Главная страница

I 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеI 1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы
Дата26.11.2021
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlekcher_fil.pdf
ТипДокументы
#282678
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) синоним понятий
«истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их интерпретация и объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или даже нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.
Проблема — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке
новых проблем. Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения.
Теория — в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы — законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы и т. д. — могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с ней в системе науки, и даже входят в теорию в качестве ее элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории). В современной методологии науки принято выделять следующие основные
компоненты теории: 1) исходный эмпирический базис, который включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе наблюдений и экспериментов и требующих теоретического объяснения; 2) исходную теоретическую основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логику теории — множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.
Темы рефератов:
1. Особенности эмпирического исследования: история и современные проблемы.
2. Специфика теоретического познания и его исторические формы.
3. Структура и функции научной теории.
11. Понятие общества. Общество как система. Основные сферы общественной
жизни и их взаимосвязь.
Общество (лат. societas — социум, социальность, социальное) — в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип — род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности. Обществу как системе соответствует особая структура - системно-структурная целостность общества, основные принципы которой - выделение ее элементов и определение их иерархии. В марксистской концепции объяснение общественной структуры усматривалось в способе производства материальной жизни и классовой борьбе. В концепциях социальной стратификации общества (М. Вебер, Т.
Парсонс, П. Сорокин) - в уровнях дохода, занятости, образования, статуса и престижа, правах и привилегиях и т.п. Социальная структура состоит из ряда подсистем, которые могут быть естественного происхождения
(натурализм), духовного генеза
(«общественный договор») либо материалистически понимаемыми (К. Маркс). В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отношения между людьми в таких крупных сферах жизнедеятельности общества, как экономическая, политическая, духовная, религиозная, нравственная, эстетическая, которые реализуются в деятельности
разнообразных социальных институтов (производственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.). Современная общественная система находится в неравновесном, неустойчивом и кризисном состоянии, что является следствием определенной исчерпанности традиционных ресурсов развития (вещество, энергия) и переходом к информационному этапу существования, угрозы глобального экологического кризиса и дегуманизации общественных отношений. Подсистемами общества было принято считать сферы общественной жизни. Принято выделять подсистемы (или сферы) общественной жизни: экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения); социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом); политико-
правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование); духовно-
нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов – например, таких как общественные
(социальные) институты: семья; производство; государство; образование; религия.
Темы рефератов:
1. Теоретические модели общества в истории философии.
2. Структура общества и формы общественной жизни.
3. Общество как сфера коммуникации. Проблема современного информационного общества.
12. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция.
Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Под
социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Будучи различными, по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту.
Конфликтом принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. При объяснении природы и причин социальных конфликтов сформировались два подхода: ресурсный подход, в основе которого решающая роль отводится материальным компонентам в целеполагающей деятельности конфликтующих субъектов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход, настаивающий на решающей роли в противостоянии сторон ценностных ориентаций и установок, идеологических, нравственных ориентиров.

Основной движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от
одних стадий развития общества к более сложным.
Любая эволюция состоит из двух
взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более
высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы. Современный структурный функционализм отвергает непрерывность и однолинейность развития общества, и выдвигает идею большей
функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур.
Социальное изменение рассматривается как результат приспособления общественной системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.Такая эволюционистская концепция объясняет
происхождение социальных изменений эндогенными, т. е. внутренними причинами.
Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.
Другой подход — экзогенныйпредставлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр исследования здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов.
Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.
Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут
протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов. Реформы в
социальных системахпреобразование, изменение, переустройство какой-либо
стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Социальная модернизация
прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система
(подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности: органическую — развитие на собственной
основе; неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость
(инициируется «сверху»).
Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Вторым видом социальных изменений являются революционные.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально- экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило,
насильственным путем. Революция- это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую
и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные
отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в
социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы
народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами
истории».
По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению,
революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной
дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
- увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
- репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
- силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.
Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания;
деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями;
созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков:
ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.
Темы рефератов:
1. Источники саморазвития общества.
2. Проблема субъекта исторического процесса.
3. Отчуждение и пути его преодоления.
13. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Для философского анализа истории общества важно определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному
(стадильно-поступателыюму) и нелинейному
(культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.
Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма

(философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно внимание к стадильно общим для всего человечества этапам. Так в марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно- экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Поэтому марксистский подход к пониманию истории носит название формационного подхода. Формации различаются способом производства материальных благ. Способ производства - есть единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Способ производства составляет основу общественно-экономической формации.
Смена общественно-экономических формаций объясняется наличием антагонистических противоречий между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Переход от одной формации к другой осуществляется посредством социальной революции, которая разрешает эти противоречия и позволяет перейти к более высокой общественно-экономической формации.
Особенностью формационного подхода является взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой процесс смены общественно-экономических формаций.
Среди современных вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О.
Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.). В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов: доиндустриального (традиционного) общества;
индустриального общества; постиндустриального общества.
В традиционном типе общества (доиндустриальном), характерном для средневековой Европы и так называемых «третьих стран», ведущей сферой экономики является сельское хозяйство, а доминирующую роль играют церковь и армия. Для индустриального общества (Европа XVI - первой половины XX века) характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования. Основой индустриального общества являются капитал и труд; ведущей сферой экономики - тяжелая промышленность; ведущей социальной силой - буржуазия и пролетариат.
Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60-70-х гг. XX века в
США и Японии. Для данного типа общества характерно создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе, создание новой
«интеллектуальной» техники. Ведущими научными отраслями становятся наукоемкие технологии, генетические исследования, биофизика и биохимия, компьютерные технологии, космические исследования и др. Главной социальной силой в постиндустриальном обществе становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющих знанием.
Как реакция на линейное понимание истории, господствовавшее в первые две трети XIX в., в конце XIX в. оформляется нелинейный подход, основу которого составили цивилизационная и культурологическая концепции истории. Характерной чертой этого подхода является отрицание единой линии развития человечества. Однолинейности противостоит многолинейность, смене стадий развития в масштабе человечества
чередование исторических единиц (культурно-исторических типов, культур, цивилизаций и т.п.), их возникновение, расцвет и гибель.
Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта