Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Особенности развития средних дошкольников

  • 3. Лепка как средство художественно - эстетического развития детей среднего дошкольного возраста

  • Список литературы

  • лепка. Художественноэстетическое развитие


    Скачать 39.08 Kb.
    НазваниеХудожественноэстетическое развитие
    Дата04.02.2022
    Размер39.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалепка.docx
    ТипДокументы
    #351654



    Оглавление


    Введение 3

    1.Художественно-эстетическое развитие 5

    2.Особенности развития средних дошкольников 6

    3. Лепка как средство художественно - эстетического развития детей среднего дошкольного возраста 9

    Заключение 16

    Список литературы 19



    Введение


    Художественно-эстетическое развитие у детей является приоритетной задачей человечества. В наше время изменения и новшества происходят во всех сферах жизнедеятельности, к ним ребёнку необходимо адаптироваться. Проблема актуальна не только для детей, но и для педагогов. В современном образовательном процессе педагог должен быть специалистом в любой образовательной области, владеющим процессом интеграции областей, применяющим обширные знания и высокий уровень творческого развития. Художественно-эстетическое развитие у дошкольников, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является важной задачей.

    Творческие личности являются двигателем человеческого прогресса. Поэтому развивать творческие способности детей дошкольного возраста - главная задача педагога [26].

    Художественно-эстетическое развитие дает большие возможности для раскрытия детского творчества во всех сферах деятельности детей. Лучше всего творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности. Одной из таких деятельностей является лепка.

    Художественно-эстетическое развитие являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема художественно-эстетического развития чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. С помощью лепки у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика. При передаче формы дошкольник работает руками, пальчиками благодаря этому развивается речь.

    При художественно-эстетическом развитии у дошкольников важно учитывать индивидуальные способности, сензитивность возраста. Поэтому необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, избегая шаблонности выполнения работы. С одной стороны педагог стремиться к тому, чтобы все дети выполнили работу, а с другой стороны пропадает творческий процесс при выполнении творческого продукта. Т

    Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о необходимости художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях лепкой.

    Актуальность проблемы определила тему: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой».

    Цель исследования: рассмотреть художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста при занятии лепкой.
    1. Художественно-эстетическое развитие


    Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

    Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

    В современных источниках существует достаточно много толкований понятий «эстетическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие». В большинстве случаев эстетическое развитие - есть «процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности» [2]; «развитие способности переживать явления действительности как прекрасные» [3].

    Исследователь Нагорная Л.А. трактует художественно-эстетическое развитие как особую грань воспитания дошкольника, которая обогащает эстетический опыт человека, влияет на познание нравственной стороны действительности, активизирует познавательность [4, 98].

    Художественно-эстетическое развитие сфокусировано на объекты творчества и произведения искусства, на «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к действительности; формирование изначальных представлений о видах искусства [2].

    В итоге, эстетическое и художественно-эстетическое развитие в ракурсе формирования, обогащения, совершенствования особого отношения явлений действительности, в том числе, художественного плана, в аспекте воспитания оказывается наиболее значимым для человека младшего возраста. Необходимо отметить, что в качестве одной из ключевых целей требований ФГОС является обеспечение нравственного воспитания и развития.

    Технологии художественно-эстетического развития, включая все доступные ребенку виды деятельности, позволят изменить в отношениях между детьми и взрослыми часто встречающуюся на сегодня позицию учителя классно-урочной системы на позицию воспитателя-партнёра, формируя систему совместной партнерской деятельности, что является ключевой идеей современных требований ФГОС ДО.

    1. Особенности развития средних дошкольников


    Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью.

    В разных видах деятельности ребенок начинает действовать соответственно поставленной цели, пытается придерживаться ее. Но из-за неустойчивости психических процессов, малыш может забыть о цели и легко переключиться на другую деятельность. При этом кроха может даже не заметить, как уже поставил новую цель и радуется ее достижению.

    Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры. Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Малыш предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал. Ориентирует кроха на взрослого, как на образец для подражательства.

    В рисовании и конструировании ребенок все чаще обдумывает изображение предметов, хотя способы их реализации еще не доскональные. Со временем увеличивается круг графических образов, шире становится диапазон изображаемых предметов. Период времени, когда малыш рисует или конструирует, увеличивается. Становятся разнообразнее сюжеты рисунков, четче задумки, более стойкими – намерения и планы. Несмотря на это, процесс и результат продуктивной деятельности зависит от условий ее организации и настроения ребенка.

    На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.

    В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается любознательность, особенно это касается выяснения причин разных явлений жизни. В этом возрасте значительно активизируется словарный запас, появляются элементарные суждения по поводу окружающего. Диалог начинает превращаться в основную форму взаимодействия с людьми. Малыш все больше интересуется сверстниками, проявляет инициативу в общении с ними, демонстрируя свои возможности. Появляются начальные формы избирательности.

    Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литературным, музыкальным, изобразительного искусства, театральной деятельности. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество.

    4-5 летний дошкольник уже может выполнять определенные задания на протяжении определенного взрослым времени. Растет его самостоятельность, стремление и способность действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию, ответственно. Общение со взрослым начинает переходить от практического, делового к познавательному: ребенок все чаще расспрашивает о том, что видит вокруг себя, стремится получить конкретные ответы на свои вопросы, воспринимает взрослого как источник новой информации. Малыш становится более чувствительным к тональности обращения к нему взрослых, их отношению. Зарождается чувство ревности к близким взрослым, когда те уделяют внимание другим.

    Ребенок среднего дошкольного возраста имеет представление об основных частях своего тела, соотносит свое телосложение с телосложением других людей, сравнивает их между собой, обогащается элементарными обобщениями. В данном возрасте кроха интересуется строением человека, отличием между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами; начинает понимать, что с возрастом человек меняется. Малыш уже способен отличить здоровое и болезненное состояние.

    На протяжении среднего дошкольного возраста растет умение ребенка слушать другого. Ваше чадо начинает понимать сам себя, делает открытие: то, что нравится ему, может не нравиться другим (еда, игрушки, сказки). Ребенок ориентируется в природном, предметном и человеческом окружении, определенным образом к нему относится, знает, что от него можно ожидать.

    Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. У малыша появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности, возрастные новообразования.

    На протяжении среднего дошкольного возраста на основе сюжетно-отображающих игровых действий с предметами развивается сюжетно-ролевая игра. В 4-5-летнем возрасте детей привлекают к разным видам игр: сюжетно-ролевых (ребенок сочетает в них роли активного субъекта предметно-практической, коммуникативной и познавательной деятельности); конструкторско-строительных (малыш учится различать и правильно использовать детали строительного материала, также появляется желание строить вместе); игр-драматизаций, инсценировок (у крохи обогащается ролевое общение, эмоционально окрашенное, с помощью настольного театра, театра-рукавички, образных игрушек); игр по правилам – подвижных, хороводных, народных, дидактических.

    Средний дошкольный возраст – промежуточный, переходный между младшим и старшим дошкольным детством, что сказывается на новообразованиях сознания и личности. К ним принадлежат: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; моральные чувства; самодеятельность и самые простые формы творчества.

    3. Лепка как средство художественно - эстетического развития детей среднего дошкольного возраста


    Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребёнка.

    В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания: углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

    Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

    Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

    Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
    Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого» [19, с. 53].

    Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

    По своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.

    Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.

    По мнению Г. Г. Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление [10,с. 19]. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют [10, с. 21].

    Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.

    Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

    Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.

    Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительного периода развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам (средний дошкольный возраст) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения.

    Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке [10, с. 23].

    Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу [10,12,19]. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

    В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.

    В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.

    В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения.

    Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.

    Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов.

    Иногда вылепленные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны "волосы" для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.

    Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно - эстетического развития ребенка – дошкольника.

    Заключение


    Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

    Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

    Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

    По своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.

    Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.

    Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

    Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.

    К пяти годам (средний дошкольный возраст) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке [10, с. 23].

    Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу [10, 12, 19]. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

    В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.

    Список литературы


    1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.academic.ru/7296/ (дата обращения 11.12.2021).

    2. Бутенко, Н. В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Н. В. Бутенко ; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т]. – Челябинск, 2016. – 444 с.

    3. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 168 с.

    4. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. – М. : Просвещение, 2018. – 244 с.

    5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Дону : Феникс, 2017. – 441 с.

    6. Горина Л. В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Журнал: Вестник Бурятского Государственного Университета Издательство: Бурятский государственный университет (Улан-Удэ), 2016. – №1. С.105-109 18.

    7. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. – М. : Академия развития, 2018. – 192 с.

    8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр Академия, 2017. – 416 с.

    9. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2018. – С. 52- 54.

    10. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 2017. – 256 с.

    11. Нагорная Л. А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2017. - № 3 (3). - С. 98-100.

    12. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с.

    13. Трофимова, М.В.. И учеба, и игра: Изобразительное искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль : Академия развития, 1997. – 205 с.

    14. Художественно-эстетическое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] - URL: http://megaobuchalka.ru/3/22765.html (дата обращения 11.12.2021).

    15. Штырина И. А., Юркина А. Л. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Апробация. - 2018. - №7 (34). - С. 115-116.




    написать администратору сайта