Игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию
Скачать 3.49 Mb.
|
Размещено на http://www.Allbest.Ru/ Департамент образования и науки Кемеровской области ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №2 Предмет: Методика развития детского изобразительного творчества Выпускная квалификационная работа Тема: Игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Выполнила Мироненко Е.А. студентка IV курса группы 1-09 Научный руководитель: преп. Ворожищева Е.В. 2013 Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития творческих способностей 1.1 Содержание понятия детского художественного творчества, творческих способностей в психолого-педагогической литературе 1.2 Особенности развития творческих способностей в дошкольном детстве 1.3 Использование игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Выводы по главе 1 Глава 2. Изучения эффективности игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию 2.1 Выявление влияния игровых приемов на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию 2.2 Использование игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию 2.3 Определение эффективности игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Выводы по главе 2 Заключение Список литературы Приложение Введение Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Кроме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установке, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л.С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка [1; 160]. Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества, творческих способностей остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества, способностей не всегда используются полностью. Недостаточно используются игровые приёмы в качестве средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию и недостаточным использованием игровых приёмов для осуществления этого процесса. Тема: «Игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию» является актуальной. В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по обучению рисованию будет проходить эффективнее? Целью исследования: определить влияние игровых приемов на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию будет эффективнее, если занятия будут включать в себя специально отобранный комплекс игровых приемов. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую, научную литературу по проблеме развития творческих способностей. 2. Изучить особенности процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 3. Изучить возможности влияния игровых приемов на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, математическая обработка данных эксперимента. Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития творческих способностей 1.1 Содержание понятия детского художественного творчества, творческих способностей в психолого-педагогической литературе В наше время России нужны люди, способные нестандартно, то есть творчески мыслить. К сожалению, современное обучение сохраняет нетворческий подход к усвоению изучаемого материала. Очень часто дети просто запоминают и воспроизводят информацию на основе типовых способов решения заданий. Однообразное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Отсюда мы делаем вывод - раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свое творчество. Следует помнить, что в понятие “детское творчество” входят такие понятия как “способности”, “воображение”, “творческий акт”, связанные между собой, без которых невозможно определить сущность детского творчества. Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности или многих деятельностей [3; 175]. К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую "часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней" [7; 112]. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. [8; 176]. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л.А. Венгер). [5; 256] Таким образом, обобщив разные точки зрения по определению способностей, мы пришли к выводу, что под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Но необходимо отметить, что способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Далее следует ответить на следующие вопросы: Чем способности отличаются от его знаний, умений и навыков? Р.С. Немов указывал, что имеются определенные отличия способностей человека от знаний, умений и навыков. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками [9; 400]. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним не сводятся. Возникает вопрос, что же понимается под способностями? Р.С. Немов отвечает на этот вопрос следующим образом. "Развитие способностей - это их совершенствование. Оно может проявляться, например, в появлении у человека новых способностей, таких, которых у него раньше не было. Развитие также может проявляться в превращении элементарных способностей человека в высшие способности". О развитии способностей говорят и в случаях, когда речь идет об улучшении уже имеющихся способностей, то есть о достижении человеком более высоких результатов в выполнении одной и той же деятельности. [9; 400] Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей. Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно участвуют в развитии соответствующих способностей у ребенка. Мы обращаем внимание, что делают это часто, не имея ни специальной программы, ни заранее продуманного плана целенаправленных действий, ни систематической оценки результатов своей деятельности и степени развития способностей ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей. Р.С. Немов указал два пути развития способностей: один из них теоретический, второй - практический. Обычно тот и другой пути сочетаются, и для того, чтобы способности человека развивались нормально, ему необходимы как знания, так умения и навыки [9;400]. Ознакомившись с работами Р.С. Немова, мы сделали вывод, что способности могут развиваться за счет различных вещей. Человек может получать знания, необходимые ему для формирования и развития определенных способностей. Он может вырабатывать у себя умения и навыки, входящие в структуру соответствующих способностей. И последний вопрос, на который необходимо ответить, каковы оптимальные условия развития способностей. Под оптимальными условиями развития способностей понимаются такие условия, при которых способности формируются и развиваются легко и быстро и достигают достаточно высокого уровня развития. [9; 400] Эти условия в своих работах определил психолог Р.С. Немов: 1. Наличие у человека определенных задатков. Задатки у человека следует целенаправленно выявлять, причем не только те, которые напрямую связаны с развитием способностей, но и другие задатки, имеющиеся у него. Это необходимо делать по той причине, чтобы использовать для развития способностей человека все имеющиеся у него задатки. 2. Своевременное, как можно раннее выявление задатков. Данное условие объясняется тем, что чем раньше начать формировать и развивать у человека способности, тем больших результатов в их развитии можно добиться. Однако важно в этой связи уловить самое начало проявления задатков и вовремя уловить желание человека развивать у себя соответствующие способности. Если речь идет о детях раннего возраста, то соответствующее желание у них проявляется в повышенном интересе к тому виду деятельности, с которым связано развитие данных способностей. 3. Активное включение человека в тот вид деятельности, в которой соответствующие способности формируются и развиваются. 4. Включение человека в разные виды деятельности, особенно такие, которые функционально связаны с формирующимися способностями и соответствуют имеющимся у человека задаткам. 5. Наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой развития соответствующих способностей. Важно также, чтобы сами педагоги имели соответствующие высокоразвитые способности. Последнее связано с тем, что формирование и развитие способностей идет не только на вербальном уровне, путем передачи знаний и с помощью словесных объяснений, но также через наблюдение и прямое подражание. 6. Применение для развития способностей современных, эффективных средств обучения, в частности, хорошо написанных технических средств обучения, разнообразных пособий. 7. Обеспечение систематического контроля и оценки процесса развития способностей как со стороны тех, кто их формирует и развивает, так и со стороны тех, у кого эти способности формируются и развиваются. Последнее важно для того, чтобы человек сознательно смог контролировать процесс развития у него способностей и в любой момент времени мог убедиться, что его способности действительно успешно развиваются. Это создает дополнительный внутренний стимул к их развитию. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого - либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт, по педагогическому словарю, характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который проявляется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всевозможных её решений. [6; 95] Творческое мышление в своем развитии проходит несколько этапов. Основой творческого мышления от рождения является природный фактор, это, прежде всего, безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс, которым обладают все нормальные дети. В младенческом и раннем детстве элементы творческого мышления начинают формироваться с развития эмоций и чувств, с окружающего мира, манипуляций с предметами окружающего мира, где они начинают самостоятельно решать практические задачи на наглядно - действенном уровне мышления, методом проб и ошибок на интуитивно - действенном уровне. Второй этап формирования творческого мышления начинается с сензитивного периода "почемучек", когда у детей начинает формироваться познавательный интерес к окружающему миру. В этот период у детей начинают формироваться воображение и творческая игра. Ребенок сам начинает манипулировать образами, формировать новые образы. На основе воображения начинает развиваться визуальное мышление. Поэтому для детей в учебно-воспитательный процесс нужно включать задания, задачи, упражнения, игры, направленные на развитие творческого воображения. Творчество детей дошкольного возраста понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать. Такое определение впервые дала Е.А. Флерина. По ее мнению, под развитием детского творчества понимается процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Этот процесс протекает неравномерно, при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его [14; 272]. Изучение детского творчества Е.А. Флериной показывает, что один и тот же ребенок одновременно обнаруживает различные "стадии" для творчества не только в разных материалах, но и в одном и том же материале, в зависимости от конкретного содержания изображаемого. Например, на одном и том же рисунке одни предметы - любимые, часто наблюдаемые и изображаемые - оказываются нарисованными лучше, другие хуже.[13; 156] Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Определить ступени детского творчества с их типическими признаками можно лишь на конкретном материале и содержании изображаемого, за определенный отрезок времени, по ведущей роли тех или иных показателей. В условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития. Что и как ребенок изображает, каково его отношение к явлениям и событиям жизни, - вопросы первостепенной важности. Система руководства должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. [17; 90] Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества. В соответствии с этим, Г.Г. Григорьева выделила показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей: 1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условных ситуациях. 2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели. 3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания. 4. Художественные специальные способности, позволяющие успешно решать творческие задания. 5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче. 6. Возникновение потребностей в творчестве. [16; 52] Детское изобразительное творчество, как считает Т.С. Комарова, может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.[6; 95] Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. Говоря о детском изобразительном творчестве, Т.С. Комарова исходит из понимания творчества как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Б. М. Теплов пишет: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение". [18; 102] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности. Таким образом, мы выявили, что понятие творчества обязательно нужно связывать с понятием способностей, что делается далеко не всегда. На основе изученной литературы, мы определили, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Само понятие "детского творчества" невозможно определить без таких взаимосвязанных понятий, как "творчество", "воображение", "творческий акт", которые составляют его сущность. |