Словарь Философия. I. философия, ее роль в жизни человека и общества
Скачать 45.18 Kb.
|
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека. Отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Мифология — (от греч. – предание) способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, способ объяснения окружающей действительности и человеческой сущности. Религия — (от лат. religio – благочестие, набожность) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на мир земной, естественный и потусторонний, «небесный». Философия (др.-греч. Дословно — любовь к мудрости) — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности, а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира Рефле́ксия (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, культуры и её оснований. Онтология (от др.-греч. — то, что существует + учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Теория познания, или гносеология (от греч. – знание) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Аксиология (от др.-греч. — ценность + слово, учение) — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Этика (от др.-греч. — этос, нрав, обычай) — философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль. Это философская наука, объектом изучения которой, является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Эстетика (от др.-греч. —чувство, чувственное восприятие) — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Эстетики: Иммануил Кант, Николай Чернышевский, Аристотель. Логика (др.-греч. — наука о правильном мышлении, способность к рассуждению) — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Логики: Иммануил Кант, Рене Декарт, Артур Шопенгауэр. Философская антропология (от философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии. ГЛАВА II. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Акме (др.-греч. — высшая точка) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью её развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Архэ́ (др.-греч. — начало, первопричина) в досократовской древнегреческой философии — первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель. Софистика - искусство мудрствования, духовное и философское течение в Древней Греции. Софисты: Протагор, Горгий, Исократ. Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени. АТОМ (от греч. atomos – неделимое) мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Майевтика (др.-греч. — повивальное искусство) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Идей (Э́йдос) — (др.-греч. — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия. Эйдосы - термин античной философии, обозначающий «конкретную явленность, данную визуально». В античной натурфилософии понимался как образ, у элеатов выступал как сущность, у Аристотеля употребляется в значении «форма». Метафизика — это раздел философии, изучающий фундаментальную природу реальности, первые принципы бытия, тождество и изменение, пространство и время, причинность, необходимость и возможность. Она включает в себя вопросы о природе сознания и отношениях между разумом и материей, между субстанцией и атрибутом, между потенциальностью и действительностью. Философы-метафизики: Иммануил Кант, Аристотель, Сократ, Фридрих Ницше. Эвдемонизм (от греч. – счастье) — филос.-этич. традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье. Центр. проблема этики при этом – вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравств. образа мыслей и действий. Атара́ксия (др.-греч. — невозмутимость, хладнокровие, спокойствие) — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. В учениях представителей различных направлений философии понятие атараксии занимало различное место. Отмечается, что своим появлением существительное «атараксия» обязано Демокриту. Моральный рационализм, также называемый этическим рационализмом, - это точка зрения в метаэтике (в частности, эпистемологии этики), согласно которой моральные принципы познаваемы априори, только разумом. (Платон, Иммануил Кант). ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Теоцентризм (греч. — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм. Креационизм (от лат. creatio «творение») — религиозное и философское учение, согласно которой мир и человек были созданы Богом посредством сверхъестественного акта творения. В самом широком смысле креационизм включает в себя континуум религиозных взглядов, которые различаются в своём принятии или непринятии научных объяснений происхождения и развития природных явлений, включая биологическую эволюцию. Схоластика (от греч. — школьный) — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Схоласты: Фома Аквинский, Николай Кузанский. Патристика (лат. pater — отец) — философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, предметом критики для номиналистов является то, что общие имена применяются не только к классу вещей как к целому, а и порознь к каждой отдельной вещи из этого класса. Реализм в схоластике (европейской средневековой философии): постулирует реальное существование общих понятий (таких как человек, клён, …), отдельное от отдельных представителей, включаемых в это понятие (проблема универсалий). Противоположное направление — номинализм. Эсхатоло́гия (др.-греч. конечный, последний + слово) — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. В религии различаются индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце). Теодице́я (новолат. theodicea «богооправдание») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире: так называемая проблема зла. Термин введён Готфридом Лейбницем в 1710 году. Пантеизм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество/бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе. Секуляризация (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке. Утопия (от др.-греч. — не + место, то есть «место, которого нет») — изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь. Утопия может иметь положительное значение как нормативный социальный идеал общества (или положения дел) совершенного качества. Гуманизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Гуманисты: Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень. Антропоцентризм (от др.-греч. — человек и лат. centrum — центр) — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII–XVIII ВВ.). Эмпиризм — это теория, которая утверждает, что знание приходит только или главным образом из чувственного опыта. Это один из нескольких взглядов эпистемологии, наряду с рационализмом и скептицизмом. Эмпиризм подчеркивает роль эмпирических свидетельств в формировании идей, а не врожденных идей или традиций. Рационализм — это эпистемологическое воззрение, которое "рассматривает разум как главный источник и критерий знания" или "любое воззрение, апеллирующее к разуму как источнику знания или оправдания". Более формально рационализм определяется как методология или теория, "в которой критерием истины является не чувственный, а интеллектуальный и дедуктивный". Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные. Дуализм противопоставляется монизму — воззрению, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции, а также плюрализму, в соответствии с которым существует множество сил, принципов и начал. Агностицизм (от др.-греч. — непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей, позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах). Для агностиков существование Бога, божественного или сверхъестественного неизвестно или непостижимо. Скептицизм (от др.-греч. — исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. На русский язык «скепсис» часто переводят как «сомнение», но при этом теряются важные оттенки смысла: желание познания искажается до самодовольного неверия; если и не невежества, то интеллектуального бессилия. Натурализм — это идея или убеждение, что во вселенной действуют только естественные законы и силы (в отличие от сверхъестественных или духовных).Приверженцы натурализма утверждают, что естественные законы-это единственные правила, управляющие структурой и поведением природного мира, и что меняющаяся вселенная на каждом этапе является продуктом этих законов. Солипсизм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма. Гносеологический оптимизм — направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений, и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах и быть непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. ГЛАВА V. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Трансцендентное — сверхопытное, потустороннее. Это то, что существует за пределами нашего опыта, полностью независимо от нашего познания. Трансцендентальное — доопытное, не выходящее за пределы опыта. Это то, что предшествует опыту, делает возможным опыт, как систематическое эмпирическое знание. Априори — знания, предшествующие опыту и независимые от него. Апостериори — знания, получаемые из опыта. Вещь-в-себе — объективная реальность, которая не может быть познана ни эмпирически, ни аналитически, ни чувствами, ни рассудком. Это существующая независимо от нашего сознания, непознаваемая по своей сущности вещь. Феномен — явление, чувственно воспринимаемый предмет. Ноумен — умопостигаемая сущность явления. Антиномии — противоречие между двумя положениями, одинаково логически доказуемыми. Категорический императив — основной нравственный закон. Он гласит: а) «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы все поступали всегда». б) «Относись к другому как к цели, а не к средству». Диалектика — это раздел философии, изучающий фундаментальные противоречия развития всего сущего и основанный на нем метод. Диалектический метод — это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Диалектическая система — система, состоящая как минимум из двух противоположностей, «борьба» которых определяет развитие того процесса природы, основой которого является эта диалектическая система. Абсолютная Идея — это единственно существующая подлинная реальность и причина всего окружающего мира, его предметов и явлений, это мировой дух, способный творить и обладающий самосознанием. Атеизм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует. Антропологический материализм — это антропологизм заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, находящегося в неразрывном единстве с ней. ГЛАВА VI. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В. Отчуждение — категория, выражающая такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Товарный фетишизм — овеществление производственных отношений между людьми, возникающее в условиях товарного производства, основанного на частной собственности. Термин «товарный фетишизм» был введён Карлом Марксом в труде «Капитал» и обозначал свойство вещей быть продуктами для продажи (товарами). Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений. Экономический детерминизм — это социально-экономическая теория, согласно которой экономические отношения (например, быть собственником или капиталистом) являются основой, на которой основаны все другие социальные и политические устройства в обществе. Идеология — это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики и служит формой или санкционирования и закрепления существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования. Пессимизм — мировоззрение или этика, которые стремятся встретиться с воспринимаемыми неприятными реалиями мира и устранить иррациональные надежды и ожидания Абсолютная воля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Воля к власти — инстинктивная тяга всего живого к самоутверждению. Любая сущая вещь стремится к тому, чтобы доминировать над всем остальным. Сверхчеловек — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра», для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Бессознательное — вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Сублимация — преобразование вытесненного полового влечения в некое мнимо компенсирующее его действие или в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Психоанализ — комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга Архетип — в аналитической психологии — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Социальный характер — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. ГЛАВА VII. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА. Сциентизм — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Верификация — понятие методологии науки, которое характеризует возможность установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Физикализм — это монистический онтологический тезис, согласно которому всё, что существует, является физическим или производно от физического. Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Махизм — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале 20 века. Махизм относят к феноменализму, релятивизму, агностицизму. Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность. Махизм классифицируется как нейтральный монизм, пытающийся вывести и физическое и психическое из нейтрального начала (из элементов опыта). Эмпириокритицизм — философское направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений. Неопозитивизм — философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, третий этап развития позитивизма. Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Эпистемологический анархизм — доктрина, согласно которой нет эпистемологического основания отсутствия единого "научного метода». Экзистенция — это направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования и выбора в окружающем мире. Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — бога. Герменевтика — наука, связанная с истолкованием текстов, первоначальный смысл которых неясен ввиду их древности или неполной сохранности. Неотомизм — философия современной католической церкви-основывается на учении Фомы Аквинского. Фидеизм — утверждение духовенства веры над разумом, характерное для религиозного мировоззрения. Релятивизм — методологический принцип, состоящий из метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Имперсональность — отрешённость знания от исследователя. Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Исихазм — мистическое подвижническое течение в монашестве, подразумевающее жизнь, связанную с отшельничеством и безмолвием. Соборность — принцип совместного обсуждения и решения вопросов общенациональной, высокой общественной значимости на высшем собрании народных представителей, соборе. Славянофилы — направление русской общественной мысли в середине 19 века., исходящее из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизации, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков. Западники — одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути. Экуменизм — движение христианских церквей за устранение разобщённости между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. Всеединство — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Софиология — совокупность идей, концепций, учений о Софии Премудрости Божией, сложившихся в рамках эллинистической, ветхозаветной и новозаветной традиций Богочеловечество — понятие христианского мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ - божественной и человеческой. Историософия — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Космизм — междисциплинарное направление на стыке мистических, религиозных, философских и научных умонастроений, которое предполагает, с одной стороны, холистическое мировоззрение, то есть представляет мир как единое целое, а с другой — выстраивание новых траекторий, этики и способов жизни в едином мире. Панморализм — признание за моралью (этикой) приоритета надо всеми остальными сферами человеческого бытия и, как следствие, видение мира исключительно сквозь призму законов общечеловеческой морали. ГЛАВА IX. ОНТОЛОГИЯ. Бытие — философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. Монизм — философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. Дуализм — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные. Материя — это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Пространство — это фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяжённость его существования. Время — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее). Пространственно-временной континуум — физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом. Отражение — свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Информация — отрасль философии, которая изучает понятие информации. Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Принцип — центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Закон — необходимая связь между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение. Категория — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей. Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Диалектические противоположности — это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого. Качество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Количество — это философская категория, выражающая общее в качественно однородных предметах и явлениях. Свойство — то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование Мера — философская категория, означающая единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Диалектическое отрицание — это отрицание, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от одного качественного состояния к другому. Единичное — философская категория диалектики. Находится в диалектической взаимосвязи с категориями особенного и всеобщего. Общее — признак предмета, сходный с признаком по крайней мере ещё одного предмета данного класса Целое и часть — философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Элемент — часть, наряду с другими подобными частями, составляющая некоторое целое, например — систему или множество. Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Форма — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. Содержание — это содержимое, что в буквальном смысле располагается в определенной вещи. Сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Причина и следствие — причина обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием. Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Случайность — философская категория, выражающая один из предельных видов (классов) взаимосвязей и взаимоотношений в мире, характеризующийся отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем. Возможность — направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория. Действительность — объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном значении. ГЛАВА Х. СОЗНАНИЕ. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Подсознание — термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления. Самосознание — сознание самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Отражение в марксизме — всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». Свойство проявляется в способности материальных форм воспроизводить определённость других материальных форм в форме изменения собственной определённости в процессе взаимодействия с ними. Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом. Феноменологическая редукция — одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Истоки этой практики можно обнаружить в радикальном сомнении Декарта. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса. Идентификация (от ср.-лат. identificare — отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) — глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску объекта поклонения. Индивид, воспринимающий мир как систему таинственных вещей и явлений, оказывается не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Под атрибуцией понимается приписывание себе или другому человеку каких-то характеристик. Рефле́ксия (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ. ГЛАВА XI. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Гносеология — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеологический оптимизм — направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей. Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Заблуждение — неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания. Ложь — искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. В философии науки факт — особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой. Научная теория — это объяснение аспекта мира природы, который можно многократно проверять и подтверждать в соответствии с научным методом, используя принятые протоколы наблюдения, измерения и оценки результатов. Метод – это способ построения и обоснования философского знания. Метод [от гр. methodos путь исследования, теория, учение] – способ достижения какой-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методология – это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. ГЛАВА XII. ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Термин «этос» в античной философии первоначально обозначал "совместное жилище", потом привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Научная рациональность — это система правил, знаний и норм, позволяющих определить степень научности той или иной деятельности, а также обеспечить истинность результатов познания. Квантитатизм — от латинского «количество». Явления познаются при их переводе на количественный язык; познать - значит измерить. Кумулятивизм (от лат. cumulatio — увеличение, совершенствование) — основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания. При этом возникшее новое не представляет собой изменения ранее приобретенного знания, а является лишь приращением и добавлением к нему. Парадигма означает определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области. Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира. Редукционизм — это методологическая установка, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. Технологический эвдемонизм (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») — фактически элиминирует все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты. Технологический алармизм (от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога») — напротив, в указанном «прогрессе» не видит ничего позитивного, сводя его, таким образом, к одним только негативным последствиям. |