в своем преувеличенном самообличении он описывает себя ничтожным, то это может быть истинно, ведь конечная цель прячется в несчастьях самого больного. Но это может быть и ложным, ведь мы не знаем насколько близко он подходит к пониманию себя (по-своему). Мы только удивляемся, почему человек заболевает, если он не смог устоять перед истиной». Зигмунд Фрейд «Скорбь и меланхолия» Пусть лучше терапевт держит в руках неадекватные чувства больного как экстремальное средство, потому что ощущение невезения — ключ к депрессии. Вопрос так же имеет и философское звучание. Присуще ли человеческой природе отклонение от стандарта? Действительно ли депрессирующие повернуты лицом к максимальной правде о себе? И что же является первопричиной истинного самоуважения? Эти, по-моему, очень важные вопросы человек всегда будет задавать себе. (59:) Человек не может поднять чувство собственного достоинства своими достижениями в делах. Успехи приносят удовлетворение, но не счастье, так как самоценность, основанная на них — псевдоуважение, а не истинное чувство, что подтверждается успешностью моей борьбы с депрессией. Недопустимо, чтобы ощущение самоценности базировалось на взглядах, талантах, судьбе. Мерилин Монро, Марк Роско, Фредди Принц и многие другие жертвы суицида аттестовали эту жестокую правду. Так же нельзя любовью, одобрением, дружбой, заботой или способностью к близости хоть на одну йоту поднять неотъемлемую ценность. Великое множество депрессирующих были любимы, но это не помогло им, так как САМОлюбие и САМОуважение отсутствовали. По большому счету, играет роль только личное ощущение самоценности. Итак, читатель с некоторым раздражением может спросить: «Как приобрести ощущение самоценности, собственного достоинства? Я уверен, что другие люди лучше меня. Я не думаю, что что-нибудь поможет мне изменить свою суть». Одна кардинальная особенность когнитивной терапии — она не покушается на чувства низкой самоценности. В моей практике я помогал пациентам полностью изменить самооценку, я поднимал некоторые вопросы снова и снова: «Действительно ли ты прав, настаивая на собственной духовной мизерности?» Первый шаг к самоуважению — понять больному, почему он настаивает на собственной ничтожности. На этом этапе он еще будет защищать чувство собственной неценности, не совсем адекватно понимая смысл сказанного. (60:) Это мнение основано на исследованиях Бека и Девида Браффа, показавших нарушения мышления у депрессирующих, которые сравнивались с больными шизофренией и здоровыми людьми в способности интерпретировать пословицы, такие как: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И шизофреники, и депрессирующие допустили много логических ошибок, имели сложности с объяснением смысла, они были чрезмерно конкретны и не могли сделать точный разбор. У депрессирующих грубость дефектов была менее глубокая и причудливая, чем у шизофреников, но они были очевидно ненормальными в сравнении со здоровыми людьми. На практике выяснено, что во время депрессии человек теряет часть своих умственных способностей, до такой степени его беспокоят грядущие события. Негативные факты вырастают в своей важности до тех пор, пока они не захватывают всю реальность. При отсутствии же психических нарушений человек не испытывает ни уменьшения чувства собственного достоинства, ни депрессии. Какие типы психологических ошибок создаются в большей степени, когда человек смотрит «сверху вниз» на себя? Пришло время вернуться к видам нарушений в процессе познания, описанным в третьей главе. Большинство психологических расстройств при ощущении низкой самоценности вызвано максимализмом. Если человек с позиции «все или ничего» оценивает свою жизнь, то он убежден, что его действия могут быть только или великими или никакими. Так один продавец говорил мне: «Достижение девяноста пяти или более процентов в моей ежемесячной продаже от заданного — приемлемо, а девяносто четыре или менее — эквивалентно тотальному провалу». Максимализм является не только системой личного (61:) падения — он еще создает огромную массу опасений. Один психиатр заявил мне об отсутствии у него сексуального драйва и трудности в поддержании эрекции во время депрессии, влияющей как на его профессиональную карьеру, так и на личную жизнь. Он имел регулярные половые сношения в течение двадцати лет семейной жизни. Несмотря на его убывающий сексуальный пыл, который, в общем, являлся симптомом депрессии, он думал: «Я должен продолжить выполнение супружеского долга по плану». Эти мысли вызывали все большую тревогу и абсолютно не способствовали достижению удовлетворительной эрекции. Так как он уже не мог достигнуть своего сексуального рекорда, то начал линчевать себя со стороны «ничего». «Я неполноценный брачный партнер! Я неполноценный супруг! Я неполноценный мужчина! Я ничего не стою!» Хотя он был компетентным, можно сказать, уникальным, психотерапевтом, он сказал мне: «Доктор Бернс, мы оба знаем — это установленный факт, что у меня никогда не будет с супругой по-прежнему». Несмотря на годы медицинской практики, он смог убедить себя в этих мыслях. Повышение самооценкиТеперь читатель может сказать: «Я вижу, что вызвало низкую самооценку некоторых других людей, не похожих на меня. Вы лечили известных терапевтов и удачливых бизнесменов. По отношению к ним можно сказать, что недостаточное самоуважение не логично. Но я действительно зауряден, другие лучше выглядят, более популярны и удачливы. Что с этим поделаешь? Ничего, вот что! Мое чувство основано на реальности, маленькое утешение лишь в том, что все сказанное логично. Оба мы знаем — выхода (62:) отсюда нет, все это — самообман, поэтому никакая терапия не сработает». Сначала я покажу два терапевтических подхода, которые вряд ли смогут помочь, затем покажу методы, действительно повышающие самооценку. Некоторые психотерапевты позволяют обсуждать чувство неадекватности на протяжении всего лечения. Это несомненно полезно — признаться в своих ощущениях, но слабительное приносит облегчение лишь на некоторое время, а не навсегда, то есть результатом будет временное повышение настроения. Итак, если терапевт не обеспечивает больного объективной информацией о действительном егосамочувствии, то пациент воспринимает это как согласие со своими утверждениями. И может оказаться прав, так как существует вариант, что больной дурачил врача так же хорошо как и себя. В результате у пациента депрессия будет прогрессировать. Длительное молчание во время лечения может сделать пациента более несчастным и задавленным внутренней самокритикой. Терапия будет очень похожа на бесчувственный эксперимент. Недирективные методы, при которых терапевт играет пассивную роль, часто вызывают еще большую тревогу у пациентов. Сочувствие и забота терапевта часто помогают установлению лучшего самочувствия у больного, но улучшение будет кратковременным, если не произойдет значительной переоценки жизни. Если больной решительно не изменит самопонимания и верований, то рецидив депрессии неминуем. Эмоциональное очищение как самоцель недостаточно дляпреодоления чувства низкой самооценки, больному не поможет ни интуиция, ни популярная психология. Например, Дженифер была писательницей, она пришла на лечение в дикой панике, зная наперед, по опыту, свое эмоциональное состояние перед публикацией очередной (63:) новеллы. При первом посещении она сказала: «Меня лечили несколько психиатров. Они говорили, что мою проблему невозможно исследовать. Я догадываюсь, что причина в маме, которая довлела на меня своим совершенством. Она могла найти девятнадцать недочетов в только что убранной комнате. Я всегда хотела угодить ей, но не имела успеха. Терапевты говорили мне: «Прекрати глядеть на все глазами своей мамы, прекрати стремиться к сверхсовершенству». Но как я это сделаю? Никто не скажет мне как уйти от этого». Недовольство Дженифер — это то, что я слышу чуть ли не каждый день в моей практике. Заострение внимания на природе ее проблем может дать читателю возможность проникнуть в суть своих. Обычно внутренний дискомфорт отражается в действиях. Это не удивительно. Год за годом больной развивает свои психологические привычки, понижающие самооценку. Нужно попытаться планомерно изменить образ жизни. Перестанет ли заикаться заика, если проникнет в суть того, почему он не разговаривает правильно? Улучшится ли игра теннисиста только потому, что тренер сказал ему: «Не попадай так часто мячом по сетке»? Но если обсуждение эмоций и способность проникновения в суть — два основных блюда терапевтической диеты — не смогли помочь, что делать? Существует три этапа изменения чувства самооценки: быстрая и решительная перестройка мыслей, чувств, поступков. Эта работа будет основываться на систематическом проведении программ, содержащих конкретные методы, которые, если повторять их регулярно в течение некоторого времени, принесут успех. Мы подошли к первой ступени повышения самоосознания. Я открыл много специальных, легко выполняемых приемов, помогающих росту чувства собственного достоинства. Простое прочтение следующего раздела не гарантирует (64:) улучшения, нужно усиленно проработать его, исполнить практические упражнения. Я рекомендую ежедневно уделять некоторое время улучшению самоимиджа, так как только на этом пути можно добиться положительного результата. Особый метод поднятия чувства собственного достоинства1. Возражение внутреннему критику. Низкая самооценка может быть вызвана самокритикой. Мыслями типа «Я — ничто», «Я проклят», «Я ниже других людей». Для успешного возражения самообличению предлагаю три этапа: а) научить себя узнавать и описывать самокритические мысли, как только они появляются, б) выучить, почему эти мысли ошибочны, в) практическое возражение им и развитие более реальной самооценки. Эффективное средство для осуществления этого — «трехступенчатый метод». Нужно составить таблицу (см. таблицу 4.1), где левая колонка — «автоматические мысли» (самокритика), средняя — «нарушения в процессе познания», правая — «рациональный ответ» (самозащита). Итак, для примера, человек внезапно осознает, что опоздал на важную встречу, у него замирает сердце, он впадает в панику. Пусть он спросит себя в этот момент: «Что я сейчас о себе думаю? Почему это расстраивает меня?» Запишет эти мысли в левую колонку. Он может подумать: «У меня всегда все не так, я всегда опаздываю». Или: «Все будут смотреть на меня сверху вниз. Я — слюнтяй. Я сделал из себя дурака». Эти мысли вызывают эмоциональное расстройство. Они разрезают мозг также неистово, как нож — плоть. (65:)
(66:) Выделив автоматические мысли, нужно определить, к каким ошибкам познания они относятся. Так: «Я всегда опаздываю» — классический пример общего вывода из единичных фактов, заносятся в среднюю колонку. Главная ступень трансформации настроения — замещение автоматических мыслей рациональными в правой колонке. Существует объективная реальность, которую нужно признать, потому что, если в третьей колонке описываются неискренние верования, то результативность методики будет минимальной. Я рекомендую девиз: «Убедись, что ты уверен в своем опровержении самокритики». Только так можно понять нелогичность и ошибочность автоматических мыслей. Например, мысль «У меня всегда все не так» можно опровергнуть рассуждением: «Нужно забыть это. Я делаю некоторые вещи правильно или немного ошибаюсь, так же как и все. Я споткнулся на этой встрече, но непоправимого удара по моей репутации не было». При невозможности рационально ответить на особенно негативные мысли нужно забыть об этом на несколько дней и вернуться к этому позже, увидев другие стороны произошедшего. Так нужно работать по трехступенчатому методу по пятнадцать минут в день в течение одного-двух месяцев вплоть до свободного овладения. Не нужно бояться спрашивать других людей, какой рациональный ответ они могли бы дать на эти автоматические мысли, если не можешь сделать это самостоятельно. Внимание! Не следует стараться со всех сторон описывать свои эмоциональные реакции в первой колонке, нужно записать только те мысли, которые непосредственно вызывают эмоции. Представим ситуацию: вы — водитель, у вашей машины лопнула шина. Не стоит писать: «Я чувствую себя паршиво», (67:) так как это невозможно опровергнуть рациональным ответом, если вы действительно чувствуете себя паршиво. Нужно писать мысли, которые автоматически вспыхивают в уме в момент, когда вы увидели шину. Например: «Я так бестолков, я мог бы поставить новую шину еще в прошлом месяце». Или «О, черт, это только моя отвратительная судьба». На это уже можно найти рациональный ответ. «Конечно, было бы лучше поставить новую шину, но я не могу предвидеть всего, это же не значит, что я бестолков». Да, это принятие ответственности за независящее от вас событие Для того, чтобы проверить работоспособность метода, полезно сделать некоторые «эмоциональные подсчеты», до и после применения трехступенчатой методики, выяснив насколько изменилась актуальность чувств, вызванных автоматическими мыслями. Для этого во время заполнения первой колонки нужно оценить свои эмоции от 0 до 100%. В приведенном примере водитель, допустим, увидев шину, был расстроен и зол на 80%. Когда же он полностью разобрал ситуацию, то уровень своих эмоций оценил в 40%, то есть метод для него работает. Еще более тщательно разработал подобный метод Аарон Т. Бек: «Ежедневная запись дисфункциональных мыслей», где регистрируются не только автоматические мысли, но и чувства и отрицательные события, вызвавшие их (таблица 4 2). Например, человек боится инсульта В ситуационной колонке нужно описать актуальные факты (не автоматические мысли), потом нужно в соответствующих графах отметить чувства и мысли, объяснить или сделать «эмоциональный подсчет». Для некоторых людей ежедневная запись дисфункциональных мыслей предпочтительней, так как она позволяет более систематично анализировать факты, мысли и чувства. И после этой методики наступает также значительное улучшение. (68:)
* Примечание: когда вы расстроены, опишите ситуацию, которая, как Вам кажется, стимулировала недомогание, запишите автоматические мысли, сопровождавшие его. При оценке эмоций учтите — один процент — незначительная интенсивность, сто процентов — наиболее возможная. (69:) Давая рациональные ответы, в простой форме покажите абсурдность автоматических мыслей. Некоторые пациенты вначале отказывались делать это, говоря: «Что это даст? Метод не сработает потому, что он не сработает никогда; я действительно ничего не стою». Подобная позиция может служить только удовлетворению ошибочного предсказания судьбы. Попробуйте подтолкнуть себя к проведению ежедневной записи дисфункциональных мыслей, записывайте автоматические мысли и рациональные ответы по пятнадцать минут каждый день в течение двух недель и проследите за изменением результата BDI-теста. Вас может удивить резкая смена самоимиджа в лучшую сторону и быстрый рост самоуважения. По этому пути пошла Гейл, чувство собственного достоинства у которой было настолько низким, что она ощущала постоянный страх стать объектом критики для своих друзей. Ее постоянно вгоняла в ужас просьба соседки по комнате об уборке. Гейл до такой степени не верила в возможность поворота к лучшему, что я стал убеждать ее попробовать трехступенчатый метод. Когда она решилась, то была удивлена, как ее самоуважение и настроение начали коренным образом изменяться. Она отметила, что описание негативных мыслей помогло более объективно относиться ей ко всему. Гейл перестала так серьезно воспринимать автоматические мысли, и в результате ежедневной записи она почувствовала себя гораздо лучше (таблица 4.3). Гейл не была уникальна. Просто трехступенчатый метод — сердце когнитивной терапии. Чем объективнее вы будете относиться к себе, чем точнее будете записывать автоматические мысли и рациональные ответы на них, тем лучше сможете выявить причины, вызвавшие депрессию. Трехступенчатый (70:) метод не ограничивается проблемами личной неадекватности нормам, он может касаться громадного числа эмоциональных трудностей, при которых нарушения процесса мышления играют центральную роль; с его помощью можно научиться относиться с пренебрежением к таким «реальным» проблемам, как банкротство, развод, психические болезни; можно свести к нулю вещи, первоначально вызвавшие депрессию. Таблица 4.3
(71:) 2. Счетчик эмоций. Второй метод, хорошо показывающий негативные мысли — наручный счетчик, который можно купить в хорошем спортивном магазине. Он похож на часы, не дорог и каждый раз при нажатии кнопки число на циферблате увеличивается на единицу. Нажимать нужно тогда, когда негативные мысли возникают в голове, констатировать каждое тревожное чувство. В конце дня результат заносится в дневник. В первые несколько дней сумма будет расти, что обусловлено лучшей идентификацией критических мыслей. Потом от недели до десяти дней она будет держаться на одном уровне и затем начнет падать, показывая уменьшение негативных мыслей и улучшение самочувствия. На это требуется обычно около трех недель. Наручный счетчик позволит развить хороший самоконтроль. Для пожелавших использовать данный метод я хочу подчеркнуть, что он не заменяет методику, описанную в предыдущем пункте, не становится обходным путем, так как действует только в световой день, а болезненные ощущения могут возникнуть в любой момент. 3. «Держись, не хандри!» — призыв к женщине, считавшей себя «плохой матерью». Читая предыдущие разделы, вы можете подойти к себе с некоторой долей объективности: «Все сказанное может присутствовать в моих мыслях. Но что делать, если мои проблемы реальны?» Ненси — тридцатичетырехлетняя мать двоих детей, шесть лет назад развелась с первым мужем, на днях заключила второй брак, работает неполный рабочий день; обычно воодушевлена, увлечена, и полностью поглощена заботами своей семьи, но многие годы испытывает эпизодическую депрессию, во время которой Ненси становится требовательной (72:) к себе и другим, абсолютно не верит в свои силы. В такое время она и обратилась ко мне. Мне пришлось биться с ее огромными сомнениями в себе. Ненси получила сообщение в дневнике сына о том, что у него сложности в школе. Она приписала их себе и впала в депрессию. Наша беседа с Ненси во время лечебного сеанса: Н: Я могла бы работать с Бобом дома, так как он очень не организован и не готов к занятиям. Учительница мне сказала о низком самодоверии и неадекватной реакции на указания у ребенка, вследствие чего его школьная работа ухудшилась. Я обвинила во всем себя и почувствовала внезапно угнетенное состояние. Я сказала себе, что хорошая мать все время занимается с детьми. Я ответственна за его плохое поведение, я не могла представить, с чего начать. Я действительно плохая мать. Мне пришло в голову, что Боб идиот и провалится на экзаменах, и это станет моим провалом. (Моей первой задачей было атаковать ее заявление: «Я — плохая мать», так как я чувствовал: этот самокритический постулат парализовывал ее стремление к самопомощи и мешает устранению кризиса с сыном.) Я: В чем ошибочность заявления: «Я — плохая мать»? Н: ... Я: Возможны ли подобные мысли? Н: Вполне. Я: В чем суть этого заявления? Н: Это мать, которая плохо работает над воспитанием детей, не так эффективно как другие. Это же очевидно. Я: Итак, Вы утверждаете, что плохая мать — женщина (73:) с низким материнским искусством? Это ваше определение? Н: Некоторым матерям его не достает. Я: Всем матерям его не хватает в какой-то степени. Н: Так ли? Я: Нет в мире совершенной матери, всем им не хватает материнского искусства в какой-то степени. Подчеркиваю, ваше определение говорит, что всякая мать — плохая мать. Н: Я чувствую, что я — плохая мать. Не каждая же так? Я: Хорошо, прокрутим снова. Что такое «плохая мать»? Н: Плохая мать — та, которая, не понимая своего ребенка, постоянно допускает по отношению к нему ошибки, приносящие вред. Я: Получается, плохих матерей нет вообще, так как ни одна не может постоянно допускать ошибки, приносящие вред. Н: Ни одна? Я: Вы сказали, что плохая мать ПОСТОЯННО допускает вредящие ребенку ошибки. Нет такой личности, которая бы в течение двадцати четырех часов в сутки, ПОСТОЯННО, приносила вред. Каждая мать хоть что-то да делает правильно. Н: Но как же те родители, которые постоянно бьют, наказывают своих детей, они ведь плохие матери? Я: Да, такие родители существуют, им следовало бы улучшить свои манеры, чтобы лучше почувствовать самих себя и своих детей. Но было бы неверным утверждение, что они постоянно делают что-нибудь неправильно, и не стоит к ним приклеивать ярлык «плохие». У них есть свои проблемы, такие как (74:) повышенная агрессивность и низкий самоконтроль. Они уверованы в своей нравственной гнилости. Но не следует им вешать ярлык «плохая мать», так как он все равно будет неточен, а тушить пожар бензином — глупо. (Сейчас я попробовал показать Ненси, что она только вредила себе ярлыками, такими как «плохая мать». Я показал ей некорректность его определения. Если бы она поняла деструктивность ее хандры и бессмысленность самоярлыков, то мы смогли бы перейти к разработке стратегии помощи Бобу). Н: Но я чувствую себя плохой матерью. Я: Хорошо, и так опять, что вы под этим подразумеваете? Н: Это все, которые не уделяют достаточно внимания своим детям. Я: Достаточно для чего? Н: Чтобы у детей была хорошая жизнь. Я: Хорошая во всем или в чем-либо? Н: В чем-либо, во всем не бывает. Я: Было ли Бобу в чем-либо хорошо? Н: Конечно. Очень многие вещи его удовлетворяли. Он делал их хорошо. Я: Тогда, согласно вашему определению, вы не можете быть плохой матерью. Н: Тогда почему я чувствую себя плохой матерью? Я: Мне кажется, вы повесили этот ярлык потому, что вам хотелось больше времени заниматься со своим сыном, но возможности не было, общение казалось недостаточным, и появилось чувство личной неудовлетворенности. (75:) Н: Но, если бы я уделяла Бобу больше времени, больше помогала ему, то у него было бы меньше проблем в школе, и он был бы более счастлив, а я не чувствовала бы провала. Я: Итак, вы порицаете себя, Ненси, за его ошибки? Н: Да, это мой провал. Я плохая мать. Я: То есть вы хотите дать Бобу в кредит счастье? Н: Нет, процент по кредитам он все равно бы вернул не мне. Я: То есть вы отвечаете за провалы ребенка, а не за его успехи? Н: Да. Я: Вы становитесь в позу мученицы? Н: Да. Я: «Плохая мать» — абстракция, а не универсальный термин. Н: Да, но мать может делать плохие вещи. Я: Только люди и могут делать различные вещи: плохие, хорошие, нейтральные. «Плохая мать» — только фантазия, абстракция. Вы поняли? Н: Да, но некоторые матери лучше других. Я: Нужно не разглагольствовать о плохих и хороших матерях, а думать над тем, что можно улучшить. Н: Я поняла, что чувствуешь, то и делаешь. Когда я считала себя плохой матерью, то только чувствовала депрессию и не могла делать что-нибудь продуктивно. Сейчас я вижу, что вы правы. Я не буду критиковать себя — буду чувствовать себя лучше и смогу помочь Бобу. Я: Великолепно, вы выбрали себе дорогу, разработали себе стратегию. А что такое родительское воспитание? Как можно улучшить его? Рассудите, считая себя плохой (76:) матерью, можно ли сделать это? Нет, невозможно. Н: Конечно. Если я перестану мучать себя этим заявлением, то почувствую себя лучше, и смогу начать работать с Бобом. Вот я прекращаю называть себя плохой матерью и уже чувствую лучше. Я: Теперь можно узнать, когда же вы впервые почувствовали побуждение сказать: «Я — плохая мать»? Н: Я не ненавидела себя как-то особенно, мне казалось, что я теряю расположение к Бобу, если он приносил плохие отметки, а ведь я могла бы помочь ему. Я: Отлично, Ваша позиция приобрела позитивный характер, и мне это нравится. Когда же я предложил Ненси написать рациональные ответы на автоматические мысли, возникшие в результате беседы с учительницей Боба, то она сделала это в форме, представленной в таблице 4.4. Таблица 4.4. Отчет Ненси, изложенный в виде упрощенного трехступенчатого метода.
Первый шаг Ненси по преодолению трудностей — беседа с Бобом. Действительно ли у него были проблемы, как считала учительница? В чем они заключались с его точки (78:) зрения? Чувствовал ли он недостаток в общении? Превышала ли сложность домашних заданий его способности? Получив информацию, Ненси нашла суть проблемы, она поняла, какую позицию нужно занять для ее разрешения. Например, если Боб говорит, что в его занятиях появились сложности — Ненси объявляла награду за их преодоление. Ее взаимоотношение в Бобом улучшилось и улучшилась его учеба. Ненси ошибалась, называя себя плохой матерью. Этот тип самокритики дезорганизовывал ее борьбу с проблемой. Если бы она не сняла ярлык, то положение становилось бы хуже и хуже. Почему я решил, что помог найти Ненси выход? Потому что человек, навесив на себя хоть один ярлык, начинает воспринимать его как оценочную категорию. И все больше и больше запутывается. 4. Итог. Когда у человека начинается ухудшение настроения, то есть риск, что в каком-нибудь аспекте он скажет себе: «нехорош», он начнет убеждаться в своей испорченности и малоценности; негативные ощущения захлестывают его потоком и парализуют нормальную жизнедеятельность. Для восстановления эмоционального равновесия, в первую очередь, нужно поднять ощущение собственной ценности. Для этого нужно убедиться в некорректности и нереальности своих ярлыков и заявлений. Как можно достигнуть этого? Ваши мысли, чувства и верования базируются на собственном опыте. А жизнь постоянно течет, изменяется. Ярлыки становятся малы, как детская распашонка, или настолько всеобщи, что вы выскальзываете из них. Абстрактные ярлыки, подразумевающие (79:) ущербность личности, не могут нести какую-либо информацию. Но они убеждают человека в его второсортности. Что же тогда очевидно? Конечно, не рассуждения: «Я чувствую неадекватность — значит я неадекватен. А иначе, что порождает эмоции?» Ошибка кроется в зависимости рассуждений от настроения. Чувства не могут определять чью-либо ценность, особенно, чувства комфорта и дискомфорта. Печаль и тоска не показатели того, что человек, страдающий ими — неприятен, малоценен и низок. Кто скажет, что счастье — критерий величия человека? Или это доказывает, что счастливый человек просто хорошо себя чувствует? Чувства еще никогда не определяли ценности человека. На чем же тогда основывается самоуважение, как его поднять? Нельзя же сделать что-либо особенно ценное, чтобы задобрить его, — все равно все вывернет наизнанку внутренний голос. Почему? Потому что он врет; чувство самоценности у больного не основывается на правде, это плод депрессии. Три ступени, по которым можно выбраться из депрессии: 1. Излей негативную мысль из головы на бумагу. 2. Прочти десять видов нарушения в процессе познания и выбери из них свои. 3. Замени написанное в первом пункте более объективными мыслями. По прохождении этих трех ступеней самочувствие значительно улучшится, самоуважение вырастет, чувство собственной ничтожности и депрессия пойдут вниз. (80:) |