Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что такое мировоззрение Какова его структура 2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение

  • 5. Как соотносятся философия с мифологией, религией и наукой

  • 7. В чем отличие субъективного идеализма от идеализма объективного 8. Как различают метафизический и диалектический методы познания

  • Философия. Лекция 1. Предмет философии (1). И роль в обществе


    Скачать 28.61 Kb.
    НазваниеИ роль в обществе
    АнкорФилософия
    Дата07.03.2021
    Размер28.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1. Предмет философии (1).docx
    ТипЛекция
    #182484

    Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ

    И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
    В самом начале важно уяснить, что философские знания отличаются своей спе­цификой, а именно: они есть теоретическое выражение взглядов людей на мир в целом, на природу, общество и мышление людей. Эти взгляды основаны на знании естествен­ных и общественных наук, на практике, опыте людей.

    Изучение философии - это доказанная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая дает умение свободно оперировать понятиями, выдви­гать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи явлений действительности.

    Философия и мировоззрение тесно связаны друг с другом и, чтобы лучше понять специфику философии, методы и подходы к изучению мира и человека, следует выяс­нить, что такое мировоззрение и как оно исторически развивалось.
    § 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

    СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
    Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необ­ходимо и нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретных явлений, понимать их суть. Преоб­разовывая и познавая внешний мир (макрокосмос) и свой внутренний мир (микрокос­мос), человек вырабатывает систему взглядов, в центре которой всегда находится проблема соотношения самосознания отдельного человека и мироздания (природы, общества).

    Представления о мире и месте в нем человека и есть то, что называют мировоззрением. Для того чтобы оно возникло и сформировалось (стихийно или целенаправленно)? необходимы определенные знания и ценностные устремления. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведен­ческая ориентация человека. Оно имеет сложную структуру, в которой неразрывно со­единены эмоционально-психологические составляющие (мироощущение), познаватель­ные образы и представления (мировосприятие) и ценностно-интеллектуальное отношение к миру (миропонимание).

    В историческом развитии мировоззрения можно выделить следующие типы: миф, религия, философия.

    В чем же выражается мифологический взгляд на мир? Он находил свое выраже­ние в легендах, героическом эпосе, исторических преданиях, фольклоре, а также в соответствующих обрядах, религиозном культе, в ритуальных танцах. В мифологии слиты: реальность и фантазия, некоторые знания и заблуждения, естественное и сверхъестественное.

    Роль мифа в развитии человеческой цивилизации неоценима. Миф и мифология не погибли вместе с древним обществом, а, меняя свои формы, сопровождают человека на протяжении всей истории. Они дожили до настоящего времени и играют громадную роль в жизни современного общества и человека. В настоящее время социальные мифы и мифотворчество являются не только одной из прибыльных отраслей духовного про­изводства, но и эффективным инструментом контроля поведения человека.

    Для мифо­логического сознания характерны следующие моменты:

    • высокая степень слияния индивида с окружающей средой (анимизм);

    • целостность индивида и естественного первичного коллектива – рода (тотемный предок);

    эмоциональная напряженность, заключенная в самом тексте героического эпоса;

    • яркая образность (иконическая полнота) воспроизведения содержания памяти и воображения.

    На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной миро­воззренческой составляющей. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией.

    Специфика религии (на всех ступенях развития - от перво­бытного анимизма до мировых религий) обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным, поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, вы­ступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие построения, вклю­чаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения.

    Вера является основным движущим элементом религиозного сознания. Это вера в сверхъестественное, в Бога. Именно в религии начинает осознаваться феномен челове­ка как единства материального и духовного, формулируются и закрепляются формы мо­рали. С помощью обрядов культивируются такие человеческие чувства и качества, как любовь, терпимо­сть, сострадание, милосердие, совесть, долг, справедливость и т.д. Мифологическое мировоззрение и мировоззрение религиозное носило духовно-практический ха­рактер.

    По мере развития человеческого общества и общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания, наряду с духовно-практической, появляется теоретическая форма освоения миро­воззренческих проблем. На смену образу и символу приходит Логос - разум.

    Философия зарождается как попытка решить основные миро­воззренческие проблемы средствами мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам. Философское мировоз­зрение представляет собой теоретический синтез наиболее общих взглядов на мир и человека, на человека и общество, их взаимосвязи. И этот синтез осуществляется с помо­щью таких универсальных понятий, как бытие, сущность, предмет, явление, процесс, изменение, развитие, возможность, необходимость, случайность и т.д., категорий, не имеющих чувственного аналога, которые можно только подразумевать.

    Философия выступает как исторически первая форма рационального теоретического знания, как теоретически сформированное мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в фило­софии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный харак­тер. И этот момент существенно сближает философию и науку.

    Как отмечал немецкий философ Л.Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это под­тверждается историей. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретический метод исследо­вания, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

    Согласно историческим свидетельствам философия (в переводе с греческого «любовь к мудрости») зародилась на заре человече­ской цивилизации в Индии, Китае, Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. Слово «философ» впервые ввел в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор. Историческое бытие философии двойственно, а поэтому и уникально: как наука, постигающая реаль­ные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения прехо­дящи, но духовно-ценностная составляющая философского знания об­ращена к Вечности.

    Особого объяснения и внимания к себе требует факт существования и развития философии отдельного народа, как философии, относительно самостоятельной по отношению к мировой философии. Немецкая, русская, английская, индийская, китайская философия и т.д. - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни идей в мире культуры и цивилиза­ции.

    Идеи философии (в первую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшим образом выражают душу народа, его внутренний духовный опыт, национальное самосознание. Так, русская философия развивалась как высочайший синтез собственных исто­ков, влияний, сотворчества с Западом и Востоком, но из-за своей бескомпромиссной нрав­ственной позиции она не приняла западную позитивистски-рационалистическую модель человека. В то же время в ее недрах вызревала такая характерная для многих русских философов (прежде всего для В.С. Соловьева) Идея Всеединства, которая считает основной темой соци­альной философии совершенное равновесие и гармонию индивидуального и коллек­тивного начал.

    Серьезное исследование исторического развития мировой философии проделал немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. Философские системы характеризуются Гегелем как исторические образования, этапы становления абсолютного духа, и каждый философ явля­ется сыном своего времени, и каждая эпоха порождает свой тип философии.

    Все, что было сказано о философском мировоззрении, приводит к выводу, что философия должна быть теоретической основой мировоззрения. Именно философия форми­рует у человека систему общих взглядов на мир, она вооружает его знанием общих законов развития природы, общества и мышления людей, позволяет познать мир, конкретные явления и процессы. Изучение философии позволяет людям оценить смысл их жизни и деятельности, она открывает для нас силу человеческого разума и через все это оказывает сильнейшее влияние на судьбы человечества.

    § 2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ, ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
    В ходе развития философии сложилось много её взаимосвязанных разделов:

    1. Онтология (учение о наиболее общих принципах бытия). Такими принципами являются:

    • мир существует реально, объективно;

    • первичным, основой всего существующего, является материя;

    • мир и вся окружающая действительность находятся в движении, развитии;

    • всё находится во взаимосвязи, взаимообусловленности, в мире действуют всеоб­щие законы.

    2. Гносеология (учение о познании);

    В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира мыслители делятся на 2 группы - это гносеологические оптимисты и агностики.

    3. Этика (учение о нравственности);

    4. Философия и методология науки;

    5. Эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве);

    6. Социальная философия;

    7. Логика (наука, изучающая формальные законы мышления).

    Все эти разделы широки, многогранны и сложны.

    Важной проблемой, решаемой философией, является проблема человека (с его сознанием и самосознанием, волей, чувствами, потребностями, интересами, целями). Философия исследу­ет место и роль человека в мире, в обществе, коллективе, семье и т.д. Проблема смысла жизни, пожалуй, наиболее важная проблема, над которой бились лучшие умы человечества на всех этапах развития философской мысли. Смертен человек или бессмертен? Как устроен мир? Эти вопросы также могут быть отнесены к философским. Безусловно, и проблема истины стоит в центре внимания философов. Таков далеко неполный перечень проблем, изучаемых философией.

    В функциях философии выражается ее назначение и роль в жизни людей.

    Среди основных функций философии можно выделить следующие:

    1.Мировоззренческая функция, с помощью которой строится единая картина мира. Она позволяет челове­ку понять смысл его жизни и деятельности, она формирует научную и нравственную убежденность, возвышенные идеи, веру в свои силы, уверенность в достижении благо­родной цели. Подчеркивая последнее, следует сказать, что в формировании мировоззрения уча­ствуют все отрасли знания (естествознание, история, психология, физика, педагогика, астрономия и т.д.). На процессы формирования мировоззрения также активно влияют учителя и вузовские преподавате­ли.

    2.Методологическая функция состоит в разработке всеобщих методов познания. Методология вооружает частные науки философским методом исследования. Стройная систе­ма знаний и методы исследования, применяемые философией, позволяют каждому учёному, инженеру, конст­руктору, изобретателю видеть свою область знаний и задач.

    3.Аксиологическая (ценностная) функция ориентирует человека и общество на определенную систему ценностей. Ценностью становится та или иная система идей, верований, та или иная область знания, сфера деятельности людей и т.д.

    4.Интегрирующая функция философии позволяет объединить знания из различ­ных наук в стройную систему знаний о реальной действительности.

    5.Философия выполняет оценочно-критическую функцию. Философия позволяет вскрывать ошибки, заблуждения людей, она отвергает догматизм, как установившуюся систему знаний оправдываемую авторитетом, но не соответствующую реальным требованиям времени.

    6.Философия выполняет регулятивную функцию и тем самым направляет дея­тельность людей в соответствии с объективными требованиями жизни, морали.

    Философские учения конкретных мыслителей являются исходными единицами историко-философского процесса. Философское учение - это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Когда то или иное учение, созданное философом, находит своих продолжателей, можно говорить о формировании фило­софской школы. Последователи Платона - платоники, Маркса - марксисты. Таким образом формиру­ются философские течения, например, неоплатонизм, марксизм.

    Анализ философских традиций и новаторства осуществляется в рамках философских направлений. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следова­тельно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают не­которые общие, имеющие принципиальное значение положения. В качестве примера философских направлений можно назвать рационализм и ир­рационализм, реализм, номинализм, эмпиризм, материализм и идеализм и т.д.

    Чтобы уяснить сущность и содержание философии, понять и правильно оценить существующие в ней направления (в первую очередь это касается материализма и идеализма) и связь между ними, необходимо уяснить важнейший вопрос философии. В чем сущность этого вопроса?

    Основной вопрос философии (в марксистской трактовке, свойственной русской философии советского периода) есть вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Немецкий философ Ф.Энгельс отмечал, что "основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе".

    Этот вопрос имеет две стороны:

    1. Что считать первичным: материю или созна­ние?

    2. Познаваем ли мир?

    Иначе говоря, речь идет о познаваемости мира. Почему же этот вопрос марксисты считают основным в философии? Здесь важно уяснить ряд принципиальных моментов.

    1. В основном вопросе философии в сжатой форме выражены содержание и спе­цифика философии как науки. Философия изучает не только мир в целом, она раскры­вает отношение сознания к миру, бытию, материи.

    2. В зависимости от того, как этот вопрос решается, у людей формируется опреде­ленное мировоззрение: научное или ненаучное, материалистическое или идеалистиче­ское, религиозное.

    3. С позиции основного вопроса философии решаются другие философские во­просы, например: что представляет собой окружающий мир? Рассматривается пробле­ма познаваемости мира, конкретных предметов, явлений и т.д.

    Важно уяснить, что основной вопрос философии материалисты и идеалисты решают противоположным образом. Так, идеалисты за первичное принимают идею, сознание, понятие, ощущение. Что касается материалистов, то они исходят из следующих прин­ципиальных положений:

    • мир материален, он существует реально, объективно, независимо от сознания и воли людей;

    • материя первична, она - основа (субстанция) реальных предметов, явлений, а соз­нание вторично, производно от материи и является особым её свойством;

    • научный материализм вскрывает связь между материальным и идеальным, их взаимодействие;

    • материализм (да и объективный идеализм также) исходит из того, что мир познаваем;

    Говоря об идеализме, следует уяснить, что различают два вида идеализма - объективный и субъ­ективный. Основателями объективного идеализма были античный философ Платон, а в Новое время - Гегель. Оба эти философа за основу всего существующего брали так на­зываемую "мировую идею", которая существует объективно (вне сознания людей) и в своем саморазвитии принимает различные виды и со­стояния.

    Объективные идеалисты утверждают первичными понятия, существующие независимо от предметов материального мира. Они считают, что предметы и явления существуют постольку, поскольку существуют понятия о них.

    Что касается субъективного идеализма, то наиболее ярким представителем его был английский епископ и философ Дж. Беркли. Он утверждал, что последняя реальность, открытая человеку, есть его ощущения. Отсюда его известное изречение: "Существовать значит быть воспринятым".

    Пытаясь дать ответ на вопрос о том, как появляются ощущения, Беркли пишет: "есть дух, который в каждый данный момент вызывает ощущение". Как видно, этот философ отрицает известную, подтвержденную наукой и практикой истину, что ощущения вы­зываются воздействием внешнего мира и конкретных вещей на органы чувств человека. Вместе с тем, исходя из своих религиозных убеждений, Беркли утверждал, что Бог - творец всего существующего.

    Как отмечалось, противоположностью идеализма является материализм, который развивался и прошел долгий путь: античный материализм, материализм эпохи Возрождения, материализм Нового времени, материализм русской философии (особен­но XIX и начала XX века), диалектический материализм.

    Изучая философию (её историю), необходимо уяснить, что общие методы, способы, приёмы познания, мышления человека появились в ходе ее длительного развития. Такими об­щими методами, применяемыми в различных науках, являются диалектический и мета­физический методы.

    Диалектический метод зародился ещё в античном мире, а в Новое время его развил Гегель, но его диалектика была разработана на идеалистической основе, как и вся его философская система. В ХIХ веке была создана материалистическая диалектика. Сущность ее выражена в следующих принципиальных по­ложениях.

    1. Диалектический метод рассматривает явления, предметы, всю окружающую действительность во взаимосвязи, единстве, причинной обусловленности.

    2. Этот метод исходит из того, что всё в окружающей действительности, в том числе конкретные предметы, явления находится в движении, развитии, которое совер­шается от простого к сложному, путём возникновения новых качеств и новых свойств.

    3. Предметам, явлениям свойственны внутренние противоположные тенденции, находящиеся в единстве и противоречии. Борьба противоположностей является источ­ником изменения, движения, развития.

    Исходными положениями метафизического метода являются:

    • игнорирование всеобщей связи, взаимообусловленности и единства в объектив­ном мире;

    • упрощенное толкование движения - лишь как простого перемещения тел в пространстве;

    • понимание развития лишь как постепенного процесса, как простого количественного увеличения без возникновения новых качеств и свойств, без скачков в развитии;

    • отрицание наличия в предметах, явлениях внутренних противопо­ложностей, противоречий как источников движения, развития.

    Как видно, философские материалистический и идеалистический методы позна­ния являются наиболее близкими к научным методам мышления, познания.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Что такое мировоззрение? Какова его структура?


    2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

    3. Философские проблемы – о чем они? Какова специфика философского


    знания?

    4. В чем суть основного вопроса философии? Охарактеризуйте основные

    направления в философии в зависимости от варианта его решения.


    5. Как соотносятся философия с мифологией, религией и наукой?

    6. Назовите древнейшие мировые центры и письменные источники

    философско-теоретической мысли.


    7. В чем отличие субъективного идеализма от идеализма объективного?


    8. Как различают метафизический и диалектический методы познания?

    9. Назовите основные категории философии.

    10. Раскройте смысловое содержание следующих философских понятий:

    дуализм, гносеология, онтология, аксиология.
    ЛИТЕРАТУРА

    1. Библер В. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. №1.

    2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994.

    3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб. 1998.

    4. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

    5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1989.

    6. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

    7. Радугин А. Философия. Курс лекций. М., 1997.

    8. Розин В. Философия и методология: традиции и современность //

    Вопросы философии, 1996. №4.

    9. Соколов В. Основной вопрос философии в его историко-философской

    конкретике и развитии // Философские науки. 1990. №8.

    10. Спиркин А. Философия: Учебник. М., 2000.

    11. Степин В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и

    оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. №5.


    написать администратору сайта