Главная страница

I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеI 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
Дата26.11.2021
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlekcher_fil.pdf
ТипДокументы
#282678
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Темы рефератов
1 Аврелий Августин и его «Исповедь»: вопросы онтологии.
2 Рационализм и иррационализм средневековой философии: проблема веры и разума.
3 Томизм и неотомизм: развитие философских концепций средневековой философии в новое и новейшее время
8 Философия и наука в новоевропейской культуре. Философия эпохи
Ренессанса (гуманизм, пантеизм, антропоцентризм). Развитие гелиоцентрической
модели Вселенной
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) представляет собой совокупность философских учений XIV-XVI вв., сложившихся первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы. Специфическими чертами философии эпохи Возрождения являются: особый интерес к античности, изучение и комментирование памятников древнегреческой философской литературы; пантеистическая трактовка природы, согласно которой Бог отождествляется с его творениями. Природа из творения Бога превращается в самостоятельное начало, как бы равное Богу; ориентация на современное
естествознание, достижения науки, в особенности, коперниканскую космологию, географические открытия; сочетание теоретического познания природы и практического
обладания ею, теоретического и магического, научных подходов в мире математики, астрономии, механики и «тайных» наук – магии, астрологии, алхимии; приоритет принципа антропоцентризма, в рамках которого утверждается ценность и красота человека, его тела и духа, свобода и автономия личности.
Гуманизм (от лат. «homo» – человек) философии Возрождения, означавший сложившееся в эту эпоху движение образованных людей, объединенных интересом к личности, особым типом философского мировоззрения, в центре которого человек с его земными делами и свершениями, присущими его природе способностями и влечениями.
Пантеизм. Николай Кузанский (1401-1461) в своем учении соединил подходы культуры уходящего средневековья и нарождающейся культуры гуманизма. В своем произведении «Об ученом незнании» (1440) Н. Кузанский говорит о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической традиции, противоречивости самого процесса познания. Бог понимается им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего мира, это «абсолютный» максимум или абсолют.
Используя принцип совпадения противоположностей, он рассматривает Бога как максимум, так как он то, без чего ничего не может быть, и как минимум, так как он не может быть и менее этого.
Гелиоцентрическая модель мира. Николай Коперник (1473-1543) к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Галилея и истинности гелиоцентрической модели
Вселенной. . Работа вышла в год его смерти. Она возвещала не просто новое указание на движение Земли, но составляла новый способ миропонимания. Обосновывались положения, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, вокруг
своей оси, мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес.
Темы рефератов
1 Философия Возрождения: тенденции и характерные черты.
2 Социологические концепции философии Ренессанса.
3 Коперникианский переворот в истории философии.
9 Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р.
Декарта. Философская мысль эпохи Просвещения
Развитие философской мысли в Новое время было тесно сопряжено с утверждением и развитием науки. Европейский человек постепенно освобождается от средневековой связанности, вследствие чего рождается его субъективизм и индивидуализм. Ускоряющееся развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к отдельным наукам и методу исследования в целом. Именно в это время возникает наука в собственном смысле этого слова, ставя новые задачи для филосфоии, в первую очередь – поиск метода научного познания. Проблема метода заняла особое место и в философии.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает единственным источником знаний чувственный опыт, утверждает, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. В качестве основного метода познания английский философ, основатель эмпиризма Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. В философии эмпиризма внешний мир природы предстает перед нами как некая совершенно независимая от сознания фактическая данность. Для того, чтобы зафиксировать эту данность в ее непосредственной явленности, Бэкон предлагает тщательно очистить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины – природу, как она существует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или «идолов», которых он насчитывает четыре вида:
идолы рода — заблуждения, которые свойственны всем людям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия; идолы пещеры — индивидуальные заблуждения, возникающие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения; идолы рынка — заблуждения, возникающие из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет; идолы
рынкаэто, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой, — вера в ложные авторитеты.
Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой
Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента.

Основоположником рационализма стал французский философ Р. Декарт. Свое
«Рассуждение о методе» Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от «количества ума», которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии – научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Декарт признавал только такое знание, которое в силу своей простоты и ясности было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа
должен быть построен по образу и подобию математического метода. Можно сомневаться в истинности мыслимой идеи, но не в её наличии: «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Знаменитый декартовский аргумент можно рассматривать как неопровержимое свидетельство абсолютной достоверности бытия
мышления. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.
Философия Просвещения, как часто называют философию XVIII в., не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобных эмпиризму или рационализму. Движение философской мысли направлено в ней не «вглубь», а «вширь», и ориентировано не столько на создание новых систем, сколько на пропаганду и распространение уже сформировавшихся идей. Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется затем во Франции, которая и становится его центром.
Французские мыслители, ознакомившиеся с его идеями увидели в них возможность реализации своих собственных либеральных устремлений, и постарались перенести их на французскую почву. Инициатором этого движения был Вольтер, а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых – «энциклопедистов», которые, связав воедино либеральную теорию Локка, ньютоновское учение о природе и моральную философию Шефтсбери, положили начало процессу, приведшему к созданию оригинальной системы французского материализма, сыгравшего впоследствии роль теоретического пролога Великой Французской революции 1789 г. Для просветителей характерно убеждение в том, что причина всякого зла и несчастья человека в невежестве.
Преодолеть зло можно только избавившись от невежества, просветив разум. Все существующее: знание, мораль, религиозная вера, но также и система политического управления, структура хозяйственных отношений, сословная организация общества, —
все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет
оправдано этим судом, имеет право на существование. Существенной чертой этой философии становится атеизм.
Темы рефератов

1 Бэкон и Декарт. Сенсуализм и рационализм Нового времени.
2 Материализм и пантеизм Спинозы.
3 Философия Просвещения и революционное преобразование общества
10 Критическая философия И. Канта
Завершающим этапом формирования философской мысли эпохи Просвещения является философия Иммануила Канта.
Творчество Канта исследователи делят на два периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В первый период интересы философа сосредоточены, главным образом, на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Результатом этого явился трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза.
Начало критического периода, свидетельствующего о совершенно новом подходе мыслителя к задачам философии, начинается работой «О формах и принципах чувственности воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Главным трудом Канта, относящимся к данному периоду, стала его знаменитая «Критика чистого разума» (1781). Позже появился его основной труд
«Критика практического разума» (1788).
Свою исследовательскую программу Кант формулирует в виде трех фундаментальных вопросов: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?» и «Что я должен делать?». Решение этих вопросов, по его мысли, должно подвести нас к ответу на четвертый – главный вопрос: «Что есть человек?». Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Вместо врожденных идей Кант ввел понятие априорных (полученных до
и независимо от опыта, изначально присущих сознанию)форм чувственности и рассудка.
Назвать их врожденными нельзя, поскольку это превосходит, согласно Канту, возможности человека. Данные же опыта Кант именует апостериорными элементами сознания (такими, которые всегда оказываются заключенными в априорные формы).
Таким образом, познание предстает как действие субъекта, как проявление его активности. Введение понятия «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Свою этику Кант строит с учетом результатов критики теоретического разума. Главным законом своей этики Кант провозгласил категорический
императив – требование поступать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.
Темы рефератов
1 И. Кант — основоположник классической немецкой философии.

11 Диалектическая философия Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель был крупнейшим представителем немецкой классической философии. Он попытался показать, что процесс возникновения многого из единого постигается путем рационального познания. Свою философскую систему Гегель начинает «Наукой логики» (1812-1816), хотя своеобразным введением в нее явилась
«Феноменология духа» (1806). Инструментом познания Гегель считал логическое мышление, а основной формой – понятие.
Исходным единством в системе Гегеля является Абсолютная идея, выступающая одновременно субъектом и объектом, не только познания, но и развития. Это развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые представляют всеобщие формы и бытия и мышления одновременно. Именно в учении о диалектическом саморазвитии категорий и реализуется основополагающий для гегелевской философии принцип тождества мышления и бытия. Благодаря такому раздвоению и последующему взаимодействию выделившихся частей происходит постепенная структуризация изначально аморфного единства, в процессе которой все более конкретизируется и проясняется его внутреннее содержание. В этом и состоит суть диалектического метода.
Как творческое начало, дух должен быть свободен. Свобода в гегелевском понимании, с одной стороны, противоположна всякому принуждению, но с другой, она, в то же время, противоположна и всякому произволу, потому что «свободная воля имеет необходимое содержание» или, иными словами, свобода есть «раскрытая необходимость».
Свобода при таком понимании плотно увязывается со знанием возможного, причем с таким именно знанием, осуществление (объективация) которого есть «раскрытие» или реализация необходимости.
В противоположность предшественникам, Гегель переносит центр тяжести исследования сущности духа из теологии и психологии в историю, и, прежде всего, в исследование идей и институтов, формируемых в процессе организации общественного бытия, считая, однако, что наиболее полно дух выражает себя в государстве. Государство, как определяет его Гегель, «есть божественная идея в земном воплощении, есть реальная действительность моральной идеи». Смена форм государственного устройства есть ряд ступеней, выражающих развитие Мирового духа в судьбах стран и народов. Каждая ступень представлена народом – носителем идеи, наиболее полно выражающей определенный этап саморазвития духа. Гегель выделяет четыре основных мировых
эпохи (Восточную, Греческую, Римскую, Германскую), каждая из которых, представляя определенную ступень логического саморазвития Абсолютной идеи, сменяет предшествующую с той же неотвратимостью, как в жизни человека детство неотвратимо сменяется отрочеством и зрелостью, а затем старостью и смертью. История, с точки зрения Гегеля есть процесс «самовозвышения духа», познания им абсолютной истины собственного бытия, в котором изменчивость, процессуальность оказывается жестко связанной строгой необходимостью. Это восхождение осуществляется как самодвижение мысли, поскольку предметом, на который направлено познание, является идея, понятие, то есть сама мысль. Таким образом, действительной целью и последним пределом
развития Мирового Духа становится истинное или абсолютное сознание, или, что то же самое, абсолютный разум.
Саморазвивающийся
Дух гегелевской философии проявляет себя в последовательном развертывании логической системы категорий мышления, которые представляют собой идеальные сущности, выражающие содержательные моменты
Абсолютной идеи и, в то же время, они – ступени ее диалектического развития. В философии Гегеля категории выступают не просто ступенями исторически развивающегося познания. Они определяют весь логический порядок универсума. И с этим порядком сообразуется не только все мыслимое, но и все реально существующее:
«Все действительное разумно, все разумное действительно!».
Темы рефератов
1 Философия Гегеля. Система и метод.
2 Социологические взгляды Ф.В. Гегеля и его концепция истории.
12
Истоки и основные черты философии К. Маркса
Марксизм как философско-экономическое и политическое учение возникает в первой половине ХIХ в. и связан в первую очередь с творчеством К. Маркса и Ф.
Энгельса.
Главная философская идея марксизма – материалистическое понимание
истории. Ее обоснование Маркс дал в Предисловии к «Критике политической экономии»
(1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как
«производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка»,
«социальная революция» и др. Главная цель Маркса – создание научной теории социально-исторического процесса или, иными словами, разработка науки об обществе, максимально соответствующей идеальному образцу, каковым в то время считалось математическое естествознание. Для создания такой науки об обществе было необходимо, прежде всего, найти область действительности, которая могла бы служить для неё эмпирической базой, то есть поставлять «факты», причем именно такие, которые допускали бы их математическую обработку и индуктивное обобщение. Такой всеобщей и в то же время объективной характеристикой человеческого существа Маркс предлагает считать не мышление, а труд.
Наиболее фундаментальным философским трудом Маркса считается «Капитал», в котором разработка собственно философских идей осуществляется «на материале» анализа экономических отношений буржуазного общества. При этом экономические отношения, поскольку они, как полагает Маркс, выступают фундаментальной основой всех иных общественных отношений, не только определяют, но буквально «производят»
все жизненные проявления человеческого бытия, включая, в том числе, и сознание. К.
Маркс приходит к заключению, что последовательность событий, составляющих «ткань» человеческой истории, подчиняется не субъективной воле исторических персонажей, а
объективной логике развития «материального производства», то есть производства предметной среды, составляющей необходимое условие бытия человека. Эта логика, которую марксисты, вслед за Гегелем, называют диалектической, должна выражать наиболее общие принципы осуществления без исключения всех: и природных, и социальных, и ментальных процессов, которые, по мысли Маркса, необходимо осуществляются по единой универсальной схеме, независимо от того, в какой из указанных областей они происходят.
Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных явлений, выступая марксистской философией истории, исходящей из признания того, что развитие общества определяется материальными условиями жизни людей, которые, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией или религией, должны есть, пить, одеваться и иметь жилище. Согласно историческому материализму, совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – реальный базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Базисные отношения, возникающие в сфере производства материального обеспечения жизни, в конечном итоге, обусловливает всю совокупность социального, политического и духовного ее содержания, последнее же, поскольку оно относится к надстройке, является производным от базиса и зависимым от него.
Исторический материализм выделяет пять основных форм базисных отношений или, как говорят марксисты, пять основных способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-
экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, которая, представляется как вершина и цель социально-экономического прогресса.
Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Для всех формаций, исключая первобытнообщинную и коммунистическую, это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.
Социальная революция рассматривается Марксом как необходимый компонент общественного развития, поскольку, согласно его философии, невозможно изменить человеческое сознание путем просвещения и воспитания.
В ХХ в. получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим именем неомарксизма. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ в. работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х гг. под влиянием работ Л. Альтюссера.
«Гуманисты» стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений.
«Сциентисты» акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам
Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучных теорий. Если «гуманисты» считали традиционный марксизм
недостаточно человечным, то «сциентисты», напротив, считали его недостаточно научным.
Темы рефератов
1 Философия марксизма. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
2 Эволюция марксисткой философии.
3 Истоки марксизма.
13
Классика и неклассика: две эпохи а развитии европейской философии.
Иррационалистическая философия А. Шопенгаура, С. Къеркегора, Ф. Ницше
Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX-XXвв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки. Представители неклассической философии в очередной раз продемонстрировали одну из имманентно присущих философии функций – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, «тупиков» нравственной эволюции человечества, совпавшего с кризисом классической философии: «Назад в Канту»
(неокантианство, возникшее в 60-е гг. XIX в.); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм (70-е гг. XIX в.).
При всем ее разнообразии для классической философии была характерна общая идейная стилистика, целостность, смысловое единство и особый тип философствования.
Классические философские системы отличались претензией на целостность,
завершенность,
монологически-поучительный
стиль
изложения,
объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности.
Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного
мировосприятия, деятельности. Рациональное познание, безграничная вера в науку,
прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах разума провозглашались классической философией, решающей силой. Для классической философии характерна установка на поиск
сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания.
В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т.е. не выводимой из опыта и не сводимой к нему; и как средство объяснения
мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство
переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. Сущность человека определена здесь границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности.

Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность,
доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания.
Неклассический этап в развитии философской мысли (начиная со второй половины XIX в.) представляет собой весьма сложное, своеобразное и противоречивое по своей сути явление, включающее в себя порою принципиально несовместимые течения.
Вместе с тем неклассическая философия отмечается некоторой общей стилистикой и
культурой философствования, принципиально отличной от классики. Ее формирование было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, мировыми катаклизмами, обрушившимися на человечество к концу XIX началу XX вв., рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, антиразумным, иным по своей природе.
Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к
расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации
альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма
(лат. «irrationalis» – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращающего внимание на внера- циональные формы духовного правления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)
В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее,
сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и
социум. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального,
своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (философия жизни, волюнтаризм), интуитивным порывам (интуитивизм), бессознательным актам и установкам (психоанализ), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (экзистенциализм).
С середины XIX в. в Европе совершается целая серия «философских революций», направленных против рационалистических концепций. Одним из первых подобную революцию осуществил А. Шопенгауэр, системно изложивший свои воззрения в труде
«Мир как воля и представление» (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля – это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением человека возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а
Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть
рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Шопенгауэр первым в XIX веке дал философское обоснование пессимизма.
Учение датского философа С. Къеркегора – предшественника современного экзистенциализма – не нашло понимания со стороны его современников. В своих произведениях «Наслаждение и долг» (1843), «Страх и трепет» (1843) и других Къеркегор выделил три стадии развития личности – эстетическую, этическую и религиозную.
Жизнь эстетическая – это жизнь чувственная, когда человек стремится лишь к удовольствиям, не задумываясь о смысле своего существования. К следующей стадии человека толкает отчаяние – человек испытывает чувство тревоги и страха перед чем-то неизвестным, и в итоге приходит к этическому существованию. Этический человек полагает, что в мире господствуют необходимость и долг, которым следует повиноваться.
На религиозной стадии развития личности отчаяние рассматривается Къеркегором как грех. В качестве его противоположности выступает вера. Она является актом воли и свободного выбора. Основополагающий принцип философии Къеркегора гласит: «Верую, следовательно, существую».
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Ф. Ницше. В своем первом крупном труде «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал – дионисийского и аполлонического. Дионис – бог вина, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон
– покровитель искусств. Культ Аполлона – это культ разума и гармонии. По мнению
Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления дионисийского начала аполлонизмом. Это привело ее к глубокому кризису.
Жизнь Ницше рассматривал как «волю к власти». Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство создает естественную дифференциацию. Жизнь – это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации Ницше видел в засилье интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.
Темы рефератов
1 3.Фрейд о бессознательном и сознании.
2 Проблема человека в экзистенциализме.
3 Волюнтаризм Шопенгауера и Ницше: сходство и различие.
14
Основные
исторические
формы
позитивистской
философии
(классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Термином «позитивизм» в истории философии обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х г.г. и, сохранив свое влияние до нашего времени, прошло в своем развитии три исторические стадии – «первого» (классического) позитивизма, «второго» позитивизма (эмпирического) и «третьего» позитивизма
(неопозитивизма).
Позитивизм формируется в своей первой, классической форме на протяжении первой половины ХIX в. во Франции (О. Конт) и Англии (Дж. Милль и Г. Спенсер).
Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное,
положительное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными

(прежде всего — естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.
Классический позитивизм предложил развивающейся науке определенные методологические идеалы: необходимость опоры на опыт, описательную трактовку знания, индуктивизм как способ мышления, и объединению знания.
На смену позитивизму пришла вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм.
Основное содержание
эмпириокритицизма
(философии
«критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Э. Лаасом, швейцарским философом Р. Авенариусом, австрийским физиком Э. Махом и др. Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим: принцип «корреляции» (Э. Лаас), или
«координации» (Р. Авенариус), т. е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании прежде всего от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями;
принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий; принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания», которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки».
Экономное описание требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом.
Развитие науки в начале XХ в. привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение «свободно создаваемым понятиям»
(А. Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку, его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М. Планка,
А. Эйнштейна) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма —
неопозитивизмом. Первый вариант неопозитивизма — логический позитивизм сформировался на базе «Венского кружка», основанного в 1922 г. в Венском университете
М. Шликом и объединившего группу философов, логиков и физиков. В своих философских поисках они опирались, с одной стороны, на эмпирические ориентации прежнего позитивизма, с другой — на некоторые новые идеи, предложенные в начале XX в. (английский философ, логик и математик Б. Рассел и австрийский философ Л.
Витгенштейн). Представители Венского кружка и их идейные соратники в других странах поставили перед собой грандиозную задачу — подвергнуть критическому анализу все существующее научное и философское знание и его язык.Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом — построение единого языка науки согласно некоторым базисным принципам: принципу элиминации
(исключения) метафизики; принцип верификации, ориентирующему на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений; принципу конвенций утверждающему, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций); принципу физикализма ориентирующему на объединение
(унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики.

Постпозитивизм включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции (критический
рационализм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса,
теория исторической динамики науки Т. Куна, анархистская эпистемология П.
Фейерабенда). При всем их разнообразии можно говорить о некоторых общих чертах и подходах постпозитивистских концепций к анализу научного знания: стремление к анализу реальной истории науки в поисках наиболее оптимальных методологических средств познания; исследование динамики научного знания, изучение процессов перехода к новым теориям; признание научной осмысленности философских положений, их неустранимости из языка науки и более того — эвристичности для развития научного знания.
Темы рефератов
1 Исторические формы позитивизма.
2 Позитивизм как философия науки.
15
Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. – «ex(s)istentia» – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать такую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире. Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Л.
Шестов, Н. Бердяев), после нее в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Г. Марсель, выступивший с экзистенциалистскими идеями еще во время 1-й мировой войны, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-
Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в др. странах, в т.ч. и США. Представители экзистенциализма в
Италии — Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Х. Ортега-и-Гассет. К экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология.
Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Б. Паскаля, С. Кьеркегора,
М. де Унамуно, Ф. Достоевского, Ф. Ницше.
Экзистенция — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В экзистенциализме категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической
специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи, во-вторых, способ философского постижения и понимания человеческого самоосуществления в мире и человеческих феноменов способу научного и
объективирующего познания «человеческого». Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого
(самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой,
присутствие с собой и с миром; он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», постоянное выступание вовне, в мир. И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не
«просто быть», он должен «делать себя», и это – «вместо того, чтобы просто быть».
Темы рефератов
1 Западный и русский экзистенциализм.
2 Проблема свободы человека в философии экзистенциализма.
16
Структурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и
философия постмодернизма
Структурализм – это направление в социально-гуманитарном познании ХХ в., нацеленное на выявление структуры, совокупности отношений между элементами целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных преобразованиях. Структурализм претендует на универсальность в гуманитарных науках, и возник в литературоведении и искусствоведении еще в 30-е гг. Формирование философского направления связано с концепциями лингвиста Ф. Де Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж.
Лакана, структуры познания М. Фуко и др. Cтруктурализм пытается выявить глубинные универсальные мыслительные структуры, которые проявляются в обществе на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических образований и включая искусство, философию, математику, литературу, архитектуру, язык и т.д. Как особое мировоззрение, структурализм пытается выявить универсальные структуры общества, исследуя мифы
(Леви-Стросс), интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке (Лакан), выясняя скрытые связи (коды, парадигмы) между институтами общества, идеями, обычаями и отношениями власти.
Новая, постнеклассическая философия формируется в ряде стран Запада, —
Франции, США, Великобритании, - в 70-х – 80-х гг. двадцатого века. Ее возникновение было вызвано целым рядом проблем в современном западном обществе: проблему гуманизации науки и техники; упадок духовности; дегуманизация общества, проявление глобальных проблем заставляли искать новые способы мышления. Исходной отправной точкой такой критики стало критическое литературоведение.
Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние полтора — два десятилетия тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада.
Философии постмодернизма как таковой не существует — не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизм мыслителями, но и, гл. образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности самой философии как некоего мировоззренческо- теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии
постмодернизма» а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с
«ситуацией постмодернизма» в культуре вообще. Постмодернизмвозникает как
осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться
насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное».
Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар). Антисистематичность как характерная черта
постмодернизма не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности — она связана с формированием неклассической
«онтологии ума
Темы рефератов
1 Сумерки либерализма: что сулит поражение глобальной реформации.
2 Ризомное сознание и его структура.
3 Западный и русский постмодернизм.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта