Игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию
Скачать 3.49 Mb.
|
Глава 2. Изучение эффективности игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Практическая часть нашего исследования проходила на базе МБ ДОУ «Детский сад №256» комбинированного вида города Новокузнецка. Работа проводилась с января 2013 года по май 2013 года. В обследовании принимали участие дети в возрасте от 5 до 6 лет в количестве 12 человек: 8 девочек и 4 мальчиков. Женя Д.; Олеся Е.;Илья Г.; Света П.; Аня Г.; Глеб С.;Таня М.; Лёша В.; Ксюша Л.; Настя О.;Арина Д.; Сережа Ф. Дети, принимавшие участие в исследовании, систематически посещают МБ ДОУ с ясельной группы, не имеют отклонений в развитии. С детьми работают 2 воспитателя, которые имеют стаж работы 25 лет и 15 лет, опыт в профессиональной педагогической деятельности. Наше исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и 2 констатирующий эксперимент. 2.1 Выявление влияния игровых приемов на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Целью констатирующего эксперимента было выявления уровней творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активности в изобразительной деятельности. Для реализации поставленной цели констатирующего эксперимента было проведено занятие по рисованию на тему: «Среди невиданных зверей» (см. Приложение 1). При отнесении дошкольников к группам с определенным уровнем сформированности основных компонентов творческой деятельности был избран такой подход, при котором отнесение дошкольника к данной группе осуществлялось путем установления превалирования определенного уровня по показателю над другим (автор методики: Комарова Т.С.) Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует. Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость. Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. В процессе специфической детской деятельности дошкольники высокого уровня развития творческих способностей проявляют высокую умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации. Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их. В предпочитаемом виде деятельности достигают как правило хороших результатов. Таким образом, после проведения первого констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты, которые отобразили в таблице 2.1. (см. Приложение 1). На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показали двое детей (Ксюша Л., Настя О.) это составило 20%. Девочки всегда очень активны. Живо откликаются на все, что привлекает их внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь их. Очень редко обращается за помощью. У девочек высокая степень ответственности. Начатую работу доводят до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной, конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты их работы разнообразны. Проявляют интерес к рисованию, музыке. Обе девочки проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образца. Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показали семеро детей (Женя Д., Аня Г., Таня М., Арина Д., Олеся Е., Глеб С., Лёша В.), это составило 50%. Дети этого уровня подвижные, эмоциональные. В общении со взрослыми еще могут контролировать свои эмоции, а в общении со сверстниками нередко ведут себя развязано. Любят конструировать, но творчество проявляют недостаточно. Содержание рисунков этих детей на основе уже имеющихся образов, шаблонов. Решить творческую задачу самостоятельно они не могут, нечетко выражена последовательность действий. Низкий уровень в экспериментальной группе показали трое детей (Илья Г., Света П., Сережа Ф.), это составило 30%. Дети пассивные, медлительные. С трудом сосредотачивают свое внимание. На занятиях чаще всего вялые и апатичные. Очень трудно переключаются с одного вида деятельности на другую. Трудно привыкают к другому виду деятельности и обстановке. Много времени отдают рисованию. Рисуют охотно, но сюжеты однообразны. Творчество проявляют недостаточно – рисунки стереотипны. Таким образом, в результате проведенного констатирующего эксперимента было выяснено распределение старших дошкольников по уровням развития творческой деятельности в изобразительной деятельности. 2.2 Использование игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Вторым этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента, цель которого: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Для достижения поставленной цели мы подобрали тематическое планирование использование дидактических и творческих игр, которые будем проводить как на занятиях (см. Приложение №5), так и в свободное время (см. Приложение №4). Нашу программу мы реализовали в течение 4 месяцев (с января по май). Игры были включены в утренние отрезки времени, по 5-8 минут, с детьми в индивидуально-групповой работе. В ходе работы с детьми мы отметили следующее: у детей на протяжении четырёх месяцев наблюдался интерес к играм, они сами предлагали поиграть в ту или иную игру, так как данные игры были для них новыми и неизвестными. Вначале мы запланировали более легкие игры, направленные на развитие творческих способностей, затем постепенно добавляли более сложные игры. Из-за большого многообразия дидактических и творческих игр дети проявляли неподдельный интерес к ним. С некоторыми детьми (Илья Г., Света П., Сережа Ф.), у которых были замечены проблемы с реализацией творческих замыслов, проводилась дополнительная индивидуальная работа с целью наилучшего усвоения материала. Следует отметить, что изменения мы стали наблюдать уже в середине нашей работы: дети стали самостоятельно проявлять свое творчество как на занятиях так и вне занятий. На занятии по методике изобразительного творчества мы заметили изменения в ходе предыдущих занятий с детьми по рисованию, аппликации, когда давали детям различные задания такие как: «Любимые животные»; «Моя любимая игрушка». Также изменения наблюдались при проведении прогулки: дети самостоятельно придумывали творческие сюжеты и обыгрывали их. Проводя индивидуальную работу с детьми, у которых замечались отставания в проявлении творческих способностей, мы заметили, что после проведения индивидуальной работы дети стали увереннее себя чувствовать в различных творческих играх. В ходе нашей работы мы полностью реализовали весь комплекс игр с детьми по развитию творческих способностей. 2.3 Определение эффективности игровых приемов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию Третьим этапом нашей работы было проведение второго констатирующего эксперимента с целью определение эффективности использованных нами игровых приемов в процессе средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Для этого мы повторно провели диагностику уровня сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на специально организованном занятии по изобразительной деятельности на тему: «Среди невиданных зверей», проведенному аналогично занятию 1 констатирующего эксперимента (См. Приложение №1). При анализе рисунков мы использовали те же критерии и показатели что и в первом констатирующем эксперименте. Полученные результаты мы отобразили в таблице 2.2 (см. Приложение №3). Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей - 60%; к ним относятся дети Женя Д., Аня Г., Таня М., Ксюша Л., Олеся Е., Глеб С., Лёша В., Настя О. Дети самостоятельно выполняли рисунок. Замысел возникал до начала рисования. У детей высокого уровня замыслы устойчивы и разнообразны. Дети живо стали откликаться на все, что привлекало их внимание. Очень редко стали обращается за помощью. Сюжеты этих детей разнообразны. Стали проявлять интерес к рисованию. Проявили высокую творческую деятельность на занятии, стали активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Средний уровень развития творческих способностей имеют 40% детей; к ним относятся (Илья Г., Арина Д., Света П., Сережа Ф.). Дети выполняли рисунок с помощью взрослого, с его подачи. Замысел возникал в процессе рисования. Дети этого уровня подвижные, эмоциональные. В общении со взрослыми еще могут контролировать свои эмоции, а в общении со сверстниками нередко ведут себя развязано. Дети этого уровня любят конструировать, но творчество проявляют недостаточно. Решить творческую задачу самостоятельно они не могут, нечетко выражена последовательность действий. Низкого уровня в группе нет. По данным диагностики творческих способностей у нас получился следующий результат по экспериментальной группе – высокий уровень 60%, средний 40%. По данным второго констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что использованные нами игровые приемы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию являются эффективными. Вывод по главе 2 В начале нашего эксперимента по выявлению влияния игровых приемов на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию было проведено исследование уровня сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), результатом которого явилось получение данных об уровне творческих способностей (таблица 2.1). Исходя из результатов констатирующего эксперимента были разработаны занятия, включающие в себя специально отобранный комплекс игровых приемов и апробированы на практике. При подведении итогов формирующего эксперимента был проведен второй констатирующий эксперимент, где вторично было проведено исследование изменений в уровнях развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента была определена эффективность процесса формирования творческих способностей посредством применения на занятиях по рисованию игровых приемов. По результатам диагностики мы выявили, что уровень развития творческих способностей повысился у всех детей, немаловажную роль в этом сыграли специально организованные занятия по рисованию. Уровень развития творческих способностей детей экспериментальной группы в рисовании повысился значительно. Следовательно, если на занятиях по рисованию целенаправленно использовать игровые приемы, то это повысит уровень развития творческих способностей. Особенно хочется выделить, что Илья Г., Света О., Сережа Ф., имеющие на начальном этапе очень низкий уровень развития, в результате индивидуальной с ними работы значительно его повысили. В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы: - Старшие дошкольники проявляют большой интерес к игре, использованию игровых приемов на занятиях. - Отсутствие богатого игрового и жизненного опыта ограничивает творческие возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию в изображении в соответствии с особенностями игры. - Индивидуальная работа с детьми имеет важное значение для формирования детского художественного творчества, способностей. - Необходима специальная работа по развитию творческих способностей посредством игровых приемов на занятиях по рисованию. игровой творческий дошкольный рисование Заключение В связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, воображения, фантазии, то можно сказать, что развитие творческих способностей, является актуальной проблемой и поэтому мы решили изучить в теории и проверить на практике возможность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию. Для доказательства гипотезы были проведены теоретические изыскания и практические исследования. Теоретические изыскания заключались в изучении объекта и предмета исследования, рассмотрены психолого-педагогические аспекты изучения проблемы. Мы определились с понятием детского творчества, его особенностями, выявили условия, этапы творческой деятельности, условия развития творческой активности. Затем мы определили значение рисования, его специфику, определили эффективность его влияния на развитие художественного творчества. Были выделены условия формирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, определены задачи и содержание обучения рисованию и в связи с этим выделена методика руководства этой деятельностью. Таким образом, мы теоретически доказали гипотезу нашего исследования и перешли к проверке эффективности использования игровых приемов на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей на практике. Практическим этапом исследовательской работы стал педагогический эксперимент. Он проводился в три этапа: 1 и 2 констатирующий и формирующий эксперименты. На этапе первого констатирующего эксперимента по итогам рисования по замыслу, на тему «Среди невиданных зверей», был определен начальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. На этапе формирующего эксперимента проводился ряд дидактических и творческих игр. По окончанию формирующего эксперимента был снова определен уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе через проведение занятия по той же теме. Была определена динамика развития творческих способностей экспериментальной группы, вычислена сравнительная эффективность использования на занятиях рисованием специально организованных игровых приемов. Данное исследование, направленное на решение сложной задачи - развитие творческих способностей, подтвердило нашу гипотезу как теоретически, так и практически. Таким образом, результаты исследования дают возможность утверждать, что использование игровых приемов на занятиях по обучению рисованию детей старшего дошкольного возраста поможет развить творческие способности. Список литературы 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. [Текст] / - М.: Просвещение, 1966.- 160 с. 2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. [Текст] / - М.: Просвещение, 1956.- 112 с. 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / - М.: Педагогика, 1999.-175 с. 4. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. Саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.[Текст] -М.: - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 175 с. 5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.[Текст] / - М.: Просвещение, 1945.- 256 с. 6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. [Текст] / - М.: Педагогика, 1990.- 95 с. 7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1977.- 112 с. 8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошкол.)".[Текст] / - М.: Просвещение, 1981.- 176 с. 9. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. [Текст]- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 10. Программа воспитания и обучения в дет. Саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. [Текст] - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 208 с. 11. Программа "Развитие" (основные положения). [Текст] - М.: Новая школа, 1994. – 64 с. 12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. Саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - 2-е изд. [Текст] - М.: Просвещение, 1997. - 271с.: ил. 13. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. [Текст] М.: Просвещение, 1945.- 156 с. 14. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] - М.: Просвещение, 1945.- 272 с. 15. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1974.– 46-47 с. 16. Г.Г. Григорьева «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» [Текст] - М. «Просвещение».1995- 52-60 с. 17. Г.Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников». М. ИЦ «Академия» [Текст] - М. «Просвещение».1997- 90-91с. 18. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] /.-М. «Просвещение». 1992-102-105 с. 19. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] -М. «Просвещение». 2008- 57-60 с. 20.Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. [Текст] – М.: «Просвещение» 1995-54-57 с. 21.Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. [Текст]. / Г.Г. Григорьева – М.: «АСАDЕМА» 2000-40-46 с. 22. Иванова Э. Воображение и творчество дошкольника. // Дошкольное воспитание. [Текст] /. – М.: «Просвещение» 1987, №10, С. 5 – 12. 23. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. [Текст] /. – М.: «Просвещение» 1985. – 192 с. 24. Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Высшая школа. [Текст] – М.: «Просвещение» 1974. – 65-80 с. 25. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] /. – М.: «Просвещение» 1995 – 156 с. 26. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. [Текст] – М.: «Просвещение» 1984 – 213 с. 27. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. [Текст] – М,: АО «Столетие», 1998. 28. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. [Текст] /. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 160 с. 29. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей: Лабораторный практикум». [Текст] – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 30. Левин В.А. Воспитание творчества – [Текст] – М.: «Просвещение» 1993 – 299 с. 31. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. [Текст] – М.: «Просвещение» 1996 – 78 с. 32. Никишин Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст] / – М.: «Просвещение».1991 – 160 с. 33. Основные современные концепции творчества / Под редакцией Богоявленской Д.Б.[Текст] / – М.:– ДГМ, 1997 – 430 с. 34. Лук А.Н. Мышление и творчество. [Текст] / – М.: «Просвещение», 1976 – 142 с. 35. Львов М.Р. Школа творческого мышления. [Текст] / – М.: «Просвещение», 1976 – 10 с. 36. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] – М.: «Просвещение», 1996 – 180 с. Приложение 1 Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Среди невиданных зверей» Цель: выявить уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Материалы и оборудование: Листы бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в волшебной стране, которая называется «Среди невиданных зверей». В этой стране побывали очень многие дети. Попасть в нее не сложно, надо только иметь карандаши и лист бумаги, а еще немного фантазии. Все необходимое у нас с вами есть. А теперь давайте возьмем лист бумаги и свои карандаши, закроем глаза и скажем про себя волшебные слова, которые помогут на придумать волшебного животного. Вы согласны? Дети соглашаются. Воспитатель: Ребята, ваше животное не должно быть похоже на тех, которых вы уже знаете. Оно должно быть волшебным, необычным. Ваше животное будет жить вместе с животными ваших друзей в одной стране, название которой вы должны уже запомнить. Как эта страна называется? Дети: Среди невиданных зверей. Воспитатель: Правильно! А теперь взяли в руки свои карандаши и принялись за работу, нарисуйте своих невиданных, волшебных животных. А после того, как вы нарисуете, вы должны рассказать, как ваше животное называется, где оно живет, что ест, чем занимается. Хорошо? Дети выполняют задание. Воспитатель: Будьте смелее, проявляйте свою фантазию. У вас хорошо получается, молодцы? А теперь давайте вместе с вами рассмотрим рисунки, что у кого получилось и расскажем о своих волшебных животных всем. Дети рассказывают о своих рисунках. Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получилось замечательно, интересные рисунки. Придуманные вами животные, действительно, необычные, волшебные. Давайте мы вместе с вами отправим их в волшебный лес, в страну невиданных зверей. Дети относят рисунки на «зеленую поляну». Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Дети отвечают. Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Приложение 2 Таблица 2.1 Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Приложение 3 Таблица 2.2 Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Приложение 4 |