И контроль знаний. История россии
Скачать 447 Kb.
|
Серия «Качество обучения» ПОВТОРЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. ИСТОРИЯ РОССИИ 10-11 класс Электронное приложение Москва «ПЛАНЕТА» СОДЕРЖАНИЕРоссия в XVI веке Основной теоретический материал Основные даты Основные понятия Основные схемы россия в XVI веке1. Основной теоретический материалЗавершение объединения русских земель. Присоединение Псковской, Смоленской, Новгород-Северской, Рязанской земель. Василий III После смерти Ивана III на московский престол взошел его старший сын Василий III от второго брака с последней византийской принцессой Софьей Палеолог (1505–1533 гг.). Он во всем продолжал политику своего отца и считается государем, завершившим создание Российского централизованного государства. Важнейшими достижениями этого великого князя было создание официальной идеологии самодержавия, еще более укрепившей авторитет центральной власти, и присоединение к Московскому государству обширных земель. Теория «Москва – третий Рим» была сформулирована в 1510–1511 гг. игуменом Псковского Елеозарова монастыря Филофеем. Вкратце ее излагали так: «Первый Рим пал, второй – пал (уничтожение Византийской империи турками), третий Рим – Москва, а четвертому не бывать». Из этих идей делалось множество выводов. Во-первых, о преемственности власти Византийских императоров (цесарей – царей) в Москве. Во-вторых, об особом предназначении Российского государства как единственного и последнего центра истинной веры – православия. В-третьих, о своеобразном тесном переплетении духовных и светских интересов в Московском государстве. Наконец, о том, что великие государи не только имеют право, но именно обязаны вести активную экспансионистскую политику для объединения под своей властью всех православных земель. Вслед за своим отцом, Василий III назывался не только «великим князем Московским», но и «Государем Всея Русии», а также царем. В русле своей идеологии Василий III вел активную и успешную внешнюю политику. Он продолжал военные действия против Великого княжества Литовского, начатые еще его отцом. В результате долгой войны в 1522 г. был заключен договор, по которому Москва присоединяла к своим владениям Смоленские и Новгород-Северские земли, ранее принадлежавшие Литве. При этом на службу к Василию III перешли многие православные литовские князья. В состав Московского государства были включены: территория Псковской республики (1510 г.), северная часть Дикого поля – бывшие владения Большой Орды (1520 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Особое внимание Василий III вынужден был уделять обороне южных пределов Московского государства, так как в 1510-х гг. резко увеличилось число набегов крымских татар на приграничные территории. В «украинных» городах (Путивле, Рыльске, Туле, Переяславле-Рязанском и др.) постоянно дежурили московские полки, в особенно опасных местах возводились специальные укрепления – засеки, составившие к концу XVI в. в целую оборонительную систему – Засечную черту. Василий III (Иванович) был женат дважды. Первый брак с Соломонией Сабуровой оказался бездетным, и великий князь решился на небывалый для того времени шаг – развод. Второй его супругой стала Елена Васильевна Глинская, которая родила двух сыновей – Ивана (1530 г.) и «умом скорбного» Юрия (1532 г.). Россия при Иване IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия. Первые годы княжения Ивана IV В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV (Грозный) (1533–1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя – Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей – известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму, а через два года умер в заточении. В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам – губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1537). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты. 3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок – Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий, вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства. Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский. Венчание на царство в 1547 г. Достигнув 16-летнего возраста, Иван IV заявил о своем намерении самолично управлять государством. По совету своего учителя и воспитателя митрополита Макария, великий князь решил вступить в брак (женатый человек считался совершеннолетним), а перед этим «поискати прежних своих прародительских чинов». В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение: во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), так титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти гораздо более существенную, чем власть великого князя; во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью; наконец, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь – «помазанник Божий», он не только светский правитель, но и духовный лидер своего народа. В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой-Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в. Избранная Рада В июне 1547г. взбунтовались московские посадские люди (горожане). Поводом к восстанию послужил страшный пожар, уничтоживший около 25 тысяч дворов. Прекратился подвоз продуктов в столицу, начался голод. Народ требовал прекращения боярского самоуправства, отстранения от власти князей Глинских, повышения роли Ивана IV в принятии государственных решений. С огромным трудом властям удалось восстановить порядок в городе. Данное восстание имело огромное значение. Во-первых, Иван IV собственными глазами увидел всю силу народного гнева и в дальнейшем старался использовать ее в своих политических интересах. Во-вторых, царь убедился в необходимости проведения серьезных государственных преобразований. В 1549 г. вокруг молодого самодержца постепенно образовалась группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Курбский (один из ее участников) впоследствии назвал Избранной Радой. Она не являлась органом власти, правительством, не имела правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками, и пока он находился под их влиянием, в стране проводились постепенные преобразования, направленные на консолидацию правящего слоя и укрепление аппарата управления, усиление государства, решение внешнеполитических задач. Дворянин Алексей Адашев руководил деятельностью Челобитной Избы, принимавшей жалобы и доносы, одновременно являвшейся личной канцелярией царя. Активным участником Избранной Рады являлся поп Сильвестр, который влиял на духовную жизнь царя, приобщал его к книгам. В круг приближенных также входили: митрополит Макарий, близкий друг царя боярин Федор Колычев, талантливый дипломат думный дьяк Иван Висковатый. В начале 1560-х гг. Иван IV освобождается от влияния Избранной Рады. Практически все ее участники были репрессированы. Земский собор 1549 г. В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, генеральными штатами, кортесами, сеймами), так как земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя. В соборе 1549 г., названном «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители дворянства. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии. В ходе Собора были приняты решения о судебной реформе, о подготовке к войне с Казанским ханством, об «устроении» местного самоуправления. Судебник 1550 г. В 1550 г. по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен. За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей – целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям – излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей. Новым в Судебнике было и понятие антигосударственной деятельности – «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие. Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась. Приказная система Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV – начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, – поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI–XVII вв. это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод – Разрядный, поимкой преступников – Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы и др. Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья – это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк – чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие – это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители. Стоглавый собор В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений – «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым. Этот церковный Собор принял следующие основные решения: 1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского пантеона святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) церковного искусства – иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви. Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участвовавших в Соборе. Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда. Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а Стоглав стал одним из самых важных церковно-юридических документов. Военная реформа и реформа местного самоуправления Впервые в России в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI в. насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, а также государство выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело – ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство – Стрелецкий приказ. В 1550 г. в московском уезде получили земли 1078 провинциальных помещиков. Их стали именовать «избранной тысячей». В 1552 гг. конная гвардия государя насчитывала уже четыре тысячи помещиков. Они вошли в список государева двора, и их называли дворянами. В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливающее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству – бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору – стрельцы, пушкари, городовые казаки). В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главная функция местного самоуправления – раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась «в корм» представителю «центра») введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от качества обрабатываемой земли. Опричнина Основными проявлениями опричной политики, проводимой Иваном IV с 1565 по 1572 гг., можно считать: 1) условное разделение территории на две части – боярскую земщину и царскую опричнину (это слово происходит от древнерусского «кроме», также опричниной назывался земельный надел, достававшийся вдове); 2) разделение администрации – создание в Александровой слободе опричного двора, опричной Думы, опричных приказов и казны; 3) разделение армии – формирование опричного войска, которое используется как инструмент царского террора; 4) индивидуальный террор, выразившийся в истреблении аристократии; 5) массовый террор, коснувшийся всех слоев населения; 6) террор внутри самого опричного войска и администрации; 7) нагнетание атмосферы страха и всеобщей подозрительности, подогреваемой непредсказуемым поведением царя. Среди главных целей опричнины следует выделить: 1) завершение процесса централизации страны путем уничтожения старинных прав и свобод родовой аристократии и низведения ее представителей до положения «государевых холопов»; 2) пополнение государственной казны за счет разорения имений удельных князей и служилой знати; 3) пресечение претензий бывших «вольных городов» (Новгорода и Пскова) на особое положение в составе Московского государства; 4) установление деспотической власти царя, не ограниченной не только законами и учреждениями, но и традицией. В начале 1560-х гг. в характере Ивана IV происходит разительная перемена. Внезапная смерть любимой жены, неудачи в Ливонской войне, предательство близких друзей (бегство А. Курбского в Литву) развили в нем подозрительность, гневливость, лицемерие, жестокость. Стремление своих бывших единомышленников по «Избранной Раде» (А. Адашев, Сильвестр) по-прежнему оказывать ему помощь в управлении, возмужавший царь стал расценивать как посягательство на его самодержавную власть. В декабре 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными, забрав казну и святые реликвии, поехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, но не вернулся в Москву, а обосновался в Александровой слободе. С этого момента начинается формирование опричного двора. В январе 1565 г. царь объявил об отречении от престола и отправил в Москву две грамоты – простолюдинам и боярам. В первой он заявлял, что на простых людей у него «опалы никоторые нет», а бояр называл изменниками и ворами. Во второй он «возложил гнев и опалу» на высшее духовенство и всех служилых людей. Известие об отречении царя и о том, что виноваты в этом богатые и знатные люди вызвало ожидаемую Иваном IV реакцию – в Москве начались погромы боярских дворов, посадские люди требовали от бояр и духовенства «умолить» царя вернуться. Условием своего возвращения на престол царь поставил учреждение опричнины. С этого момента начинается разделение страны, формирование опричного войска и террор. В состав опричников входили такие известные личности, как царский конюший князь Афанасий Иванович Вяземский, бояре Алексей Данилович и Федор Алексеевич Басмановы, думный дворянин Григорий Лукьянович (Малюта) Скуратов-Бельский, дворянин Василий Григорьевич Грязной и даже немецкий авантюрист Генрих Штаден. Можно было встретить среди опричников и простолюдинов. На положение в опричном войске влияло не столько происхождение человека, сколько его преданность царю и убежденность царя в его верности. От опричного террора, направленного против представителей аристократии, погибло несколько тысяч человек. Так, в 1569 г. по царскому приказу принял яд последний удельный князь Владимир Андреевич Старицкий (истреблена была и вся его семья). Противник опричнины митрополит Филипп Колычев был в 1568 г. с позором лишен сана и заточен в монастырь, а в декабре 1569 г. по приказу Ивана IV Малюта Скуратов задушил его. В июле 1570 г., во время массовой казни в Москве, в присутствии царя был распят на кресте, а затем четвертован видный дипломат, думный дьяк Иван Михайлович Висковатый (некогда член Избранной Рады). В1569–1570 гг. организовал поход опричного на собственную вотчину – Новгород, в результате чего город подвергся страшному разорению. Псков же, по преданию, спас юродивый Николай Салос, угрожавший царю карами небесными. Летом 1570 г. массовое истребление горожан произошло, как было указано выше, и в Москве. Тогда же начались казни среди самих опричников. В минуты просветления Иван Грозный ужасался собственным злодеяниям. Летом 1571 г. он убедился в том, что опричники способны эффективно воевать только с мирным населением. Они не смогли остановить набег крымского хана Девлет-Гирея, захватившего и разорившего Москву. Не лучше дела обстояли и на Ливонском фронте. Летом 1572 г. войско Девлет-Гирея разгромило земское ополчение, и осенью этого года царь отменил опричнину и запретил всякое упоминание о ней. В 1575 г. произошел рецидив опричной политики. Иван IV стал называться «князем Московским», а «великим князем» был назначен крещеный татарский хан Симеон Бекбулатович. В течение года, пока Симеон Бекбулатович «правил» страной, Иван Грозный «перебирал людишек», разорял боярские вотчины и т. д. Основными итогами опричнины были: 1) завершение процесса централизации государства; 2) окончательное оформление деспотической царской власти; 3) социально-экономический кризис, вызванный истреблением населения, уничтожением городов и деревень, усилением налогового гнета; 4) нравственный кризис, моральная деградация и ожесточение общества. Внешняя политика при Иване IV Казанское, Астраханское и Крымское ханства – осколки Золотой Орды, распавшейся в середине XV в. Отношения с Казанью и Астраханью, расположенными на восточных рубежах Московского государства, до середины 1550-х гг. оставались основным направлением российской внешней политики. Контролируя территорию среднего и нижнего Поволжья, эти государства не допускали русских купцов к активному использованию волжского торгового пути. Кроме того, татары были беспокойными соседями. Они совершали частые внезапные грабительские набеги на приграничные российские земли. Очевидно, что разгром Казани и Астрахани, а также включение их территорий в состав Московского государства было важнейшей внешнеполитической задачей правительства Ивана IV. Походы русских войск на Казань 1547–1548 гг. и 1549–1550 гг. закончились неудачей, однако путем дипломатических усилий удалось посадить на ханский престол склонного к союзу с Москвой Шейх-Али (Шигалея). В 1551 г. казанцы свергли неугодного им Шигалея и объявили ханом Ядигар-Мухаммеда, выступавшего за союз с Крымом и Турцией. В ответ на это русское правительство в 1552 г. организовало новый (третий) поход на Казань. В отличие от двух предыдущих, поход 1552 г. был хорошо подготовлен. В нем приняли участие стрелецкие полки, созданные в 1550 г. по решению Избранной рады. Все московское войско насчитывало около 150 тысяч человек при 150 пушках. Оперативной базой стала крепость Свияжск (место впадения р. Свияги в Волгу), построенная в 1551 г. под руководством дьяка Ивана Выродкова. Возглавлял русскую армию сам царь, что придавало походу не только военно-политическое, но и религиозное значение. 23 августа 1552 г. войска Ивана IV окружили город. Были построены мощные осадные и штурмовые сооружения, с помощью которых обстреливался центр города. Тридцатитысячный гарнизон Казани защищался отчаянно, отразив более десяти попыток штурма. По выражению летописца, «они насмерть в городе затворилися». Часть татарской конницы осталась вне стен города и нападала на русский лагерь из окрестных лесов. В день Покрова Пресвятой Богородицы (2 октября) литовский мастер Размысл взорвал порох в подкопах, проведенных под стены Казани. Часть укрепления рухнула. Начался мощный штурм, которым командовали князь А.М. Курбский, князь М.И. Воротынский, боярин А.Д. Басманов. В результате многочасового боя Казань пала. «Государевы ратные люди… во граде биюще татар по улицам, мужей и жен по дворам, а иных выволачиваюче… из палат, и секуще их без милости и одираху до последней наготы», – читаем мы в Разрядных книгах того времени. Хан Ядигар-Мухаммед был захвачен в плен, вся территория Казанского ханства вошла в состав Московского государства, народы, ранее подчинявшиеся Казани, стали платить ясак (дань) русскому царю. Присоединение Астрахани было вполне логичным шагом после завоевания Казани. Захвату Нижнего Поволжья предшествовали дипломатические шаги российского правительства. В 1554 г. астраханским престолом завладел ставленник Москвы Дербыш-Али. Однако он начал переговоры с Крымом и Турцией за спиной у Ивана IV. Это был повод к войне. В августе 1556 г. московское войско отправилось в поход на Астрахань. Узнав об этом, Дербыш-Али бежал в Азов, а жители Астрахани вынуждены были «поклониться» русскому царю. Вскоре свою зависимость от Московского государства признала и Ногайская Орда в Северном Прикаспии. Новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Присоединение Казани, Астрахани и ногайских земель воспринималось в России как своеобразный реванш за 240-летнее монголо-татарское владычество. Важным последствием этих побед стал значительный рост авторитета и усиление власти молодого царя. С освоением в XVI в. территории Дикого поля, плодородных земель нынешнего Центрального Черноземья, были укреплены южные границы государства. От набегов Крымского хана Россию защищали сооруженные во второй половине XVI в. Тульская и Белогородская оборонительные черты. Среди возведенных крепостей был Воронеж. Культура и быт в XVI веке. Грамотность и образование. Книгопечатание В XVI в. образование централизованного государства, развитие аппарата власти и активизация международных отношений создали потребность в увеличении количества грамотных людей. Однако образование в России в этот период по-прежнему было только начальным, носило религиозный характер и оставалось доступным очень немногим. Центрами просвещения в России были монастыри, да и в домашних условиях, и в частных школах преподавали обычно люди духовного сословия. Обучали прежде всего богословским дисциплинам, а также чтению, письму, иногда началам арифметики. В качестве учебных пособий использовались богослужебные книги. Возникали училища, в которых готовили духовенство. Характерными новшествами этого периода было то, что основным материалом для письма стала бумага, а кроме того, господствующим типом письма можно признать скоропись, появившуюся в XV в. Оба эти факта связаны именно с увеличением письменного оборота и необходимостью его удешевления и ускорения. Рукописные книги стоили дорого, и требовали долгой работы по их созданию. Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные издания в России относят к 1553 г., но поскольку они были анонимными и не датировались, началом книгопечатания считают 1563 г., когда по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», в 1565 г. – сборник ежедневных молитв «Часослов», а в 1574 г. был напечатан первый русский букварь. Литература Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам самодержавия, месту церкви в жизни государства, положению России в мире Острая политическая борьба обуславливала падение интересов к повествовательной, беллетристической литературе и большое развитие публицистики. Важнейшие вопросы жизни общества стали предметом обсуждения не только церковных, но и светских авторов. В то же время сохранили свое и значение и традиционные жанры. По-прежнему развивалось летописание. «Летописец начала царства» описывал первые годы правления Ивана Грозного. «Степенная книга» содержит жизнеописания князей (начиная с Владимира Святославовича) и митрополитов. «Лицевой летописный свод» – это изложение всемирной истории от сотворения мира до середины XVI в. Сохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана Грозного: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др. Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее звучали светские мотивы и включались вымышленные сюжеты. Новым в литературе путешествий XVI в. можно считать появление своеобразных путевых заметок: «повести» («статейные списки», «росписи») русских послов за границей и «отписки» (отчеты) землепроходцев. Большое распространение в России получил – «Домострой» – книга поучительного содержания, учебник нравственности, определяющий поведение человека в семье и обществе, которую написал священник Сильвестр, духовник Ивана IV. «Великие Четьи-Минеи», составленные митрополитом Макарием, – это 12-ти томное (по числу месяцев) собрание житий святых и всей одобренной церковью литературы, как-либо связанной с этими святыми. Практически, это регламентация «душеполезного» круга чтения русского человека середины XVI в. Общественно-политическая мысль С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно-политической мысли. Вопросы о политическом строе, характере управления, самодержавной власти, роли церкви в государстве, правах и обязанностях различных сословий, а также о международном положении новой России требовали широкого обсуждения и идеологического обоснования. Традиционные литературные жанры этого периода проникнуты публицистическим содержанием, но появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем. «Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» стали значительными вехами в разработке официальной идеологии великокняжеской власти. В этих произведениях обосновывается право русских правителей на царский титул и самодержавное правление. Братьям Курицыным принадлежит авторство интересных примеров русской еретической мысли – «Лаодикийского послания» и «Мерила праведного», в которых содержится критика официального богословия и провозглашаются основы рационального мировоззрения. Концепция сословно-представительного государства в России изложена в «Беседе Валамских чудотворцев», предписывающей создать постоянно действующий совещательный орган при царе, а в сочинениях Ивана Семеновича Пересветова, предполагается существование «дворянского государства». Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России – «Благохотящим царем правительница и землемерие» протопопа Ермолая-Еразма. В сочинении князя А. И. Курбского «История о великом князе Московском» и в его переписке с царем Иваном Грозным поднимались вопросы о природе царской власти и ее взаимоотношениях с подданными. Архитектура В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый. Сложился до конца ансамбль Соборной площади – в 1506–1508 гг. Алевиз Новый возвел Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого (81 м) в центре Кремля долгое время была самым высоким зданием в Москве. В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества, ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III, Ивана. В 1560 г. в ознаменование победы над Казанью, исполнив поручение Ивана IV, русские зодчие из Пскова, Барма и Постник, закончили строительство Покровского собора на Красной площади, который также стали называть храмом Василия Блаженного. Первоначально храм был белый. Свою пеструю окраску он получил в XVII в. Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. В 1535–1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра Москвы – Китай-город. В 1585–1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений – Белый город, затем в конце XVI в. – деревянные стены на Земляном валу – Скородом. В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах. Изобразительное искусство Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 – после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок. В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI в. усиленно развивается жанр исторического портрета и бытийного письма (исторического сюжета) – роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина «Церковь воинствующая». Портреты исторических лиц носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых. Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми композициями. Декоративно-прикладное искусство Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д. Регламентация искусство церковью и государством Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества, и в первую очередь, к подчинению определенным канонам живописи, так как вольномыслие в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе – к массам людей. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Их применение было обязательным, что отрицательно сказалось на развитии живописи. Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке. Вернуться к содержанию |