Главная страница

Социология (конспект лекций, 2 часть). I. Социальная структура и социальная стратификация


Скачать 337.5 Kb.
НазваниеI. Социальная структура и социальная стратификация
АнкорСоциология (конспект лекций, 2 часть).doc
Дата05.07.2018
Размер337.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология (конспект лекций, 2 часть).doc
ТипДокументы
#21080
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем.

Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации.

Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений.

Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.
Все социальные движения возникают в связи с недовольством заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть, по мнению определенной части населения.

Однако само по себе недовольство не является главной причиной социальных движений. Кроме него необходимо осознание значительной частью населения несправедливости существующего положения вещей. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять. Мало сказать, что все плохо, нужно еще показать, каким образом это можно исправить. Речь идет об идеологии, которая служит мостом между недовольством и действиями. Для осуществления и координации этих действий также нужна организация, а для возникновения организации необходим лидер, имеющий преданных сторонников, которые и составят ее ядро.
В стабильных обществах социальные движения возникают редко. Мощные социальные движения – это удел нестабильных обществ. Чаще всего они являются следствием социальной дезорганизации. Социальная дезорганизация проявляется, в частности, в том, что люди теряют нравственные ориентиры.

Р. Мертон дал членам нестабильных обществ следующие характеристики:

    1. осознание равнодушия со стороны управленческого аппарата государства к чаяниям его рядовых членов;

    2. чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных целей, провозглашаемых этим обществом;

    3. общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;

    4. убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны данного общества.


В стабильных обществах также могут возникать социальные движения, тогда они выливаются в русло спокойных культурных течений. Культурные теченияэто процесс, в ходе которого определенные перемены медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении.


3.2.2. Коллективное поведение
В определенные исторические периоды массовый характер приобретает коллективное поведениемассовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа.
Первые теоретические разработки проблем коллективного поведения относятся к концу ХIХ века. Их автор – французский врач и социальный психолог Г. Лебон. В своем классическом труде «Психология толп» (1895 г.) он доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) инстинктами.

Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранней стадии своего развития.

Г. Лебон сформулировал закон психического единства толпы. Его суть состоит в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса.
Среди главных отличительных признаков этой массы (толпы) Г. Лебоном были выделены:

  1. легковерность и некритичность, податливость влиянию;

  2. властность, консервативность, нетерпимость;

  3. неспособность к наблюдению;

  4. высокий эмоциональный накал.

Эти признаки, по мнению Г. Лебона, образуются вследствие действия трех основных психических механизмов:

    • заражения,

    • внушаемости,

    • подражания.


В результате действия бессознательного начала психики люди, составляющие толпу, начинают действовать, подчиняясь примитивным инстинктам и влечениям. Механизм заражения проявляется в распространении психических состояний одних людей на других по модели цепной реакции.

Наиболее важным механизмом является внушаемость. Этот механизм проявляется в том, что люди некритически, неосознанно воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершать такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками.

Основным механизмом взаимодействия человека и толпы является подражание, т.е. сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Действие данного психологического механизма было изучено и прокомментировано другим французским ученым, учеником Г. Лебона, Г. Тардом. Свои взгляды по данным проблемам он изложил в наиболее известных трудах «Законы подражания» (1892 г.) и «Общественное мнение и толпа» (1902 г.) .
Среди современных теорий коллективного поведения можно выделить теории Х. Ортеги-и-Гасета, Д. Рисмена. В них по существу были развиты основные положения концепции Г. Лебона и Г. Тарда.
По мнению Ортеги-и-Гасета, изложенном в книге «Восстание масс», главную роль в коллективном поведении играют массы. Однако массы:

  • сегодня выполняют те же самые функции, которые раньше были предоставлены избранным меньшинствам;

  • перестали быть послушными этим меньшинствам.


В работе «Одинокая толпа» Д. Рисмен утверждал, что индивиды действуют механически и вследствие этого составляют скорее массу, чем толпу. Над людьми доминируют средства массовой информации, не оставляя человека наедине с самим собой, что и является причиной массовых эмоциональных взрывов.
Анализ современных концепций дает возможность выделить основные особенности коллективного поведения:

  • Во-первых, оно необычно, т.е. не соответствует определенным стандартам.

  • Во-вторых, это один из экстремальных типов поведения.

  • В-третьих, коллективному поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности: люди чувствуют, что что-то должно случиться.

  • В-четвертых, оно происходит в определенном социальном контексте: высокий уровень безработицы, низкая квалификация населения, тяжелое социально-экономическое положение и т.д.


Коренное отличие между толпой и массой состоит в том, что наиболее характерным признаком толпы является наличие непосредственной близости индивидов друг с другом. Тогда как такое образование, как масса, не требует непосредственного контакта между людьми.

Коллективное поведение, как правило, отмечается на уровне толпы, но может происходить и в массовом масштабе.

Выделяются три вида эмоций, присущих коллективному поведению:

  • страх,

  • враждебность,

  • радость.

Эти эмоции ощущаются и выражаются толпами и массами людей. В различных ситуациях эмоции могут проявляться с различной силой.

3.2.3. Социальное поведение личности
Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества.

Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет, прежде всего, об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.
Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано:

  • орудийной деятельностью (изготовление орудий труда),

  • использованием языка как средства общения,

  • реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных.


К тому же, сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции),формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

Установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту.

Социальная установкаэто ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.
По мнению американского социолога Дж. Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности.
В 1934 году американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали известны под названием «парадокс Лапьера». Лапьерпутешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили радушный прием. После завершения путешествия Лапьер обратился к владельцам 251 отеля с письмами, в которых сообщал, что снова намерен посетить эти места, и просил ответить, может ли он надеяться на их гостеприимство. Ответ был получен из 128 отелей, причем, только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказ или уклончивые формулировки. Лапьер решил, что между реальным поведением хозяев и их отношением к китайцам есть расхождение.

