архитектоника объемных форм. И. А. Шеромова а. А. Еремина архитектоника объемных форм
Скачать 28.21 Mb.
|
Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изде- лия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превра- титься в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм реко- мендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет вы- полнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п. Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельеф- ные поверхности разнообразных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо ис- пользовать различные ритмы (метр, ритм простой, сложный, убьюающий, нарастающий и т.д.). Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных воз- можностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразова- нию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практиче- ских навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы. Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме- ром 10x10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. 83 Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным ка- рандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специаль- ных лезвий для работы с бумагой- (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, за- вернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака. Основные приемы работы. Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сор- та - ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание ре- зинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно проклеенной бумаги верхний слой не- избежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или ле- кала. Формировать объем HJOKHO по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх. Упражнение L Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, про- гнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (параллельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам. Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка про- гнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий. Сформировав заготовку, получить форму гармошки. Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом. Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо поль- зоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позво- ляют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом. Упражнение 5. С интервалом 1,0-1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помощью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены. Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10.0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны - 2,0 и 4,0 см. От центра круга сквозной просечкой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку но надре- зам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку. Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32. Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа В продолжение всего курса обучения последовательно усложняются и способы формо- образования объема. Сначала это плоские предметы, в которых определяются габариты, пропорции, развивается глазомер, затем комбинаторно-модульные рельефы, из которых со- ставляется целостная композиция. В основе геометрической пластики лежит точный и стро- гий геометризм построений, обеспечивающий достижение композиционной гармонии и не- обходимой степени художественно-образной выразительности, требуемой для создания эсте- тически совершенного произведения. Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку созда- ваемого объекта. Формы конструируются сразу с некоторыми уточнениями в развертках де- талей и последующим добавлением необходимых элементов. Работа над созданием совокуп- ности геометрических фигур является достаточно сложной, поскольку каждый ее элемент (модуль) обладает завершенностью, автономностью и абсолютно безразличен к соседствую- щим элементам. Используя прием надреза или сгиба в качестве технологии формообразова- ния, можно выполнить композиции в виде комбинаторно-модульного рельефа. Композиционное решение комбинаторно-модульного рельефа может быть замкнутое и незамкнутое или разомкнутое, ограниченное и неограниченное. На рис. 33 приведен пример формообразования модульных систем. 86 Задание. Выполнение гармоничной комбинаторно-модульной композиции с использова- нием различных пропорциональных членений и двухтонового цветового решения. Цель работы. Исследование характера поверхностей и их тектонических свойств; поиск пространственного решения модульного элемента; формирование начального представления об объемно-пространственной композиции; изучение возможности композиционного реше- ния поверхности листа бумаги с помощью ограниченного количества плоских элементов; закрепление теоретических знаний по композиции комбинаторно-модульных систем и сред- ствам гармонизации объемно-пространственных форм; приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание модуля для единой рельефной композиции; раз- витие пространственного мышления Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме- ром 10x10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. Композиция располагается на листе однотонной бумаги пастельных тонов формата A3. Основные приемы работы. Используя базовые формы, приемы, схемы, фактуры, применяемые в бумагопластике, создать объемно-пространственные композиции-модули, являющиеся оболочковыми фор- мами. При выполнении модулей необходимо использование следующих технологических приемов обработки поверхности: «тиснение», «перфорация», «помятость», «китайская бума- га» и др. Чередование нейтральных и фактурных участков модулей создает более вырази- тельную композицию. 1) Из 4-6 - модулей (квадратов) размером 10x10 см, выполненных из бумаги основного или другого цветового тона, сформировать рельеф посредством криволинейных или прямо линейных надрезов. Допускается симметричное и асимметричное расположение членений, надрезов на модуле. Заданная поверхность может иметь сложную или более простую форму линий надрезов. Применяемые членения поверхности листа могут быть: по пластическому выражению - выступающими и/или заглубленными (рельеф и контр- рельеф); по направлению - горизонтальными, вертикальными и наклонными; по формированию объема - прямолинейными или криволинейными. 2) Готовые модули, имеющие одинаковый рельеф, компонуются в единую композицию на листе бумаги формата A3, причем возможно различное расположение модулей по отношению друг к другу - по принципу зеркальной, поворотной, переносной симметрии. Используя приемы нахождения различных комбинаторных соединений модуля, построить целостную композицию. Модули должны располагаться только параллельно краю листа. Объемная композиция распола гается в верхней правой части листа. Модули фиксируются клеем с наименьшими зазорами ме жду углами. В верхней левой части должна быть представлена схема одного модуля (масштаб 1:1) с расположенными на нем всеми линиями членений. Видимые надрезы обозначаются сплошными линиями, невидимые (с изнаночной стороны) - пунктирными. Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности В процессе творческой работы очень важно владеть всем необходимым арсеналом худо- жественных средств, что позволит выбрать именно те из них, которые наиболее точно соот- ветствуют замыслу, выгодно подчеркивают фактуру, объем, рельефность и усиливают тек- стуру бумаги. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает актив- ное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладе- 88 ние принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на осно- ве взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (развитого и неразвитого в пространстве). Если главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют средства гармо- низации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная со- размерность, метроритмические отношения), то в скульптурной - принципы естественного са- моразвития пластического мотива, где понятие ритма трансформируется в чувственный образ интенсивности развития (быстро - медленно, напряженно - вяло, резко - плавно). Рис. 34. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности 89 Рис. 35. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности пластической формы Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства осно- ваны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства. Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уро- вень связан со взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа транс- формации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы цикли- 90 чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможно- стей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульп- турной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо прак- тическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на ос- нове взаимодействия различных • видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при ре- шении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма. Задание. Сформировать структуру - монокомпозицию с выходом в пространство, пока- зать возможности формирования объема. Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство. Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 30x21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. Основные приемы работы. Выполнить графическую» разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения - карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов моноком- позиции. Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од- нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом). Тема 4. Композиционное решение драпировок В работе над драпировками заметно проявляется последовательная постановка простых, узких, коротких, понятных задач на пути к решению более сложных и трудных. Невозможно создать многоплановую объемно-пространственную композицию, не понимая отдельных ее составляющих. В понятии скульптурной пластики драпировок подразумеваются монолит- ность, слитность, органичность, непрерывность развития и движения, когда один элемент плавно переходит, перевоплощается в другой. Это мир форм со сложной кривизной формо- образующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно. При выполнении задания необходимо хорошо чув- ствовать и знать формообразование складок в одежде и в дополнениях к костюму. Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная композиция с трех позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити основы по отноше- нию к горизонтали) всегда дает пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку дает неполное облегание: форма достигается закладыванием в опреде- ленном порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого ре- шающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет по- иск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведет к художественной вырази- тельности, гармонии построения формы одежды. Ритмы драпировок и складок могут быть разного вида: трубчатые, каскадные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На ритмическом повторе различных элементов строится формообразование в современном костюме: складки, фалды, воланы, сборки, ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани, отделка кантом, защипа- ми, буфами, оборками, ритмические повторы слоев ткани и т.д. 91 чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможно- стей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульп- турной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо прак- тическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на ос- нове взаимодействия различных • видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при ре- шении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма. Задание. Сформировать структуру - монокомпозицию с выходом в пространство, пока- зать возможности формирования объема. Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство. Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 30x21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. Основные приемы работы. Выполнить графическую разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения - карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов моноком- позиции. Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од- нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом). Тема 4. Композиционное решение драпировок В работе над драпировками заметно проявляется последовательная постановка простых, узких, коротких, понятных задач на пути к решению более сложных и трудных. Невозможно создать многоплановую объемно-пространственную композицию, не понимая отдельных ее составляющих. В понятии скульптурной пластики драпировок подразумеваются монолит- ность, слитность, органичность, непрерывность развития и движения, когда один элемент плавно переходит, перевоплощается в другой. Это мир форм со сложной кривизной формо- образующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно. При выполнении задания необходимо хорошо чув- ствовать и знать формообразование складок в одежде и в дополнениях к костюму. Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная композиция с трех позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити основы по отноше- нию к горизонтали) всегда дает пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку дает неполное облегание: форма достигается закладыванием в опреде- ленном порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого ре- шающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет по- иск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведет к художественной вырази- тельности, гармонии построения формы одежды. Ритмы драпировок и складок могут быть разного вида: трубчатые, каскадные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На ритмическом повторе различных элементов строится формообразование в современном костюме: складки, фалды, воланы, сборки, ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани, отделка кантом, защипа- ми, буфами, оборками, ритмические повторы слоев ткани и т.д. 91 Задания. Выполнение драпировок на плоскости и на манекенах. Зарисовка драпировок и складок. Варианты композиционного решения драпировок: 1) драпировка, свисающая с одной точки опоры; 2) драпировка, свисающая с двух точек опоры, расположенных на одной высоте; 3) драпировка, спадающая с основной и подчиненной точек опоры; 4) драпировка, свисающая с трех точек опоры, расположенных на одной высоте; 5) образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы. Цель работы. Изучение пластических и декоративных возможностей материала; выявле- ние конструктивных качеств в материале; развитие пространственного мышления; закрепле- ние теоретических знаний по формообразованию складок, сборок и драпировок; создание различных видов драпировок. Материалы и технические средства. Ткани и материалы из хлопка (бязь, муслин и др.), нетканые материалы (флизелин), пленки, бумага мягких сортов, искусственная кожа, трикотажные полотна и др. Планшет размером 40x60 см, обтянутый бортовкой, двуниткой или мешковиной, нужен для размещения композиции на вертикальной и горизонтальной плоскостях. Булавки порт- новские или клеевой пистолет со стержнями. Для работы можно использовать готовые шну- ры, кулиски, резинки. Трехмерная модель (манекен внутренней формы). Основные приемы работы. Выполнение поисковых макетов с заданными конструктивными ограничениями: формо- образование драпировки от простой геометрической формы (круг, эллипс, квадрат и т.п.); расположение складок по косой, по основе, по утку. Комбинирование технологических и конструктивных средств формообразования. На трехмерной модели (манекен) разработать возможные варианты трансформации и модификации формы текстильных материалов. |