Учебник истории. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю
Скачать 2.27 Mb.
|
§ 18. Средневековый городФеномен средневекового города. В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда ""' внутри его. Примерно с X в. происходят большие перемены. В городах главным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются новые города. К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан. Возникновение городов как центров торговли и ремесла. Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран. Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции. Позже в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств. Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них основным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монастыря, позже такие поседения превращались в города. Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и крестьяне бежали от своих сеньоров в города. Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки. С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5—10 тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Милан, Венеция, Севилья, Кордова. Города и сеньоры. Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов. Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение. По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины — коммуны со временем начинали сопротивляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями. Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик. В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления. Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами управляли также королевские чиновники. Цеховые организации. Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской. По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Но положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность. Постепенно ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра). В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров. Противоречия внутри городских общин. В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан. При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды. Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов. § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви. В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским. Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии. Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, ' умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство. По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только '" монахов. Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка. Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г. Организация католической церкви. По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ — глава священников епархии (области). Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе. Клюнийская реформа. Монашеские ордена. Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду. Они работали на полях, пасли скот, возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы. Однако по меру роста богатств многие монахи забывали о строгости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами, и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям. Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила. С X — XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви. Однако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первым возник орден монарх францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «феодальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Отгон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля. Отгону благоприятствовало снижение в го время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны ^подчиняться только ему, а не императору. В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи. В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчивались неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барбаросса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколько укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинять Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Поражение императора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III(1198— 1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал императоров и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с еретиками и мусульманами. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена. Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломничество туда стало почти невозможным. Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан IIпризвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне. В 1096— 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок - сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила. В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства. Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра. Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти. Ереси и борьба с ними церкви. Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII —XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности. Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг Другу силы, — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены. Еретики отказывались молиться в «испорченных" храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию. Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование)- Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане. В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III- Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов. Упадок папства. После Иннокентия III могущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пан продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевской власти. Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен. § 20. Зарождение национальных государств Столетняя война. В XIV—XV вв. (позднее Средневековье) в Европе происходят большие перемены. Одним из крупнейших конфликтов того времени стала Столетняя война между Англией и Францией, имевшая долгую предысторию. В Западно-Франкском королевстве (Франции) в 987 г. королем избрали графа парижского Гуго Капета, прославившегося своей борьбой с норманнами и ставшего основателем династии Капетингов. Власть первых Капетингов была слаба. Франция распадалась на владения крупных феодалов. Значительно более сильной оказалась тогда королевская власть в Англии. Вильгельм Завоеватель сразу укрепил в завоеванном в 1066 г. королевстве центральное управление. Его правнук Генрих II Плантагенет (1154-1189) значительно расширил свои владения во Франции. В Англии он продолжил укрепление центральной власти, создал мощную армию. Во Франции король Людовик VI (1108—1137) смог подавить сопротивление феодалов в королевском домене (личном владении). Увеличение размера домена произошло при его внуке Филиппе II Августе (1180 —1223). В 1202 — 1204 гг. он отвоевал у англичан Нормандию и большинство других владений во Франции. Укрепление центральной власти, борьба с Англией продолжались в правления Людовики IX Святого (1226— 1270) и Филиппа IV Красивого (1285 —1314). Короли Англии и Франции стремились в противовес знати опереться на представителей сословий. Это вызвало созыв первых сословно-представительных учреждений — парламента в Англии (1265 г.) и Генеральных штампе во Франции (1302 г.). В Англии в 1215 г. была провозглашена Великая хартия вольностей, нацеленная на защиту свободных людей от произвола властей. В начале XIV в. во Франции пресеклась мужская линия династии Капетингов. Английский король Эдуард III. потомок Капетингов по женской линии, заявил о своих правах на французский престол. Но корону передали представителю боковой ветви Капетингов — Филиппу VI Валуа. Вскоре вспыхнула Столетняя война (1337— 1453). Долгое время она была удачной для Англии. Англичане разбили французское войско в 1346 г. при Креси и в 1356 г. при Пуатье. Однако во второй половине XIV в. королю Франции Карлу V удалось потеснить англичан. Но саму Францию в начале XV в. потрясли войны между герцогами Бургундским и Орлеанским. Герцог Бургундии заключил союз с Англией. В 1415 г. английская армия возобновила войну. В битве при Азентуре француз-скос феодальное войско было разбито. Англичане захватили север Франции, включая Париж. Было провозглашено объединение обоих государств. Их общим королем должен был стать сын английского короля от дочери французского короля Карла VI. Однако 15-летний сын Карла VI бежал в Орлеан, остававшийся свободным от англичан, и провозгласил себя королем Франции Карлом VII, В 1428 г. англичане осадили Орлеан. В этот тяжелый для Франции момент произошел перелом, связанный с деятельностью крестьянской девушки Жанны д'Арк, возглавившей французские войска. В 1429 г. через четыре дня после появления Жанны англичане, потеряв свои укрепления, сняли осаду Орлеана. Жанна продолжила войну, но в 1430 г. попала в плен и была сожжена англичанами в 1431 г. Выступление Жанны д'Арк предопределило исход войны. Реформированная Карлом VII французская армия к 1453 г. завершила изгнание англичан из Франции. Реконкиста. Основным содержанием истории пиренейских стран в Средние века была Реконкиста (отвоевание). Христианские государства севера (Леон и Кастилия, Арагон, Каталония) постепенно продвигали свои границы на юг. Период XI —XIII вв. был временем решающих успехов Реконкисты. В 1085 г. под ударами кастильцев пал Толедо. В начале XII в. арагонцы захватили Сарагосу, в 1147 г. был взят Лиссабон. В 1212 г. король Кастилии Альфонс VIII, возглавлявший войска всех государств, нанес поражение мусульманам в битве при Лас-Навас-де-Толоса. В 30 —50-е гг. XIII в. после окончательного объединения Леона и Кастилии были отвоеваны Кордова и Севилья. В руках мусульман осталась лишь Гранада, которая была захвачена войсками Кастилии и Арагона в 1492 г. Так завершилась Реконкиста. На месте мусульманских владений сложились два королевства — Испания и Португалия. Гуситские войны. Важным событием позднего Средневековья стали гуситские войны. Их центром была Чехия, которая входила в состав Священной Римской империи, являясь одной из ее наиболее развитых частей. Свое название войны получили по имени Яна Гуса, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, Ян Гус обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В 1415г. Гус был сожжен по решению церковного собора и Констанце. Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. Гуситами становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В 1419 г. началась война католиков и гуситов, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. Умеренные требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы — табориты (их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Войско таборитов во главе с Яном Жижкой научилось побеждать рыцарскую конницу. В 1420 г. папа римский объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. Табориты сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между таборитами и умеренными. Объединенные силы католиков и умеренных в 1434 г. разбили таборитов в битве у Липам. В ходе гуситских войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу XV в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались католики и еретики-гуситы. Это обеспечивало быстрое развитие страны. Начало османских завоеваний. Падение Византии. В позднее Средневековье пала Византия, а на ее месте появилась новая агрессивная держава турок - османов. Османская империя возникла на западе Малой Азии из владений султана Османа (1258— 1324). В Византии в это время шла острая внутренняя борьба. Османы, помогая одному из претендентов на трон, совершили ряд походов в Европу. За это они получили в 1352 г. там крепость. С этого времени османы начинают завоевания на Балканах. В Европу переправляется и турецкое население. Османы захватили ряд византийских территорий, после победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. подчинили Сербию и Болгарию. В 1402 г. османов разгромил правитель Самарканда Тимур. Но туркам удалось быстро восстановить свои силы. Новые их завоевания связаны с султаном Мехмедом II Завоевателем. В апреле 1453 г. турецкая армия в 150 тыс. человек появилась под стенами Константинополя. Им противостояло менее 10 тыс. греков и наемников. Штурм города произошел в мае 1453 г. Большинство его защитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул. Затем турки захватили Сербию. В 1456 г. вассалом Турции стала Молдавия. Были разбиты венецианцы. В 1480 г. турецкие войска высадились в Италии, но закрепиться там не смогли. После смерти Мехмеда II завоевания на Балканах продолжались. Вассалом султана стало Крымское ханство. Позже была захвачена Венгрия. Опустошительным набегам подвергались Польша, Австрия, Россия, другие страны. Турки начали захваты в Азии и Северной Африке. Перемены во внутренней жизни европейских государств. Помимо шин европейцам пришлось пережить в позднее Средневековье и другие бедствия. В 1347 г. на континент обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое. Убыль населения привела к уменьшению потребности в продовольствии. Крестьяне стали выращивать больше технических культур, которые затем продавали городским ремесленникам. Чем свободнее был крестьянин, тем успешнее он действовал на рынке, тем больше доходов получал и тем больше мог принести прибыли своему сеньору. Поэтому после эпидемии во многих странах ускорилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Кроме того, сокращение численности работников повышало их ценность, заставляло феодалов с большим уважением относиться к крестьянам. Однако большинство сеньоров устанавливали огромные выкупы за освобождение крестьян. Ответом стали восстания. Особенно крупные выступления крестьян произошли во Франции и Англии, где положение обострилось и в связи со Столетней войной. На севере Франции в 1358 г. вспыхнуло восстание, получившее название Жакерии (Жаками презрительно называли крестьян дворяне). Восставшие жгли феодальные замки, истребляли их владельцев. Жакерия была жестоко подавлена. В Англии весной 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Предводителем его стал кровельщик Уот Таплер. Крестьяне убивали сборщиков податей, громили поместья и монастыри. Крестьян поддерживали городские низы. Вступив в Лондон, отряды Танлера расправились с ненавистными вельможами. На встрече с королем восставшие выдвинули требования об отмене крепостного права, барщины и т.д. Восстание также было подавлено. Несмотря на поражения, крестьянские восстания ускоряли освобождение крестьян. Складывание централизованных государств во Фракции и Англии. Во Франции решительный шаг к усилению центральной власти был сделан королем Людовиком X! (146! — 1483). В ходе длительных войн король одержал победу над могущественным Кир-лом Смелым, герцогом Бургундским. К владениям короля были присоединены часть Бургундии, Прованс, Бретань. Многие области, города потеряли своп привилегии. Утратили значение Генеральные штаты. Возросло количество чиновников. Создание постоянной армии, служба в которой оплачивалась королем, делало феодалов (дворянство) все более зависимыми от него. Знать, хотя и сохраняла частично свои владения, лишалась былой независимости. В XVI век Франция вступила как крупное централизованное государство. В Англии также происходили внутренние усобицы. которые закончились усилением власти короля. В 1455 г. вспыхнула война Алой и Белой розы между сторонниками двух ветвей правящей династии: Ланкастерами и Норками. Она привела к гибели значительной части крупных феодалов. В 14К5 г. к власти пришел король Генрих VII Тюдор (1485 — 1509). При нем центральная власть значительно окрепла. Он добился роспуска войск крупных феодалов, многих казнил, а земли забрал себе. Парламент по-прежнему собирался, но все решала воля короля. Англия, как и Франция, превратилась в централизованное государство. В таком государстве все территория реально подчинена центральной власти, а управление осуществляется при помощи чиновников. 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом. XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля. В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия. Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхимиков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «философского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, ;:лекарств. Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку. В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно Доставалось в этих песнях церкви и ее служителям. Университеты. Существовавшие в некоторых городах шкалы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и зашиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская шкода) и Болонья (юридическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов. Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии. Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские лома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились лома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались лома в 1 — 5 этажей. В XI—XIII вв. в европейской архитектуре господствовал роман-скип стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок. Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство Готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед. Огромной выразительной силой обладала готическая скульптура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на липах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей. Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный набор) позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Первым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей. Раннее Возрождение. В XIV —XV вв. в культуре Европы происходят большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки. литературы, искусства. Это явление получило название Воз рождения (Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое от античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности чело-; века как личности, его право на свободное развитие и проявление ; своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан. Одним из ведущих направлений в перкой половине XV н. был гражданский гуманны. Его основоположником был Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а е писал собственные работы, среди которых «История флорентийского народа». Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Балла, -- одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представляло творчество Леона Баптиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис — гармония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист Утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой человек раскрыть природные свойства своей натуры. В отличие от гуманизма, начавшего складываться но второй половине XIV в., живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. В это время в Италии формируется новый тин здания — палаццо я вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры. Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы построения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Бпттичеми. |