Главная страница
Навигация по странице:

  • ____________________

  • I теоретические аспекты социальных норм


    Скачать 33.6 Kb.
    НазваниеI теоретические аспекты социальных норм
    Дата25.02.2022
    Размер33.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsocialnye-normy.docx
    ТипДокументы
    #373618


    ОГЛАВЛЕНИЕ




    ВВЕДЕНИЕ 2

    ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 4

    1.1 Понятие и виды социальных норм 4

    1.2 Соотношение права с моральными нормами 10

    ГЛАВА II ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 14

    2.1 Общественные изменения 14

    2.2 Высшее образование как социальная норма 16

    Список использованных источников и литературы 20


    ВВЕДЕНИЕ


    Социальные нормы играют важнейшую роль в жизни каждого общества. Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Для понимания социального регулирования – процесса определяющего социальный порядок, его значения, необходимо охарактеризовать социальные нормы, их особенности как регуляторов.

    Социальные нормы выполняют три важнейших функции, во-первых, регулятивную – обеспечивают стабильность в обществе, поддерживают социальные процессы в необходимом состоянии, упорядочивают общественные отношения, во-вторых, оценочную – выступают как критерии отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов, в-третьих, трансляционная – культура и опыт полученный предыдущими поколениями передается будущим.

    Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.

    Объектом исследования является современное российское общество.

    Предметом исследования является понятие и виды социальных норм.

    Целью написания курсовой работы является изучение социальных норм.

    Данная цель определила выполнение следующих задач:

    1) раскрыть теоретические аспекты социальных норм;

    2) изучить общественные изменение и новые социальные нормы.

    Структура данной курсовой работы состоит из введения, основной части, списка использованной литературы.



    ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    1.1 Понятие и виды социальных норм


    Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

    Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. «Социальный» происходит от латинского слова socialis, что означает «общественный».

    Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

    Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

    Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.1
    ____________________

    1 Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2016. - 208 c.
    Именно с нормативностью социального поведения связаны ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении.

    Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

    Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

    1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

    2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

    3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

    Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

    Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

    - регулируют общий ход социализации;

    - интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;

    - контролируют отклоняющееся поведение;

    - служат образцами, эталонами поведения.

    Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

    1) как стандарты поведения (обязанности, правила);

    2) как ожидания поведения (реакция других людей).

    Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

    Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т.е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

    Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития.

    Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки становятся правилом.

    Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной в конечном счете объективными факторами, придающим нормам «объективную властность».

    Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

    • по способу их установления (создания);

    • по средствам охраны их от нарушений.

    На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

    1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

    2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

    3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

    4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.

    5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

    6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.2

    Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
    ____________

    2 ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2015. - 616 c.
    Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического развития, национальными особенностями, существующими экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием.

    1.2 Соотношение права с моральными нормами


    Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

    Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

    Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие — отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

    Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.

    Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности — это требования, обращенные к человеку извне.

    Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

    Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

    Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

    1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

    2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

    3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны дня моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

    4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.3

    Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

    Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

    Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

    Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

    ___________

    3 Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт - Москва, 2015. - 752 c.

    ГЛАВА II ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

    2.1 Общественные изменения


    Даже беглый взгляд на общество и на отдельные его составляющие позволяет понять, что в социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей.

    Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

    Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д. и т.п.

    Культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, новые формы искусства, музыки и т.д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, а потому к ним применяется термин "социокультурные изменения"

    Виды социальных изменений:

    Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Открытие добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, воспринятых ими. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре, потому что, хотя открываемый аспект всегда существовал, он становится частью культуры только после его открытия.

    Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Когда новое знание используется для развития технологии, практически всегда появляются изменения в целом.

    Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания.

    Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (такие, как телефон или самолет) и социальные (например: алфавит, конституционное правительство, выборная демократия). В каждом случае создается комбинация хорошо известных элементов. Изобретение является постоянным процессом, когда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих.

    Диффузия. Даже самое изобретательное общество может изобрести только простейшие формы изменений. Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию - распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.4

    Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в случае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следует вывод, что диффузия является селективным действием. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

    Однако, не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Некоторые могут приниматься немедленно, некоторые - спустя длительное время.

    При этом нет социальных изменений, которые проходили бы бесследно для существующей культуры.

    Даже те инновации, которые просто присоединяются к культурным образцам, отнимают у членов общества некоторое время и отвлекают их интересы от других элементов культуры.

    Однако большинство инноваций создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые культурные образцы, новые виды социальных отношений.5

    Многие технические новшества, как, например, радио, телевидение, автомобиль, породили целые культуры.

    2.2 Высшее образование как социальная норма


    Высшее образование в России — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

    До вступления 1 сентября 2013 года в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использовался термин «высшее профессиональное образование», который не включал в себя обучение в аспирантуре (адъюнтуре), по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, отнесённого к послевузовскому профессиональному образованию.

    Оценим динамику изменения численности поступающих в ВУЗы опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики.

    Таблица 1 - Число высших учебных заведений




    2010/11

    2011/12

    2012/13

    2013/14

    2014/15

    2015/16

    Число высших учебных заведений – всего, в т.ч.

    1115

    1080

    1046

    969

    950

    896

    государственных

    662

    653

    634

    609

    578

    530

    негосударственных

    462

    446

    437

    391

    402

    366

    Количество учебных заведений сокращается. Поскольку получение высшего образования делается социальной нормой, можно проследить механизм социального контроля, который осуществляется посредствам санкций, а именно негативных последствий для членов общества не имеющих высшего образования. К таким последствиям можно отнести, например невозможность получить престижную или высокооплачиваемую работу, построить карьеру, занимать высокие должности.

    Таблица 2 - Прием в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием




    2010/11

    2011/12

    2012/13

    2013/14

    2014/15

    2015/16

    Принято студентов - всего, тыс. человек

    7049,8

    6490,0

    6073,9

    5646,7

    5209,0

    4766,5

    Выпущено специалистов всего, тыс. чел.

    1468

    1443

    1399

    1378

    1429

    1449

    На 10 000 занятых в экономике выпущено специалистов высшими учебными заведениями, чел.

    217

    204

    206

    212

    215

    224

    Уровень образования стал важным фактором, способствующим повышению благосостояния. То есть, вопрос о том, учиться или не учиться, уже даже не стоит. Более 80% абитуриентов видят необходимость именно в высшем образовании. Высшее образование рассматривается в основном как обязательное условие для того, чтобы хорошо зарабатывать, больше знать, иметь специальные знания или занять более высокое положение в обществе.

    Еще об одном факте последних исследований хочется упомянуть. Оказывается, уже включенные в систему профессионального образования молодые люди чаще всего не считают, что учебное заведение, в котором они учатся, - это последний этап получения образования. Среди студентов вузов на два высших образования ориентированы 45%. Это очень хорошие показатели, говорящие не только о престиже высшего образования, но и об осознанном подходе к нему молодого поколения.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что современное высшее образование является фактически социальной нормой для большинства граждан страны.

    ___________

    4 Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2016. - 652 c.

    5 Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2015. - 704 c


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы это некие идеальные образцы, определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

    Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

    - регулируют общий ход социализации;

    - интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;

    - контролируют отклоняющееся поведение;

    - служат образцами, эталонами поведения.

    Известно также, что социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной в конечном счете объективными факторами, придающим нормам «объективную властность».

    Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения.

    Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

    Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права - есть моральный долг всех граждан правового государства.

    Право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

    Переходные социально-экономические и политические преобразования и процессы, протекавшие в России вследствие «перестройки» и либеральных реформ конца ХХ века повлияли и на социальные нормы, действующие в российском обществе. Так, например, современное высшее образование является фактически социальной нормой для большинства граждан России.

    Кроме того сегодня невозможно представить человека живущего в каком-либо крупном городе России, который бы не пользовался компьютером. Наличие ПК и умение им пользоваться также теперь является социальной нормой.

    Вместе с компьютерами, свое место заняла и мобильная связь.

    В итоге остается добавить – все те общественные изменения, которые произошли в различных сферах жизни общества, безусловно, оставили в ней свой след и привели к появлению новых социальных норм.

    Список использованных источников и литературы


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – 07 августа.

    2. Теория государства и права; АСТ, Сова - Москва, 2016. - 160 c.

    3. Теория государства и права; КноРус - Москва, 2015. - 382 c.

    4. Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2016. - 160 c.

    5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2016. - 516 c.

    6. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2016. - 336 c.

    7. Братановский С.Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2016. - 174 c.

    8. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2016. - 168 c.

    9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2016. - 442 c.

    10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c.

    11. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2014. - 192 c.

    12. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2015. - 208 c.

    13. Марченко М.Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2016. - 652 c.

    14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2015. - 528 c.

    15. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ - Москва, 2015. - 563 c.

    16. Под редакцией Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. Теория государства и права; Высшее образование, Юрайт - Москва, 2016. - 752 c.

    17. Под редакцией Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2015. - 752 c.

    18. Радько Т.Н. Теория государства и права; Академический Проект, 2014. - 816 c.

    19. Рассказов Л.П. Теория государства и права; РИОР - Москва, 2014. - 464 c.

    20. Рассказов Л.П. Теория государства и права; Норма, Инфра-М - Москва, 2016. - 480 c.

    21. Рассказов Л.П. Теория государства и права; Инфра-М, РИОР - Москва, 2015. - 480 c.

    22. Рассолов М.М. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2016. - 640 c.

    23. Смоленский М.Б. Теория государства и права; Феникс - Москва, 2016. - 288 c.

    24. Сырых В.М. Теория государства и права; Юстицинформ - Москва, 2015. - 704 c.

    25. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2015. - 616 c.

    26. ред. Мокичев, К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература - Москва, 2016. - 520 c.

    27. http://www.consultant.ru – КонсультантПлюс

    28 . http://base.garant.ru – Гарант



    написать администратору сайта