Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние Интернета на процесс социализации

  • Интернет как фактор социализации молоджи. Интернет. Httpsstudentopedia rupsihologiyarazrabotkametodicheskihrekomendacijporazrabotkeisoderzhaniyusajtauchrezhdeniyamolodezhnoj html Интернет как социальное явление


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеHttpsstudentopedia rupsihologiyarazrabotkametodicheskihrekomendacijporazrabotkeisoderzhaniyusajtauchrezhdeniyamolodezhnoj html Интернет как социальное явление
    АнкорИнтернет как фактор социализации молоджи
    Дата22.05.2023
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИнтернет.docx
    ТипДокументы
    #1149365
    страница1 из 3
      1   2   3

    https://studentopedia.ru/psihologiya/razrabotka-metodicheskih-rekomendacij-porazrabotke-i-soderzhaniyu-sajta-uchrezhdeniya-molodezhnoj.html
    Интернет как социальное явление

    Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся широко доступны. Распространение Интернета в России весьма неравномерно в тех или иных регионах. Так, если в Москве к Интернету подключены 75% школ, то по стране в среднем -- лишь каждая третья, а есть регионы, где таковых нет совсем.

    Представляют интерес данные о том, кто является пользователем Интернета. Исследователи делят их на несколько категорий: случайные посетители; постоянные пользователи определенных ресурсов; «работники Интернета»; те, кого можно назвать «жителями Интернета». Средний возраст пользователя Сети составляет 35,1 год.

    Пользователи Сети отличаются высоким уровнем образования, имеют высокий уровень доходов. Наиболее обширной является категория пользователей, занятых в сфере образования, за ней следует категория пользователей, деятельность которых связана с компьютерами, далее -- профессионалы в различных областях.

    Ряд специальных исследований позволил выявить доминирующую мотивацию пользования Интернетом. На первом месте стоит познавательный мотив (его назвали 64% респондентов), позволяющий удовлетворить потребность в поиске и получении информации различной направленности. Далее следует деловой мотив -- 52% респондентов обращаются к услугам Интернета для установления контактов и взаимодействия с партнерами, для организации работы учреждений, фирм и пр. Кроме того, Интернет предоставляет пользователям возможность реализовать свою потребность в общении с другими людьми, найти свое место в группе, обрести чувство принадлежности к ней. Эту потребность реализует 51% респондентов и, таким образом, мотив аффилиации занимает третье место в мотивации пользователей Интернета. Следующим по значимости называется мотив самореализации (47%): поиск способов развития своих возможностей, способов общения, формирования интересов средствами Интернета (В.В. Пустовойтов)[Мудрик].

    Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создает условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. Интернет порождает особое культурное пространство для своих пользователей.

    Подобно тому, как Земля населена миллионами людей, Интернет «населяют» миллионы компьютеров, которые благодаря использованию единого протокола обмена информацией и особой системе адресации (IP-адреса, доменные имена) идентифицируют и находят друг друга. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности. Под реальными личностями здесь следует понимать пользователей, которые выходят в Интернет под своим именем и сетевая активность которых коррелирует с реальной жизнью.

    Реальные общности и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждения мероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. Примером может послужить форум группы студентов определенного вуза, корпоративный портал какой-либо организации и т.д. Участники таких объединений, в основном, знакомы между собой в реальной жизни.

    Виртуальные общности и группы часто создаются как вторичные социальные группы (блог любителей футбола, форум web-программистов, сайт фанатов В. Цоя), знакомыми или незнакомыми между собой в реальной жизни людьми, к которым впоследствии примыкают другие пользователи Интернета, объединенные общей идеей или целью[Силаева].

    Попадая в интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. Например, в блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет.

    Как и в реальной жизни, в Интернете статусы могут быть предписанными и достигаемыми. Предписанным статусом обладает пользователь, выходящий в сеть без маски виртуальности, как реальная личность. Его статус будет определенным образом коррелировать со статусом в реальной жизни. Если статус в реальной жизни высок, он будет высоким и в Интернете.

    Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальной жизни постепенно завоевывает авторитет в Интернете. Например, малоизвестный художник и дизайнер Олег Куваев создал персонаж Масяня и серию flash-мультфильмов про нее, которые стали очень популярными в Интернете, а впоследствии и за его пределами, и прославили автора.

    Нормативы поведения постепенно начинают регулироваться и экономическими факторами. Это связано с переводом в электронный вид финансовых и потребительских услуг (виртуальные магазины, электронные платежи и т.д.), которые реализуются через информационное пространство Интернета, стратифицируемое владельцами доменов и провайдерами. Последние определяют возможность доступа и правила поведения пользователя на своих информационных территориях[Силаева].

    Коммуникация, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети.

    1. Общение в режиме реального времени:

    - с одним собеседником;

    - с большим количеством людей одновременно.

    2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

    - с одним собеседником;

    - со многими людьми.

    К средствам интернет-коммуникации можно отнести следующее.

    Чаты. Чат (англ. chat -- болтать) -- сайт, предоставляющий возможность обмениваться текстовыми сообщениями сразу нескольким пользователям в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение(интернет-пейджеры).Для них также существует название IM (Instantmessengers) -- класса программ, предназначенных для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени. Наиболее популярным интернет-пейджером является ICQ, более известный как «аська», --компьютерная программа, предоставляющая возможность обмениваться текстовыми сообщениями двум пользователям в режиме реального времени.Пользователь службы работает с программой-клиентом (мессенджером), запущенной на устройстве, соединенном с сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями между пользователями может осуществляться как через сервер, так и без его участия. Первоначально название «ICQ» отождествлялось с одноименной программой, которую создали в ноябре 1996 года старшеклассники из Тель-Авива Арик Варди, ЯйрГолдфингер, СефиВигисер и Амнон Амир. Название является аббревиатурой звучания английской фразы «Iseekyou», что в переводе означает «я ищу тебя». Впоследствии появились и другие ICQ-клиенты[Силаева].

    Также существуют голосовые и видеочаты, которые обеспечивают возможность общаться как посредством обычной текстовой переписки, так и одновременно слышать и (в случае с видеочатом) наблюдать друг за другом через веб-камеру.

    Форумы. Форум -- это инструмент интернет-коммуникации, расположенный как страница сайта или как отдельный сайт. Форум обычно состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, в которых пользователи, замаскированные под никами, пишут свои сообщения на данную тему.

    Видеоконференции. Видеоконференция -- это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Используя видеокамеру и микрофон, пользователи Интернета могут видеть и слышать друг друга. Однако масса разнообразных технических проблем, связанных с достижением высококачественного проведения видеоконференций, делают их гораздо менее распространенной формой общения[Мудрик].

    Электронная почта (e-mail) -- технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письма или электронные письма) по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

    Блоги. Блог (англ. blog, от weblog -- интернет-журнал событий, интернет-дневник) -- веб-сайт, основное содержимое которого -- регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют блоггерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой[Википедия].

    Социальные сети. Социальная сеть -- это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Обычно на сайте сети возможно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей -- система «друзей» и «групп».

    Фактически социальные сети появились с формированием социума как такового, а вот идея о том, что взаимодействие людей можно образно представить в виде сети (в узлах которой находятся индивидуумы, а связывающие их линии могут интерпретироваться как отображение взаимодействия в парах), возникла существенно позже, но, конечно, задолго до создания Интернета. Еще в 1902 году известный социолог Ч. Кули писал: «Человека можно представить как точку пересечения любого количества линий, которые обозначают социальные группы, при этом число линий соответствует числу групп, к которым принадлежит данный индивид» [http://www.compress.ru/article.aspx?id=16723&iid=776].

    Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003--2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

    И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой А. Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

    Наиболее популярной русскоязычной социальной сетью является «ВКонтакте».

    Интернет -- это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. При этом Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации (Интернет, кроме Китая, пока не контролируется Правительством или кем-либо) -- вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.

    В пространстве Интернета присутствует определенная криминальная составляющая, которая включает в себя разноплановые ресурсы: с одной стороны, -- сайты террористических организаций и групп и различных экстремистских и радикальных движений, с другой -- казино, игровые автоматы, букмекерские конторы, тотализаторы, которые в массе своей связаны с организованной преступностью (независимые эксперты полагают, что только в России виртуальные рулетки приносят от 200 до 500 млн. долларов США в год)[Мудрик].

    Влияние Интернета на процесс социализации

    Влияние информационной компоненты на социум в целом и на процессы социализации в частности резко возросло с момента их качественного изменения, предоставившего пользователям информации возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. В силу этого информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности[Социальная психология - Хрестоматия - Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.].

    Многими учеными в рамках вопроса интернет-коммуникаций рассматривается проблема социальной идентичности пользователей.

    А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская считают, что чем большее место в самокатегоризации занимает социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете. При этом идентификация с виртуальной социальной группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей в Интернете.

    Таким образом, общение посредством Интернета создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

    Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива -- она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся полной автономизации.

    Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения, имеют чрезвычайно большое значение. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано[Мудрик].

    Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, возрастает. Киберпространство открывает массу возможностей удовлетворить потребность в самовыражении, исследовании и экспериментировании в плане постижения собственной личности (Дж. Салер). Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной жизни. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, большой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, компетентности, вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме, субкультуре, андерграунде (например, киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т.д.). С психологической точки зрения подобная активность может быть охарактеризована, правда, с некоторыми оговорками, как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, присоединиться к референтной группе (субкультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя защищенным.

    В мире многопользовательских коммуникативных систем подростки, юноши, девушки могут экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить их скрытые желания, потребности и опасения. Персонаж, который они конструируют, дает им возможность действовать подобно тому человеку, которым они восхищаются. В идеальных условиях они могут и сами научиться чему-то у своих персонажей. Возможно, они могут даже развить в реальной жизни те черты, которыми восхищаются в своих героях. При не совсем идеальных условиях интерактивный персонаж просто становится еще одним способом бессознательного переживания стрессов и конфликтов реальной жизни -- без изменения собственного характера.

    Важной негативной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать интернет-аддикцию (интернет-зависимость): подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Однако термин «зависимость от Интернета» выглядит спорным, если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями: эта зависимость не упоминается в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (коллекционирование, страсть к покупкам, графоманство, просмотр телепередач, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. В наиболее расширительном смысле к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. По сравнению с другими видами зависимостей (например, от алкоголя и наркотиков), интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как и наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем, однако в действительности этих проблем не решает.

    Однако наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернет-общения (Ю. Бабаева, А. Войскунский, О. Смыслова).

    Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Так, К. Янг называет следующие четыре признака:

    1) навязчивое желание проверить e-mail;

    2) постоянное желание следующего выхода в Интернет;

    3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

    4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

    Интернет -- это непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности.

    Познавательная деятельность в Интернете представляет собой поиск информации, как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки к другой -- такое «хождение» по ссылкам получило название навигации. Как правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию, ссылается на другие страницы в Интернете. Таким образом, у пользователя, даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. Более эффективный поиск информации предполагает использование возможностей широко представленных в Интернете специальных поисковых систем (например: Yandex, Rambler, Yahoo, Google и др.). При этом в Интернете можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от монографий, научных статей, периодических изданий и художественных произведений до домашних страничек школьников и домохозяек. К настоящему времени большое распространение на просторах «всемирной паутины» получили всевозможные познавательные и образовательные ресурсы: интернет-энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др.

    Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного развития человека -- получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.

    Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются, прежде всего, в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности путем выбора изучаемых курсов.

    В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного и, в особенности, профессионального, самоопределения личности. Так, например, известен случай, когда два молодых человека из Лонг-Айленда (США), Бен Коен и Джерри Гринфилд, за 5 долларов прошли курс дистанционного обучения искусству производства мороженого, что позволило им впоследствии основать собственную империю по производству этого популярного продукта.

    Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека в процессе создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

    Возможность демонстрации результатов творчества и получения как прямой, так и косвенной оценочной реакции (отзывов о продукте, просьб поделиться опытом его создания, дать консультацию), обеспечивают необходимые условия для самопрезентации и самоутверждения человека.

    Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет смягчить последствия его негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей Сети.

    Все это привлекательно особенно для подростков, существенно ограниченных в доступных, безопасных для личности, разрешенных обществом взрослых и свободных от контроля с его стороны способах самовыражения, самореализации и самоутверждения.

    Следует отметить, однако, что в условиях отсутствия внешнего контроля творческая деятельность может приобретать асоциальный характер. Примером может служить гипертрофированное (далеко выходящее за пределы профессиональной необходимости) увлечение поиском и применением знаний об организации работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей; закономерностях хранения, сортировки, индексирования, пересылки информационных массивов и их защиты от несанкционированного доступа и использования; о реализации поисковых механизмов и процедур; функционировании обеспечивающих такую работу информационных протоколов, телекоммуникационных устройств и программ и т.п. Оно характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Наиболее характерными действиями хакеров принято считать разработку и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты информационных массивов или совершение краж (информации, денежных средств и т.п.) с помощью компьютерных сетей.

    Говоря о влиянии Интернета на социализацию людей, можно отметить, что оно распространяется не только на непосредственных и регулярных пользователей Сети, но косвенным образом и на людей из их ближайшего окружения, которые сами не пользуются услугами Интернета.

    В заключение можно сказать, что Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако она может быть двойственной -- и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации. Рассмотрение Интернета как мегафактора социализации в современном мире вполне правомерно и продуктивно. В целом Интернет может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только высших психических функций, но и личности.
      1   2   3


    написать администратору сайта