I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
Скачать 0.59 Mb.
|
цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий. Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах: как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, О. Тоффлер); как синоним культуры (А. Тойнби); как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). Идеи нелинейного подхода к истории развивали такие мыслители как Н.А. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс. А. Тойнби, исследуя закономерности исторического процесса и его факторы, разработал концепцию локальных цивилизаций. Согласно этой концепции, история человечества рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет к упадку и умиранию. В качестве движущих сил истории Тойнби рассматривает: «вызов», брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение; военная агрессия и т.п.); творческий «ответ» цивилизации на вызов; деятельность талантливых людей («творческого меньшинства», элиты). Развитие всей истории строится по схеме «вызов - ответ». «Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина несхожести исторического пути народов. Критику концепции единой всемирной истории и обоснование учения о множестве равноправных по уровню достигнутой зрелости культур осуществляет немецкий философ О. Шпенглер. Для Шпенглера нет единой мировой истории, а есть лишь отдельные истории различных культур, каждая из которых имеет свою собственную судьбу, свою «душу», стремящаяся осуществиться, реализоваться в различных формах культуры (искусстве, политике, науке и т.д.), создавая тем самым свой собственный неповторимый мир. Шпенглер выделяет несколько типов души, лежащих в основе той или иной культуры: «аполлоновскую» душу, которая лежит в основе античной культуры, «магическую» душу, являющуюся основой арабской культуры и «фаустовскую» душу, которая определяет западноевропейскую культуру. Каждый культурный «организм» проживает определенный срок (около тысячелетия). Умирая, культура перерождается в цивилизацию, где осуществляется переход от творчества к бесплодию, к деградации основных форм духовной культуры, лежащих в основе ее «души». Темы рефератов: 1. Проблема направленности истории: прогресс, регресс, цикличность, провиденциализм, эсхатология, эволюционизм. 2. Противоречивое единство культуры и цивилизации. 3. Марксистские и немарксистские модели линейного развития общества. 14. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры. Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Темы рефератов: 1. Сущность нравственной культуры. 2. Элитарная и массовая культура. 3. Традиционная и современная культура. 15. Понятие техники и её роль в истории цивилизации. Глобальные проблемы и перспективы человечества. Техника (от греческого «техне» — искусство, мастерство, умение) — система искусственных органов деятельности человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника представляет собой систему замещения человека в природе, опосредование его бытия в естественном мире. Однако для понимания техники этого определения недостаточно. Необходимо дать функционально-предметное определение техники. Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы, использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком. Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации). С другой стороны, техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основа инженерной деятельности – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональности. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами. Не менее значим вопрос о дилемме понимания техники как самостоятельного мира и как аспекта человеческой деятельности и культуры. Эта дилемма вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, – пишет Хайдеггер, – но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск». Философское и феноменологическое осмысление этих событий и переживаний является необходимым условием как адекватного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т.д.), так и формулирования новых проблем философии техники. В этом случае техника понимается явление культуры, аспект деятельности человека. Два этих аспекта неотделимы друг от друга. Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни – науке, технике, культуре, – столкнулась с глобальными проблемами, что называется, лицом к лицу. Их круг достаточно хорошо известен, хотя у разных авторов приоритеты расставлены по-своему. Это военно- политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность. Впервые глобальные проблемы начали рассматриваться как особый род проблем в рамках деятельности так называемого Римского клуба, в 1968 г. объединившего исследования ряда аналитиков нескольких стран мира, хотя сама проблематика формулируется несколько ранее. В рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы глобальных проблем. К первой относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие). Ко второй – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго- сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и другие). К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другие). Ни одна из вышерассмотренных проблем не может быть решена в отдельности. Это означает, что, скорее всего, правы сторонники второй точки зрения на глобальные проблемы как таковые, которые постулируют начало нового этапа в процессе развития всего человечества, а не только европейской цивилизационной модели технократического мира. Темы рефератов: 1. Техника и технология как социально-исторические явления. 2. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.). 3. Гуманитарная философия техники. 4. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта. Литература: 1. Волчек, Е. З. Философия : Учеб. пособие / Е. З. Волчек. - Мн. : Интерпрессервис, 2003. - 544с. 2. Зотов А. Ф. Современная западная философия : Учебник / А. Ф. Зотов. - 2- е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2005. - 781с. 3. Канке В. А. Философия для технических специальностей: учебник / В. А. Канке. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. 4. Кулик С. П. История философии : Учеб. пособие для вузов / С. П. Кулик, Н. У. Тиханович ; Под ред. С. П. Кулика. - Мн. : Вышэйш. шк., 2007. - 316с. 5. Степин В. С. (и др.) Философия. / В. С. Степин. - Мн.: РИВШ, 2006.- 624 с. 6. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Ред.-сост. Л. А. Микешина. - М. : Флинта, 2005. - 992с. 7. Философия: Учебник / Под ред. Зотова А. Ф. и др. - М. : Мир ; : Академический Проект, 2005. - 688с. 8. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.-544c. 9. Хрусталев Ю. М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: Академия, 2011. - 320с. 10. История философии: Учебник / Под ред. Васильева В. В. - М. : Академический Проект, 2005. - 680с. |