Главная страница
Навигация по странице:

  • Галицко-Волынское княжество

  • Владимиро-Суздальское княжество

  • § 26. Древнерусская культура Условия развития культуры.

  • Архитектура и изобразительное искусство

  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия Монгольское нашествие.

  • Отражение угрозы с Запада.

  • § 28. Начало возвышения Москвы Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси.

  • Усиление новых политических центров.

  • Борьба за первенство между Москвой и Тверью

  • Причины возвышения Москвы. Иван Налита.

  • Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской.

  • Куликовская битва и ее значение

  • 29.Образовани единого Русского государства Дальнейшее усиление Московского княжества.

  • § 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в. Условия развития культуры.

  • Учебник истории. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеI основы исторического знания Для чего и как изучают историю
    АнкорУчебник истории.doc
    Дата11.03.2017
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник истории.doc
    ТипДокументы
    #3662
    страница15 из 43
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   43
    § 25. Раздробленность на Руси

    Причины и последствия раздробленности.

    Период раздроблен­ности является закономерным этапом в развитии всех средневе­ковых государств. По мере экономического развития отдельных земель Руси их жители постепенно переставали ощущать потреб­ность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для содержания соб­ственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведенного на местах.

    Сами киевские князья раздавали земли своим сыновьям и дру­гим родственникам. Но именно эти наместники возглавляли сепа­ратистские выступления. Однако главными носителями тенден­ций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и города.

    Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения половцев вы­нуждают часть населения уходить из Приднепровья. Перемещение международных торговых путей из Европы на восток на Среди­земное море лишает Киев статуса важного торгового центра.

    После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные кня­жества. Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский. Сохраня­лись общность языка и культуры, единая церковная организация.

    Последствия распада были противоречивы. В отдельных землях происходило освоение новых земель, возникали и росли новые города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. К тому же междоусобные войны разоряли Русь. Нередко для помощи привлекались отряды полов­цев и иных чужеземцев, которые беспощадно грабили русские земли. Отрицательные последствия раздробленности были обыч­ны для любой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались ро­ковыми. В XIII а. Русь не смогла дать отпор монгола- татарскому нашествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.

    Галицко-Волынское княжество.

    На юго-западе Руси, в очень для развития хозяйства районе располагалось Галицко-Волынское княжество. Здесь были плодородные, защищен­ные от нападений кочевников земли и мягкий климат, проходили важные торговые пути, имелись залежи многих полезных ископае­мых (так. Галич стал общерусским центром добычи и производ­ства соли). Однако эти районы подвергались нападениям венгров и поляков. Для отражения нападений требовалось сильное войс­ко. Поэтому существенную роль в Галицко-Волынской земле иг­рало боярство, составлявшие основу боевой силы. Бояре верхо­водили в городах, хотя в городских общинах немалую роль играла и верхушка торгово-ремесленного населения.

    В XII в. в Галицко-Волынской земле сложилось несколько кня­жеств. Князья их. по существу, являлись исполнителями воли ме­стных бояр и городских общин. Их призывали и изгоняли, натрав­ливали одних князей на других. Некоторые князья пытались укре­пить свою власть п подавить своеволие бояр и городских общин. Таким был Ярослав Осмомысл в Галиче. Трижды по решению веча его лишали княжения, но. в конце концов, он укрепился в Галиче, однако должен был считаться с боярами и горожанами. В конце XII в. самым могущественным князем на юго-западе ста.! праправнук Владимира Мономаха Роман, княживший во Владимире-Волынском. Ему удалось стать также князем Галичан объединить пол своей властью всю Юго-Западную Русь. После гибели Романа е} 1205 г. его владения распались. Бояре к тому вре­мени настолько усилились, что не только ставили, свергали и убивали князей, но иногда даже сами садились на княжение в Галиче. По призыву бояр во главе княжества не раз становились также правители из Венгрии и Польши.

    Упорную борьбу с боярами вел сын Романа Даниил, прозван­ный позже Галицким. Сначала он утвердился во Владимире, а за­тем и в Галиче. Даниил в своей политике начал опираться не только на преданных бояр, но и на мелких землевладельцев. Он раздавал небольшие наделы земли с крестьянами своим воинам при усло­вии их службы у него. Данилу удалось значительно упрочить свою власть. Он не раз отражал нападения западных соседей. Однако при наследниках Даниила Галицкого земли княжества вошли в состав Венгрии. Полыни и Великого княжества Литовского.

    Новгородское княжество.

    Новгород был центром обширнейших земель на севере Руси. Сам город, где высокого уровня развития достигли ремесла и торговля, имел прочные связи со странами Западной Европы и Востока. Сельское хозяйство не могло обеспе­чить потребности населения, поэтому Новгород ввозил хлеб.

    Господствующую роль в Новгороде играли бояре. Они владели крупными вотчинами и участвовали в торговле и промыслах. Князь в Новгороде полностью зависел от бояр и городскою веча (на котором также верховодили бояре). Подчиненное положение кня­зя а Новгороде было скреплено законами.

    Управление городом и подвластными ему землями осуществляли выбираемые на вече должностные лица — посадник, тысяцкий. а также владыка (архиепископ). Князь же был военачальни­ком, а также высшей судебной инстанцией. Князья в Новгороде менялись гораздо чаше, чем в других землях, поэтому его называ­ют боярской республикой. Подобные порядки установились и в Пскове. отделившемся в XIII в. от Новгорода.

    Владимиро-Суздальское княжество.

    В междуречье Оки и Волги на северо-востоке Руси находился центр Владимиро-Суздальского княжества. Земли здесь были менее плодородными, чем на юге, но все же имелись места с хорошей почвой (ополья), которые позволяли получать богатые урожаи. Постепенно славяне здесь ассимилировали местное финно-угорское и балтекое население. Северо-восток стал одним из наиболее развитых регионов Руси.

    Взаимоотношения князей, городов и боярства в княжестве к середине XII в. напоминали порядки в других землях Руси. Бояре и городские общины призывали и свергали князей но своей воле. Однако княжеская власть здесь была несравненно более сильной, чем в иных землях, вследствие того что освоение северо-востока происходило при участии князей. В свое время Владимир Мономах основал здесь город Владимир, В городах, основанных князьями, традиции самоуправления были первоначально не слишком силь­ными, они подчинялись князьям. Бояре получали вотчины от кня­зей и также во многом зависели от них. Многие князья Владимиро-Суздальского княжества являлись выдающимися государствен­ными деятелями.

    Владимир Мономах отправил в северо-восточные земли своего младшего сына Юрия (1125— I !57). С его деятельностью связано рождение многих городов, включая Москву. Князь получил про­звище Долгорукий за то, что протягивал своя «долгие руки» к другим землям. Так. он совершал походы против Новгорода, Волж­ской Болгарии и т.д. И всю жизнь Юрий боролся за власть над Киевом. Пол конец жизни ему удалось получить княжение в Кие­ве, где он и умер, отравленный боярами.

    Сыновья Юрия уже были князьями, основные интересы кото­рых сосредоточились на северо-востоке Руси. Его старший сын Андреи Бого.1ю6ский (1157 — 1174) бежал сюда еще во время пребывания отца в Киеве. Позже, захватив Киев. Андрей не остался в Нем, а передал его своему брату. В деятельности Андрея Боголюбского можно увидеть явное стремление к укреплению своей вла­сти внутри княжества. Столицей он сделал не старые города рос­тов или Суздаль с их традициями самоуправления, а молодой Владимир. Но жил он не в нем, а в основанном невдалеке городке Боголюбове. Принимая эти меры, Андрей стремился в меньшей степени зависеть от городских общин. От бояр он также требовал Повиновения. В летописи Андрей Боголюбский назван «самовластием». Он раздавал мелкие земельные владения своим слугам с целью обеспечить себе надежную опору. Однако бояре стремились выйти из-под власти князя. В конце концов, Андрей был убит

    боярами.

    К. тому времени город Владимир уже окреп и, как и иные круп­ные города, стал призывать и изгонять князей. В течение двух лет длилась усобица во Владимиро-Суздальской земле. Наконец, Владимиры призвали на престол младшего брата Андрея — Всеволо­да (1176—1212). Он проявил себя как заботливый правитель и много сделал для укрепления княжества, Всеволод продолжал политику . брата по усилению своей власти, но действовал более мягкими

    способами.

    Однако Северо-Восточная Русь распалась сразу после смерти Всеволода. Князь имел шесть сыновей, поэтому его прозвали Боль­шое Гнездо. Между сыновьями Всеволода разгорелась междоусоб­ная борьба. Она сопровождалась военными столкновениями, са­мым крупным из которых стало сражение на реке Липице в 1216 г. В результате усобиц Владимиро-Суздальское княжество фактиче­ски распалось на несколько уделов. В них сидели сыновья Всеволо­да и их потомки. Старшим среди них считался великий князь вла­димирский.

    § 26. Древнерусская культура

    Условия развития культуры.

    Долгое время определяющим в ду­ховной жизни славян являлось язычество. После принятия хрис­тианства на смену ему пришло другое, во многом противополож­ное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась

    жизнь после смерти,

    В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках хрис­тианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.

    Через христианство на Руси были восприняты многие дости­жения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных сла­вянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и со­временных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.

    Письменность и литература. Для Руси было характерно широ­кое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого коро­лева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по срав­нению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Пра­вославие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.

    Древнейшая письменность существовала на Руси еще до при­нятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.

    Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамо­ты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свиде­тельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях.

    Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о раз­розненных остатках этих книг: большинство их погибло в после­дующие годы. Первым из русских писателей считается митропо­лит Идарион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.

    Важнейшим произведением древнерусской литературы явля­ется «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устояв­шееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором « Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходит­ся с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «По­весть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в,

    Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанно­стях правителя, о соотношении нравственности и политики.

    Философско-религиозные искания отразились в таких известных произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др.

    Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерус­ской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широ­кая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Сло­ва» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это на­родные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. Д'Х

    Архитектура и изобразительное искусство.

    Первые каменные ^христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Од­нако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.

    В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных хра­мов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько измени­ла свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает кра­сотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриев-скип соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгород­ской архитектуре, архитектуре других земель.

    Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеала­ми церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

    Художественное творчество Древней Руси представлено фрес­ками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние ви­зантийского искусства.

    § 27. Монгольское завоевание и его последствия

    Монгольское нашествие.

    В XIII в. в степях Центральной Азии у обитавших там монгольских племен начался переход от перво­бытности к ранней государственности: выделялась знать, возвы­шающаяся над соплеменниками. Как и все народы на этой ста­дии, монголы стали очень воинственными, стремились к обога­щению за счет соседей.

    Вождь одного из племен, принявший имя Чингисхан — вели­кий хан, в жестокой борьбе объединил все монгольские и родственные им племена. Это объединение стало возможным благо­даря тому, что Чингисхан выдвинул заманчивую цель — создание всемирного государства, в котором монголы станут господами и будут жить за счет покоренных народов. Было создано мощное войско с суровой дисциплиной,

    В ходе объединения племен Чингисхан истребил родственное монголам племя татар. Однако соседние народы называли татара­ми всех монголов. В Европе их называли так в связи с тем, что они напоминали выходцев из ада (по-гречески ад — тартарос).

    С 1211 г. Чингисхан начал свои завоевания с нападения на Китай, затем на государство хорезмшахов в Средней Азии. Разве­дывательный отряд монголов нанес удар по половцам. Половцы, которые не только воевали с русскими княжествами, но и имели с ними тесные хозяйственные иные отношения, обратились за помощью к князьям. На съезде князей в Киеве было решено сра­зиться с неведомыми завоевателями. В 1223 г. русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке и потерпело жес­токое поражение. Монголам помогло отсутствие единства среди князей, часть из которых даже не вступила в бой.

    В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед этим свою огромную державу между четырьмя сыновьями. Трое из них должны были подчиняться одному из братьев — великому хану. Старшему сыну достались владения на западе, однако он умер еще раньше Чин­гисхана. Власть над этими землями получил его сын Батый.

    В 1235 г. на съезде потомков Чингисхана было решено продол­жить завоевания на западе вплоть до «последнего моря». В поход под предводительством Батыя двинулось огромное войско. В его состав помимо монголов входили уже многие из покоренных ими народов.

    Поход Батыя и начало монголо-татарского ига. После разгрома Волжской Булгарии Батый в конце 1237 г. обрушился на княже­ства Северо-Восточной Руси. При штурме русских городов завое­ватели широко использовали военно-технические достижения покоренных народов, главным образом Китая, — стенобитные и метательные машины. Один за другим были захвачены и уничто­жены почти все русские города — Рязань, Владимир, Суздаль. В марте 1238 г. в битве на реке Сити завоеватели разгромили дружину великого князя владимирского Юрия, сына Всеволода Боль­шое Гнездо. Затем Батый двинулся на Новгород. Но не дойдя до него ЮО верст, орды завоевателей повернули обратно.

    Отступление Батыя было вызвано прежде всего громадными Потерями, понесенными его войском в походе. Ни один русский город не сдавался без осады и штурма. Все жители с оружием в руках вставали на защиту. При возвращении монголов на их пути оказался маленький городок Козельск. Оборона города от много­кратно превосходящих сил противника длилась семь недель.

    Причиной побед завоевателей было в первую очередь их гро­мадное численное превосходство. По подсчетам историков, Ба­тый привел в Северо-Восточную Русь 120—140 тыс. воинов. Все русские земли, включая Новгород, могли выставить не более 30— 40 тыс. ратников, причем большинство их были не профессио­нальные дружинники, а ополченцы-горожане. Но даже эти силы

    действовали разобщен но.

    Получив подкрепление с востока, Батый продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переславль, в 1240 г. пал после осады Киев. Бывшая столица Руси превратилась в развали­ны, почти все его жители погибли или попали в плен. Затем Ба­тый огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, раз­громил Венгрию, Польшу, Хорватию. Было побеждено войско рыцарей, посланных навстречу монголам императором Германии. И все же в 1242 г. Батый повернул назад. В Западной Европе, ждав­шей неминуемого разорения, это было воспринято как чудо. Глав­ной причиной чуда стало упорное сопротивление русских земель и урон, понесенный Батыевым войском во время похода.

    В низовьях Волги хан Батый основал столицу своей державы — город Сарай. Он был построен руками захваченных на Руси и к других странах ремесленников. Государство Батыя и его преемни­ков называлось Золотой Ордой. Сюда в 1243 г. были вызваны все уцелевшие русские князья, стоявшие во главе разоренных земель. Из рук Батыя они получили ярлыки — грамоты на право управления тем или иным княжеством. Так Русь попала под иго Золотой Орды. Русские княжества сохранили внутреннее самоуправление, но их правители во всем подчинялись ханам. Главным выражением ига являлась тяжелейшая дань, взимаемая с каждого жителя-муж­чины. Для определения размеров дани завоеватели провели пере­пись всего населения. За действиями князей и за исправностью поступления дани наблюдали представители ханов — баскаки,

    Монгольское нашествие и установление ига принесло Руси невосполнимый урон во всех сферах — в численности населения, в хозяйстве, культуре. Особенно пострадали города. Было подо­рвано городское самоуправление и почти ликвидировано влияние городских общин на политическую жизнь Руси.

    Отражение угрозы с Запада.

    Западные соседи Руси намерева­лись воспользоваться ее разгромом. Еще вначале Х111 в. в Прибал­тике появились немецкие рыцари-крестоносцы, члены различ­ных духовно-рыцарских орденов. Под предлогом приобщения ме­стных племен к христианству они начали их порабощение. При­балтийские племена до прихода рыцарей платили дань русским князьям. Потому эти князья вели в начале XIII в. многочисленные воины с завоевателями.

    Монгольское нашествие позволило крестоносцам прочно ук­репиться в Прибалтике. Здесь возникло государство рыцарей — Тевтонский орден, восточная часть которого называлась Ливон­ским орденом. По призыву папы римского Орден начал наступле­ние на Русь. В союзе с Орденом действовали правители Швеции. В 1240 г. крупный отряд шведов на кораблях вошел в реку Лену, берега которой являлись владениями Новгорода. В городе тогда княжил 20-летний сын великого князя владимирского Ярослава (брата погибшего на Сити Юрия) Александр. С небольшой дружи­ной новгородцев он стремительно преодолел расстояние от Новгорода до устья притока Невы Ижоры, где шведы разбили свой лагерь. Ранним утром 15 июля 1240 г. русские атаковали про­тивника и разгромили его. Эта победа в небольшой битве имела огромный резонанс на Руси. В условиях страшных поражений это был луч надежды. Князь Александр получил позже прозвище Нев­ский.

    На следующий гол рыцари Тевтонского ордена начали наступ­ление на русские земли: заняли Псков, построили крепость Копорье. Александр Невский с дружиной из Владимиро-Суздальского княжества и новгородцами взял Копорье и освободил Псков. За­тем он вошел в пределы владений Ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище и принесла Александру Невскому славу выдающегося полководца Средневековья. Крестоносцы отказались от притязаний на русские земли. В дальнейшем набеги рыцарей и ответные походы новго­родцев и псковичей были постоянным явлением в жизни Северо-Западной Руси.

    Русь под ордынским игом.

    Большая часть Руси, включая и Нов­городские земли, находилась под властью Орды почти два с поло­виной столетия, до 1480 г. Наиболее страшными были первые де­сятилетия ига. В эти годы ордынцы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они были нередко разрушительнее, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было полу­чение добычи, включая пленных, и устрашение оставшихся в живых.

    Население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство. Большие изменения произошли и в политической Жизни. В результате уничтожения городов и гибели многих бояр возросло значение княжеской власти. Население видело и князьях своих защитников. Завоеватели управляли подвластной им терри­торией через посредство князей, которых они, однако, стреми­лись разобщить, стравливая друг с другом. Поэтому к постоянной Угрозе внешних нападений добавлялись еще и кровавые распри Русских князей. Особенно усилились усобицы при сыновьях Алек­сандра Невского, которые нередко приводили на Русь отряды ордынцев.

    § 28. Начало возвышения Москвы

    Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси.

    Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси на­метились в конце XIII в. По мере разрушения равенства в ордын­ском обществе падает военная сила и воинственность Золотой Орды. На Руси создаются условия для восстановления городов и разви­тия сельского хозяйства. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными рус­скими землями. Начинают складываться некоторые экономичес­кие предпосылки для объединения этих земель.

    Главное же, что заставляло различные слои населения поддер­живать объединительные тенденции, заключалось в стремлении к освобождению от ордынского ига. Опыт столкновений с Ордой показывал: только подчинение всех сил единому центру может принести успех. Таким центром могла стать только сильная кня­жеская власть.

    В качестве важных предпосылок к объединению выступали па­мять о былом едином государстве Русь, Общая культура и вера, церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.

    Усиление новых политических центров.

    В XIV в. выявились два центра, вокруг которых началось объединение русских земель. Одним из них стало Великое княжество Литовское. При князьях Гедимине и Ольгерде в сферу его влияния не без помощи Орды. стремившейся создать противовес Великому княжению Владимир­скому, попали огромные территории, включая Галицко-Волынскую землю, а также Смоленск. Но между преемниками Ольгерда начались усобицы. Поскольку необходимость отражения нападе­ний со стороны Орды в этих землях была неслишком велика, то Великое княжество Литовское до конца своего существования оставалось государством со слабой центральной властью.

    Второй центр объединения находился в Северо-Восточной Руси. К началу XIV в, главой ее по-прежнему считался великий князь владимирский. Однако после получения от ханов ярлыка на этот титул князья уже не ехали во Владимир, а оставались в своих княжествах. Этот титул приносил существенные преимущества. Постепенно борьба за великое княжение владимирское переросла и борьбу за первенство в Северо-Восточной Руси.

    К началу XIV в. наиболее сильным княжеством стало Тверское. где правили потомки брата Александра Невского Ярослава. Имен­но в Твери был построен первый в после монгольской Руси ка­менный храм. Пользуясь поддержкой ханов Золотой Орды, твер­ские князья стали выступать как самые могущественные правите­ли региона.

    Однако Твери бросило вызов Московское княжество, в кото­ром князем стал младший сын Александра Невского Даниил. Даниилу и его сыновьям удалось значительно расширить границы своего княжества и укрепить его экономическое значение. В 1300 г. Даниил отвоевал у рязанских князей Коломну, в 1302 г. он полу­чил по завещанию Переяславль-Залесский, в 1303 г., в год смерти князя, его сыновья захватили Можайск.

    Борьба за первенство между Москвой и Тверью.

    Сын Даниила Юрий. попреки обычаю ордынцев давать ярлык на великое княжение только детям тех. кто был великим князем владимирским, сумел добыть себе в Орде этот ярлык. Это произошло в 1318 г. Юрий начал открытую борьбу с тверскими князьями. Она закон­чилась гибелью в Орде московского князя (1325 г.) и двух его соперников из Твери. Опасаясь усиления Москвы, хан отдал яр­лык тверскому князю Александру Михайловичу. В Москве власть перешла к брату Юрия Ивану Калите (свое прозвище он получил от названия кошелька с деньгами — колиты, который всегда но­сил с собой для раздачи милостыни нищим).

    В 1327 г. «Твери вспыхнуло восстание против отряда ордынцев, чинивших насилие над горожанами. Восставших поддержал князь Александр. Из Золотой Орды двинулось войско для наказания не­покорных. К нему присоединился московский и другие русские князья. Тверь' была взята и разорена. Александр бежал за пределы Руси. С этих пор в борьбе за первенство Москва стала лидировать. Через пять лет Ивану Калите удалось добиться от хана ярлыка на все великое княжение владимирское.

    Причины возвышения Москвы. Иван Налита.

    С правления Ива­на Калиты начинается новый этап истории Руси — этап собира­ния земель. Историки давно спорят, почему именно Москва оказа­лась столицей объединенной Руси. Указываются объективные фак­торы, в частности географическое положение города, благопри­ятствовавшее его успешному экономическому развитию. Но при­мерно такие же условия были и у столиц других княжеств (Тверь, Нижний Новгород, Переяславль-Залесский и др.). Скорее всего, дело в субъективных факторах, прежде всего в политике москов­ских князей.

    Московские князья были уверены в том, что собирание Руси под их властью — богоугодное дело. Об этом свидетельствует, на­пример, фраза из завещания сына Ивана Калиты Семена Гордо­го: «И свеча бы не угасла» (о сохранении династии московских князей). В этих словах выражено осознание огромной историче­ской и религиозной ответственности дела московских князей.

    Московским князьям удавалось долгое время не допускать усо­биц в своей среде (чем отличались другие княжества), был уста­новлен четкий порядок престолонаследия. Раньше, чем в других стольных городах, в Москве были ликвидированы остатки вече­вого управления, вся власть сконцентрировалась в руках князя. Наконец, умелая политика по отношению к Орде позволила московским князьям длительное время уберегать владения от татар­ских набегов и тем самым укрепить свои силы.

    Многие бояре из других княжеств переходили на службу к московскому князю, получая от него земли. Следом за боярами шли и вольные люди. Иваном Калитой были приобретены горо­да Углич. Галич и Белозерск. Кроме того, он покупал села около Костромы, Владимира и Ростова. Титул великого князя влади­мирского прочно закрепился за членами московского княжеско­го дома.

    С Иваном Калитой сблизился чтимый на Руси митрополит Петр. Он заложил вместе с князем первую в Москве каменную церковь — Успенский собор. Незадолго до своей кончины Петр, по преданию, предсказал, что Москва будет выше других городов. Здесь он и был похоронен в 1326 г. и позже канонизирован, считаясь одним из покровителей Москвы. Помимо Успенского собора в Кремле были возведены еще три каменные церкви. Это явилось зримым свидетельством мощи княжества: ни в одном другом городе Севе­ро-Восточной Руси ничего подобного тогда не было,

    Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской.

    Иван Калита умер в 1340 г. Его сыновья Семен Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359) продолжали политику отца: лояль­ные отношения с Ордой, опора на нее, укрепление своего поло­жения на Руси, противостояние Великому княжеству Литовскому. Митрополитом с 1354 г. стал Алексей, сын московского боярина. Алексей часто ездил в Орду, поддерживая дружественные отно­шения с ханом.

    В 50-е гг. XIV в. в Золотой Орле началась «великая замятия*. На престоле сменились десятки ханов, истреблявших друг друга. В это же время в Москве скончался Иван Красный, и суздальский князь Дмитрий Константинович сумел получить ярлык на великое кня­жение. Однако московские бояре повезли в Орду 10-летнего сына Ивана Красного Дмитрия. Там он получил ярлык на великое кня­жение. Вскоре московское правительство, которое фактически возглавил митрополит Алексей, сумело примириться с Дмитрием Константиновичем. В 1365 г. союз этот был скреплен браком Дмитрия с Евдокией, дочерью суздальского князя.

    Для Москвы по-прежнему наибольшую опасность представлял тверской князь. Княживший в Твери Михаил Александрович имел союзником великого князя литовского Ольгерда, выдающегося полководца. Михаил убедил Ольгерда двинуть войска на Москву. Московское войско было разбито. Москвичи укрылись за стенами недавно построенного белокаменного Кремля. Множество народа было угнано в Литву. Подобного нашествия Московская земля не знала со времен Батыя. В ответ Дмитрием были разорены тверские земли. В 1370 г. литовцы вновь подошли к Москве. Однако и в этот раз осада была безуспешной.

    1372 г. Ольгерд вновь пошел на Москву. Москвичи встретили войска Ольгерда около Калуги. Простояв некоторое время по обеим сторонам крутого оврага, ни та ни другая сторона не решилась начать битву, пришло заключено перемирие.

    В 1375 г. Михаилу Тверскому удалось получить в Орде ярлык на великое княжение, он объявил войну Дмитрию. Тверь была по­беждена. По договору Михаил признал старшинство московского князя Дмитрия. Самой важной в договоре была статья, предусмат­ривающая военный союз против Орды. Все это говорило о том, что Москва уже имела достаточно сил, чтобы помериться ими с Ордой.

    Куликовская битва и ее значение.

    В 70-е гг. XIV в. в Орде усили­лась власть полководца Мамая, которому удалось частично вос­становить единство и силу этого хищного государства. Москва в конце 70-х гг. XIV в. прекратила выплату дани Орде, не подчиня­лась приказам ханов, за которыми стоял Мамай. Мамай решил нанести Московскому княжеству решительный удар и восстано­вить власть Орды над Русью. В 1377 г. его войска на реке Пьяне разгромили русских и разорили Нижний Новгород. На следую­щий год Мамай послал па великого князя московского войско мурзы Бегича. 11 августа 1378 г. на берегу реки Вожжи войско (Бегича было разбито Дмитрием Ивановичем. Мамай собрал новое огромное вой­ско, в котором кроме ордынцев были и отряды наемников, в том числе итальянцев из их колоний в Крыму. Общая численность вой­ска Мамая составила около 200 тыс. человек. На помощь Мамаю шел и литовский князь Ягайло, сын умершего Ольгерда.

    Дмитрий обратился ко всем русским землям. Из многих кня­жеств стали собираться ополчения, чтобы противостоять полчищам Мамая Прибыли также полки из Литвы во главе с братьями Ягайло Дмитрием и Андреем.; Русское войско насчитывало около 150 тыс. человек. Основную часть его составляло ополчение из про­стых жителей Москвы. Московский князь выступил на юг. Огром­ное значение для укрепления духа русских воинов имело благо­словение, полученное Дмитрием от авторитетнейшего настоятеля Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского.

    В конце августа — начале сентября 1380 г. Мамай вышел на­встречу русской рати. На рассвете 8 сентября 1380 г. русские отря­ды перешли Дон и двинулись к устью реки Непрядвы. Конный Засадный полк был спрятан за небольшой рощей. После ожесто­ченной схватки ордынцы преодолели сопротивление передового и сторожевого полков. Мамай бросил все свои силы на большой Полк. Но, несмотря на то что русская пехота понесла наибольшие потери, сломить ее не удалось. Ордынцы перенесли главный удар против полка левой руки. Потеснив его, войска Мамая поверну­лись спиной к зеленой дубраве, в которой скрывался Засадный полк под предводительством князя Владимира Андреевича серпуховского и князя Дмитрия Михайловича Боброка. Засадный полк стремительно бросился на ордынцев. Одновременно перешли в на-ступдсште и все другие русские полки. Русские преследовали их на протяжении 20 — 30 верст. Бежал с тюля и Мамай.

    Велико было значение победы в битве на Куликовом поле. Осо­бое влияние она имела на становление русской государственно­сти. Дружины различных княжеств сражались в этой битве как пред­ставители единой этнической общности против общего врага. За­родилось новое государство — Московская Русь.

    Однако иго сбросить не удалось, Мамай вскоре был убит, и в орде воцарился хан Тохталшш. В 1382 г. с громадными силами он двинулся но Русь. Русским князьям не удалось сохранить недавнее единство. С помощью нижегородских князей Тохтамыш обманом взял Москву и сжег ее. Дмитрий. прозванный за победу на Кули-коном поле у реки Дон Донским, вынужден был возобновить выплату дани. Но Куликовская битва дала уверенность в неминуе­мом освобождении.

    29.Образовани единого Русского государства

    Дальнейшее усиление Московского княжества.

    После смерти в 1389 г. Дмитрия Донского московский стол занял его старший сын Василий /.|0н присоединил к княжеству Нижний Новгород. Городе и. Мещеру, Тарусу и Муром.

    В 1408 г. ордынский правитель Едигей предпринял набег па Русь. Ордынцы разграбили Нижний Новгород, Ростов и Переяславль и подошли к Москве, но взяуъ ее так и не смогли.

    После смерти и 1425 г. Василия I его брат Юрий отказался при­знать наследником его сына Василия Васильевича. Началась дол­гая борьба за московский престол. Юрию дважды удавалось зани­мать его, изгнав Василия II. После смерти Юрия его сыновья Ва­силий Косой и Дмитрий Шемяка продолжили войну с Василием Васильевичем. Эта борьба продолжалась до 1453 г. и сопровождалась большой жестокостью: были ослеплены Василий Косой и Ва­силии II (за что последний получил прозвище Темный), отравлен Дмитрий Шемяка. Хозяйство страны было разорено, Русь продол­жала зависеть от татарских ханств, на которые постепенно распа­далась Орда.

    Однако в последний период усобицы и после ее окончания Василий Темный значительно укрепил свою власть как в своем княжестве, так и в других русских землях.

    Церковные дела.

    В 1437 г. константинопольский патриарх назна­чил митрополитом всея Руси грека Исидора. Византия тогда иска­ла союзников против турок- османов и решилась заключить унию (объединение) православной и католической церкви под главенством папы римского. На флорентийском соборе 1439 г., решавшем вопрос об унии, Исидор проявил себя как твердый ее сто­ронник. Но по приезде в Москву он был арестован но приказу Василия П. В 1448 г. собором русских епископов рязанский епис­коп Иона был избран митрополитом. Это сильно повысило авто­ритет Русской православной церкви.

    Начало правления Ивана III. После смерти в 1462 г. Василия II престол перешел к его старшему сыну Ивану III.

    Обстановка в первые годы правления Ивана III была сложной. — хан Большой Орды, наследницы Золотой Орды, — вынашивал планы походов на Русь. На востоке набирало силы Казанское ханство. Великий Новгород по-прежнему не считайся с требованиями Москвы. Тем не менее Московское княжество ус­пешно развивалось. Были присоединены Ярославское и Ростовское княжества. В 1467 г. начались войны Москвы с Казанью. Ка­занский хан был вынужден заключить мир на условиях великого 1князн. среди которых было и условие выдачи всех захваченных в плен за 40 лет русских людей. Во время этой войны складывалось центральное военное ведомство — будущий Разрядный приказ. Из­менялось управление войсками. Великий князь уже не идет во гла­ве своих войск на врага, но руководит воеводами, находящимися подчас за многие сотни километров.

    Присоединение Новгорода.

    Тем временем Новгород взял курс на сближение с Литвой. Иван III и 1471 г. решил нанести мощ­ный удар по боярской республике. В июне московский воевода князь Даниил Холмский в битве на реке Шелони наголову раз­громил многократно превосходившие по численности войска Новгорода. Новгородцы признали свой город «отчиной» велико­го князя, а его самого своим господином. Они принесли клятву не переходить ни под каким предлогом к Литве. Победа Москвы над Новгородом в 1471 г. знаменовала собой победу идеи о соедине­нии русских земель под покровительством Москвы. В 1478 г. Новго­род окончательно был присоединен к Москве. Было ликвидиро­вано вече, управлять делами Новгорода стал наместник москов­ского кляня.

    Падение ордынского ига.

    Летом 1472 г. в поход на Русь двинул­ся хан Большой Орды Ахмат. Он был отброшен назад в степь бла­годаря героической обороне маленького городка Алексина и уме­лым действиям московских воевод. Большую роль сыграло централизованное управление русскими войсками.

    В том же году Иван III женился на племяннице последнего I византийского императора Зое (Софье) Палеолог, что повысило его престиж на Руси и за рубежом.

    Москва нашла себе союзника в борьбе против Орды и польско-Литовского короля. Это было Крымское ханство. Напряжение все больше возрастало. В 1479 г. между Ордой и Литвой был заключен договор, направленный против Руси. В 1480 г. Ахмат двинулся на Русь. Он решил идти к реке Угре, где мог получить помощь от Литвы. Ордынцы, попытавшись форсировать реку, встретили упор­ное сопротивление русских войск, которые впервые применили на поле боя пищали (легкие полевые орудия). Бои продолжались четыре дня, а 11 октября к русским подошли подкрепления, при­веденные из Москвы великим князем. Ахмат был вынужден пе­рейти к обороне. Польско-литовский король Казимир так и не выступил на стороне Орды, поскольку на него напал крымский

    хан.

    В конце октября ударили морозы. Угра больше не сдерживала ордынцев, но Ахмат 11 ноября неожиданно приказал отступать. В погоню за ордынцами были брошены русские полки. Отступле­ние татар превратилось в бегство. На берегах Угры в 1480 г. пало

    ордынское иго.

    Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.

    В 1485 г. было присоедине­но Тверское княжество. Летом 1486 г. в Казани произошли столк­новения между сторонниками и ее противниками. В 1487 г. начался новый поход на Казань. Русскими войсками руководил князь Да­ниил Дмитриевич Холмский. Несмотря на упорное сопротивле­ние Казанцев, русские войска вынудили их сдать город. Ханом в Казани стал сторонник Москвы.

    Летом 1490 г. Русское государство заявило о непризнании зах­вата Литвой земель западнорусских княжеств. Начался поход рус­ских войск в Литву. Были заняты Мценск, Любутск, Мезецк и Серпейск, а также Вязьма. В феврале 1494 г. с Литвой был заклю­чен мирный договор, который закреплял за Русским государством земли перешедших на его сторону князей.

    Весной 1492 г. напротив ливонской Нарвы был заложен Иван-город, который должен был стать первым морским портом Рус­ского государства. Выход России на Балтику привел к ее войне со Швецией. Она шла с переменным успехом и закончилась ре­шением о свободной торговле между Русским государством и

    Швецией.

    В 1500 г. началась новая война с Литвой. Население и князья многих областей переходили на сторону Русского государства. Рус­ская рать во главе с князем Даниилом Щеней в битве на реке Ведроши разгромила литовские войска.

    В 1501 г. войну против Руси начал Ливонский орден. 24 ноября произошла битва под Гельмедом. Русские одержали победу и выш­ли к Ревелю. На следующий год немцы, не сумев взять Псков, вновь потерпели поражение от Даниила Щени. В 1503 г. с Литвой было заключено соглашение, по которому к России отходили все завоеванные территории. Было заключено перемирие и с Ливонией.
    Государь всея Руси великий князь Иван Васильевич умер 27 октября 1505 г. Главный итог многолетнего правления Ивана III зак­лючался в возрождении обновленного Русского государства.

    В 1497 г. появился сборник законов — Судебник, вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Главной опорой новой системы управления и новой русской армии стал быстро складывавшийся в XIV—XV вв. новый слой населения,

    получивший название дворян, или помещиков. Великие князья предоставляли им небольшие земельные участки с крестьянами в качестве платы за военную или иную службу (помещали на землю).

    выполнение служебных обязанностей вело к лишению помещика его земли. Сын наследовал имение лишь при условии продолжения им отцовской службы. Дворяне были гораздо более верны правителю, чем бояре, получавшие свои вотчины по наследству.

    Иван III на конфискованные у новгородских бояр обширные земли поместил многочисленных дворян.

    поместье представляло собой земли, обрабатываемые крестьян нескольких, иногда всего 2 — 3 семей. Эти крестьяне должны г обеспечить помещика средствами на приобретение оружия, доспехов, коня, а также кормить и создавать условия для жизни дворянина и его семьи. Понятно, что положение помещичьих крестьян было гораздо более тяжелым, чем положение крестьян, живших в больших вотчинах бояр или на государственных землях. ' крестьяне на Руси издавна имели право свободно выбирать кг место жительства, переходить на новые земли, и, естественно, они часто уходили от помещиков, В результате помещики те- рабочие руки, а государство — военные силы. Поэтому государство начинает ограничивать право крестьян на переходы. Одна из статей Судебника 1497 г. вводила единый срок — Юрьев день .; октября) и определялся размер «пожилого» — платы крестьян На землевладельцу, от которого он уходил.

    Травление Василия III.

    Княжение Василия Ивановича стало продолжением правления его отца Ивана III. Окончательно были Соединены Псков и Рязань. Очень тяжелой была война с Ве­рш княжеством Литовским. Русским войском в июле 1514 г. и взят Смоленск. Однако вскоре в битве под Оршей московское войско было наголову разбито. Активных боевых действий более велось. Набег крымского хана в 1521 г. и восстание в Казани побудили Василия III прекратить войну с Литвой. При Василии III произошли важные изменения в государственного управлении. Если Иван III иногда советовался с боярами и позволял высказывать им свое мнение, то Василий III допускал к себе лишь дьяков, которых мог по своему усмотрению то приблизить себе, то, наоборот, удалить от дел. Василий III не терпел, а ему противоречили, все должны были соглашаться с его мнением. Скончался Василий III в 1533 г.
    § 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.

    Условия развития культуры.

    После страшного разорения рус­ских земель в результате нашествия Батыя и последующих похо­дов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усу­гублялось тем, что в Орду утонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными цен­трами развития культуры. Последствием нашествия стало исчез­новение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конке XII! в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Никол 1.1 на Липнс под Новгородом. Сравнение се с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

    Однако именно сохранение и возрождение культуры стало од­ним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

    Литература.

    Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать -Слово о погибели Русской земли». До пне дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, и безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». «Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть спои грехи, то неминуемо и освобождение от ига,

    Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появи­лись иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма *3адонщина». написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиции древнерусской культуры. Скорбя о погиб­ших, автор «Задоншиньт» Ссфонии Рязанец воспевает их подвиг во

    имя Руси.

    В начале XV к. было создано "Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

    В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

    Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил пу­тешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рас­сказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубо­кой симпатией наполнены его описания жизни простых индийце п. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Рус­ская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова запи­саны в конце «Хождения за три моря».

    Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — на­чала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодикийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа само­властна, ограда ей вера».

    Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолап Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Боль­ше всею полезны пахари, их трудами создаются главнейшие бо­гатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

    Архитектура и искусство.

    13 XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образ­цу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обо­сновывалось древними традициями,

    Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились боль­шие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конке XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван 111 решил построить необычный Кремль. Под руководством итальян­ских мастеров была создана современная кремлевская с гена с баш­нями. Для своего времени это было выдающееся фортификацион­ное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

    Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.

    «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — нача­ло XV в., когда творили Феофан Грек и Андреи Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой Живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением но внут­ренний мир образов.

    Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославлен­ным его творением стала икона «Троица*. В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога - Отца, Сына и Свя­того Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной кра­соты. В творчестве А.Рублева отразилась эпоха национального подъе­ма, вызванного Куликовской битвой.

    В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Диони­сий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   43


    написать администратору сайта