Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

  • Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине: Традиционная культура народов Россиина тему: «

  • Краузе Алевтины Владимировны

  • Художественная культура народов Северного Кавказа

  • Эндогамные традиции и обычаи горцев

  • Список литературы

  • Художественная культура народов России. Художественная культура народов Северного Кавказа громыкина. Художественная культура народов Северного Кавказа.


    Скачать 69.79 Kb.
    НазваниеХудожественная культура народов Северного Кавказа.
    АнкорХудожественная культура народов России
    Дата14.02.2023
    Размер69.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХудожественная культура народов Северного Кавказа громыкина.docx
    ТипРеферат
    #937550

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

    Факультет заочного обучения

    Кафедра режиссуры, мастерства актера и экранных искусств

    Р Е Ф Е Р А Т

    по дисциплине: Традиционная культура народов России

    на тему: «Художественная культура народов Северного Кавказа.»
    Обучающейся: 3 курса

    Краузе Алевтины Владимировны

    Направление подготовки 51.03.02 -

    Народная художественная культура

    Профиль: Руководство студией кино-, фото- и

    видеотворчества, преподавание специальных дисциплин

    Группа 31z-06

    Научный руководитель:

    Громыкина Татьяна Сергеевна







    Орел - 2023

    Содержание:

    Введение……………………………………………………………………3

    Художественная культура народов Северного Кавказа…………………5

    Эндогамные традиции и обычаи горцев.…………………………………8


    Заключение………………………………………………………………. ….24

    Список использованной литературы…………………………………………25

    Введение

    В настоящее время, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особо важны межкультурные взаимодействия республик Северного Кавказа и Закавказья, живущих в течение нескольких лет в сложных условиях борьбы с терроризмом, организованной преступностью, при наличии экономических трудностей, беспрецедентных гуманитарных проблем. Только грамотный подход к культурным контактам призван сформировать положительный образ Северного Кавказа и Закавказья в мире, укрепить его веру в перспективность, востребованность северокавказского народа в мировой и европейской семье народов. Внутренние культурные контакты служат развитию толерантности, которая находит свое выражение в терпимости к иному образу жизни, иным обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. А в такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе. Северный Кавказ - территория с особыми этнонациональными обычаями и традициями, отличающимися от других частей России. Северокавказская цивилизация определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации. Она испытывает сильное влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя). Сегодня происходит модернизация национально-культурных обществ в республиках Северного Кавказа. Поэтому в ближайшие годы взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур многочисленных народов республик Северного Кавказа становится органичной средой для воспитания молодого поколения. Итак, характер культурных контактов республик Северного Кавказа определяется, во-первых, тем, что Северный Кавказ занимает уникальное геокультурное положение, что во многом определяет культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Одним из способов сохранения национальной самоидентичности Северокавказского региона обеспечивающих взаимообогащение многочисленных народов является организация и проведение массовых народных праздников, основанных на правильном толковании национальных культурных традиций, ритуалов и обрядов, на их изучении и осмыслении. В современном обществе они необходимы как средство воспитания, как особый способ приобщения отдельного человека и его семьи к социальному целому, как чувственно-наглядный способ передачи новым поколениям норм поведения, идеалов и ценностей.

    Художественная культура народов Северного Кавказа
    Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей. Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим. В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.
    На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

    • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.

    • Балкарцы и ингуши.

    • Даргинцы.

    • Осетины и чеченцы.

    • Черкесы и мегрелы.

    • Кумыки, ногайцы и другие.

    Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

    • Грузины.

    • Армяне.

    • Украинцы.

    • Греки, татары и другие национальности. По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону. На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях. Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации. Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

    Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

    И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

    Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

    • Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.

    • Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.

    • Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

    Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

    Эндогамные традиции и обычаи горцев



    Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

    Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

    На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

    Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

    Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

    Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

    Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

    Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

    Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

    Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

    Резьбой по дереву с незапамятных времен славятся умельцы Ингушетии. Богатые месторождения цветных и железных руд обусловили развитие в регионе таких народных промыслов, как чеканка, гравировка, металлообработка. Оружие и военное снаряжение из бронзы, серебра и даже золота в горах Кавказа не в диковинку, как и роскошные украшения из драгоценных металлов, инкрустированные самоцветами.

    Многие столетия на Северном Кавказе создавали восхитительные поделки из кварца, стекла, горного хрусталя, меди. Археологи постоянно находят образцы древней керамики – статуэтки, сосуды, кувшины, посуду. Находки свидетельствуют о высоком развитии гончарного дела. Большой известностью пользовались мастера из аула Балхар в Дагестане. Они лепили из глины кувшины в ленточной и жгутовой технике, а также блюда, сосуды под зерно и т.д. В 19-м веке гончарное искусство было распространено по всему Кавказу.

    На Ставрополье делали не только керамику, но и одними из первых освоили работу с фарфором. Пика развития это искусство достигло в наше время и выразилось в тысячах прекрасных поделок: шкатулках, вазах, сервизах, статуэтках, часах и т.д.

    Кавказские женщины плели ковры и создавали восхитительные вышивки. Примеры этого искусства можно увидеть в каждом доме Дагестана, Чечни, Осетии и других республик. На коврах, циновке или панно легко заметить уникальные национальные мотивы, орнаменты и сюжеты. Искусство вышивки встречается на национальной одежде горских народов, свадебных и парадных костюмах.

    Различными ремеслами прославился Дагестан, где были развиты обработка кости, золотошвейное искусство, узорное вязание, художественная обработка металла. В особом почете было изготовление ковров: войлочных, ворсовых, безворсовых. Сегодня наиболее известны лезгинские и табасаранские ковры.

    Главная особенность Дагестана – его многонациональность. Каждый проживающий здесь этнос внес вклад в развитие прикладного искусства.

    Чеченские мастера известны искусством металлообработки, ювелирным делом, гончарным и ткацким производством. Особенно было развито производство войлочных изделий, бурок, ногаек, поясов, седел, сбруи. Открыли несколько способов выделки кожи, а их изделия продавались во всех крупных городах.

    В Северной Осетии делали качественное сукно, войлок и изготовленные из них головные уборы, сапоги, паласы. Медь и железо стали основой для украшений и предметов быта. Осетины создавали и оружие – оружейные стволы, сабли, кинжалы. Изделия можно опознать по серебряной или золотой оправе. Сейчас в республике развиты стекло- и металлообработка, горячая эмаль, вышивка, изготовление национальных музыкальных инструментов, золотое шитье, пошив кукол, а осетинские платки – желанный сувенир для любой дамы.

    Адыгские народы известны как искусные кузнецы – в свое время кузница была в каждом селе. Делали не только сабли, шашки, кинжалы и ружья, но и сами отливали пули из привозного пороха. Доспехи, кольчуги, шлемы, налокотники и другое снаряжение также изготавливалось местными мастерами и пользовалось спросом в русской армии.

    Карачаевцы и балкарцы прославились выделкой шерсти и кожи. Производили сукно, шерстяные изделия, войлок. Мастера и мастерицы создавали бурки, ноговицы, шляпы и многое другое. Будучи отличными охотниками, балкарцы не могли оставить без внимания выделку меха: до сих пор это одно из важнейших ремесел балкарского народа.

    Искусству вышивки свойственны все особенности народного творчества вообще и свои специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями мастериц, которые старались сохранить все ценное и необходимое, отбрасывая случайное и несовершенное. Так со временем рождалась та удивительная гармония содержания и формы, орнамента и средств его воплощения, которая и сегодня восхищает нас в любом произведении народной вышивки. Богатейшая и своеобразная традиционная культура чеченцев изучена до сих пор неравномерно. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящих в стране в целом и в Чечне в частности, породили сложную социокультурную ситуацию. С одной стороны, не ослабевает интерес к западной массовой культуре, с другой — наблюдается большой интерес к собственным национальным духовным ценностям и материальной культуре. Несмотря на повышенный интерес в современной Чечне к традиционной культуре, все же совершенно неисследованными до сих пор остаются важнейшие пласты, в том числе и золотошвейное искусство чеченцев.

    Изображение двуглавого орла не являлось навязанным сверху идеологическим императивом и воспринималось населением как вполне нормальное явление во многом потому, что имперский символ не был чужеродным среди традиционных орнаментов, узоров, типов вышивки и иных привычных глазу элементов традиционного костюма. Более того, распространение в разных типах предметов народного искусства изображений геральдической птицы показывает существование определённой тенденции, если не сказать: своеобразной моды, всплеск и актуализация которой пришлись на начало XX века и отголоски которой и сегодня отчётливо прослеживаются в регионе. Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

    Искусство резьбы по камню - рельефной, пластичной, контурной, плоской и скульптурной, является одним из древнейших художественных ремесел Дагестана и ведет свою историю с эпохи палеолита. Именно камень был освоен человеком как один из первых природных материалов. В эпоху же средневековья в Дагестане формируются локальные центры, вычленяются отдельные группы и формы декоративно обработанного камня по художественному стилю и орнаментальным традициям. В своем развитии искусство пластической резьбы по камню прошло четыре этапа. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Государственная политика Российской Федерации сегодня отвечает требованиям общества и направлена на сохранение истории малых народов нашей большой страны. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, молодое поколение видит образец для подражания и понимает суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Все это позволяет понять и сохранить культуру каждого народа, проживающего на территории России, что чрезвычайно важно.

    Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского.

    Художественная культура народов Северного Кавказа

    Общественный строй народов Кавказа во все времена поражал исследователей разнообразием форм. Эволюция общественного строя народов Северного Кавказа зависела от многих факторов. Это и климатические условия, и образ хозяйствования и быта, и внешние воздействия. Все это повлияло не только на становление социальной организации народов Северного Кавказа, но и обусловило их правовые отношения. Сословно-правовые отношения народов Северного Кавказа отобразили их общественную, политическую и хозяйственную жизнь в период становления государственности; сословное право служит ярким памятником правосознания. Сословно-правовые отношения представляют собой интереснейший объект исследования. Государственно-ориентированная система на Кавказе не могла существовать без отношений личной взаимозависимости, где довольно значительную роль играли племенные, этнические, земляческие связи, то есть та система вертикальных связей, включавшая в себя практически всех членов общества, создавая определенную корпорацию, социальная функция которой заключалась в объединении индивидов в рамках коллектива. Северокавказские сельские общины были чаще всего самостоятельно возникшей формой организации жизни и самоуправления, в отличие от Европы, где они формировались вотчинником или помещиков. Сельская община народов Северного Кавказа в рассматриваемый период сохраняла пережитки ее архаических форм - родовой и соседской, что вело к переплетению отношений раннегосударственного типа с патриархально-общинными. Методы ведения хозяйства требовали тесного сплочения жителей, но под влиянием имущественного и социального неравенства, индивидуализации труда и выделения верхушки родовая община стала разлагаться - с дальнейшим переходом ее функций к объединению, где родственные связи уже не проявлялись так ярко, то есть к общине соседской, которая с течением времени стала охватывать только представителей юридически свободных сословий. Все это приводило к дальнейшей социальной дифференциации общества, следствием чего часто становилась межродовая и даже внутриродовая борьба. На анализе этнической, политической и правовой истории народов Северного Кавказа делается вывод о том, что процесс классообразования на Кавказе отличался большим своеобразием. Формирование государственности происходило, во-первых, на основе синтеза местных протоклассовых общественных структур и разлагающихся рабовладельческих отношений; во-вторых, в процессе столкновения общинных и феодальных структур. Особенно ярко это проявилось в Балкарии, некоторых районах Чечни и Ингушетии, Осетии после татаро-монгольского нашествия. Вытеснение равнинных алан в горы привело к изменению характера и темпов становления классового общества. Аланская элита стала тем самым социальным слоем, который ускорил политические преобразования в горах. Резко возросшая плотность населения в сочетании с ограниченностью природных ресурсов также благоприятствовали имущественному неравенству и социальной стратификации. Незавершенность процесса феодализации и стойкость общинных отношений наложили свой отпечаток на социальную структуру народов Северного Кавказа. Социальные деления переплетались с родовыми. Одним из существенных факторов процесса классообразования, наблюдавшийся у народов региона в течение всего XIX века и выражавшийся в становлении и фиксации сословных категорий общества, являлось исполнение функций руководства. Занятие важных общественных должностей способствовало имущественному благосостоянию и в то же время служило самой прочной его гарантией. Усложнение социальной структуры и производственных процессов приводили к обособлению организационно-управленческой деятельности от производственной. Расходы, которые община поначалу лишь эпизодически несла на содержание лиц, занятых организационно-управленческими функциями, постепенно превращались в фиксированный налог или даже становились формой эксплуатации. Следовательно, из двух возможных вариантов складывания классового общества: или путем непосредственного отчуждения прибавочного продукта, или путем монополизации общественной должностной функции, для народов Северного Кавказа был характерен второй путь. К высшим привилегированным сословиям относились адыгские пши, тлоктлеши и дыженуго; карачаевские бии и балкарские таубии; ногайские мурзы, абазинские аха, осетинские бадилаты и кумыкские бии. Они сосредоточили в своих руках суд и расправу, административную и судебную власть. Нормы сословного обычного права закрепляли такое положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения. В нормах адата ( от арабского «ада» - обычаи, привычки ) прямо указывается на главенствующее положение этих лиц. Под адатом принято понимать местные обычаи и правила поведения мусульман того или иного региона. Власть их распространялась на все внутренние дела. Они имели право на объявление войны, заключение мира. Свободное население выполняло в их пользу предусмотренные адатными нормами повинности, четко установленные: пахать и убирать княжеское поле, пасти их скот и лошадей; уплачивать определенную подать за пользование землей; уплачивать определенную часть из калыма в случае выдачи дочерей замуж. Кроме указанных повинностей, платимых свободными общинниками, последние были обязаны участвовать и в военных походах. Зависимость большинства непосредственных производителей в обществах Северного Кавказа не достигла стадии крепостничества, если под ним понимать сочетание двух форм прикрепления крестьян - к земле и к личности феодала. Но в местных условиях и без юридического прикрепления общинников феодальное хозяйство вполне обеспечивалось рабочими руками. Иным предстает социальный слой в так называемых «демократических» племенах, хотя и здесь наблюдались определенные изменения. Так, в некоторых районах «демократических» обществ Осетии к XIX веку «сильные» фамилии сосредоточили в своих руках существенную часть общественных богатств. Земельная собственность крестьян по количеству и качеству уступала владениям «сильных». Земля концентрировалась и в руках зажиточных слоев в союзах сельских общин в ущельях Карачая, Балкарии, Чечено-Ингушетии. Однако в «демократических племенах» общинная и крестьянская собственность оставалась преобладающей. Здесь непривилегированное землевладение подразделялось на несколько категорий: угодья, находившиеся в коллективной собственности целого ряда аулов; земли сельской общины; крестьянская собственность. В процессе исторического развития выделение хозяйств индивидуальных семейств сопровождалось их стремлением обособить земельные наделы, но не всегда успешно. Свободные общинники, несмотря на личную свободу, были обязаны рядом повинностей, закрепляемых нормами обычая и экономической зависимостью от ряда владетелей. Повинности, платимые простым населением своим владельцам, были четко регламентированы: пахать и убирать княжеское поле, выполнять определенные платежи в пользу высшего сословия; уплачивать подать за пользование землей; уплачивать определенную часть калыма в случае выдачи дочерей замуж; участвовать в военных походах и брачных поездках; помогать сеньору при приеме его гостей, одаривание последних подарками; присмотр за лошадьми и оружием; мщение за кровь убитого владельца или помощь ему при осуществлении кровной мести. Как видно, у свободного населения свобода была номинальной – определенную роль играла экономическая зависимость лиц свободных сословий от правящей верхушки. Неся определенные обязательства по отношению к своим сеньорам, они, однако, обладали и определенными правами: могли участвовать в народном собрании; обладать собственным имуществом и полностью им распоряжаться; в случае нанесения обиды со стороны князя – перейти под покровительство другого. Зависимое население по своей структуре было неоднородным и делилось на две основные категории: крепостные и рабы. Обязанности представителей этого слоя были четко определены обычаем, отступление от которого грозило суровым наказанием. Существование ряда норм, которые некоторым образом защищали крепостных и рабов от произвола владельцев, не могло облегчить участь этих категорий, особенно рабов Таким образом, характерными чертами сословной организации народов Северного Кавказа являлись:

    - социальная дифференциация общества, при которой наблюдалось оформление противостоящих друг другу социальных групп в виде патриархально-феодальной знати и крестьянского населения;

    - раздробленность на множество степеней и разрядов, как представителей знати, так и крестьянства, которое отличалось между собой по имущественному, семейному положению, степенью зависимости от социальной верхушки, что определяло виды и нормы повинностей, которые несли непосредственные производители в пользу привилегированных сословий;

    - неподвижность границ высших ступеней сословной организации Сложная сословная структура народов Северного Кавказа ярко отражала начавшийся у них процесс феодализации. Уже к середине XIX века можно говорить в сложившейся в среде народов региона четких сословных группах, права и обязанности которых нашли свое отражение в нормах адата. Границы между сословиями не были размыты, сословность передавалась только родом или браком, реальностью стала система вассалитета. Если в обществах, где землевладельческий уклад являлся преобладающим, социальные отношения выступали более четко, то у кочевников наблюдалось несколько иное положение. Социальная стратификация у кочевых народов региона: калмыков, ногайцев и туркмен, имела свои особенности, так как формировалась в условиях кочевого образа жизни. Следует отметить, что общественные отношения у кочевников были завуалированы родовыми и религиозными пережитками и, что также следует отметить, военным прошлым этих народов. Если рассматривать зависимые отношения у непосредственных соседей кочевых народов региона - горских народов Северного Кавказа, то можно сделать вывод, что различные формы зависимости, зафиксированные в дальнейшем в нормах обычного права, формировались у них через собственность на землю. У кочевников же все проявлялось иначе. Это было связано с тем, что земля долгое время не была у них объектом товарно-денежных отношений. Именно поэтому в кочевых обществах зависимые отношения четко не проявлялись. Здесь также следует отметить, что юридического оформления зависимые отношения в среде кочевых народов также долгое время не получили. Только после вхождения народов в систему административного управления Российской империи, эти отношения были зафиксированы в законодательном порядке. Однако ко второй половине XIX века сословное деление уже было установлено довольно четко, особенно в среде закубанских ногайцев. К высшему сословию источники относят сословия мурз, султанов, князей, духовенства, узденей, биев, баев. Прослойка баев формировалась из выходцев из зажиточных слоев населения, не пользующихся наследственными званиями. К привилегированному сословию относилось и мусульманское духовенство. Особую ступень иерархической лестницы кочевого общества составляли уздени. Привилегии их заключались в основном в том, что они были, во-первых, освобождены от ряда натуральных повинностей. А, во-вторых, имели право голоса в общественных делах, при рассмотрении наиболее важных вопросов жизнедеятельности общины. Уздени – это служилое сословие, получавшее за свою службу от мурз молочный скот. Однако этот слой населения был достаточно небольшим. В иерархической структуре кочевого общества уздени проявляли себя только в Закубанье. Самой многочисленной частью кочевого общества являлись непосредственные производители - азаты. Но и они не были однородной массой. Так, к примеру, у ногайцев азаты делились на простых ногайцев, более или менее обеспеченных скотом, седев – менее обеспеченных крестьян и байгушей, лишенных средств производства. Последнюю категорию зависимого населения составляли рабы (ясыри). Верхушку простых кочевников составляли скотоводы, которые владели скотом на правах частной собственности и были экономически независимы. Но это не означало, что не были независимы от зажиточной части общества, в руках которой сосредотачивалось все управление. Еще ниже по социальной лестнице стояли кедеи-малшималы. В хозяйстве у них было несколько голов скота, но это не давало им возможности обеспечивать свои семьи всем необходимым. Они подрабатывали извозом, сезонными работами и разовыми работами: обработка садов и виноградников в русских селах и казачьих станицах, а также земледелием. В среде низов были байгуши, т.е. бедняки. Образованию этого слоя способствовала углублявшаяся имущественная дифференциация в кочевом обществе. Они были лишены основных средств существования – продуктов скотоводства. К низам кочевого общества относились и чагары, которые принадлежали султанам, князьям и узденям. Их труд использовался в домашнем хозяйстве. Источником образования этого слоя являлись холопы и обедневшие кочевники. Таким образом, общественные отношения, сложившиеся в кочевых обществах, можно охарактеризовать как раннефеодальные.

    Вторая половина XIX – начало ХХ века – время активного воздействия на правосознание коренных народов региона, которое осуществлялось с двух сторон: во-первых, со стороны российской администрации, проводившей на всем Северном Кавказе реформы в области правового регулирования, и, во-вторых, со стороны общины, которая с помощью как своих собственных общинных, так и введенных в этот период российской администрацией санкций, пыталась воздействовать на правовое поведение индивидов Российская администрация, поддерживая в целом местную правовую практику и введя при этом всесторонний контроль за деятельностью традиционных судебных институтов, начала постепенно модернизировать горское правосознание. Данный процесс включал в себя два основных момента: во-первых, введение для определенных слоев населения системы русского образования и воспитания, а, во-вторых, создание новых судебных органов - горских словесных судов, которые ввели комбинированную систему наказания, включив в нее и адатную норму установления компенсации, и российские процессуальные нормы. Таким образом, правовая ситуация на Северном Кавказе в XIX веке определялась взаимодействием трех систем права: адата, шариата, российского законодательства. Нормы мусульманского права не получили широкого распространения, что было связано с поздней исламизацией региона. Роль российского законодательства и права усилилась в пореформенный период, а к началу ХХ века оно стало играть более значительную роль в урегулировании большинства конфликтов. Несмотря на то, что некоторые обычно-правовые нормы, особенно семейно-брачного права, были разработаны достаточно четко, часто действовал и шариат, особенно в вопросах наследования, где сословный принцип играл превалирующую роль. Но особенно ярко сословный характер права проявил себя в семейном праве народов региона, действуя практически до начала ХХ века. Брак являлся договором купли-продажи, порождающий личные права и обязанности. Ценой здесь являлся калым, величина которого зависела от многих факторов, но, в первую очередь, от сословной принадлежности, а также колебалась в зависимости от региональной специфики. Условием заключения брака было только достижение брачного возраста, который на Северном Кавказе регулировался обычно-правовыми нормами. Для женщин брачный возраст устанавливался в 14 лет, а для мужчин - 15-16 лет. Хотя на практике он был значительно выше. Взаимного согласия брачующихся не требовалось. При этом в условиях разложения первобытнообщинных отношений и перехода к классовому обществу, браки зависимых сословий были устраиваемы их господами. На специфическое развитие гражданского права у народов Северного Кавказа значительное воздействие оказали натуральный характер хозяйства и общинная организация, сохранявшая свое значения до начала ХХ в. Субъектами правовых отношений были лица мужского пола, достигшие совершеннолетнего возраста, ведшие самостоятельное хозяйство и не находившиеся под опекой. Объектами гражданско-правовых отношений были земля и скот, по поводу которых возникали различного рода сделки: мены, купли-продажи, регулируемые нормами обычного права. К концу исследуемого периода частная собственность на землю стала преобладающей. Одним из оснований ее возникновения явилось огораживание земельного участка. Другим основанием возникновения земельной собственности служило сложившееся владение землей представителями привилегированных сословий. Однако в пореформенный период земля стала переходить в собственность в порядке пожалования за заслуги перед российской администрацией. Были зафиксированы случаи и захвата общинных земель со стороны представителей лиц правящих сословий. Возникновение и развитие частной собственности на землю явилось толчком для дальнейшего развития арендных отношений, а также субаренды. Если в начале века они регулировались нормами обычного права, то в пореформенный период, а особенно к концу рассматриваемого периода, земельная аренда получила юридическое закрепление. Однако аренда скота даже в этот период регулировалась нормами обычного права, хотя сословный характер наблюдался и в этом виде правоотношений. Таким образом, в гражданско-правовых отношениях народов Северного Кавказа в XIX веке мы наблюдаем, с одной стороны, постепенную трансформацию правовых норм, их постепенное приспособление к новым социально-экономическим условиям. С другой стороны, патриархальность, сословность, которую практически в тот период было невозможно искоренить. В рассматриваемый период в сфере уголовно-правовых отношений сословное право действовало также достаточно активно. Обычно-правовые нормы большое внимание уделяли нанесению ущерба, что ярко проявилось в урегулировании конфликтов, становлении системы возмещения, в том числе с помощью композиций. Композиционные выплаты в рассматриваемый период уже окончательно сложились; была установлена их величина, зависевшая от сословной принадлежности пострадавшей стороны и тяжести преступного деяния, а также порядок возмещения ущерба. У народов региона преступлением считались наказуемые действия, направленные против личности или имущества. Но четко сформулированного понятия преступного деяния не существовало, как и не существовало четко сформулированных составов. Что касается субъективной стороны преступления, то уже стали различаться деяния, совершенные намеренно или неосторожно. Субъектами преступлений были все, кроме рабов, за которых отвечал их владелец. Появилось понятие соучастия, но при этом уголовная ответственность распределялась на всех в одинаковой мере, без учета вклада каждого.

    Все правонарушения в сфере уголовного права, регулируемые обычно-правовыми нормами, можно разделить на два вида: преступления против личности и имущественные преступления. К первым относились: убийство (простое и квалифицированное), кровосмешение, нарушение супружеской верности женщинами, изнасилование, оскорбление действием или словом. Ко второму виду – воровство, грабеж. Преступление (нанесение ущерба) и наказание народы Северного Кавказа считали не индивидуальными, а коллективными действиями, затрагивающими честь и интересы не столько отдельного человека, сколько рода или общественной группы, что ярко проявилось в становлении системе возмещения вреда, в том числе с помощью композиционных выплат. Представления о коллективном характере преступления и наказания отразились, во-первых, в обычае очищения подозреваемого коллективной присягой. Во-вторых, в том, что семья и даже фамилия отвечали своим имуществом за преступление одного из своих членов, если тот не мог уплатить композиционные выплаты. Обычно-правовые нормы большое внимание уделяли нанесению ущерба, что ярко проявилось в урегулировании конфликтов, становлении системы возмещения, в том числе с помощью композиций. Сословно-правовые нормы играли большое значение в детально разработанной по сословному признаку системе композиций – платы за кровь или возмещения крови. Ее духом и установками проникнуты метод разрешения казусов и санкции по множеству правонарушений почти по всем посягательствам на личность, жизнь, здоровье и честь, во всех случаях причинения вреда. Установление композиций, отображая реально сложившуюся систему вассальных отношений, зиждется на этой системе, которая в рассматриваемый период становится краеугольным камнем всей общественно-политической жизни. Эти отношения составляли предмет особой заботы и охраны; правящее сословие стремилось не только к их упрочению под своим твердым верховенством, но в то же время – к соблюдению пределов признанного, определяющего взаимные права и обязанности.

    Наказание имело своей целью возмещение вреда и устрашение. Основным видом наказания, как уже было указано выше, являлись композиционные выплаты, налагавшиеся, в том числе и за убийство, вытесняя постепенно в течении XIX столетия принцип талиона. Известные российскому праву наказания не применялись, но уже со второй половины XIX в. началось их постепенное внедрение в северокавказском регионе. Наказания в виде штрафов применялись повсеместно, и их величина зависела, в первую очередь, от сословной принадлежности пострадавшей стороны, а иногда и от социального статуса преступника. Величина денежных штрафов была очень велика, что часто приводило к разорению семьи. А это, в свою очередь, являлось сдерживающим фактором, как и такой институт как кровная месть, характерный для всех северокавказских обществ.

    Заключение

    Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы. Современная культура Северного Кавказа исторически сформировалась в результате диалога кавказской горской, исламской и русской (российской) цивилизаций и культур, модернизационных процессов XX - начала ХХI вв. Поэтому она отличается сложной многослойностью, что оказывает влияние и на характер внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Исторически особую роль в этнокультурном диалоге в данном пространстве играет Россия, которая сегодня - один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ остается в европейском культурном поле. Вместе с тем, имеет место неприятие массовой культуры западного общества, его несовместимость с ценностной системой горского общества. Разумеется, на современную ситуацию в культурной сфере Северного Кавказа оказывает влияние и кризисное состояние российской действительности. С начала 2000-х гг. постепенно все более активизируются внешние культурные контакты республик Северного Кавказа. За последние годы регион повысил свой имидж за рубежом. Этому способствовали многие осуществленные мероприятия - поездки танцевальных ансамблей, программы фондов культуры республик, фестивали, особенно международный фестиваль "Мир Кавказу". Образовательные и научные учреждения Северного Кавказа в 2000-х гг. активно осуществляли разнообразные внешние культурные контакты, способствующие взаимообогащению национальных культур. Такие контакты с широким привлечением ученых, историков, этнографов, художников, музейных и архивных работников региона необходимо развивать их и дальше. Основы демократического управления, интересы сохранения культурного многообразия России, международно-правовые стандарты требуют уважения к состоянию малых культур, обеспечения прав граждан, связанных с их принадлежностью к той или иной этнической общности. Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Внешние культурные контакты республик Северного Кавказа служат укреплению и дальнейшему развитию межнациональных отношений. Особо нужно подчеркнуть, что работа по налаживанию межнациональных отношений, прежде всего, строится через общественное сознание людей. А активные культурные взаимоотношения народов помогают лучше узнать и понять друг друга. Поэтому внешние культурные контакты республик Северного Кавказа играют огромную роль в предотвращении социальной напряженности и обеспечении мира в регионе.

    Список литературы

    • 1. Аджиев, А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа // А. М. Аджиев. Махачкала, 1985. С. 3, 56

    • 2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII- XIX вв. - Нальчик, 1974.- 212 с.

    • 3. Азаматов, К. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии / К. Азаматов. Нальчик, 1980.- 280 с.

    • 4. Алексеев, В.П. Происхождение народов Кавказа / В.П. Алексеев. М., 1974. - 260 с.

    • 5. Алироев, И.Ю. Язык история и культура вайнахов / И.Ю. Алироев. Грозный, 1990. С.102

    • 6. Аствацатурова, М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах / М.А. Аствацатурова Р-н/Д.-Пятигорск, 2000. - 180 с.

    • 7. Аствацатурян, Э.Г. Оружие народов Кавказа / М.А. Аствацатурова. М., 1995.- 159 с.

    • 8. Аталиков, В.Т. Вайнахи в XVIII веке по известиям европейских авторов // История и этнография и культура народов Северного Кавказа / В.Т. Аталиков. Оржоникидзе, 1981. С.124

    • 9. Ахриев,Ч.М. Ингушские праздники / Ч.М. Ахриев. Грозный, 2008.

    • 10. Баразбиев, М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII- начале XX века / М.И. Баразбиев. Нальчик, 2000. - 230 с.

    • 11. Барнаш, А.В., Лазарян, С.С. Очерк культурного развития Северо-Кавказского края: начало XIX- начало XX вв. А.В. Барнаш. Пятигорск, 2006. - 210 с.

    • 12. Бентковский, И.В. Статистико-географический путеводитель по Ставропольской губернии / И.В. Бентковский. Ставрополь, 1883. - 190 с.

    • 13. Берже, А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. / А.П. Берже. Тифлис, 1858. - 180 с.

    • 14. Бларамберг, И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / пер. с французского И.М. Назаровой / И. Бларамберг. М., 2005. С.76

    • 15. Вартанов, Р.С., Гранкин, Ю.Ю. Между трех морей. Природа, история, культура Северного Кавказа / Р.С. Вартанов. Пятигорск, 2001.

    • 16. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Кавказе до и после присоединения его к России / Гедеон. М. - Пятигорск, 1992. - 300 с.

    • 17. Гнедовский, Б. Памятники Северного Кавказа / Б. Гнедовский. М., 1976 - 280 с.

    • 18. Гниловской, В.Г. Занимательное краеведение / В.Г. Гниловской. Ставрополь, 1954. - 290 с.

    • 19. Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // ССКГ / Н.Ф. Грабовский. Тифлис, 1868. Вып. 2. - 295 с.

    • 20. Григорович, С.Ф. По горам и равнинам Северной Осетии / С.Ф. Григорович. Орджоникидзе, 1960. - 240 с.

    • 21. Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. / Е.Н. Студенецкая. М., 1989. - 359 с.

    • 22. Зведре, В.А. По Кабардино-Балкарии. Путеводитель / В.А. Зведре. Нальчик, 1987. - 189 с.

    • 23. Зязиков, М.М. Вопросы истории Ингушетии / М.М. Зязиков. Магас, 2004. - 200 с.

    • 24. Зязиков, М.М. Традиционное культура Ингушей: история и современность / М.М. Зязиков. Ростов-на-Дону, 2005. - 230 с.

    • 25. История городов и сел Ставрополья: Краткие очерки. - Ставрополь, 2002. - 320 с.

    • 26. История народов Северного Кавказа (хрестоматия) / Сост. Ю.Ю. Клычников. - Пятигорск, 2008. - 390 с.





    написать администратору сайта