Причина «парадоксального» поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок.

В данном случае, когда гости прибыли в отель, сработала элементарная фиксированная установка. В результате – хороший прием. В дальнейшем в действие вступили ценностные ориентации и соответствующие им установки. Как следствие этого действия – отказ.

Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.


3.3. ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ
Поведение людей далеко не всегда соответствует общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviatio – отклонение) – это поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.

Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается психологией, педагогикой и психиатрией. Предметом изучения социологии являются не одиночные поступки, а массовые поведенческие реакции, идущие вразрез с существующими нормами. Следовательно, в социологическом понимании девиантное поведениеэто исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.
В соответствии с данным социологическим подходом девиантное поведение рассматривается как отношение действия к институциональным ожиданиям. Поведение, носящее психотический, невротический или какой-либо иной психопатологический характер, определяется с точки зрения его зависимости от структуры личности. Поэтому патология личности не является предметом изучения социологии. К тому же она не носит массового характера. Девиация чаще всего встречается среди психически нормальных, чем среди психически больных людей. Люди, страдающие теми или иными заболеваниями психики, как правило, редко нарушают установленные нормы вследствие своих патологических страхов.
Девиантное поведение в социологическом понимании далеко не всегда имеет негативный смысл. Отклонения от норм могут иметь для системы двоякое значение:


Можно выделить три основные компонента социального отклонения (девиации):

  • человек (группа), которому свойственно определенное поведение;

  • ожидание или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения;

  • группа или организация, реагирующая на поведение.


Поскольку нормы изменчивы и многообразны, девиация с трудом поддается определению.
Классификация девиантного поведения также связана с определенными трудностями: одни и те же виды поведения могут считаться как девиантными, так и не девиантными не только в различных обществах, но и в различных слоях одного и того же общества.

Прежде всего, выделяют первичные и вторичные отклонения (девиации).

Первичное отклонение – поведение, которое частично соответствует принятым в обществе или группе культурным нормам. Это отклонения незначительные и терпимые. Поэтому индивиды, совершающие их, не считаются девиантами.

Вторичное отклонениеэто отклонение от существующих в группе или обществе норм, которые социально определяются как девиантные.
Универсальная классификация поведенческих реакций была разработана Робертом МЕРТОНОМ. По его мнению, отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определенными культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения.

Раскрывая это положение, отметим, что человек действует в плотном социальном окружении и входит во множество социальных групп. Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным регулированием способов достижения этих целей. В зависимости от отношения индивидов к принятым в той или иной общности целям и средствам их достижения Р.Мертон выделил пять типов поведенческих реакций:

  • конформизм,

  • инновация,

  • ритуализм,

  • ретритизм,

  • мятеж.


Конформизм (подчинение) означает приятие и целей, и средств данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Этот вид поведения наиболее распространен. Если бы дело обстояло иначе, стабильность общества была бы невозможна. Поведение в рамках общепризнанных ролей, ориентированное на достижение общественно-значимых целей, является основным условием существования общества.
Инновация (нововведение) выражается в приятии целей, но неприятии средств их достижения. Например, в начале рыночных реформ (в «лихие 90-е») в российском обществе были обозначены прекрасные цели: превратить общество бедных в общество богатых. Однако не были названы законные средства их достижения («Разрешено всё, что не запрещено!») Р.Мертон, характеризуя возможную в этих условиях поведенческую реакцию, писал: «Неадекватное приспособление лица к требованиям общества может иметь своим результатом реакцию типа инновации, через которую конфликт и переживания, связанные с неудачей в достижении целей, устраняются путем сохранения стремления к достижению успеха и отказа от институциональных (законных) средств».
Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Например, служебный психоз бюрократа – он следит за правильностью заполнения различных бумаг, забывая о целях, ради которых они заполняются. Цель отбрасывается, однако подчинение установленным нормам (регламентам-средствам) сохраняется. Характерно, что проявляющий бесцельное рвение чиновник, в конце концов, сам оказывается жертвой таких же чиновников.
Ретритизм (уход) – это вид адаптации индивидов к обществу, которое они не приемлют. Эти люди находятся в обществе, но фактически не принадлежат к нему, что проявляется в полном отрицаниии целей, и средств. Уход из общества, но куда? В психическую болезнь, наркоманию, алкоголизм, бродяжничество и в религию…
Мятеж – это такая поведенческая реакция, которая выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом и целей, и средств, но замене их на новые цели и средства. Это попытка установить новый социальный порядок.
Из всех рассмотренных поведенческих реакций толькоконформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Существует несколько объяснительных моделей причин девиантного поведения. Все теории, объясняющие девиацию, можно свести в три основные группы:

  • биологические,

  • психологические,

  • социологические.



В биологических теориях делается упор на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков.

В психологических теориях девиантное поведение объясняется различными отклонениями в психическом развитии.

Социологическое объяснение строится на основе учета социальных и культурных факторов.
Впервые социологическое объяснение девиации было дано в теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Под категорией «аномия» Э. Дюркгейм понимал «разрегулированность». Ее смысл состоит в том, что во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах, которые регулируют поведение людей в обычных условиях. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, возникает социальная дезорганизация, т.е. состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Дальнейшее развитие теории аномии связано с именем Р. Мертона. По его мнению, причина девиации состоит в разрыве между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. К папримеру, люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его невозможно достичь с помощью социально одобряемых средств.
Современная трактовка категории «аномия» следующая: аномиянравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и вызванное противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их достижения законными средствами. Когда легальные средства достижения социально значимых целей отсутствуют, возникает соблазн их достижения нелегальными средствами.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта