Главная страница
Навигация по странице:

  • Модульный метод проектирования

  • Контрольные вопросы

  • архитектоника объемных форм. И. А. Шеромова а. А. Еремина архитектоника объемных форм


    Скачать 28.21 Mb.
    НазваниеИ. А. Шеромова а. А. Еремина архитектоника объемных форм
    Анкорархитектоника объемных форм.pdf
    Дата17.12.2017
    Размер28.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаархитектоника объемных форм.pdf
    ТипУчебное пособие
    #11935
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 3. ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЪЕМНО-
    ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР
    Основные виды и категории композиции
    Объемно-пространственные структуры в архитектонике рассматриваются как системы материальных форм, обладающие целостностью и художественной выразительностью. Эле- ментами объемно-пространственных структур являются пространство, объем, поверхность и т.д., а их композиция определяет общие закономерности построения формы. Композиция - средство приведения элементов формы в единое целое. Главные принципы построения ком- позиции: единство содержания и формы, целостность структуры. Целью композиции является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конст-
    рушвную И эстетическую ценность. Композиционный поиск основан на применении для
    решения проектной задачи определенных приемов и средств гармонизации: контраст, нюанс,
    тождество; масштаб, масштабность; симметрия, асимметрия; статика, динамика. Гармония
    (от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей одного целого. Компози- ционные приемы применяются для расширения проектного поиска и достижения оптималь- ного и интересного результата.
    Закономерности композиции: соразмерность элементов; соподчинение элементов; наличие композиционного центра и равновесие частей; цельность. В архитектонике выделяют три основных вида композиции: фронтальная; объемная; глубинно-пространственная [Каримов
    Г. А., Каримова И.С., 2003]. Фронтальная и объемная композиции входят в состав про- странственной. Объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных по- верхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Объем- ная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных компо- зиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму по- верхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит от высоты го- ризонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатле- ние ее монументальности. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же компози- ции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов,
    объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубин- ности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространство.
    Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика. Для всех видов художествен- ного творчества гармонизация объемно-пространственных структур (ОПС) различных тек- тонических организаций формы осуществляется с учетом средств гармонизации (модуль,
    пропорции, ритм, масштаб и т.д.). Форма, обладающая согласованностью частей целого, ху- дожественным единством, называется гармоничной. Гармония выявляет общую логику раз- вития, единства формы и содержания. В широком смысле гармония - это обобщение законов композиции, в узком - правила построения, координация элементов. Вместе с этим гармония
    - такая организация элементов формы или среды, которая помогает достичь совершенства эстетических форм для определенного стиля. Функциональность ОПС определяет характер форм, из которых создается гармоническая целостность. Гармоничность, в свою очередь,
    определяется пластическим рисунком формы, зависящим от свойств используемого мате- риала. Под характерными особенностями ОПС понимают такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, особенности пластического решения и ритмической организации элементов.
    Приведение элементов ОПС в гармоничное целое осуществляется композиционными приемами, в основе которых лежит идеальное, или каноническое представление об образе
    33
    человека. Гармонические принципы отбирались различными поколениями людей и склады- вались в канонические и модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы зодчим, скульпторам, живописцам и художникам прикладного искусства. До нас дошли наи- более завершёнными и целостными три канона: индо-тибетский, насчитывающий более 3000
    лет; египетский; европейский, основанный на пропорциях «золотого сечения» и «квадратуры круга» Леонарда да Винчи [Основы теории проектирования костюма, 1988]. Прием сосредо- точения группировки элементов ОПС определяется природной группировкой частей фигуры человека по принципу «золотого сечения». В соотношении примерно 3:5 находятся длина вытянутой кисти руки с длиной предплечья, длина кисти и предплечья с длиной всей руки.
    Отношение «золотого сечения» рассматривается как феномен структурной гармонизации
    ОПС искусственного и естественного происхождения. Таким образом, композиционная раз- работка формы, обусловленная строением фигуры человека, может рассматриваться как из- начально гармоничная структура.
    Для количественного согласования частей и целого на основе использования пропорций,
    для организации элементов в целостную структуру используется метод пропорционирова- ния. На рис. 12.1 приведен пример графического пропорционирования в виде схемы расчле- нения и внешнего соподчинения прямоугольников. На рис. 12.2 (а, б), 12.3 (а, б) и 13 (а, б,в)
    представлены схемы геометрических пропорций, варианты гармоничных геометрических пропорций «египетского» треугольника, логарифмической спирали по отношению функции
    «золотого сечения» и схема пропорционирования фигуры человека, разработанная Ле Кор- бюзье с использованием модульной системы.
    Связь элементов ОПС становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. В каждой группе элементов сложной формы может быть подчинение менее значительному своему центру композиции, но по силе выразительности они должны уступать главному общему центру. Введение главного компо- зиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутрен- нюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций. Соподчинение элементов композиции - подчинение второстепенных элементов формы главному компози- ционному центру.
    34

    С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей ко- торой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа фор- мы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Цельность композиции - целостность восприятия всей художественной формы и умение отказаться от лишнего. Есте- ственнее всего сочетаются ОПС, обладающие некоторой степенью единства формообразова- ния: параллелепипед органично сочетается с другими параллелепипедами, когда их грани взаимно параллельны или перпендикулярны; другое семейство родственных тел получается при рассечении формы призмы или пирамиды по диагонали, при этом их гармонизация воз- можна по направлениям граней и диагоналей и т.д. [Каримов Г.А., Каримова И.С., 2003].
    35

    Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. При проектировании ОПС необхо- димо соблюдать масштабность, размеры изделий должны соответствовать назначению и быть увязаны с окружающей средой. Для характеристики соразмерности целого и отдельных его частей используют понятия масштаб и масштабность. Масштабность- соразмерность формы; с масштабностью связаны устойчивость и равновесие формы. Масштаб - относи- тельная величина предмета. В художественном проектировании масштабность можно опре- делить как соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб - не абсолютная, а от- носительная величина.
    Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, ру- ководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, например, оконный проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами человека, однако при решении окон в общественных зданиях обычный масштаб часто нарушают, увеличивая по сравнению с жилыми домами.
    Правильное решение вопросов масштабности в большей степени зависит от понимания свойства материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Представления о мас- штабности постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, а тем са- мым и новые конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов.
    Гармонизация ОПС невозможна без учета ассоциативного восприятия объекта в зависи- мости от величины формы и сопоставления ее с окружающим пространством, плотности за- полнения формы конструктивно-декоративными элементами и членениями. Эмоционально- физиологическая оценка массы формы прямо пропорциональна количеству материала, плот- ности и зависит от геометрических характеристик формы. Равенство элементов и членений
    ОПС по массе относительно зрительного центра придает композиции уравновешенность.
    К композиционным средствам гармонизации ОПС относятся пропорции и ритм. Начиная с древности, велись поиски наиболее гармоничных пропорций, которые можно было исполь- зовать в архитектуре, строительстве, инженерных сооружениях. Пропорции - размерные со- отношения элементов форм. Пропорциональные соотношения - это соразмерность элемен- тов, единство частей и целого, соразмерность элементов композиции между собой и с фигу- рой человека. Создать композицию формы - значить выявить характер всех элементов, до- биться их взаимосвязи. Пифагор полагал, что каждому геометрическому понятию соответст- вует арифметическое, каждая гармония зависит от пропорции или числового отношения ме- жду совокупностью и ее частями. В создании ОПС пропорции являются самым главным фактором. Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных чис- лах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических по- строений), Простые пропорциональные отношения выражаются дробным числом, где числи- тель и знаменатель - это целые числа от 1 до 8. Например, рукав 3/4, юбка мини 1/3, пальто
    7/8, свитер 2/3 от целого. К простым пропорциональным отношениям относится так назы- ваемый «египетский треугольник» с отношением сторон: 3:4:5.
    Найденные сложные пропорции основаны на иррациональных числах, которые выводи- лись геометрическими построениями: «треугольник Пифагора» - прямоугольный треуголь- ник с углами в 30°, 60° и 90° и гармоничным соотношением сторон; «золотое сечение», полу- чаемое при делении целого на две неравные части, где целое относится к большей части, как большая часть к меньшей. В некотором приближении отношения «золотого сечения» можно представить в виде ряда: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13; «квадраты» или числа Фибоначчи с резким убы- ванием отношения стороны к диагонали; «динамические прямоугольники» и прямоугольни- ки с отношением сторон 1/V2, 1/Д" 1/Д 1/л/8 и так далее, которые дают иллюзию по- степенного едва заметного убывания.
    Таким образом, гармоничные пропорциональные отношения основаны на неравенстве пропорций. Однако встречаются примеры и уравновешенных статичных форм, построенных на тождестве первичных элементов. В проектировании костюма новые пропорциональные
    37
    отношения определяются интуитивно или задаются тенденциями моды. Каждое модное на- правление предлагает свои пропорциональные членения костюма и форму модной фигуры.
    Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству,
    упорядочения их расположения является ритм, который присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т.д. Ритм (от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элемен- тов (звуковых, речевых и т.п.), происходящих с определённой последовательностью, частотой. В
    музыке, в танце, в поэзии ритм «разворачивается» во времени. Ритм воздействует на чувства и эмоциональное восприятие. Ритм является одним из важнейших средств приведения многооб- разных или одинаковых элементов формы к гармоничному расположению, служит для выраже- ния упорядоченности, дцнамики и красоты закономерности.
    В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве ощущение ритма вызывается чередованием элементов или закономерным изменением свойств в определённом пространстве. Например, в архитектурных сооружениях ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Неподвижное изображение декора на сооружении (орнаменталь- ный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), чередование повторяющихся элементов (пло- скостных, объемных, линейных) создает ощущение ритма и появляется восприятие условно- го движения, глаз следует за этим размерным повтором элементов. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Признак ритма - по- вторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве.
    Закономерное чередование линий, пятен, поверхностей, объемов используется как важней- шее средство композиции для создания выразительности и гармонии.
    Ритмические повторы одного и того же мотива или формы могут быть равномерными или неравномерными (нарастающими или убывающими). Повторяемость элементов, мотивов или форм наиболее часто используется двух типов: простая (статическая или метрическая) и сложная (динамическая). Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокой- ства.
    Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядо- ченное изменение характеристик элементов формы - все это используется в качестве специ- фического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции оди- наковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборг1х и т.д.
    Желаемое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и ка- ких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным рит- мом. Ритмические членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а верти- кальные, наоборот, делают ее выше.
    Как средство композиции ритм используется в художественном конструировании в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль в компози- ции, становясь иногда ее главным стержнем. Широко используется цветовой ритм, в частно- сти на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуни- каций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат.
    Статический ритмический ряд (или метрический ритм) - это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динами- ческий ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с определённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними.
    Математической закономерностью может быть арифметическая или геометрическая про-
    38
    грессия и т.д. Закономерность ритмического ряда может выражаться рядом натуральных чи- сел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Закономерность ритмического ряда, построенного на геометрической прогрессии, может заключаться в сохранении постоянной разности между любыми соседни- ми интервалами или в том, что величина каждого последующего элемента или интервала равна величине предыдущего, помноженной на постоянное число, например на 2: 1-2=2 —>
    2*2=4 —► 4-2=8 —> 8-2=16 и т.д. Динамический ритмический ряд предполагает следующие из- менения: увеличение или уменьшение элемента по величине при равных интервалах; возрас- тание или убывание интервала по величине при равных по величине элементах; возрастание или убывание по величине элементов и интервалов.
    Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. Основное правило прочтения ритмического ряда - повторение элемента или интервала не менее трех- пяти раз. Число «три» (по старинным преданиям - магическое число) является тем мини- мальным числом, которое позволяет достаточно точно и четко определить любое разнообра- зие. Ритмическая организация даже простых геометрических элементов усиливает художест- венную выразительность и способна создавать определенное настроение. Эмоциональное воздействие ритмической композиции тем сильнее, чем активнее и разнообразнее примене- ние различных ритмических построений.
    Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «удалением» - акцентом. Элементы,
    на которые приходятся акценты, называются активными. Элементы, не имеющие акцентов, - пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром.
    Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом. Ско- рость нарастания движения элементов называется темпом. Темп может быть медленным,
    умеренным и быстрым. Для придания композиции большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.
    Ритм - основа композиционных построений. Ритм имеет огромное значение, так как оп- ределяет динамику формы, ее организованность и характер образа. В то же время вырази- тельные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Если в музыке бесконечно повторять одну и ту же ноту или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, неизбежна утомительная монотонность. Поэтому в композиции, наряду с применением ритмических систем, может присутствовать элемент случайности. Использова- ние контраста между закономерностью ритма и случайным скоплением элементов чрезвы- чайно усиливает выразительность композиции.
    Ритмическая организация элементов формы в костюме может быть разного вида: луче- вая, радиальная, спиргшьная, встречной направленности. Организующая роль ритма в кос- тюме зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества. Для создания ритмического ряда используют изменение интенсивности цвета элемента. Вся композиция может строиться на иллюзии ритма в результате метрического по- втора, постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, ес- ли с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается.
    В комбинаторных построениях ОПС геометрические элементы, сопрягаясь друг с дру- гом, образуют нечто целое, гармоничное, представляющее определенную связную компози- цию. Общность всех участвующих элементов, их сочетание создает гармоничную компози- цию, конструкцию. Все элементы ОПС можно гармонизировать по принципу контраста, ню- анса и подобия (тождества).
    В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств ком- позиции. Контраст имеет важное значение, так как он создает наиболее выразительную фор- му в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме.
    Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усили- вает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечат-
    39
    ляющим. Контраст - резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур. При контра- сте размера усиливается четко выраженная противоположность: длинный - короткий, широ- кий - узкий, толстый - тонкий, крупный - мелкий. При контрасте направления горизонталь- ное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо - наклону справа налево.
    При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от лег- кого. При контрасте формы геометризированные, угловатые формы противопоставляются пластичным скругленным. Контраст достигается путем применения разных материалов и за счет обработки поверхности материала - полированная поверхность металла или грубо ше- роховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При контрасте света светлые поверхности противопоставляются темным. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отно- шения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосре- доточить внимание рабочего на важнейших системах управления, Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие композиционные сред- ства, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.
    Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разру- шить композиционный строй. Контраст должен использоваться продуманно, поскольку чрезмерно резкие контрасты способствуют преждевременному утомлению, полное отсутст- вие контраста создает монотонность, притупляет внимание. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизай- нера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изде- лия. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции.
    Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной. Показательным примером контраста мо- жет служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим разме- рам по отношению к другим, чтобы выделить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом, такие композиции представляют пример конструктивного и комбина- торного соединения. Нюанс (от французского nuance - оттенок, едва заметный переход) - незначительное различие характеристик с элементами подобия. Нюансные отношения до- вольно часто встречаются в конструктивных линиях, в деталях, в цветовых и тональных от- ношениях, в фактурах, в соотношениях самих форм. С нюансом можно связать динамиче- ский ритм, где соседние элементы могут лишь слегка различаться по размерам, интервалам между осями симметрии и т.д. Внешний вид изделий с одинаковыми по назначению состав- ляющими элементами может быть обогащен за счет использования различных степеней ню- ансных отношений между однородными признаками внешнего вида (градаций по форме,
    размеру, цвету, фактуре, положению в пространстве). Нюансные элементы сочленений раз- нохарактерных элементов формы позволяют формировать сложный рисунок поверхности.
    Фактурные нюансные отношения основаны на применении в одной модели материалов- компаньонов, в которых идет развитие фактур от гладкой простой до сложной рельефной.
    Восприятие различных степеней нюанса позволяет ощущать плавность переходов между де- талями, сходство и различие их характеристик.
    Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях, в деталях формы там, где од- на деталь развивается и повторяется в различных вариантах уменьшения или увеличения.
    Тождество - равенство характеристик по аналогичным признакам: положение в пространст- ве, форма, размеры, пластика, цвет, фактура. На тождестве основаны метрические ряды,
    симметрия, уравновешенность и стабильность ОПС.
    Равновесие- это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Рас- пределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зри- тельную информацию об устойчивости. Равновесие присуще и растительному, и животному
    40
    миру. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вы- зывает чувство покоя, уверенности и устойчивости.
    Статика - устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равно- весием частей формы. У статичных предметов есть явный центр (ось, плоскость симметрии),
    вокруг которого организуется форма. Все предметы быта имеют статичную форму. Статич- ность требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизонталям. В случае, когда изделие проектируется на основе статики, проектировщику необходимо четко осознавать, что объективно должно преобладать, быть основным, главным в этом изделии, в противном случае может быть утрачена целостность формы.
    Динамика- неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы; вне формы - в результате выхода в простран- ство частей формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением, на- пример фигуры человека. Динамическая форма может быть присуща как неподвижным объ- ектам, так и быстро движущимся предметам: самолетам, автомобилям и т.п. Асимметрия за счет расположения элементов композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С
    точки зрения динамики важно расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны. Динамичная форма токарного станка не будет обусловлена требованиями экс- плуатации, назначением самого станка, той работой, которую он должен выполнять. Это не бу- дет определяющим форму качеством и будет противоречить логике назначения его функции.
    Динамика формы гоночного автомобиля или сверхзвукового самолёта выражает сущность самого предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма. Динамичность делает форму броской,
    активной, заметной, выделяя ее среди других. Для стилевого направления «стримлайн»,
    возникшего в 20-е гг. XX века, характерны плавные, каплевидные, аэродинамические формы.
    Авторы проектов стремились тем самым улучшить аэродинамические характеристики нового высокоскоростного транспортного средства [ Михайлов, 2003].
    Модульный метод проектирования
    Средством гармонизации целого и его частей является модуль. Применение модуля несет и художественное начало. Модуль (от лат. modulus - мера) - исходная величина, принятая за основу расчета размеров объекта и служащая для выражения кратных соотношений раз- меров объекта и его частей. Модуль- это единица меры. В дизайне модуль- это величина,
    принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю. Модуль как исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целост- ной форме, известен во всех сферах человеческой деятельности. В качестве модуля прини- мают меру длины одного из элементов объекта:
    1) элемент сооружения (определяется независимо от абсолютных размеров);
    2) размер, связанный с размерами тела человека.
    Объект материальной среды должен быть соразмерен и масштабен по отношению к че- ловеку. Единицей измерения издревле служили части тела человека, являясь, по существу,
    модулем: дюйм - длина сустава большого пальца; пядь - расстояние между концами раздви- нутых большого и указательного пальцев; фут - средняя длина стопы человека. В основе мо- дульной системы средневековой архитектуры предположительно был использован фут. В
    Италии некоторые сооружения построены на использовании модуля в виде квадрата или пря- моугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из одного вида фигурных кирпичей.
    Применение модульного проектирования считается высшей формой деятельности в об- ласти стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспек- тивные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структур-
    41
    ных элементов изделий. Наличие унифицированных узлов и деталей, которые используются в различных сочетаниях, позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие.
    Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функцио- нальную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться со- ставной частью изделия, в том числе другого функционального назначения. Одна модульная конструктивная деталь часто используется в различных изделиях. Взаимозаменяемость эле- ментов, универсальность конструкций ведет к высокой экономичности производства, позво- ляет модернизировать устаревшие части изделия заменой отдельных агрегатов, продлевая их срок службы. Конструктивно-декоративные элементы в традиционном русском костюме, как известно, многократно использовались, пришивались на новое изделие. Главная особенность модуля в одежде - то, что он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Кратность - укла- дываемость модуля без остатка, позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Изменение формы изделия: из маленькой получить большую, из про- стой составить сложную и наоборот - пример модульного свертывания и развертывания.
    Модульная система (МС) - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета. В результате применения МС все элементы будут взаимосвязанными. МС в классическом ордере появилась вследствие функциональных и эстетических требований.
    Модули, как правило, имеют простые геометрические формы. В античной архитектуре мо- дулем был радиус колонны. Модули в костюме могут быть одинакового размера в зависимо- сти от антропологии тела человека и оптимальных разметов готовой одежды. Важным явля- ется выбор способа соединения модулей, особенно, если применяется метод трансформации с целью изменения формы, назначения и ассортимента изделия.
    Необходимость гармонизации масштабных соотношений с пропорциональными и моду- лем, с одной стороны, и с размерами человека - с другой, привела к созданию математиче- ской шкалы для создания масштабных и пропорциональных изделий. «Модулор» Ле Корбю- зье, представленный на рис. 13в, разработан с учетом пропорций «золотого сечения» и двух основных модулей -16 и 27 см [Минервин, 1974]. В отличие от простых пропорциональных рядов «золотого сечения», где любой размер, принятый за единицу, расчленяется в отноше- нии 382 к 618, здесь ряд «золотого сечения» привязан к росту человека, равному 182,9 см.
    Корбюзье считал, что для архитектуры в качестве модуля нужны два основных размера: рост и рост плюс длина вытянутой руки. Таким образом, размеры шкалы связаны с основными положениями человеческого тела (сидя, стоя и т.д.). Разница между этими размерами соот- ветствует двум модулям -16 и 27. В системе размеров пропорция, масштаб и модульность оказались взаимозависимыми. Однако «Модулор» по ряду причин не получил широкого применения. Современный архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль может быть 30 или 40 см [Композиция костюма, 2003].
    Контрольные вопросы
    1. Основные принципы гармонизации композиции.
    2. Гармония как эстетическая категория.
    3. Пропорциональный метод группировки элементов костюма.
    4. Принципы пластической взаимосвязи элементов костюма.
    5. Основные свойства объемно-пространственных форм.
    6. Элементы объемно-пространственной композиции.
    7. Наиболее активное расположение элементов композиции.
    8. Определение понятия «масса» в дизайне.
    9. Харгжтеристики формы, влияющие на ее динамическое состояние.
    10. Признаки формы, влияющие на ее равновесие.
    11. Приведение элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорциони- рования.
    42

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта