Главная страница
Навигация по странице:

  • Комбинаторные принципы формальной композиции

  • Контрольные вопросы

  • архитектоника объемных форм. И. А. Шеромова а. А. Еремина архитектоника объемных форм


    Скачать 28.21 Mb.
    НазваниеИ. А. Шеромова а. А. Еремина архитектоника объемных форм
    Анкорархитектоника объемных форм.pdf
    Дата17.12.2017
    Размер28.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаархитектоника объемных форм.pdf
    ТипУчебное пособие
    #11935
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 5. КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
    Комбинаторные принципы формальной композиции
    Одним из перспективных методов формообразования является комбинаторика. Комбина- торика - это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размеще- ний из данных элементов в определенном порядке. Комбинаторные (вариантные) методы формообразования применяются для выявления наибольшего разнообразия сочетаний огра- ниченного числа элементов.. Сложность целостной формы, отвечающей множеству требова- ний- функциональных, конструктивных, эстетических и др., затрудняет создание развитых комбинаторных систем «в чистом виде». При проектировании идея комбинаторики выступа- ет лишь в качестве стимула - за основу формообразования берутся те элементы формы, из которых можно создать комбинаторную систему (геометрические, конструктивные, цвето- вые и др.). Принципиально важным обстоятельством для управления комбинаторным про- цессом является тот факт, что в комбинаторике всегда присутствуют два начала: постоянное и переменное. Постоянным началом комбинаторики служат идея, концепция или схема, на- правляющая комбинаторный поиск, - концептуальная комбинаторика [Божко, 1991] .
    При поиске комбинаторного элемента должны решаться следующие основные задачи:
    неповторимость разнообразных композиционных приемов, декоративная и эстетическая ценность. Декоративный комбинаторный элемент должен вписываться в любую структуру,
    быть составной частью композиции. Поиск декоративного комбинаторного элемента на ос- нове геометрических фигур с прямолинейными контурами является наиболее продуктивным.
    В природе встречаются самые разнообразные геометрические формы. Очень часто природа унифицирует геометрические конструкции - лепестки цветов, листья деревьев, семена зла- ков, чешуя рыб, панцири животных. Декоративный комбинаторный элемент на основе при- родного аналога с криволинейными контурами обладает меньшими формообразующими способностями. Формообразующие способности элементов зависят от их структурного типа
    (геометрических параметров), от степени регулярности его строения и уровня собственной симметрии. Наименьшие они у круга или криволинейного контура, велики у квадрата, пра- вильного треугольника или прямоугольного контура.
    В ряду идей программированного формообразования комбинаторика занимает одно из главных мест. Процесс создания комбинаторных систем может идти разными путями: со- вершенствование исходных элементов, чтобы получить ряд дискретных конструктивных или композиционных построений; поиск новых конструктивных построений на основе известных элементов и систем связей. Наиболее перспективным для автоматизации видом комбинато- рики является формальная комбинаторика - всевозможные операции по изменению морфо- логических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.).
    К числу таких операций относятся:
    перестановки (размещение) частей или элементов целого;
    образование сочетаний элементов и их качеств;
    изменение количества элементов, образующих целое;
    изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей);
    изменение материала, фактуры и цвета.
    Формализация комбинаторных операций придает универсальный характер процедурам гармонизации пропорций с помощью подбора соответствующих соотношений и размеров.
    Комбинаторный анализ - раздел математики, в котором изучаются вопросы, связанные с размещением и взаимным расположением частей конечного множества объектов произволь- ной формы. Применение формул математической (перечислительной) комбинаторики при определении числа вариантов различных форм и при определении количества связей между элементами системы для линейных одномерных комбинаторных форм повышает эффектив- ность процесса проектирования.
    53

    Перестановки - объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и ка- чественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.
    Перестановки с повторяющимися элементами - соединения, которые можно составить из п предметов, меняя всеми возможными способами их порядок:
    P
    n
    =lx2x3x...n = nl
    (1)
    где п - общее число элементов.
    Например, согласно формуле (1), перестановок из трех элементов может быть шесть: 3! =
    1 х 2 х 3 = 6; перестановок из шести элементов 720.
    Размещения - объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их качест- венному составу, порядку и чередованию. Размещения относятся к соединениям, содержа- щим по m предметов из числа п данных, различающихся либо порядком предметов, либо са- мими предметами:
    A
    n m
    =n!/(n-m)!
    Например, по формуле (2), число размещений, содержащих по три элемента из шести данных, составляют 120 соединений.
    Сочетания - объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному со- ставу элементов и не зависящие от их порядка, чередования. Сочетания относятся к соедине- ниям, содержащим по m предметов из п, различающихся, по крайней мере, одним предме- том, число их:
    C
    n m
    =A
    n m
    /P
    n
    = n!/m!(n-m)!
    Порядок элементов в одном сочетании не учитывается, поэтому по формуле (3), число сочетаний, содержащих по три предмета из шести, равно двадцати.
    Таким образом, перестановки - наиболее многочисленные в комбинаторных преобразо- ваниях соединения.
    Интересное явление, описанное в биологии, так называемый «эффект положения» - из- менение свойств в зависимости от расположения элементов в соединении.
    В дизайне применение комбинаторно-модульного проектирования считается наиболее перспективным методом проектирования. Комбинаторный перебор модульных унифициро- ванных структурных элементов, которые используются в различных сочетаниях, размещени- ях и перестановках, позволяет преобразовывать конструкции изделий. Модульное проекти- рование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность.
    Взаимозаменяемость комбинаторно-модульных элементов, универсальность конструкций ведут к высокой экономичности моделей. Применение комбинаторного модуля способствует ритмической согласованности частей и гармонизации изделия в целом. Примером удачного дизайнерского решения комбинаторного модуля можно считать «Тетра пак». В 1943 г. на шведском предприятии бала внедрена упаковка для молока, представляющая собой комби- наторную объемно-пространственную форму и виде треугольной призмы, полученной из плоского зтгаковочного материала. В 1958 г. в Дании появилась детская игра-конструктор
    «Лего», состоящая из ярких модульных элементов [Михайлов, 2003].
    Комбинаторное формообразование
    К основным приемам комбинаторного формообразования относятся: комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций; соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме;
    комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы. Главная специфика
    54
    комбинаторного формообразования состоит в том, что это пространственная комбинаторика,
    которая подчиняется геометрическим законам, опирается на теорию симметрии и комбина- торную симметрию. Примером прикладного комбинаторного формообразования в полигра- фии, колористическим прототипом которого в изобразительном искусстве был пуантализм,
    может быть применение принципа растра, позволяющего на основе различных комбинаций точек ограниченной разновидности и определенной (квадратной) сетчатой матрицы получать тональные изображения. В числе компьютерно-комбинаторных задач - автоматизированный способ создания и реализации паркет-орнаментов. Пример паркет-орнамента, составленного из треугольников, приведен на рис. 26. Ключевыми в программах такого рода являются при- менение режима графической компоновки, определенной номенклатуры исходных элемен- тов переноса и поворота базисного графического элемента. Правила комбинаторной компо- новки могут быть различными, в том числе допускающими наложение ячеек друг на друга.
    Однако для получения плотных плоских многокомплектных раскладок деталей изделий, в частности в швейной отрасли, необходимо добиться, чтобы на произвольно взятой плоскости отношение площади покрытых фигурами (лекалами) участков ко всей площади раскладки было бы максимальным.
    Мера эффективности комбинаторного формообразования зависит от структуры геомет- рии типоэлемента, способа компоновки заданных типоэлементов; от состава серии- номенклатуры типоэлементов; относительных размеров, в том числе от модульности [Божко,
    1991]. Композиционная и геометрическая сочетаемость орнаментальных элементов зависит от взаиморасположения изобразительных мотивов, степени регулярности их строения, уров- ня собственной симметрии. Однако к комбинаторным можно отнести только такие элементы,
    которые обладают свойством универсальности и высокой формообразующей способностью.
    В области двухмерного формообразования повышенными комбинаторными возможностями
    55
    и композиционно-эстетическими свойствами обладают равнобедренный прямоугольный тре- угольник, параллелограммы с отношениями сторон 1: л/3, 1: V2, 1: 2 и группа прямоуголь- ников, известных как «иррациональные» прямоугольники, или «динамические» прямоуголь- ники Хембриджа, а также прямоугольник «золотого сечения» с отношением сторон 1:1,618.
    Образование различных комбинаторных форм из набора общих и повторяемых исходных элементов осуществляется всей поверхностью (или контуром), частью поверхности, линией,
    точкой или вообще без примыкания.
    Орнамент в общем случае - это типичная форма-структура, то есть одна из разновидно- стей комбинаторных форм. Когда группа разных орнаментов образуется на основе общих элементарных узоров, налицо пример наиболее активного комбинаторного формообразова- ния. Построение модульных, комбинаторных, кинетических систем базируется на законах симметрических преобразований. Наиболее разработанными в этом плане являются про- граммы, получаемые на основе симметрических сеток, поворотной, переносной и зеркальной симметрии, симметрии подобия [Петушкова, 1999]. Создание группы комбинаторных орна- ментов возможно на основе асимметричной фигуры только одной разновидности. Все воз- можное структурное разнообразие комбинаторных орнаментов одного семейства на основе одного унифицированного типоэлемента определяется всеми возможными комбинациями видов симметрии и численно равно 17 [Шубников А.В.]: квадратная, правильная треуголь- ная, ромбическая, прямоугольная, косая параллелограмматическая сетки, 5- и 6-гранные сет- ки. «Рисунок, построенный сечением сотов, таит в себе больше возможностей разнообразия и гибкости, где дело касается движения людей» - Ф.Л. Райт.
    В очень многих утилитарных рукотворных предметах орнамент прямо или художествен- но опосредованно выражает их технологические, конструктивные и иные свойства (напри- мер в формах переплетения тканей и циновок, швов каменной кладки, пластического узора на гончарных изделиях), справедливо называется в этих случаях структурным, или конструк- тивным и является, по существу, архитектоничным.
    По критерию структурной и экономической эффективности сфера и круг- абсолютные образцы геометрического построения объемных и плоских форм. Эти структурно- эффективные формы оптимальны также в конструктивном и эстетическом отношениях. В
    1915 г. Казимир Малевич (1878-1935 гг.) разработал свой стиль, явившийся новой ступенью художественного сознгшия - беспредметный «супрематизм». Малевич и его сторонники сво- дили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание.
    Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружа- лись в некоторое трансцендентное пространство, где господствовали законы комбинаторики,
    динамики и статики. Супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, плакаты, ткань, посуду, предметы туалета, трамваи, трибуны и т.д. Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отхо- дить на второй план. Следующий шаг привел к формированию объемов, развитию простран- ственного искусства, включая архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности. В середине 20-х гг. Малевич делает новый шаг в процессе «выхода» супре- матизма в архитектуру в виде реальных объемных композиций - архитектон. Таким образом,
    Малевич первый нашел предельно простые комбинаторные стилеобразующие элементы, ко- торые получили дальнейшее развитие в XX-XXI вв. [Михайлов, 2002].
    Комбинаторный метод формообразования в дизайне основывается на поиске, исследова- нии и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструк- тивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объ- ектов дизайна из типизированных элементов. Комбинаторика дает возможность осуществ- лять проектную деятельность в двух направлениях: создание новых структурных построений и варьирование исходных элементов.
    Комбинаторика оперирует определенными принципами комбинирования: перестановкой,
    группировкой, переворотами, организацией ритмов. Комбинаторные методы в проектирова-
    56
    нии одежды впервые применили советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В Сте- панова. Они применяли программированные методы формообразования: комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм; комбинирование раз- личных видов декора на основе базовой формы; варианты трансформации одежды в процес- се эксплуатации. Впоследствии программированные методы формообразования не только стали ведущими методами при проектировании промышленных коллекций, но и легли в ос- нову графических компьютерных программ.
    Комбинаторные методы на сегодняшний день являются основными в проектировании костюма. К ним относятся: комбинаторика, трансформация, кинетизм, создание одежды из целого плоского куска ткани. Комбинаторный метод проектирования применяется при соз- дании безразмерной одежды. Эта идея привлекает производителей одежды, так как экономи- чески выгодно изготавливать одежду одного среднего размера, которая подойдет большому числу покупателей разных размерных групп. В 1990 г. американские дизайнеры предложили
    «гибкий гардероб»- модную одежду из трикотажа. Предложенные очень простые формы юбки-«трубы», платья-«трубы» и т.д. в виде отдельных частей трикотажного комплекта можно носить в любой комбинации друг с другом или с обычной одеждой. Гамма предло- женной коллекции состоит из основных цветов: черного, белого, темно-синего, красного и кораллового. Идею безразмерной одежды разрабатывают также японские дизайнеры. И.
    Мияке создает коллекции одежды с использованием гофрирования вдоль и поперек, Гоф- рирование ткани создает эффект прилегания к телу при большом объеме изделия.
    Комбинаторный прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Авангардные предложения в моде демонстрируют порой абсурд- ные, гротесковые идеи, затем, в результате комбинаторного поиска, формируется новое ре- шение в костюме, адаптированное к практическому использованию и имеющее материаль- ное воплощение. Этот прием используется при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе.
    К частному приему в комбинаторике относится прием вставок (врезок) в определенную форму для создания сложной формы. Широко используются в современном дизайне костюма вставки в разрезы одежды из плоских кусков ткани простой геометрической формы (квадрат,
    прямоугольник, треугольники разной конфигурации, круг, полукруг, сектор, сегмент, трапеция).
    Трансформация (от лат. transformatio - превращение) - метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании одежды. Процесс трансформации оп- ределяется динамикой, движением превращения или небольшого изменения.
    Комбинаторные методы вбирают некоторые элементы трансформации, модульного про- ектирования, создания несшитой одежды, моделирования из одного куска ткани. Трансформа- ция разделяется следующим образом: превращение одной формы в другую»; трансформация де- талей внутри одной формы. Процесс превращения может быть достаточно многовариантным. В
    Московском государственном университете дизайна и технологии (МГУДиТ) разработаны ва- рианты трансформации гофрированных и складчатых структур в ассортимент отделочных дета- лей к одежде. При этом пластические состояния этих структур преобразовываются за счет сим- метрических преобразований поворота («веер», розетки), растяжения-сжатия (принцип «гар- мошки»), кручения, винтовых движений, изгибов и т.д. [Петушкова, 1999].
    К комбинаторным методам относится создание одежды из целого плоского куска ткани.
    Метод несшитой одежды известен с древнейших времен и является актуальным в современ- ной моде. Одежда трансформируется в зависимости от назначения и фиксируется с помощью фурнитуры, различного вида завязок, узлов, бантов, шнуровок. Французская фирма «Эрмес» на выставках своей продукции демонстрирует до 40 способов повязывания платка-каре. Из платка размером 90x90 см можно создать драпированный лиф, который завязывается на шее и талии;
    лиф-бикини; юбку-саронг с запахом; мини-юбку, сложенную углом; имитацию рукавов; украше- ния в виде банта; косьшку-галстук; капюшон; пояс для фрака; пояс-сумку [Композиция костюма,
    57

    2003]. Из куска ткани длиной 1-2 метра можно получить много вариантов формообразования оде- жды, так как при этом значительно увеличиваются возможности композиционного поиска.
    Кинетизм (от грея, kinetiko's - приводящий в движение) относится к комбинаторным ме-
    тодам проектирования, в частности к методу трансформации. Кинетизм - вид художествен- ного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Ме- тод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. В дизайне одежды метод кинетизма используется все шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, све-
    товодов, автономного освещения, крутящихся или движущихся элементов костюма.
    Идея кинетического рисунка стала чрезвычайно интересной для художников по тексти- лю, так как создает необыкновенные и парадоксальные эффекты графики. Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы. Создание коллекций мо- делей одежды в стиле оп-арт с использованием графических иллюзий движения в декоре или рисунках материалов часто встречается в мировой моде. Среди наиболее определенных и ап- робированных вариантов мобильного формообразования отмечаются такие, как вращение спирали, эффекты волнового колебания, муаровый эффект и т.д. Вращение спирали порож- дает впечатление бесконечного подъема или спуска элементов композиции. Прием волнового колебания связывают с возникновением иллюзорных пластических изменений неподвижной формы, которые создают иллюзию перетекания изгибов формы в пространстве. Возник- новение муарового эффекта связывают с трансформацией орнаментальных образов, напри- мер, при сочетании нескольких прозрачных сетчатых конструкций и различных движений зрителя вокруг них. Таким образом, метод кинетизма как проектный метод достаточно новый в дизайне одежды, но имеет устойчивую тенденцию к расширению использования.
    Комбинаторные поиски применяются при создании сложной объемно-пространственной формы, плоскостной формы и для создания фактуры. Использование тканей компаньонов, а также применение различных по геометрическому виду и физико-механическим свойствам кусков мате- риала значительно увеличивают комбинаторные возможности формообразования в костюме. Ис- пользование нескольких по цветофактуре и текстуре материалов в одном изделии играет декора- тивную роль. Издавна материал определял специфику творчества. Появление новых материалов ведет к освоению новых технологий, конструкций, появлению новых художественных форм. Яр- ким примером комбинаторного формообразования в костюме может служить коллекция платьев,
    напоминающих кольчуги, созданная Пако Рабанном в 1966 г. из пластика и металла.
    Придание изделию современного вида за счет изменения внешней формы без изменения функции и конструктивных свойств относится к стайлингу, стилизации, модернизации с це- лью обновления внешнего вида. Однако стайлинг внешней формы в целях повышения эсте- тических качеств изделий зачастую противоречит сути индустриального формообразования
    [Михайлов, 2002].
    Контрольные вопросы
    1. Комбинаторные принципы композиции.
    2. Комбинаторные элементы и их взаимное расположение в композиции.
    3. Способы комбинаторного формообразования. Достоинства и недостатки каждого способа.
    4. Примеры комбинаторных форм в природе.
    5. Природные аналоги для разработки комбинаторного элемента.
    6. Комбинаторика в архитектуре, дизайне, в проектировании костюма.
    7. Формообразование объектов с элементами комбинаторики.
    8. Комбинаторный метод группировки элементов костюма.
    58

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта