Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Опричнина (1565–1572 гг.)

  • Суть опричнины

  • Сущность опричнины Фамилия автора

  • Последствия опричнины Политические Социально-экономические

  • Итоги опричнины

  • Вернуться к содержанию

  • И контроль знаний. История россии


    Скачать 447 Kb.
    НазваниеИ контроль знаний. История россии
    Дата23.04.2019
    Размер447 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGl_4_Rossia_v_XVI_veke.doc
    ТипДокументы
    #75082
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Комментарии

    В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:

    1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

    2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг). Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («По­весть о Шемякиной суде» и др.). В XVII в. в русской живописи появля­ется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой.

    3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

    4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги.

    5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

    6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI–XIII вв.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями, писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.

    7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

    Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, вклю­чая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни – «Домострой» – составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады.

    Развивается народная культура – фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.

    7. Опричнина (1565–1572 гг.)

    Этимология от древнерусск. – опричь – кроме

    Форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины

    В средневековой Руси – земельный удел, выделявшийся княжеской вдове

    Суть опричнины

    3 февраля 1565 г. принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части.

    «ОПРИЧНИНА»

    во главе с Иваном IV

    «ЗЕМЩИНА»

    во главе с Боярской думой

    Царь организовал опричное

    войско и террор по всей стране




    8. Опричнина в оценках историков

    Сущность опричнины

    Фамилия автора

    Следствие психического расстройства Ивана IV

    Н.М. Карамзин

    Борьба (прогресс) и утверждение новых государственных начал против старых родовых

    С.М. Соловьев

    Антибоярская направленность опричнины

    Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием

    С.Ф. Платонов

    Сверхцентрализация государственной власти

    В.О. Ключевский

    Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины

    Борьба удельного и централизованного порядка

    А.А. Зимин

    В.Б. Кобрин

    Опричнина как средство подавления недовольства в стране непопулярной Ливонской войны

    А.Л. Хорошкевич

    Опричнина – репетиция «Страшного Суда» на Земле

    А.М. Панченко

    А.Л. Юрганов

    Аналог европейского выделения личного домена государя

    М.В. Довнар-Запольский

    Террор – условие сохранения самодержавия

    Д. Альшиц




    Последствия опричнины

    Политические

    Социально-экономические

    Укрепление режима личной власти царя

    Хозяйственное разорение страны

    Ликвидация пережитков удельной системы

    Начало процесса государственного закрепощения крестьян




    Итоги опричнины

    Разрушена сословная монархия

    Из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в монахи – 3

    Разрушена экономика страны

    Разорено 40% крестьянских дворов. Пашенные земли в центральных районах сократились с 15 до 4 десятин

    Огромные жертвы

    По Синодику Ивана IV уничтожено 22 тыс. человек, в ходе карательной экспедиции в Новгороде – до 15 тыс. человек

    Нарушены организация и комплектование поместного войска

    Для испомещения 6 тыс. опричников выселены из своих поместий 9 тыс. дворян

    Уничтожен класс собственников




    Установлены отношения подданства




    Вернуться к содержанию
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта