Главная страница
Навигация по странице:

  • Высокое Возрождение.

  • «Титаны Возрождения*

  • § 36. Реформация и контрреформация Причины Реформации.

  • Крестьянская война в Германии.

  • Жан Кальвин и его учение.

  • Религиозные войны. В XVI

  • Учебник истории. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеI основы исторического знания Для чего и как изучают историю
    АнкорУчебник истории.doc
    Дата11.03.2017
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник истории.doc
    ТипДокументы
    #3662
    страница17 из 43
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   43
    § 35. Возрождение и гуманизм

    Высокое Возрождение.

    Возрождение (Ренессанс) считается эпо­хой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличитель­ными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелиги­озный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному на­следию.

    Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях воз­росшей деловой активности на первый план выдвигалась челове­ческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

    Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь ста­новятся главными темами литературы и искусства. Стал фор­мироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

    Великие гуманисты.

    Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое назы­вал «философией Христа». В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

    К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

    Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

    Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

    Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

    Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

    Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естествен­ном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения граждан­ского общества и государства.

    «Титаны Возрождения*.

    Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

    природы.

    Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

    Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д'1' вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является «Сикстинская мадонна».

    Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

    Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

    Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

    Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

    § 36. Реформация и контрреформация

    Причины Реформации.

    С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое обществен­ное движение, характеризующееся отходом от католической церк­ви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про­исходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феода­лизма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-.

    пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дво­ряне мечтали получить богатства и земли церкви.

    Выступление Мартина Лютера.

    Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

    Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покон­чить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, кре­стьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

    В ходе Реформации от католической церкви отделились раз­личные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть герман­ских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (со­брании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограниче­нии распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии.

    Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал свя­щенник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин.

    Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворян­ские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

    В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия про­тив отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

    Программа крестьянства называлась «12 с гатей». В ней говори­лось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все люди должны объединиться для переустройства жизни на основе об­щей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе, объявляются вне общества.

    Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артилле­рией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Кресть­янская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.

    Жан Кальвин и его учение.

    Центром Реформации а ада также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Каль­вина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судь­ба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верую­щий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Бо­гатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Каль­винизм предполагал целеустремленность и действенность. Каль­вин призывал к бережливости и скромности в быту.

    Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Церковная община избирала и контролировала своих руково­дителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священни­ков. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

    Контрреформация.

    Чтобы начать движение против Реформа­ции, католической церкви необходимо было провести свои ре­формы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развер­нула наступление против Реформации. Эта политика стала назы­ваться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ор­дена иауитов.

    Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был ис­панский дворянин Игнатий Лопала. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспита­ние молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».

    Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», ко­торые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

    Религиозные войны.

    В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.

    Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война за­кончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г.

    отрекся от престола.

    Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия.

    Саксония и др.).

    Во Франции но второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального 07 французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождя­ми католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества.

    На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX по­шел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты.

    23 августа 1572 г.. в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение. Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекину­лась в провинцию.

    Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государ­ство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит ко­роль Генрих III. брат умершего Карла IX. В 1589 г. Генрих IV Наварр­ский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж. В 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы.

    § 37. Становление абсолютизма в европейских

    странах

    Что такое абсолютизм.

    Абсолютизмом называется форма прав­ления, при которой власть принадлежит только монарху. Абсолю­тизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения сосло­вий, а также знати. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верхов­ной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпри­нимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Уси­ление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не счи­таясь с сословиями. Страной классического абсолютизма стала Франция.

    Абсолютизм во Франции.

    Основы абсолютизма были заложены в XV —XVI вв. Генеральные штаты тогда не созывались, их заме­нили собрания назначенных королем лиц (нотабли). В распоряже­нии короля находились развитый государственный аппарат, с помощью которого собирались налоги, и большая армия.

    Правда, в крупных городах Франции существовали парламен­ты, которые несколько стесняли власть короля. Особенно этим отличался парламент Парижа, в обязанности которого входило регистрировать королевские указы и высказывать о них свое мне­ние. Короли стремились подчинить себе церковь и с ее помощью укреплять свою власть.

    Абсолютизм окончательно утвердился во Франции в XVII в., после окончания религиозных войн при Генрихе IV. Одной из опор абсолютизма являлось стремление населения к миру, гарантию которого видели в сильной королевской власти. Генрих IV не обращал особого внимания на вопросы религии. Им были подобраны талантливые помощники, одним из которых стал герцог Сюлли. Поддерживались промышленность и торговля, создавались крупные государственные мануфактуры, поощрялось основание част­ых мануфактур.

    В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем ал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в ране. Укрепление абсолютизма произошло в годы правления кардинала Ришелье (1624— 1642), первого министра Людовика XIII. была ликвидирована «гугенотская республика» на юге страны, Ришелье принял решительные меры, чтобы подчинить непокорных аристократов. Замки были снесены, запретили дуэли между дворянами.

    1643 г. королем стал Людовик XIV, которому было 5 лет. Он находился у власти до 1715 г., но до 1661 г. страной правил кардинал Мазарини, его первый министр, который продолжал полити­ку Ришелье. направленную на укрепление абсолютизма. Было подавлено выступление знати (фронда). Во время правления Ма­зарини чрезвычайно возросли налоги, укрепился центральный

    государственный аппарат.

    Людовик XIV с 1661 г. лично занимался вопросами внешней и внутренней политики. Его правление характеризуется громкими военными победами в начальный период и катастрофическими поражениями в конце, покровительством наукам и искусствам и жестокими преследованиями свободной мысли. Людовик XIV вел решительную борьбу с парламентами. По преданию, в ответ на заявление, что парламент представляет государство, король про­изнес свою знаменитую фразу: «Государство — это я».

    Абсолютизм в Испании.

    В 1516 г. королем Испании стал Карл I. который унаследован и владения Габсбургов в Германии. В 1519 г. он стал и императором Священной Римской империи под име­нем Карла V. Под его властью оказались огромные земли, в том числе Америка. Говорили, что в империи Карла V никогда не за­ходит солнце. Испания состояла из нескольких ранее самостоя­тельных королевств, которые и после объединения сохраняли ав­тономию. Кастилия, Арагон, Каталония, Валенсия и Наварра имели свои сословно-представительные учреждения, своих вице-королей. Карл V стремился создать всемирную империю и рас­сматривал Испанию как источник средств и людей для армии. Сильно возрос налоговый гнет. Однако план создания мировой католической империи рухнул. В 1555 г. Карл V отказался от пре­стола и передал Испанию вместе с Нидерландами своему сыну

    Филиппу II (1555-1598).

    При Филиппе II в Испании особенно ярко проявились черты абсолютизма. Он имел свои особенности, связанные с господ­ством католичества. В стране свирепствовала инквизиция. Были при­няты суровые меры против потомков мавров, принявших хрис­тианство (морисков). В результате их преследования и истребления начался экономический упадок страны, который скоро обнару­жился и во внешней политике. Филипп II присоединил Португалию и поставил перед собой задачу завладеть Англией. Но утро не удалось. Испания успешно воевала с турками-османами, од­нако особых выгод от своих побед не получила. Самый тяжелый удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы национально-освободительного движения в Нидерландах (1566 —1609).

    Абсолютизм в Англии.

    В XVI в. английские феодалы делились на старое и новое дворянство. Старое дворянство по-прежнему по­лучало со своих крестьян оброк или имело доход с должностей. Новое дворянство быстро богатело. Эти дворяне разводили в своих имениях овец, шерсть которых пользовалась большим спросом

    под пастбища для овец они забирали крестьянские наделы. Кре­стьян сгоняли с земли, а образовавшиеся пастбища огораживали заборами. Недовольных безжалостно истребляли. Земля постепенно становилась объектом выгодного вложения капитала, богачи охотно ее приобретали, пополняя ряды дворян.

    С 1485 по 1603 г. Англией правила династия Тюдоров, с которой связано становление английского абсолютизма. Король Генрих VIIIрасправился с недовольной знатью. Эту политику продолжали его дочери королевы Мария Кровавая и Елизавета. Одним из важных

    средств укрепления абсолютизма явилась реформа церкви при Генрихе VIII. Были закрыты все монастыри, а их земли конфис­кованы и переданы короне. Реформация проводилась в условиях жестокого террора. От англичан требовали полного подчинения

    новой англиканской церкви. Отказ карался смертью. Церковь возглавлял король, духовенство ему подчинялось.

    При Тюдорах усилилось стремление к захвату колоний. Елиза­вета поощряла действия пиратов. Пират Ф.Дрейк с небольшой эскадрой совершил второе в истории кругосветное плавание и ограбил многие испанские колонии. Англичане наживались не только на пиратстве, но и на работорговле.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   43


    написать администратору сайта