I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
Скачать 0.59 Mb.
|
Тексты лекций по философии Часть I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях развития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения. Выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда он дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт. Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Оно может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретизированных. Миропонимание – высшая ступень, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское. Мифологическое мировоззрение возникло как система неразделенного (синкретического) представления человека о мире и своем месте в нем выполняло следующие функции: обобщающую - базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований; объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее; моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения; регулирующую - в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (VI - V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей. Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Темы рефератов 1 Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. 2 Эволюция исторических типов мировоззрения. 3 «Картина мира» в системе мировоззрения: сущность и структура. 4 Естественное и сверхъестественное в системе мировоззрения. 2 Философия как система научных знаний. Эволюция предмета философии. Роль философии в жизни человека и общества Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Основные проблемы философии: Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Вторая философская тема – проблема человека, смысла существования человека в мире. Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривая человека в «мире людей» . Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Мифогенная концепция, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское мировоззрение. Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. У истоков формирования философии находились мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. В отличие от мифологии, которая строит общую картину на уровне эмоционально-чувственной ступени познания философия строит общую картину мира на уровне рациональной ступени познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира. Темы рефератов 1 Философская и научная картина мира ХХ в. (единство и различие). 2 Социальная роль и функции философии. 3 Специфика и структура философского знания. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии Философия – особая форма духовной жизни, отличная от других. Философия есть учение об общих принципах бытия, а общее есть то, что присуще многообразным предметам и процессам мира, что объединяет их. Философия даёт целостное представление о мире, т.е. изучает мир как целое, во всей совокупности его свойств и отношений и в этом смысле представляет системное знание, стремится понять мир в его внутренних структурных связях и единстве. Философия есть теоретическое объяснение мира. В рамках собственно философского знания оформились следующие разделы философского знания: онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; гносеология – раздел философии в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности; аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой; праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагинии и действенности человека; антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях; социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. 4 Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности); развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний; накопление и рост научных знаний. Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философия. Восточная философская мысль во многом сходна с античной, однако для нее не характерен полный отказ от мифологической картины мира. В отличие от западной (античной) философии общая картина мира в восточной философии выстраивается не на уровне рациональной ступени познания. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, но напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат. Философия Китая. Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате «О шести школах» историка Сыма Таня (II в. до н. э.). Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения: школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя); школа Пути (Даодэ цзя); школа конфуцианских ученых (Жу цзя); школа Закона (Фа цзя); школа Мо Ди (Мо цзя); школа Имен (Мин цзя). Истоком китайского философствования является школа Инь-ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры И цзин (Книга (канон) перемен). Даосизм как философская система формируется в III-II вв. до н.э. К основоположникам даосской философии относят Ле-цзы (III в. до н. э.) и Лю Аня (II вв. до н.э.), соединивших идеи Лао-цзы, Чжуан-цзы и школы инь-ян Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга Дао дэ цзин (ок. V-III вв. до н. э.).Она содержит «учение о правильном пути и добродетели». Основной категорией даосизма является дао. Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, в ней нет жизни и смерти, она не имеет границ и разделений. Лишь эгоизм и незнание могут породить у человека заблуждение о существовании самосущих единичных вещей, считал философ Чжуан-цзы, чьи взгляды излагаются в одноименном трактате IV—III вв. до н.э. В дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии «собственного Я», слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие. При жизни человеку следует придерживаться доктрины «не-деяния» (у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Деятельность человека должна согласовываться с естественной спонтанностью миропорядка. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге Лунь Юй (Беседы и суждения). Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Управление государством виделось ему подобным управлению семьей и описывалось в семейно-родственных категориях (государь — «отец и мать народа», «государство — единая семья»), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конкретному человеку Конфуций предписывает стремление к идеалу «благородного мужа» (цзюнь цзы), признаками которого является обладание следующими основными качествами: человечностью (жэнь), порядочностью (сяо), знанием приличий (ли), мудростью (и), лояльностью (чжи). Проявить их можно лишь в отношениях с другими людьми. Становление конфуцианства как государственной идеологии происходит в постоянных дискуссиях с представителями школы фа, так называемыми «законниками» (легистами). Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (смрити — запомненное): брахманы; араньяки; упанишады. Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки, поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам. Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Ряд гимнов Упанишад повествует о всемогущем, бесконечном, вечном, непостижимом, самодовлеющем божестве. Все боги — лишь его проявления. Он — творец, хранитель и разрушитель всего сущего, бестелесный Брахман. Проявлением Брахмана является и Атман — внутреннее бессмертное Я мира. Брахман — это Атман, Атман — это Брахман. С VI в. до н. э. начинается время классическихфилософских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, которые признают авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, который отрицают единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классическихортодоксальных систем, называемых астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса. Шесть школ образуют три пары так называемых саманатантра, т. е. «дружественных» учений, признающих и дополняющих основные положения друг друга. Учение джайнизма было основано Вардхаманой (599—527 гг. до н. э.), носившим титулыМахавиры(великого героя) и Джины (победителя). Джайнизм зародился в русле шраманской (от санскр. шрамана — «аскет», «подвижник») традиции, полемизировавшей с ортодоксальным ведизмом. Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива — отдельныедуши, которые от природы способны к совершенству, и аджива (пространство, эфир, материя) являются основными составными частями мира. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного. Для этого душа должна освободиться от кармы, отсекая «липкую карму» с помощью добродетельной жизни и изгоняя, в конечном итоге, всю наличную карму аскетическими практиками. Философия буддизма восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев и формируется как рефлексия на совокупность философско-этических положений, высказанных им. Сам Будда категорической считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека — это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины». Первая, «истина страдания», — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека. Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, «истина возникновения страдания». Цепочка зависимых перерождений — сансара — определяется кармой. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепочку перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны. Об этом говорит третья истина («истина прекращения страдания»): страдание можно прекратить, отказавшись и освободившись от желания. Четвертая истина, «истина пути» — путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного «Я» через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване. Ньяйя («вхождение в предмет») — философская школа, основанная брахманом Гаутамой ок. III в. до н.э |