курсовая работа Сущность конфликта поколений. I. сущность конфликта поколений
Скачать 309.3 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. сущность конфликта поколений Глава II. ПОНЯТИЯ "ВОЗРАСТ" И "ПОКОЛЕНИЕ" ГЛАВА III. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В последнее время все чаще между людьми возникают конфликтные ситуации. Причем их причины объяснить порой бывает очень проблематично. Понятие "конфликт" уходит своими корнями в историю. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако каждое время содержание проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями. Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску). Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений. ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА ПОКОЛЕНИЙ "Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители" (В. Брудзиньский). Так уж повелось издревле, что поколения не понимают друг друга. Проблема отцов и детей актуальна в любые времена - что в средние века, что в современности, и даже в самом далеком будущем. Наверное, если где-нибудь во вселенной есть жизнь, то и у них есть проблема конфликта поколений. Молодые люди не хотят и не могут понять своих родителей, или же более старших людей, а те в свою очередь, зациклены на том, что все должно быть иначе - так, как бывало у них. Тут и там постоянно приходится слышать про то, что нынешнее поколение "расхябанное", что у них слишком много свободы, и они не знают, куда эту свободу девать и что, собственно, с ней делать. Причем так говорят не только родители про детей, но и старшие дети про младших, и так далее. Старое русское слово "отрок" буквально означало "не имеющий права говорить"; так называли не только подростков, но и всех прислужников. Речь шла не столько о возрасте, сколько о невысоком статусе в обществе. В современном языке тоже сохраняется связь возрастных категорий со статусом человека, нередко обращения "парень", "девчонка" и т. п. содержат в себе оттенок пренебрежения, снисходительности. Вряд ли подчиненному придет в голову обратиться к своему начальнику "молодой человек" — даже если начальник действительно молод, это все равно прозвучит невежливо и оскорбительно, Психологические представления, существующие в бытовом сознании, обычно находят отражение в разговорном языке. Это касается и представлений о связи возраста человека с его статусом. Вот примеры высказываний, в которых для принижения статуса собеседника указывается на его молодость: Щенок Сопляк Молокосос Молодо-зелено От горшка два вершка Молоко на губах не обсохло Не лезь поперек батьки в пекло Тебе еще пешком под стол ходить Яйца курицу не учат Активное противопоставление себя взрослым, завоевание новой жизненной позиции потому так типично, что необходимо для становления личности подростка. Это противопоставление проявляется еще и в том, что подростки предпочитают общаться в среде сверстников, держась обособленно как от детей, так и от взрослых. В результате они теряют возможность руководить теми, кто младше, но и сами теряют возможность перенимать жизненный опыт от взрослых (например, знакомиться с различными видами трудовой деятельности, по мере сил подключаясь к ней). Получается, что общество подростков — это своего рода "мир в себе", в значительной степени оторванный от жизни, обычаев и обязанностей остальной части человечества. В результате картина мира глазами подростков и взрослых различается. Внешне, конечно, они живут в одном времени и пространстве. Но их внимание привлекают совершенно разные элементы окружающего мира. И порой это весьма затрудняет взаимопонимание между представителями разных поколений. Например, перед теми и другими стоят совершенно разные проблемы. То, что беспокоит подростков, родители уже давно преодолели и, скорее всего, вообще забыли (и, быть может, вспоминают собственный подростковый возраст идеализированно, как вообще лишенный проблем). А те проблемы, которые стоят перед родителями, подросткам в большинстве случаев еще вообще малопонятны, потому что у них для такого понимания катастрофически не хватает жизненного опыта. Различаются и области интересов, и предпочитаемые способы проведения времени, и жизненные ценности. Кстати, мнение взрослых о том, что младшее поколение "испорчено", непочтительно, не думает о будущем, лишено серьезных жизненных целей и идеалов, существовало во все исторические времена. Очевидно, суть тут не в том, что каждое новое поколение действительно становится хуже предыдущего. Если бы дело действительно обстояло так, человечество давным-давно деградировало бы и вымерло. Просто младшие всегда чем-то отличаются от старших, и эта непохожесть порой вызывает раздражение. Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию. Многие проблемы во взаимоотношениях подростков со взрослыми обостряются тогда, когда последние начинают считать этот период только "переходным", лишенным самостоятельной ценности, не принимают его всерьез. Ведь подросткам-то не хочется начинать жить "когда-нибудь", набираясь пока терпения и скрупулезно готовясь к этому, они хотят жить полноценной и насыщенной, с их точки зрения, жизнью уже сейчас! Как правило, в качестве таковой мыслится взрослость, и подростки реагируют весьма болезненно, если им подчеркивают, что этот мир еще не для них, они, дескать, не доросли. Они и так остро ощущают недоступность мира взрослых, а если их еще и "носом тыкают", ставя перед фактом, — реагируют либо агрессией, либо обидой и уходом в себя. ГЛАВА II. ПОНЯТИЯ "ВОЗРАСТ" И "ПОКОЛЕНИЕ" Понятие "возраст" выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова "поколение" - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; одновременно живущие люди близкого возраста. Наиболее полно раскрывает понятие "поколение" И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время; современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста; отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование "этики дискурса",т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно "этика дискурса" ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших. Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Термин "возраст" употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций: Индивидуальное развитие. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. Возрастной символизм. Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека. В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость ("паспортная") – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной "границы старости", но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса. Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так. В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена. Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что "все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования". Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня. Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени. Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства. Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди. Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества. В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды. Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену. Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими. История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется "образ" каждого поколения. В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского. Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. "Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…". В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед. Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира. Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций. Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными. Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений: в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается; представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие "отцов и детей". Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи. Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствующую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости. подросток поколенческий социальный возрастной ГЛАВА III. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ К основным негативным последствиям межпоколенного конфликта можно отнести следующие: Усиление непонимания. Стресс и ухудшение эмоционального состояния. Нарастание социальной напряженности. Одно из негативных последствий конфликта "отцов" и "детей", как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Это характерно в большей степени для представителей современной молодежи, которые стремятся во всем быть самостоятельными и не желают прислушиваться к мнению старшего поколения, в результате чего существующее непонимание между поколениями еще более усиливается и осложняет и так не простую ситуацию взаимоотношений "отцов" и "детей". Стресс и ухудшение эмоционального состояния. Любое столкновение, спор, а тем более конфликт, так или иначе, влияет на эмоциональное состояние его участников, причем чаще всего это влияние отнюдь не позитивно. Изменение эмоционального состояния человека ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникновению стресса, который в свою очередь может перерасти в более глубокие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей. Нарастание социальной напряженности. В случаях, когда конфликт долго не может быть урегулирован или хотя бы сглажен, по причине нежелания противоборствующих сторон идти на уступки в отношении друг друга, происходит нарастание социальной напряженности, которая может вылиться в новый более серьезный и масштабный конфликт, нежели уже существующий. Хорошо, если нарастание напряженности происходит, открыто, тогда существует вероятность, пусть не большая, разрешить ее мирным путем, возможно даже так, что обе стороны останутся, довольны результатами. Если же нарастание напряжения происходит в скрытой форме, то есть представители разных поколений (оппоненты внутри одного поколения) держат свое недовольство внутри, то с таким конфликтом достаточно сложно справится, потому что он приобретает свойства "бомбы замедленного действия", которая в любой момент может взорваться и последствия "взрыва" будут негативны не только для участников данного столкновения, но и для общества в целом. Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением. Среди позитивных последствий конфликта "отцов" и "детей" можно выделить: Изменения в ценностно-нормативной системе его участников. Решение насущных проблем. Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. Изменения в ценностно-нормативной системе участников конфликта. В случае благоприятного завершения конфликта, если все его участникам удалось найти компромиссное решение, и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником. Они, осмыслив все, что произошло, начинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в ее предложениях и минусы в своих убеждениях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо корректировки, а иногда они (системы) могут меняться кардинально. Решение насущных проблем. Урегулирование конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта, на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, завершение конфликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая лежала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оппоненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем. Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. Конфликт, который был улажен, всегда не только позволяет решить множество различных проблем и повлиять на взгляды его участников, но и сгладить социальную напряженность между ними, причем это возможно не только в случае полного урегулирования спора, но и тогда, когда уже намечены первые шаги к принятию обоюдно устаревающего решения. Тем не менее, не стоит забывать о том, что конфликт никогда не будет разрешен, а, следовательно, даже снятие социального напряжения по одной проблеме не может предотвратить появления трений по другим, а, следовательно, и сам конфликт. Таким образом, конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть, определяет положение поколений в обществе, отражает различные жизненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и прочие. В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него оказывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следовательно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сделаем выводы из вышеизложенного. На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколения усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости. Проводимые в современной России реформы и дестабилизация в стране, заставляют человека выживать в современных условиях, что развивает в сознании молодежи отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодое поколение часто не имеет четкого мнения о жизни старшего поколения и порой драматизирует их социальное положение. В общественном сознании укрепляется отношение к пожилым людям как к лишней категории населения. Совершается трансформация отношения молодого поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному ранее осуждающему, отвергающему. Поэтому особенность конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в: обесценивание старости в глазах молодежи; поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных; вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни; молодежь не приемлет ценности и образ жизни своих родителей; увеличение социокультурной дистанции между молодежью и старшим поколением. В России случился резкий культурный скачок, приведший к определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения. Существующие сегодня тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодежи. Именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений. В качестве одного из выходов из данного конфликта может быть предложено создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе о родителях. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 2000. Кон. И.С. Социология личности. – М., Наука, 1967. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. –Социологические исследования, №4, 2001. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента. – М.; Юность, 2001. |