Главная страница

тгп курсовая. Курсовая работа. I предмет и методология теории государства и права 6 1 Предмет теории государства и права 6


Скачать 176 Kb.
НазваниеI предмет и методология теории государства и права 6 1 Предмет теории государства и права 6
Анкортгп курсовая
Дата29.05.2021
Размер176 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая работа.doc
ТипРеферат
#211445
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

II МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК




2.1 Теория государства и права как наука



Название каждой научной отрасли знания и учебной дисциплины отражает не только особенности ее предмета, но и особенности ее характера и содержания. Это относится как к естественным и техническим наукам, так и к гуманитарным и социальным наукам.

Теория государства и права не является исключением в этом отношении. Их природа и содержание, находящиеся в органическом контакте и обусловленные предметом этой науки, во многом отражены в их названии.

Что означает название отрасли знаний и академической дисциплины, о которой идет речь? Во-первых, это «теория». Понимание теории как» обобщенной живой системы «объясняет различные аспекты изучаемого явления. Она также рассматривается как «форма научного знания, которая обеспечивает всестороннее представление о законах и фундаментальных связях реальности.»

Во-вторых, это не абстрактная теория, а «система обобщенных знаний» о конкретных явлениях, таких как государство и право. В-третьих, они не являются изолированными явлениями и соответствующими им институтами и институтами, а взаимосвязаны, взаимосвязаны и дополняют друг друга. В-четвертых, рассматриваемые явления-государство и право-не являются естественными, техническими или естественными по своему происхождению, а являются чисто социальными, социальными явлениями.

Основан на том, что государство как социальное явление общепринято (априори), чтобы считаться политическим явлением, а право, конечно, как правового явления, мы можем логически заключить, что исследуемые отрасли научного знания и учебной дисциплины теория государства и права, которая имеет дело с этими явлениями, следует рассматривать только как политическое явление, отражающее

Однако, признавая возможность определения характера теории государства и права по фамилии, следует одновременно обращать внимание на известные и даже поверхностный традиционность такого подхода и «метода» определения.

Во-первых, это не была отрасль знаний, академические дисциплины всегда назывались теорией государства и права или общей теорией государства и права, как ее теперь иногда называют.

В некоторых случаях, связанных, например, с тем, что называлось Энциклопедией права. Раскрывая природу и содержание этой довольно древней дисциплины, в которой, по словам Г. Ф. Шершеневича, в конце XVIII-начале XIX века вспыхнул «новый философский дух», автор говорит, что в этот период юридическая энциклопедия представляла собой «смесь правовых, философских и исторических элементов». В этот период в ее содержании наблюдались две основные тенденции. С одной стороны, «традиционный пересмотр различных частей позитивного права» этой дисциплины стал заметно низким. С другой стороны, «стала выдвигаться схема основных понятий права. Энциклопедия права начала приближаться к философии права.»1

Несмотря на то, что в российских и западноевропейских университетах этой дисциплине изначально уделялось большое внимание, ее часто называли «Наукой о науке» и считали «необходимым введением в изучение специальных юридических наук»2 - однако обоснованность Энциклопедии права как самостоятельной отрасли академических знаний и дисциплины была поставлена под сомнение рядом известных со временем, в частности, в области права.

Следует отметить, что юриспруденция как наука и учебная дисциплина появилась задолго до появления Энциклопедии права. Петражицкий в этом отношении является «очень древней наукой и ученой профессией.» Существование и «обильное развитие этой научной профессии» является «характерным спутником правовой жизни» уже на таких этапах культурного развития, когда возникновение и развитие научных знаний, теории и исследований, «извлечение и развитие научного света для собственной выгоды, ради познания и объяснения явлений не далеко от вопроса.» В настоящее время, как и прежде, среди авторов, занимающихся проблемами юриспруденции, нет единого мнения о предмете, методе или характере этой очень важной юридической отрасли знаний и дисциплины.

Отмечая этот факт и подчеркивая «двусмысленность» даже термина и названия этой науки и дисциплины, американские юристы считают, например, что юриспруденция-это: а) система знаний и навыков в области права; б) наука, изучающая «письменные и неписаные права человека сами по себе»; В) «система права и само право». Ученые определяют канадскую юриспруденцию как « науку о праве, которая исследует принципы позитивного права и фактические, а также правовые отношения.» Его основными задачами являются: разработка принципов, на основе которых создаются и реализуются нормы права; Классифицируйте эти принципы и определите их подчиненность; определите наиболее существенные элементы каждого принципа и отделите их от несущественных элементов; и так далее.

Отвечая на вопрос - какова природа теории государства и права и какова она в социальном плане , необходимо обратить внимание прежде всего не на название, а на то, что она делает , какие аспекты или аспекты государства как политического явления и права как правового явления она изучает, каков ее предмет и содержание1.

Кроме того, важно также исходить из характера задач теории государства и права и того, какие задачи она решает. Ведь характер теории государства и права также во многом зависит от того, на что направлено изучение материала, охватываемого ее предметом, на какие задачи (политические, правовые, чисто научные, образовательные и т.д.) направлены научные знания, полученные при изучении государства и права с точки зрения данной дисциплины, заключается в его использовании.

Конечно, в реальной жизни четкое разделение задач или целей, преследуемых в процессе научных исследований и при изучении теории государства и права, на политические, академические и другие «чисто» не всегда возможно, поскольку они часто переплетаются друг с другом и дополняют друг друга.

Какие задачи решает теория государства и права по своей природе и какие цели она преследует? В ответ на этот вопрос в начале ХХ века известный русский ученый писал. Михайловский, что общая теория права ставит перед исследователем как минимум две академические задачи. Первый из них-построить «логически законченную систему понятий, лежащую в основе всех собственных юридических наук, обобщив все результаты этих наук в единое гармоничное целое, насыщенное не только внешним, но и внутренним единством.» Вторая задача заключается в «изучении методов, которые разрабатываются собственной наукой». В то же время, поясняет автор, что «эта последняя миссия не указана ни в одной науке, это совершенно ясно: вопросы методологии являются общими во всей науке.»

Аналогичные академические задачи, или в какой-то степени методологические, решались теорией государства. На ранних этапах развития общества, когда, с одной стороны, не было разделения между государством и политикой, когда, по словам Г. П. Толстого, государство не было разделено. «Под влиянием античных взглядов» термины «государственная наука» и «политика» использовались как «параболические», а с другой стороны, не было достаточно четкой и последовательной взаимосвязи и взаимосвязи между государством и правом, задачи теории государства и задачи теории права ставились и решались раздельно.

Наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решают идеологические вопросы. Мировоззрение выступает как «система общих взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также их убеждения, идеалы и принципы познания и деятельности, обусловленные этими взглядами».

Мировоззрение в самом широком смысле этого слова включает в себя совокупность всех самых разнообразных взглядов человека на окружающий его мир. Это философские, политические, правовые, моральные и все другие взгляды и идеи. В решающей степени мировоззрение формируется под влиянием физического и духовного бытия, окружающего человека, а также под влиянием различной информации и знаний, полученных в ходе жизни.

Важную роль между последними играет комплекс, сформированный в рамках теории государства и права, которые были получены в процессе ее изучения1.

Будучи научными по своей природе, объективно отражающими правовой мир государства о человеке, они тем не менее выражают весьма специфические (философские, политические, моральные и др.) Видение государства-правовые явления, институты и институты.

В советской юридической литературе это видение получило название классового подхода к рассмотрению проблем государства и права, объективному их восприятию через призму интересов, ценностей и классовых отношений. Она часто сопровождается ссылками на утверждение, которое в принципе было верным, подтвержденным самой жизнью неоднократно, но несколько односторонне из-за его ориентации только на классовое восприятие. «Люди всегда были и всегда будут глупыми жертвами обмана и самообмана в политике, чтобы они научились искать интересы определенных категорий за любыми заявлениями, обещаниями, моральными, религиозными, политическими и социальными заявлениями», - говорит Ленин.»

Одним из аспектов такого утверждения и подхода к оценке и визуализации правовых явлений государства, институтов и институтов, которые фокусируются только на классовых интересах и ценностях, является то, что все остальные (групповые, индивидуальные, национальные и т. д.) и вовлечены. Интересы и ценности не принимаются во внимание. Это, несомненно, радикально.

Однако другой, не менее очевидной, особенно в нынешнюю постсоветскую эпоху, является идея государства, права, законности, конституционности и т. д. Как и с некоторыми «свободными» от каких-либо интересов и ценностей, отличных от «глобальных», «общечеловеческих» и т. д. явлений. Такие заявления на бытовом и прагматическом уровне часто скрывают невежество или обман, а на политическом и идеологическом уровнях-элементы фарисейства и демагогии. Дело в том, что в мире не было «чистой» классовой или «чистой» надклассовой «универсальной» категории ценностей и интересов. Таким образом, они отражают собственные представления и представления о правовых явлениях государства, институтах и институтах. Все они взаимосвязаны и взаимосвязаны. И все они в той или иной степени отражены в их понятиях и определениях1.

Теория государства и права, вырабатывая эти понятия и формулируя их определения, с неизбежностью (хотя и в разной степени) учитывает, во избежание их явной субъективности и общественной неприемлемости, все эти социальные ценности и интересы, создает тем самым объективно необходимые предпосылки для формирования как отдельных политико-правовых взглядов граждан, так и всего их мировоззрения. В этом также, помимо ранее названных факторов, проявляется политико-юридический характер данной отрасли знаний и учебной дисциплины.



1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта