Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы. Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.Первая философская школа.

  • 2. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

  • 3. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита. Гераклит

  • 4.Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

  • 5. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.

  • 6. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.

  • Все ответы на билеты. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы


    Скачать 268 Kb.
    НазваниеИдея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы
    Дата23.01.2018
    Размер268 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсе ответы на билеты.doc
    ТипДокументы
    #35003
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ФИЛОСОФИЯ


    1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.




    1. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.




    1. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.




    1. Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.




    1. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.




    1. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.




    1. Проблема закономерной связи всех явлений в философии Гераклита и Демокрита. Принцип детерминизма и его значение для науки.




    1. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.




    1. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания.




    1. Диалектическая философия Гегеля. Принцип развития и системный подход в методологии современной науки.




    1. Пифагор: законы мира и математика.




    1. Парадоксы и противоречия сенсуализма (Дж. Беркли, Д. Юм).




    1. Проблема человека в философии Сократа. Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека.




    1. И. Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.




    1. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.




    1. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.




    1. Атомизм Демокрита, его значение для науки.




    1. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).




    1. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

    2. Критика Лейбницем сенсуализма Локка. Лейбниц о природе пространства и времени.




    1. Учение Аристотеля о категориях. Аристотель о четырех видах причинности, четырех видах движения, о соотношении материи и формы. Категория возможности.




    1. Проблемы методологии науки в философии позитивизма (О. Конт, Э. Мах).




    1. Дискуссия о соотношении общих понятий и единичных вещей в средневековой европейской философии (номинализм и реализм).




    1. Гегель о закономерностях исторического процесса, роли народных масс и личностей в истории.




    1. Проблемы научного метода познания природы в философии Ф. Бэкона. Линия эмпиризма в теории познания.




    1. Проблемы человека и исторической необходимости в философии Н. А. Бердяева. Вопрос о судьбе России.




    1. Ф. Бэкон о роли науки в жизни общества. Виды эксперимента по Ф. Бэкону.




    1. Анализ Парменидом категории "бытие".




    1. Платон о происхождении государства. Человек и государство в трактовке Платона.




    1. Ниспровержение системы общепринятых ценностей в философии Ф. Ницше. Идея сверхчеловека.




    1. Аристотель о различных формах государства.




    1. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.




    1. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.




    1. Диалектический и исторический материализм К. Маркса.



    1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

    Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.

    Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

    Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

    Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

    Анаксимен. единое начало-воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

    Гераклит. огонь вечен, это связь между противоположностями, чувственная символизация всеобщности, для того, чтобы был огонь необходима смерть. Душа – место, где существует логос. Логос создает сущее из противоположностей. Человек рождается биологически и сознательно. Космос – это порядок, он всегда есть, был и будет. Космос по сути и есть огонь, может быть неразбуженная или полуразбуженная стихия. Огонь – синоним вечного движения, единственное что нетленно – это мысль, сами предметы исчезнут, а знания останутся, так как мысль независима от времени. Мысль – высший предел знания. 4 мысли - космос, огонь, логос и учение о душе. Учение о душе – метаморфоза огня, самообогащение, способность принять другое, не потеряв себя.
    2. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

    1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

    Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

    • обосновал ведущую роль разума в познании;

    • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

    • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

    • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

    2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

    • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

    • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

    • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

    • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

    • мыслить может реально существующий человек;

    • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

    • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

    В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
    3. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.

    Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

    Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

    Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человечес­кого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.
    4.Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

    Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    Философия Декарта заключает с себе важный материалистический элемент - физическую теорию, исходящую из материалистического понимания природы. Краеугольным камнем физики Декарта является учение о материи и движении. Декарт полностью отделил свою физику от метафизики. Материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания.

    Основные положения физики Декарта таковы: вселенная материальна и бесконечна; материя, хотя и состоит из частиц (корпускул), все же, в принципе, делима до бесконечности; пустого пространства не существует; атрибутом субстанции является протяжение; частицы материи находятся в движении, представляющем собой изменение их положения в пространстве; никаких сил, стоящих вне самой материи, не существует (за исключением бога); материя и движение неуничтожимы.

    Все явления сводятся к перемещению материальных частиц, к их механическому воздействию друг на друга при непосредственном контакте в момент удара и к изменению форм частиц. В целом математические изыскания Декарта (как и космологические представления) тесно связаны с метафизическим пониманием им природы как гигантского механизма.

    Исходя из открытий Галилея, Кеплера и своих собственных естественнонаучных достижений, Декарт пытается обосновать механистическую методологию науки о природе, логику механистического естествознания, рассматривая ее как "всеобщую науку", указывающую путь правильного, плодотворного исследования всех явлений окружающего мира.

    5. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.

    Зенон – понятие алория – логическое затруднение, это единое условие для мысли, опора на реальность, кот находится вне нас. Все его философские мысли из противоречий. Если бы не было противоречий, не было бы и мыслей. Пример: «летящая стрела покоится»

    6. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.

    Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением, распространенностью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой. 

    От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существуют как внешнее воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество. 

    Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Спиноза был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза не отрицает того факта, что человек при определенных условиях может овладеть аффектами.) Это приводило Спинозу к утверждению фатализма. 

    Для Спинозы познание человека состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, - это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению, хотя и содержит в себе зерно истины. Вторая ступень познания - это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный источник достоверных истин. Третьей ступенью познания выступает интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы. 

    Спиноза исходит из того, что человек составляет частичку природы, и в его деятельности проявляется второй атрибут субстанции - мышление (первый атрибут выражен в природе, это протяжение). Телесная организация человека полностью объясняется законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В "Этике" он пишет: "Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому". Спиноза подверг критике понятие свободы воли. Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как человек - частичка природы и представляет собой звено мировой детерминации. Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек же часть природы, поэтому он включен в необходимость, но он - существо особого рода, так как кроме протяжения обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже понятие свободной необходимости. Одним из самых сильных проявлений свободы он считал стремление к самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза. Поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому и в целом в своем поведении человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе, находятся на разной степени свободы. 

    Подобно Гоббсу, при объяснении общества Спиноза исходит из теории естественного права и общественного договора, т.е. руководствуется законом природы, который направляет каждого человека по пути самосохранения. Спиноза исходил из неизменной эгоистической человеческой природы, обуздать которую может только государство, возникающее для того, чтобы обеспечить безопасность граждан и взаимную помощь, когда эгоистические интересы граждан могут сочетаться с интересами всего общества.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта