I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
Скачать 0.59 Mb.
|
Агностицизм - учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики. Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин. Темы рефератов: 1. Особенности диалектико-материалистической теории познания. 2. Роль практики в процессе познания. 3. Соотношение рационального, иррационального, интуитивного в процессе познания. 4. Социальное познание и его специфика. 8. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Имеются разные понимания истины. Например, «истина – это соответствие знаний действительности» (или знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним); «истина – это опытная подтверждаемость»; «истина – это свойство самосогласованности знаний»; «истина – это соглашение». Первое положение является классическим. Его разделяли Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гольбах, Фейербах, Маркс и др. Из этого положения следует, что вопрос о соответствии утверждения (суждения) действительному положению вещей это вопрос о его истинности. Поскольку человек не располагает абсолютным знанием и истиной, но стремится к ним, то главная для него проблема – критерий истинности (критерий соответствия) его теорий, убеждений и суждений. Правда, данную проблему можно отвергать, занимая радикальную позицию агностицизма и скептицизма. В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности: критерий соответствия суждения (теории) фактам и критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу, не содержат смысловых разрывов (обладают полнотой), то они истинны. Прагматический критерий отождествляет идею истины с эффективностью. «Если эффективно действует, значит истинно». Нет единой истины, у каждого она своя в меру того, насколько принятая система убеждений приводит к желаемому результату. Данный критерий касается только индивидуального опыта. Критерий практики предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительностью, а между знанием и коллективным практическим опытом. Понятие «практика» выражалось через широкий спектр терминов: «действие», «деятельная жизнь», «опыт», «труд» и т.п. В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Важнейшими формами практики являются: материальное производство – преобразование естественного бытия людей (природы); социальное действие – преобразование общественного бытия людей; научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. К основным функциям практики, кроме того, что она выступает критерием истины, относятся следующие: практика является источником познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; практика выступает как основа познания, его движущая сила; практика является опосредованно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются, в конечном итоге, обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Герменевтический критерий истины исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям (и именно в бесконечной перспективе). Онтологической основой данного критерия является понимание как способ человеческого бытия. Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность; всеобщность – конкретность. Так истинное знание – объективно, поскольку оно не зависит от мнения отдельного человека или конечной группы людей (т.е. истина объективна по содержанию). Но в то же время оно субъективно, поскольку является именно человеческим знанием. Истинное суждение – абсолютно, поскольку имеет содержание, которое не может быть исправлено дальнейшим развитием познания, но в то же время и относительно, ибо нет такого знания, которое не могло бы быть уточнено и дополнено. Таким образом, об абсолютной истине (абсолютное в объективной истине – устойчивое, неизменное) мы можем сказать то, что это гносеологический идеал, который недостижим, т.е. недостижимо полное, исчерпывающее знание о действительности. Абсолютными знаниями могут представляться знания об отдельных сторонах предметов, аспектах действительности. Истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия, при которых оно соответствует действительности, но в то же время оно носит всеобщий характер, поскольку предполагает, что конкретная ситуация соответствует всеобщему порядку. И хотя мы знаем, что в истинном знании имеются все эти противоположные определения, но в точности указать меру объективного субъективного, абсолютного – относительного, конкретного – всеобщего, не можем. В этом состоит проблемность или парадоксальность или неразрешимость истинного знания. Когда знание забывает о своей проблемности, о существовании парадоксальной границы между его противоположными определениями, оно становится заблуждением, а еще далее – глупостью. Заблуждение – это «знание», не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение как теоретико-познавательный феномен следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания – дезинформации. Таким образом, заблуждения характеризуются свойством непреднамеренности. Истина для человека выступает как ценность -отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным. Ценность как отношение соответствия объекта представлению о нем является противоположностью истины как отношения соответствия представления объекту. Истинностное отношение между мыслью и объектом находит свое выражение в описаниях, ценностное отношение - в оценках. В случае первого отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и объекта является объект, в случае второго отношения таким пунктом служит утверждение. Между истиной и ценностью имеется определенная асимметрия. Во-первых, установление истинностного отношения мысли и действительности чаще всего особо не отмечается, установление ценностного отношения всегда требует специальных языковых средств: "хорошо, что человек - разумное животное". Во-вторых, слово "истинный" употребляется, как правило, только применительно к утверждениям; слово "хороший" нередко прилагается и к именам ("этот снег хороший", "хороший друг" и т.п.). В-третьих, если идея соответствует своему объекту, то истинной считается обычно идея; если же объект соответствует идее, хорошим считается сам объект. Эта троякого рода асимметрия говорит о том, что истинностное отношение между мыслью и действительностью в известном смысле более фундаментально, чем ценностное отношение между ними. Познание – это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса являются знание и незнание. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Важно заметить, что знание является образом вещи или события, которым свободно и осознанно располагает человек. Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания является вопрос. Только такая запечатленная информация становится знанием (т.е. тем, чем человек осознанно располагает), которая есть ответ на поставленный (пусть даже на неявно поставленный) вопрос. Осознанная граница между знанием и незнанием есть проблема. Таким образом, выявление и постановка проблемы – это выявление поля незнания. Если знание есть результат познания, то суть познания (точнее, научного исследования) – метод. Именно метод получения знания делает их осознанными. Метод (от греч. methodos – букв. «путь к чему-либо) – «путь», способ познания. Метод определяет направление поиска, стратегию исследования. Вопрос о методе возникает сразу после постановки проблемы и, как правило, после выдвижения гипотезы – теоретического предположения о сущности предмета познания, т.е. когда очерчена область неизвестного. Каждый метод предполагает последовательное (методическое) использование основных категорий. Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – форма осознания во всеобщих понятиях. Язык осуществляет первичный способ категоризации мира. В строгом смысле категории не есть понятия. Категории представляют и выражают устойчивые различия сущего, отношения между вещами. Понятия же – это языковая форма отражения сущности предмета. Категории и понятия – важные инструменты познания вообще, философского анализа также. От метода отличают приемы, иногда способы или процедуры познания, которые хотя и базируются на методах, но не имеют прямого отношения к универсальным определениям сущего (предмета познания). К ним, относят измерение, сравнение, идеализацию и т.п. В познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету, находятся за его пределами, - это принципы познания. К ним, например, относятся требования строгости, доказательности, объективности, верифицируемости и пр. С методами неразрывно связаны средства научного познания (инструменты). К таким средствам прежде всего относят язык науки (язык описания), приборы, экспериментальные установки и пр. Важнейшими категориями в гносеологии являются субъект и объект в познании. Субъект – источник и носитель активного отношения к объекту, это прежде всего человек – индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Объект – то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (т.е. материальные и духовные явления); но объектом познания может быть и сам человек. Объект следует отличать от предмета познания. Предмет или «предметная область» – та совокупность свойств объекта, которая вычленяется познавательными или практическими средствами. Так, например, человек – объект исследования различных наук, но предметом психологии является психика человека, анатомии – различные органы и их системы, антропологии – проблема происхождения человека, истории – процесс развития человеческого общества и т.д. Темы рефератов: 1. Критерии истины в процессе познания. 2. Проблема субъекта и объекта познания в истории философии. 3. Структура и методы познания. 9. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. В широком смысле слова наука есть особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является построение и систематизация знаний о действительности, позволяющих описывать, объяснять и прогнозировать различные ее фрагменты. Для обозначения отдельных областей научного знания – физики, математики, биологии, истории, юриспруденции и т.д., термин «наука» используется в узком смысле этого слова. Наука может быть охарактеризована с точки зрения трех важнейших измерений: наука – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от обыденного, художественного и других видов деятельности; наука – это определенная система объективных, сущностных особым образом и в специальном языке организованных и обоснованных знаний; наука – это особый социальный институт, направленный на формирование специфических норм и идеалов организации научно-познавательной деятельности, обеспечение ее функционирования. Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Именно с позиций деятельностного подхода и представляется возможность рассмотреть особенности научного познания, как это делает в своих работах В.С. Степин. Всякая деятельность включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, цель, средства, результат деятельности. Специфика научного познания заключается в том, что эта такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.Научное познание отличается не только своим результатом, но и особым характером исследуемых объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Научное познание, наука, не ограничивается познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках наличной, исторически сложившейся на данном этапе практики, но и та- кие, исследование закономерностей которых может найти применение только в будущем. Так, фундаментальные теоретические исследования в физике привели к открытию законов электромагнитного поля, законов деления атомов и т.п., которые заложили основу для будущих технически-прикладных исследований и внедрения в производство и практику радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и т.д. Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный, обладающий специальными, научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат т.д. Науку поддерживает мораль, которая направляет поведение ученых, помогает дать правильные общественные оценки деятельности ученых. Научное познание, с одной стороны, безгранично, поскольку его объектами могут стать как фрагменты природной реальности, так и различные фрагменты социального и жизненно-субъективного мира человека, его культуры, психики, исследуя которые ученый обязан выявить их объективные закономерности, существенные связи и свойства. С другой стороны, научное познание имеет границы, оно не в состоянии охватить все уникальные, в том числе и субъективные феномены человеческого бытия. Темы рефератов: 1. История представлений о природе научной истины. 2. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии. 3. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность). 10. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт, проблема, гипотеза. Научная теория и ее структура. В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический, которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследования. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, средствам и методам исследования. Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно- истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур. Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключается в том, что если эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом, благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального эксперимента. Понятийные и языковые средства эмпирического и теоретического уровней также отличны друг от друга. В качестве основного средства эмпирического исследования используются объекты, отличные от реальных. Это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Признаки эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте (так, при изучении законов колебательного движения используется такой эмпирический объект, как «маятник», представляющий собой нить с подвешенным к нему телом в поле тяготения Земли). Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпирического уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др. |